Рабочая программа по учебному курсу "Индивидуальный проект"
рабочая программа (10 класс)

Родионова Виталина Петровна

Рабочая программа по учебному курсу "Индивидуальный проект"  с тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kursu_individualnyy_proekt_.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 города Коряжма»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол №1

от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

________________________

Лахтионова М.А.

от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ "СОШ №4"

________________________

Кудрявцева О.Ф.

приказ №210-од

от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Индивидуальный проект»

в 10 классе

(34 часа)

Коряжма 2023 год

Рабочая программа по учебному курсу «Индивидуальный проект» для обучающихся 10 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Коряжма» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от №413 (с изменениями). Реализация рабочей программы предполагается в условиях классно-урочной системы обучения, на ее освоение по учебному плану школы на 2023-2024 учебный год отводится 68 часов в год, 1 ч. в неделю. Структура рабочей программы соответствует Положению о рабочей программе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Коряжма»

Пояснительная записка

Метапредметный курс «Индивидуальный проект» в целях обеспечения требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования призван создать условия для индивидуальной проектной деятельности, ориентированной на развитие комплекса метапредметных результатов обучающихся, осваивающих среднее общее образование.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и является обязательным для выбора изучения всеми обучающимися на уровне среднего общего образования.

При разработке рабочей программы курса «Индивидуальный проект» для 10 класса в основу положены следующие документы:

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от г. № 413 (с изменениями и дополнениями): п.11. Индивидуальный проект. Требования к организации. Требования к результатам;
  • СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от N 189 (с изменениями и дополнениями);
  • Основная образовательная программа МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Коряжма»
  • Примерная программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования / Д.А. Логинов. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 20 с.

Цель изучения метапредметного курса «Индивидуальный проект»: формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу среднего общего образования.

Задачи:

  1. сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  2. выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  3. продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  4. развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
  5. мониторинг личностного роста участников проектно -исследовательской деятельности.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение 10 класса в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного типа.

Прохождение тем рабочей программы по предмету «Индивидуальный проект» возможно с использованием информационных систем для организации образовательного процесса с электронным обучением и применением дистанционных образовательных технологий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

-личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и

-межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

-метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно- исследовательской, проектной и социальной деятельности;

-предметным, включающим:

  • освоенные обучающимися в ходе изучения учебного курса умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

Результаты выполнения индивидуального проекта обучающегося должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
  • навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, умение доказывать ее актуальность;
  • умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  • умение выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
  • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
  • умение работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
  • рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
  • оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.

Учебно-тематический план

Темы модулей

Количество

часов

Культура исследования и проектирования

7

Самоопределение

2

Работа над замыслом проекта

3

Предварительная защита и экспертная оценка

1

Презентация и защита проекта (обучение)

3

Управление реализацией проектов и подготовкой к защите

13

Защита проекта

3

Рефлексия по курсу

2

Всего

34

Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект»

Понятие «проект». Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Требования к итоговому индивидуальному проекту выпускника школы.

Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект. Практический проект. Управление проектами.

Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный проект учащегося – дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Структура и содержание учебного проекта.

Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Исследовательские проекты. Исследовательское поведение как творчество. Научные теории. Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования. Построение гипотезы. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и выводы.

Выбор темы. Определение целей и темы проекта.

  1. . Выбор цели. Постановка задач. Формулировка цели.
  1. Виды информации. Анализ информации. Подготовка возможных форм представления результатов. Письменный отчет. Методы поиска информации. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.
  2. Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса.
  3. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).

Критерии оценивания проектов разного типа.

Проблемы и решения на уровне социума. Понятие «чья-то боль» как основа проекта.

Выбор типа личного проекта. Выбор продукта будущего проекта. Понятие результата и продукта проекта. Результат исследования. Отличия.

Критический взгляд на актуальность проекта.

Понятие паспорта проекта. Шаблоны паспортов разного типа.

Особенности письменного представления информации: схемы, таблицы, графики.

Главные предпосылки успеха публичного выступления.

Критерии оценивания проектов. Особенности публичного выступления. Спитч. Приемы привлечения внимания.

Понятие успешного проекта. Презентация идеи. Способы повышения привлекательности идеи.

Самооценка как способ улучшения проекта. Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.

Реализация идеи проекта

Особенности подготовки публичного выступления. Одежда. Жесты, Умение отвечать на вопросы.

Курсовое проектирование и его роль в вузе.

Современные бизнес проекты России и мира.

Организация праздника как проектная деятельность.

Рефлексия по итогам выполненного проекта. Понятие работы над ошибками. Дорожная карта саморазвития. Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели.

Учебно-методическое, материально-техническое, кадровое обеспечения образовательной деятельности

Список литературы:

  1. Индивидуальный проект. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС Половкова М.В., Носов А.В., Половкова Т.В., Майсак М.В., - Просвещение:, 2022, - 60 с.
  2. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10–11 классы. Учебное пособие / Л. Е. Спиридонова, Б. А. Комаров, О. В. Маркова, В. М. Стацунова. — СПб. : КАРО, 2019. — 104 с.

