Индивидуальная программа наставничества
материал
Индивидуальная программа наставничества в дополнительном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_nastavnichestva_kudryavtsevoy_r.z.docx | 59.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Среднеахтубинского района Волгоградской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКУДО ДЮЦ
Среднеахтубинского района
Э.В. Лысенкова Приказ № 14 от 16.02.2021 г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
на 2021-2023 г.
Наставник:
Кудрявцева Румия Закирьявна,
педагог дополнительного образования
Молодой специалист:
Будилина Анастасия Михайловна,
педагог дополнительного образования
Средняя Ахтуба, 2021
Пояснительная записка
Роль педагога в условиях модернизации системы образования в России возрастает значительно, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности.
Но недостаток молодых квалифицированных кадров остаётся одной из актуальных проблем образовательных организаций. Многие выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в образовательные учреждения, а учреждения дополнительного образования обходят стороной. Творческие молодые специалисты, окончившие другие ВУЗы, сталкиваются с недостатком педагогических знаний и вскоре уходят с центров детского творчества, избирая иной профессиональный путь.
Программа «Наставничество» призвана помочь становлению молодого педагога, его активной позиции, формированию как личности и индивидуальности, а затем и как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности, закреплению его в организации дополнительного образования.
Актуальность разработки программы наставничества
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения из-за отсутствия необходимого опыта, педагогического образования. Если мы хотим, чтобы учреждения дополнительного образования были успешными, чтобы коллективы пополнялись молодыми, творческими специалистами, очень важно в самом начале педагогической карьеры поддержать начинающего специалиста и делать это на непрерывной основе. На сегодняшний день внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях требует не только национальный проект «Образование», но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. Исходя из специфики работы учреждений дополнительного образования, наставничество необходимо не только молодому специалисту, выпускнику педагогического университета. В помощи нуждаются и так называемые начинающие свою деятельность в центрах детского творчества педагогические работники, имеющие большой опыт работы в учреждениях общего и дошкольного образования, а также специалисты, не имеющие педагогического образования.
Общие положения.
Цель программы: создание социально-психологических и организационно-методических условий для успешной адаптации молодого педагога в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
-обеспечить быструю и эффективную адаптацию молодого педагога, привить интерес к педагогической деятельности и закрепить в учреждении дополнительного образования;
-дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу с молодым педагогом на основе выявленных потенциальных возможностей;
-повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
-развивать творческий потенциал начинающего педагога, мотивировать участие в инновационной деятельности, проследить динамику развития профессиональной деятельности;
-повышать продуктивность работы педагога и результативность в учреждении дополнительного образования.
Сроки реализации программы: 2 года
Форма наставничества: педагог – педагог
Вид наставничества: индивидуальное наставничество.
Тип наставничества: опытный педагог – молодой специалист.
Содержание программы
Основные участники программы и их функции:
Наставляемый: Будилина А.М., молодой специалист, не имеющий педагогического образования, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях и принципах деятельности детско-юношеского центра.
Наставник: Кудрявцева Р.З., педагог дополнительного образования, имеющий большой опыт работы в учреждении дополнительного образования.
Формы и методы
работы педагога-наставника с наставляемым:
- индивидуальное консультирование;
- активные методы: методические объединения, практические занятия,
взаимопосещение занятий, тренинги, собеседование, творческие мастерские,
мастер-классы наставника.
Направления деятельности наставника
с учетом профессиональных потребностей молодого педагога:
- «наставник – проводник» обеспечит подопечному знакомство с системой дополнительного образования «изнутри», объяснит принцип деятельности детско-юношеского центра. Наставник будет осуществлять пошаговое руководство его педагогической деятельностью, организовывать взаимопосещение занятий коллег и наставника, способствовать пропаганде инновационных педагогических идей и достижений через участие в конкурсах профессионального мастерства, транслировании опыта через выступления на методических и педагогических советах, семинарах и конференциях. Это поможет молодому педагогу осознать свое место в системе дополнительного образования;
- «наставник – защитник интересов» поможет в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста, организует вокруг его профессиональной деятельности атмосферу взаимопомощи и сотрудничества, поможет подопечному осознать значимость и важность его работы;
- «наставник - кумир» своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения стимулирует профессиональное самосовершенствование молодого педагога. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации педагогической деятельности, стиль общения наставника;
- «наставник-консультант» работает над благополучием личности молодого педагога, реализуя функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит;
-«наставник-контролёр» контролирует правильность организации педагогической деятельности молодого педагога, эффективность форм, методов, приёмов работы, проверяет его успехи.
Этапы деятельности наставника:
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого педагога, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации (первый год).
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования (первый-второй года).
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей (второй год).
