Я ВЫБИРАЮ БУДУЩЕЕ
материал (8 класс)
расширение знаний учеников об ошибках в выборе профессии, выявление основных причин неправильного выбора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnoe_meropriyatie_ya_vybirayu_budushchee.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Я выбираю будущее
Класс: 8
Цель занятия: расширение знаний учеников об ошибках в выборе профессии, выявление основных причин неправильного выбора.
Задачи занятия:
дидактическая – познакомить учащихся с понятиями ошибок в выборе профессии; с профессиями, необходимыми требованиями и качествами требующимися для данных специальностей; выявить уровень личных профессиональных склонностей;
создать условия для формирования чувства ответственности через осознание «я делаю свою жизнь сам»;
развивающая– формировать потребность в успешной самореализации, содействовать личному и профессиональному самоопределению выпускников; способствовать развитию навыков коммуникативности, анализа ситуаций, само рефлексии;
воспитательная – воспитывать у учеников бережное, ответственное отношение к своему выбору.
Используемые методы: рассказ, словесная иллюстрация, тестирование, разбор ситуаций.
Ход мероприятия
- Введение
Здравствуйте, ребята! Сегодня классный час с вами проведу я.
- Объявление темы и постановка целей
Тема нашего классного часа: «Я выбираю будущее». Каждое слово из темы будет отражать не только содержание, но и цель нашего мероприятия. Итак, начнём: первое слово в теме «Я».
Как вы считаете, кто будет сегодня главным действующим лицом? Правильно, каждый извас. Давайте обратимся к вашему «Я».
а) Упражнение от педагога-психолога
Я предлагаю вам встать, образовав круг, и, начиная со слова «Я», похвалите себя. Например, я – честный. При этом необходимо передать мячик соседу справа.
А теперь, передавая мяч друг другу похвалите своего соседа.
(Учащиеся занимают свои места)
- Ребята, сложное ли это задание было для вас? Что было легче: говорить о себе, или о соседе?
- Мы, сейчас посмотрели на себя с точки зрения себя самого и своего соседа.Оказывается, что мнение самого себя, и мнение окружающих не всегда сходятся.Существует такое понятие как -Я – КОНЦЕПЦИЯ. Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. Она формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания.
Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.
(Учащиеся занимаютсвои места)
Следующее слово в названии темы «ВЫБИРАЮ». Приведите примеры ситуаций, когда приходится делать выбор. Пусть эти ситуации отражают разные стороны нашей жизни. (покупки в магазине, на рынке, выбор друзей, увлечений и т.д.)
- Оказывается, выбор приходится делать всегда, но выбор бывает разный: легкий или простой, который можно делать практически не задумываясь и очень важный, непростой, который нужно серьезно обдумывать.
Ребята послушайте, пожалуйста притчу.
Текла по земле река. С горы спустилась, через лес прожурчала, через луг проскользнула, степь прорезала, до пустыни добралась. Тут и задумалась: как ей перебраться через горячую пустыню? Спрашивает она у солнца:
— Ты с высоты светишь, все видишь. Смогу ли я пустыню преодолеть?
— Не сможешь. Высохнешь. Я всю пустыню своим жаром сожгло — и тебя спалю. Пустыня для реки — смерть.
Спрашивает река у ветра:
— Ты быстр, летаешь, где хочешь. Всё видел, всё знаешь. Скажи, удалось ли хоть одной реке через пустыню перебраться?
— Видел я в пустыне русла пересохшие, — отвечает ветер. — Ни одна река не смогла пустыню пересечь. Пустыня для реки — смерть.
Задумалась река. И тут подползает к ней чёрная змея:
— Знаю, — шипит, — как твоё желание исполнить. — Умри — и переберёшься через пустыню. Позволь мне яду своего в тебя пустить. Станет твоя вода отравленной, ни солнце, ни ветер к ней не притронутся. Так и дотекут мёртвые воды до другого конца пустыни.
Но река решила:
— Если суждено мне умереть — умру лучше от лучей светлого солнца, чем от яда чёрной змеи.
И, сделав свой выбор, стала таять река под лучами солнца, превращаясь в белое облако. А как растаяла, ветер перенёс её на другой край пустыни, где пролилось облако дождём. Дождевые воды соединились в поток, и потекла река дальше. Оказывается, всё дело в выборе…
Сейчас вам предстоит тоже сделать выбор, он не будет сложным. Выглядеть он будет в виде психологического теста.
Выберите любую, понравившуюся вам, фигурку(треугольник, квадрат, зигзаг, круг).
Вам, наверняка, интересно, что же обозначает каждое изображение на ваших карточках. Каждый из вас не случайно взял ту или иную картинку. Вы выбрали фигуру в соответствии с вашим внутренним миром. И снова, ребята мы обращаемся к понятию Я-КОНЦЕПЦИЯ, только теперь посмотрели на себя со стороны психологии.
Я сейчас попробуюрасшифровать что же обозначают ваши фигуры.
Итак, круг– символ гармонии, заинтересован в хороших межличностных отношениях, доброжелательный, чувствительный, сопереживающий, неконфликтный. Отличный коммуникатор, прекрасно чувствует себя в обществе;
квадрат – неутомимый труженик, любит порядок, предсказуемую жизнь, организует людей и вещи вокруг себя. Выносливый, терпеливый, исполнительный. Слывут эрудитами, им необходима постоянная потребность в информации;
треугольник – символ лидерства, концентрируется на главной цели и достигает ее. Энергичный, рискованный, категоричный. Стремится достичь высокого результата, приобрести высокий статус, сделать карьеру;
зигзаг – символ творчества, креативности, истинный мыслитель. Увлекающийся, эмоциональный, восторженный. Склонны видеть мир постоянно меняющимся. Постоянно устремлены в будущее.
