РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине: «Индивидуальный проект» Уровень образования: СОО Срок реализации: 2 года (10-11 класс)
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный учебный проект «Я-исследователь» для учащихся 10-11классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_ind_pr_moya.docx | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 29»
Рассмотрено и согласовано Педагогический совет Протокол № _______ от «___» ___________ 202_ г. | Утверждено Директор МАОУ «СОШ № 29» ____________ А.М. Сазанов Приказ № ______ от «___» ___________ 202__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине: «Индивидуальный проект»
Уровень образования: СОО
Срок реализации: 2 года (10-11 класс)
Составители:
Гапонова Наталья Михайловна
ГО Ревда
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный учебный проект «Я-исследователь» для учащихся 10-11классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
Согласно ФГОС среднего общего образования, индивидуальный проект представляет собой особую форму деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов ФГОС СОО является защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования. Индивидуальный проект или учебное исследование может выполняться по любому из следующих направлений: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерно-конструкторское; информационное; творческое.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время - компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Срок реализации программы: 2 года.
В учебном плане среднего общего образования элективный курс представлен в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, как обязательный курс для всех профилей из расчета часов: 68 часов за два года обучения, в том числе: в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной.
Основная цель элективного курса «Индивидуальный проект»: создание условий для формирование основных методологических компетентностей у обучающихся, осваивающих основную образовательную программу среднего общего образования.
Задачи курса
1. Способствовать формированию: − основных методологических знаний применительно к познавательному процессу в целом, к исследованию в конкретной предметной области; − методологических знаний в контексте реализации идей проектной и учебно-исследовательской деятельностей; − основных методологических умений в контексте проектной и учебно-исследовательской деятельностей.
2. Создать условия для развития: − аналитических и синтетических умений на основе целенаправленного изучения литературы; − познавательных умений, ориентированных на освоение содержания методологической направленности; − умений по идентификации внешних объектов, умений по самоидентификации; − умений по корректному предъявлению информации.
Место в образовательной программе.
Содержание элективного курса может быть использовано как в учебной, так и во внеурочной деятельностях. Программа элективного курса рассчитана на 68 учебных часов. Количество часов по программе: 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Основные результаты обучения в рамках элективного курса должны отразить:
1) развитие личности субъектов образовательного процесса средствами предлагаемого курса: − повышение общекультурного уровня обучающихся; − формирование научного мировоззрения; − развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных умений; − степени готовности к самообразованию и последующему профессиональному самоопределению;
2) степень овладения методологическим компонентом реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми методологическими компетентностями, составляющими основу содержания образования.
Планируемые личностные результаты включают:
− личностное, профессиональное самоопределение;
− формирование у субъектов образовательного процесса основ построения системы причинно-следственных связей применительно к процессу обучения;
− определение комплекса побудительных мотивов в области образовательной деятельности;
− формирование основ нравственно-этического оценивания осваиваемого содержания образования, обеспечивающее нравственный выбор на основе социокультурных ценностей.
Планируемые метапредметные результаты включают группу регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, определенных ФГОС.
Регулятивные универсальные учебные действия:
− целеполагание на основе соотнесения освоенного и непознанного компонентов содержания образования;
− планирование как комплекса последовательностей действий на основе и средством анализа конечного результата;
− прогнозирование результата и уровня освоения его временных характеристик;
− контроль в форме сопоставления механизмов реализации и результата с абстрактной моделью (конкретным результатом), последующим анализом возможных отклонений;
− коррекция – внесение необходимых дополнений в рассматриваемую модель, и способ действия в случае расхождения полученного результата и планируемого (модели);
− оценка (самооценка);
– выделение и осознание субъектами образовательного процесса уровня и качества освоенного материала.
