Индивидуальная программа наставничества
материал

Кудрявцева Римма Захаровна

Индивидуальная программа наставничества в дополнительном образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

Среднеахтубинского района Волгоградской области

УТВЕРЖДАЮБезымянный.jpg

   Директор МКУДО ДЮЦ

Среднеахтубинского района

         Э.В. Лысенкова Приказ № 14 от 16.02.2021 г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

на 2021-2023 г.

Наставник:

Кудрявцева Румия Закирьявна,

педагог дополнительного образования

Молодой специалист:

Будилина Анастасия Михайловна,

педагог дополнительного образования

Средняя Ахтуба, 2021

Пояснительная  записка

         Роль педагога в условиях модернизации системы образования в России возрастает значительно, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности.

Но  недостаток молодых квалифицированных кадров остаётся одной из актуальных проблем образовательных организаций. Многие выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в образовательные учреждения, а учреждения дополнительного образования обходят стороной. Творческие молодые специалисты, окончившие другие ВУЗы, сталкиваются с недостатком педагогических знаний и вскоре уходят  с центров детского творчества, избирая иной профессиональный путь.

         Программа «Наставничество» призвана помочь становлению молодого педагога, его активной позиции, формированию как личности и индивидуальности, а затем и как работника,  владеющего специальными умениями в данной области деятельности, закреплению его в организации дополнительного образования.

Актуальность разработки программы наставничества

          Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения  из-за   отсутствия   необходимого   опыта, педагогического образования. Если мы хотим, чтобы учреждения дополнительного образования были успешными, чтобы  коллективы пополнялись молодыми, творческими специалистами, очень важно в самом начале  педагогической карьеры  поддержать начинающего специалиста и делать это на непрерывной основе. На сегодняшний день внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях требует не только национальный проект «Образование», но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. Исходя из специфики работы учреждений дополнительного образования, наставничество необходимо не только молодому специалисту, выпускнику педагогического университета. В помощи нуждаются и  так называемые  начинающие свою деятельность в центрах детского творчества педагогические работники, имеющие большой опыт работы в учреждениях общего и дошкольного образования, а также специалисты, не имеющие педагогического образования.

Общие положения.

Цель программы: создание социально-психологических и организационно-методических условий для успешной адаптации молодого педагога в учреждениях дополнительного образования.

Задачи:

-обеспечить быструю и эффективную адаптацию молодого педагога, привить интерес к педагогической деятельности и закрепить в учреждении дополнительного образования;

-дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу с молодым педагогом на основе выявленных потенциальных возможностей;

-повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;

-развивать творческий потенциал начинающего педагога, мотивировать участие в инновационной деятельности, проследить динамику развития профессиональной деятельности;

-повышать продуктивность работы педагога и результативность в учреждении  дополнительного образования.

Сроки реализации программы: 2 года

Форма наставничества:  педагог – педагог

Вид наставничества: индивидуальное наставничество.

Тип наставничества: опытный педагог – молодой специалист.

Содержание  программы

Основные участники программы и их функции:

Наставляемый: Будилина А.М., молодой специалист, не имеющий педагогического образования, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях и принципах деятельности детско-юношеского центра.

Наставник: Кудрявцева Р.З., педагог дополнительного образования, имеющий  большой опыт работы в учреждении дополнительного образования.

 

 Формы и методы
работы педагога-наставника с наставляемым:

- индивидуальное консультирование;

- активные методы: методические объединения, практические занятия,

  взаимопосещение занятий, тренинги, собеседование, творческие мастерские,

  мастер-классы наставника.

Направления деятельности наставника

 с  учетом профессиональных потребностей  молодого  педагога:

- «наставник – проводник» обеспечит  подопечному знакомство с системой дополнительного образования «изнутри», объяснит принцип деятельности детско-юношеского  центра. Наставник будет осуществлять пошаговое руководство его педагогической деятельностью, организовывать взаимопосещение  занятий коллег и наставника, способствовать пропаганде инновационных педагогических идей и достижений через участие в конкурсах профессионального мастерства, транслировании опыта через выступления на методических и педагогических советах, семинарах и конференциях. Это поможет молодому педагогу осознать свое место в системе дополнительного образования;

- «наставник – защитник интересов»  поможет в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста, организует вокруг его профессиональной деятельности  атмосферу взаимопомощи и сотрудничества, поможет подопечному осознать значимость и важность его работы;

- «наставник - кумир» своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения  стимулирует профессиональное самосовершенствование молодого педагога. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации педагогической деятельности, стиль общения наставника;

- «наставник-консультант» работает над благополучием личности молодого педагога, реализуя функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит;

 -«наставник-контролёр»  контролирует правильность организации педагогической  деятельности молодого педагога, эффективность форм, методов, приёмов работы, проверяет его успехи.

 

Этапы деятельности наставника:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого педагога, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации  (первый год).

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования (первый-второй года).