Индивидуальный план педагога-наставника
Месяц | Мероприятия | Ответственный |
2021-2022 учебный год | ||
Октябрь | Беседа «Будем знакомы» (знакомство молодого специалиста с наставником, традициями ДЮЦ, правилами внутреннего распорядка, Уставом ОУ). | Кудрявцева Р.З., п.д.о. - наставник, Будилина А.М., молодой педагог |
Ноябрь | Практическое занятие по разработке и оформлению документации п.д.о.: ДООП, ежедневных занятий, календарных учебных графиков. | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник |
Декабрь | Творческая мастерская «Современное занятие: структура и конструирование»; Практикум «Анализ занятия. Виды анализа»; | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник |
Январь | Дискуссия «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё». Анализ педагогических ситуаций. Выявление профессиональных затруднений. | Кудрявцева Р.З., п.д.о. - наставник, Будилина А.М., молодой педагог |
Февраль | Тренинг «Развитие творческих способностей п.д.о.»; Практикум «Подготовка и участие в конкурсах профессионального мастерства как условие профессионального роста молодого педагога». | Кудрявцева Р.З., п.д.о. - наставник, Будилина А.М., молодой педагог |
Март | Практикум «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями». | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник |
Апрель | Творческая мастерская «Копилка интересных занятий». Разработки интересных занятий п.д.о. и молодого педагога. | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник |
Май | Подведение итогов работы наставничества за учебный год. Методическая выставка достижений молодого педагога. | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник, Будилина А.М., молодой педагог |
В течение года | Взаимопосещение занятий молодого педагога и педагога-наставника | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник, Будилина А.М., молодой педагог |
2022-2023 учебный год | ||
Сентябрь | Беседа «Педагогическое самообразование. Участие в работе методического объединения, педагогического совета п.д.о.» | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник |
Октябрь | Практикум «Знакомство с методикой подготовки обучающихся к конкурсам» | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник |
Ноябрь | Беседа «Имидж педагога». Обсуждение материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры» | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник |
Декабрь | Тренинг «Пути и средства развития познавательной активности обучающихся». | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник, Будилина А.М., молодой педагог |
Январь | Творческая мастерская «Методика проведения мероприятий и праздников» | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник, Будилина А.М., молодой педагог |
Февраль | Мастер-класс «Секреты мастерства. Как провести эффективно занятие» | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник |
Март | Практикум «Аттестация п.д.о. как способ повышения профессиональной компетенции. Педагогическое портфолио» | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник |
Апрель | Тренинг «Профессиональное выгорание и пути профилактики» | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник |
Май | Анализ процесса адаптации молодого педагога: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов. | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник |
В течение года | Взаимопосещение занятий молодого педагога и педагога-наставника | Кудрявцева Р.З., п.д.о.- наставник, Будилина А.М., молодой педагог |
Оценка результатов программы и ее эффективности.
Виды контроля работы молодого специалиста.
Первый год:
- обзорный контроль проводится в начале педагогической деятельности, в первый месяц, путём посещения занятий во всех объединениях с целью ознакомления с профессиональным уровнем работы молодого педагога;
- предупредительный контроль проводится в течении первого года работы с целью выявления и предупреждения ошибок в работе молодого педагога.
- повторный контроль позволяет устранить недостатки обзорного и предупредительного контроля.
Второй год:
- персональный контроль позволяет изучить всю работу молодого педагога за определенный период времени;
- при фронтальном контроле проверяются знания, умения и навыки обучающихся, состояние и ведение документации (ДООП, учебные журналы, методический и дидактический материалы и т.д.).
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
-повышение профессиональной компетентности в вопросах педагогики и
психологии; разработка собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов); участие в профессиональных конкурсах, методических объединениях и семинарах; активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков
преподавания; успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
-эффективный способ самореализации;
-достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МКОУ «Брединская СОШ №4» на 2020/2024 годы
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образова-тельной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыко...
Индивидуальный план наставничества
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ НАСТАВЛЯЕМЫХ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА В РАЗРЕЗЕ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА Форма наставничества: «ученик - ученик» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВ...
Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов
В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адапта...
Индивидуальный образовательный маршрут и персонализированная программа наставничества (Учитель- наставник: Костюченко Н.Г.)
Дорожная карта по работе наставника с наставляемым Организация наставнической деятельности «Педагог-педагог» Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специ...
Индивидуальный план наставничества
Индивидуальный план наставничества с молодым специалистом...
Индивидуальный план наставничества для молодого специалиста по предмету "Информатика"
Наставничество – это важный этап в профессиональном становлении молодого специалиста. Этот план поможет создать поддерживающую среду, где новый учитель может развиваться, учиться и становиться у...