Познавательные универсальные учебные действия:
− самостоятельное вычленение (формирование) и формулирование познавательной цели;
− определение стратегии информационного поиска применительно к объекту и предмету исследования. Построение тактики информационного поиска;
− умение структурировать знания;
− развитие монологической речи;
− выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
− рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
− постановка вопросов, целенаправленное обучение постановке вопросов (образовательные и коммуникативные цели);
− управление поведением коллеги по деятельности, группы
– контроль, коррекция, оценка действий, перспективы;
− научный стиль изложения результатов деятельности, логики, механизмов, методологии познавательной деятельности;
− владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Планируемые предметные результаты.
В результате обучения по программе элективного курса предполагается формирование умений:
− формулировать цели и задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности;
− планировать деятельность по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности;
− реализовать запланированные действия для достижения поставленных цели и задач;
− оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом, учебным исследованием;
− осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью, задачами и конечным результатом;
− использовать технологию учебного проектирования;
− презентации результатов проекта, учебного исследования;
− осуществлять осознанный выбор направлений продуктивной деятельности.
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:
- конференций,
- семинаров
- круглых столов и т.д.
Формы контроля освоения программы
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть представлены два элемента проектной-исследовательской работы:
- защита темы проекта/исследования (идеи);
- защита реализованного проекта/исследования.
Шкала оценки за выполнение и содержание проекта/исследования
Критерии | Характеристика | Баллы | Итог баллов | |||
1. Обоснованность актуальности темы – целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность | Обоснована; аргументы целесообразны | 2 |
| |||
Обоснована; целесообразна часть аргументов | 1 |
| ||||
Не обоснована, аргументы отсутствуют | 0 |
| ||||
2. Конкретность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме | Конкретны, соответствуют | 2 |
| |||
Неконкретны или не соответствуют | 1 |
| ||||
Целей и задач нет или не соответствуют теме | 0 |
| ||||
3. Обоснованность выбора методов работы – обеспечивает или нет достижение цели | целесообразна, обеспечивает | 2 |
| |||
сомнительна | 1 |
| ||||
явно нецелесообразна | 0 |
| ||||
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования | Использованы достаточное количество источников информации | 2 |
| |||
Использовано недостаточное количество информации | 1 |
| ||||
Необоснованный подбор информации | 0 |
| ||||
5. Всесторонность и логичность обзора – освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы | Освещена значительная часть проблемы | 2 |
| |||
Проблема освещена фрагментарно | 1 |
| ||||
Проблема не освещена | 2 |
| ||||
6. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором работы | Доступны для самостоятельного выполнения | 2 |
| |||
Выполнимы под наблюдением специалиста | 1 |
| ||||
Выполнимы только специалистом | 0 |
| ||||
7. Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта | Эксперимент логичен и обоснован | 2 |
| |||
Эксперимент частично логичен и обоснован | 1 |
| ||||
Эксперимент не логичен и не обоснован | 0 |
| ||||
8. Наглядность представления результатов (графики, гистограммы, схемы, фото и т.д.) | Использованы все необходимые способы | 2 |
| |||
Использована часть способов | 1 |
| ||||
Использован только один способ | 0 |
| ||||
9. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций | Приводятся и обсуждаются разные позиции | 2 |
| |||
Разные позиции приводятся без обсуждения | 1 |
| ||||
приводится и обсуждается одна позиция | 0 |
| ||||
10. Наличие собственной позиции (точки зрения) автора к изученной проблеме и полученным результатам | Автор имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать | 2 |
| |||
Автор имеет собственную точку зрения, но не может ее аргументировать | 1 |
| ||||
Автор не имеет собственной точки зрения (придерживается чужой точки зрения) | 0 |
| ||||
11. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач, гипотезе | Соответствуют, гипотеза оценивается автором | 2 |
| |||
Соответствуют частично | 1 |
| ||||
Не соответствуют, нет оценки гипотезы | 0 |
| ||||
12. Конкретность выводов и уровень обобщения | Выводы конкретны, построены на обобщении результатов | 2 |
| |||
Выводы неполные | 1 |
| ||||
Выводов нет, неконкретны | 0 |
| ||||
Максимальный балл | 28 |
|
Оценка проекта
Оценка | «5» | «4» | «3» |
Баллы | 28 - 25 | 24 – 21 | 20 – 17 |
Содержание учебного предмета, курса 10 класс.