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей (второй год).

Индивидуальный план педагога-наставника

Месяц

 Мероприятия

Ответственный

2021-2022 учебный год

Октябрь

Беседа «Будем знакомы» (знакомство молодого специалиста с наставником, традициями ДЮЦ,  правилами внутреннего распорядка, Уставом ОУ).

Кудрявцева Р.З., п.д.о. - наставник,

Будилина А.М., молодой педагог

Ноябрь

Практическое занятие по разработке и оформлению документации п.д.о.: ДООП, ежедневных занятий,  календарных учебных графиков.

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник

Декабрь

Творческая мастерская «Современное занятие: структура и конструирование»;

Практикум «Анализ занятия. Виды анализа»;

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник

Январь

Дискуссия  «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё». Анализ педагогических ситуаций. Выявление профессиональных  затруднений.

Кудрявцева Р.З., п.д.о. - наставник,

Будилина А.М., молодой педагог

Февраль

Тренинг «Развитие творческих способностей п.д.о.»;

Практикум «Подготовка и участие в конкурсах профессионального мастерства как условие профессионального роста молодого педагога».

Кудрявцева Р.З., п.д.о. - наставник,

Будилина А.М., молодой педагог

Март

Практикум «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями».

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник

Апрель

Творческая мастерская «Копилка интересных занятий». Разработки интересных занятий п.д.о. и молодого педагога.

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник

Май

Подведение итогов работы наставничества за учебный год. Методическая выставка достижений молодого педагога.

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник,

Будилина А.М., молодой педагог

В течение года

 Взаимопосещение занятий молодого педагога и педагога-наставника

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник,

Будилина А.М., молодой педагог

2022-2023 учебный год

Сентябрь

Беседа «Педагогическое самообразование. Участие в работе методического объединения, педагогического совета п.д.о.»

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник

Октябрь

Практикум «Знакомство с методикой подготовки обучающихся  к конкурсам»

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник

Ноябрь

Беседа «Имидж педагога». Обсуждение материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры»

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник

Декабрь

Тренинг «Пути и средства развития познавательной          активности обучающихся».

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник,

Будилина А.М., молодой педагог

Январь

Творческая мастерская «Методика проведения мероприятий и праздников»

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник,

Будилина А.М., молодой педагог

Февраль

Мастер-класс «Секреты мастерства. Как провести эффективно занятие»

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник

Март

Практикум «Аттестация п.д.о. как способ повышения профессиональной компетенции. Педагогическое портфолио»

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник

Апрель

Тренинг «Профессиональное выгорание и пути профилактики»

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник

Май

Анализ процесса адаптации молодого педагога: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон  педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов.

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник

В течение года

 Взаимопосещение занятий молодого педагога и педагога-наставника

Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник,

Будилина А.М., молодой педагог

Оценка результатов программы и ее эффективности.

Виды контроля работы молодого специалиста.

Первый год:

- обзорный контроль проводится в начале педагогической деятельности, в первый месяц, путём посещения занятий во всех объединениях с целью  ознакомления с профессиональным уровнем работы молодого педагога;

- предупредительный контроль  проводится в течении первого года работы с целью выявления и предупреждения ошибок в работе молодого педагога.

- повторный контроль позволяет устранить недостатки обзорного и предупредительного контроля.

Второй год:

- персональный контроль позволяет изучить всю работу молодого педагога за определенный период времени;

- при фронтальном  контроле проверяются знания, умения и навыки обучающихся, состояние и ведение документации (ДООП, учебные журналы, методический и дидактический материалы и т.д.).

Ожидаемые результаты

для молодого специалиста:

-повышение профессиональной компетентности в вопросах педагогики и

 психологии; разработка собственных продуктов педагогической деятельности    (публикаций, методических разработок, дидактических материалов); участие в профессиональных конкурсах, методических объединениях и семинарах; активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков

преподавания; успешное прохождение процедуры аттестации.

для наставника:

-эффективный способ самореализации;

-достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МКОУ «Брединская СОШ №4» на 2020/2024 годы

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образова-тельной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыко...

Индивидуальный план наставничества

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ НАСТАВЛЯЕМЫХ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА В РАЗРЕЗЕ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА Форма наставничества: «ученик - ученик» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВ...

Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов

В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адапта...

Индивидуальный образовательный маршрут и персонализированная программа наставничества (Учитель- наставник: Костюченко Н.Г.)

Дорожная карта по работе наставника с наставляемым Организация наставнической деятельности «Педагог-педагог» Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специ...

Индивидуальный план наставничества

Индивидуальный план наставничества с молодым специалистом...

Индивидуальный план наставничества для молодого специалиста по предмету "Информатика"

Наставничество – это важный этап в профессиональном становлении молодого специалиста. Этот план поможет создать поддерживающую среду, где новый учитель может развиваться, учиться и становиться у...