Интернет-ресурсы:

Глобальная школьная лаборатория #.WaXDS61ePfY

Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

В реализации программы могут быть использованы учебные лаборатории при кабинетах образовательных учреждений, образовательных организаций – партнёров.

Для реализации программы необходимо мультимедийное оборудование кабинетов, рабочие места для обучающихся.

Программа реализуется учителями, прошедшими соответствующую подготовку в области руководства проектно-исследовательской деятельностью обучающихся.

Календарно-тематическое планирование уроков по программе «Индивидуальный проект»

в 10 классе 2023-2024 учебный год.

№п/п

Тема урока

Дата

Контроль

план

факт

Модуль 1. Культура исследования и проектирования ( 7ч).

Введение. Организация работы учебного курса. Что такое проект и почему реализация проекта. Требования к итоговому индивидуальному проекту.

Определение понятия «проект». История проектов.

Структура учебного проекта. Классификация проектов. Актуальность проекта.

Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.

Тема проекта. Продукт проекта.

Целеполагание в проектах. Задачи проекта.

Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации. Этические законы заимствования информации, соблюдение авторских прав.

Планирование проекта.

Практические занятия на применение методов исследования (опрос, беседа, тестирование, наблюдение, диагностика, изучение продуктов деятельности человека, эксперимента)

Тест

Критерии оценивания проектов.

Модуль 2. Самоопределение (2ч.)

Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.

Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования.

Практическое занятие по выбору продукта своего проекта.

Знакомство с идеями одноклассников. Оценка значимости идеи.

Оценочный лист

Модуль 3. Замысел проекта (3 ч).

Паспорт проекта. Роль паспорта. Шаблоны паспорта.

Тема личного проекта. Актуальность проекта. Противоречия и проблемы. Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и задач проекта.

Прогнозирование результатов личного проекта.

Поиск недостающей информации.

Модуль 4. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (1ч.)

Оцениваем макеты проектов сверстников.

Оценочный лист

Модуль 5. Презентация проекта (3 ч.)

Правила оформления хорошей презентации. Шаблоны презентаций. Практическая работа над презентацией проекта.

Практическое занятие. Правила оформления ссылок, рисунков, таблиц. Правила оформления

иллюстративного материала (чертежи, графики, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы)

Речь на защите проекта.

Практическое занятие. Выступления с защитой своей идеи.

Монолог

Модуль 6. Управление реализацией проектов и подготовкой к защите (13ч.)

Практическая работа. Реализация индивидуального проекта.

Практическая работа. Реализация индивидуального проекта.

Практическая работа. Реализация индивидуального проекта.

Практическая работа. Оформление продукта проекта.

Макет

Проблемы и трудности в реализации проекта (помощь учащимся).

Создание информационного постера о проекте к конференции.

Макет

Консультации по результатам реализованных проектов.

Практическая работа. Подготовка выступления на защите проекта.

Макет

Практическая работа. Презентация личного проекта.

Макет

Практическая работа. Заполнение паспорта проекта.

Черновик

Консультации по выступлениям на защите проекта.

Практическая работа. Самооценка проекта.

Подготовка к защите проекта

Модуль 7. Презентация индивидуального итогового проекта (3ч.)

Защита проекта (группа 1)

Оценочный лист

Защита проекта (группа 2)

Оценочный лист

Защита проекта (группа 3)

Оценочный лист

Модуль 9. Рефлексия по курсу (2 ч.)

Практическая работа. Анализ проектной деятельности в моей жизни.

Рефлексия по курсу.

Оформление списка литературы. Правила оформления текстуальной части письменных работ (шрифт, нумерация

таблицы, формулы, числовые величины)

Способы и формы представления данных.

Практическое занятие. Правила оформления ссылок, рисунков, таблиц. Правила оформления

иллюстративного материала(чертежи, графики, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы)

Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы.

Практическое занятие. Пробное моделирование учебного проекта, работа в группах, обсуждение результатов.

Требования к оформлению проектной работы.

Особенности подготовки к защите письменных работ. Подготовка текста выступления. Подготовка отзывов и

рецензий. Общие правила процедуры защиты письменных работ.

Публичное выступление. Главные предпосылки успеха публичного выступления.

Защита проекта.

Защита проекта

Подведение итогов

Резерв

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Индивидуальный учебный проект" 10-11 классы

    Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный учебный проект» представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительную записку, содержание учебного предмет...

Рабочая программа "Индивидуальный учебный проект" 10-11 классы

          Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизиров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине: «Индивидуальный проект» Уровень образования: СОО Срок реализации: 2 года (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный учебный проект «Я-исследователь» для учащихся 10-11классов разработана на основе Федерального государственного обр...

Рабочая программа по учебному курсу «Индивидуальный проект по биологии»

Программа учебного курса «Индивидуальный проект по биологии» рассчитана на 34 учебных часа, для обучающихся 10 класса....

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...

Рабочая программа по учебному курсу "Индивидуальный итоговый проект"

Данная программа позволяет реализовать требования ФГОС и помочь обучающимся в написании индивидуального проекта...