Тема 1. Введение в проектную культуру.
Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Учимся выделять главную мысль. Навыки скоростного конспектирования. Системное мышление. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта.
Тема 2. Инициализация проекта.
Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел. Актуальность – аргументы, обоснованность. Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме. Обзор основных материалов по теме. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза. Методы проверки гипотезы – методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Тема 3. Базовое проектирование и исследование.
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика своей деятельности. Умение выделять главное в потоке информации, создание кейса для продуктивной работы над проектом. Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение. Умение донести до аудитории свой проектный замысел или исследование, умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1 страницы. План исследования, разработка карты исследования. Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта.
Тема 4. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности.
Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации. Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Интеллект-карты. Создание скетчей, или визуальных заметок. Инфографика. Скрайбинг. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Тренинг по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллект-карты. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося.
Содержание учебного предмета, курса 11 класса.
Тема 1. Презентация результатов проектной деятельности.
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление проектных работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в исследовании, проекте. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.
Тема 2. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности.
Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет. Представление результатов учебного исследования. Анализ информации, выполнение учебного исследования, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет. Оценка учебного проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели.
Тема 3. Коммуникативные навыки.
Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения. Вербальное и невербальное общение. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на понимание. Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии. Практическое занятие: Дискуссия. Практическое занятие: Дебаты. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ выступления. Практическое занятии: Публичное выступление. Публичная защита результатов проектной деятельности, исследований.
Тема 4. Рефлексия проекта. Индивидуальный прогресс.
Анализ рекомендаций и указанных ошибок. Исправление недочетов. Поиск аналогичных проектов, сравнение, выявление сильных и слабых сторон. Самоанализ сильных сторон и «зоны роста». Список литературы, которая поможет выйти на новый уровень.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 10 класс.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение в проектную культуру. | 6 |
2 | Инициализация проекта | 8 |
3 | Базовое проектирование и исследование | 12 |
4 | Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности | 8 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 11 класс.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Презентация результатов проектной деятельности | 8 |
2 | Защита результатов проектной и исследовательской деятельности. | 8 |
3 | Коммуникативные навыки | 8 |
4 | Рефлексия проекта. Индивидуальный прогресс. | 9 |
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, приказ №413 от 17.05.2012, Министерство образования и науки Российской Федерации
- https://mega-talant.com/biblioteka/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-individualnyy-uchebnyy-proekt-ya---issledovatel-92956.html
- http://gimnaz271.krsl.gov.spb.ru/inovac3/gimnazija_271_ehlektivnyj_kurs_individualnyj_proek.pdf
- https://n.school/wp-content/uploads/2019/09/Рабочая-программа-элективного-курса-_Индивидуальный-учебный-проект_.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Рабочая программа для одаренных учащихся фортепианного отделения Детской школы искусств срок реализации программы 4 года
В курсе «Музыкальная литература» сделан акцент на знакомство с понятием «стиль», предлагается изучение музыки XX в. Музыкальный материал разнообразен в тембровом отношении и охватывает практически все...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства молочной продукции»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производств...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства молочной продукции»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства м...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.02 «Докер-механизатор»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.02 «Докер-механизатор»...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электронно...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Музыка» 3-9 класс вариант II учебного плана Срок реализации: 7 лет
Рабочая программапо учебной дисциплине«Музыка» 3-9 классвариант II учебного планаСрок реализации: 7 лет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Общая физическая подготовка» ( внеурочная часть) для учащихся 7-8-9 классов на 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка (ОФП)» для 7-9 класса разработана с учётом требований следующих нормативных документов:...