В нашей теме осталось ещё одно слово.Это слово «БУДУЩЕЕ». А что такое будущее? (Возможные ответы учащихся:«То, что следует за настоящим; то, что будет…»)
Представим, что будущее – поезд, но он без пассажиров. Пассажирами станут существительные, которые и определяют, на ваш взгляд, будущее любого человека, например, будущее – это карьера и т.д. Выберите эти существительные на ваших карточках. (с прикреплением на доске)
Будущее каждого человека складывается из множества составляющих. Определить, какие из них более главные, какие менее, достаточно сложно. Сегодня мы остановимся лишь на трёх составляющих, без которых невозможно представить будущее любого человека: здоровье, семья, профессия(вывешивается на доске).
- Моё будущее – здоровье
Самое ценное, что есть у человека, – это жизнь, а самое ценное в жизни – это, конечно, здоровье. В словаре даётся такое определение здоровья: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
Рифмоплёты (1, 2 группы)
О здоровье сегодня поговорим с помощью четверостиший, которые вы составите на заданные рифмы:
не купить – следить – начать – не терять;
решать – выбирать – дышать – отдыхать
- Моё будущее – семья
Мы определили, что будущее – это и семья.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Портрет семьи (3 и 4 группы)
Попробуем представить, вашу будущую семью. Перед каждой группой будет стоять своя задача: представить портрет главы семьи (мужа), жены, ребёнка, традиции вашей семьи.
-А теперь в ваших группах следует сделать выбор: определите, кто будет представлять ваше задание.
- 1 и 2 группы поделитесь своими рецептами здоровья (каждая группа представляет своё четверостишие).
- Моё будущее – профессия
Конечно, будущее невозможно представить без какой-либо профессиональной деятельности.
Выбор профессии - эта тема очень важна, так как скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы подумать, и выбрать из более 55 тысяч профессий! (слайд с редкими профессиями) Из огромного множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибки. Сегодня я хотела бы поговорить с вами об ошибках в выборе профессии и о серьезности своего выбора. Поэтому тема занятия выбрана не случайно «Выбор профессии — дело серьезное».
- Особенности ошибок в выборе профессии
Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок колбасы, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать, если лишнее отрежет хирург.
а) Анализ ситуаций, выполнение заданий
У вас на столах лежат карточки с разными ситуациями. Давайте их разберем и порассуждаем о правильности выбора.
Карточка 1
Девушка хочет поступить в педагогический колледж и работать учителем начальных классов, как ее любимая учительница. В то время, она по характеру довольно замкнутая, не любит читать книги, увлекается разведением комнатных растений, предпочитает одиночество. Может ли девушка стать хорошим учителем?
Карточка 2
Юноша 17 лет. Выбрал профессию следователя и собирается поступать в среднюю школу милиции по совету друга, который хочет работать в милиции. Имеет сниженное зрение и часто болеет. Занимается в радиотехническом кружке. Подходит ли профессия следователя для этого юноши?
Карточка 3
Девушке очень нравится рисовать, особенно придумывать разные стили одежды. Подруги восхищаются ее работами. Говорят, что у нее хороший вкус.
Рядом с населенным пунктом, где проживает девушка, находится колледж, в который она собралась поступать по специальности учитель ИЗО. Других специальностей, связанных с учетом ее интересов, в пределах региона нет. Правильно ли поступает выпускница?
Карточка 4
Витя давно увлекается техникой. Вместе с отцом он собрал малогабаритный трактор. По физике имел хорошие и отличные оценки. Витя мечтал поступить в машиностроительный институт. Но после окончания девятого класса его лучший друг уговорил Витю поступать в ПУ по профессии портной верхней одежды. Поддавшись на уговоры, Витя изменил своей мечте и поступил вместе с другом в ПУ. Какую ошибку допустил Витя? К чему она может привести?
Под типичными ошибками при выборе профессии понимают результат неправильных действий в процессе выбора профессий, характерных для большинства учащихся.
Итак, каковы же основные ошибки в выборе профессии?
б) Типичные ошибки при выборе профессии
Незнание мира профессий | Незнание себя | Незнание правил выбора профессии |
1. Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. 2.Предубеждения в отношении престижности профессии. | 1. Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. 2.Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии. | 1, Отождествление учебного предмета с профессией. 2. Перенос своего отношения к человеку на профессию. 3. Выбор профессии «за компанию». 4. Неумение определить пути получения профессии. |
I. Незнание мира профессий (Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии.Предубеждения в отношении престижности профессии).
Одна из главных причин неправильного выбора – слабая информированность о мире профессий. Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии.
Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда. Вот почему необходимо стремиться получить информацию, узнать именно о современном облике конкретной профессии.
II. Незнание себя (Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья.Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии).
Для школьников часто характерна завышенная оценка своих способностей. Им кажется, что они могут овладеть любыми профессиями. Нельзя полагаться только на субъективные оценки своих свойств и качеств. Нужно с помощью специалистов объективно выявить свои профессиональные способности и возможности. Особенно многие допускают ошибки из-за переоценки состояния своего здоровья. Школьники часто не умеют соотнести свои способности с требованиями профессии.
III. Незнание правил выбора профессии (Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос своего отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии).
Некоторые из вас часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии: «Увлекаюсь физикой – стану физиком», «Люблю географию, историю – буду геологом, историком». Возможно, вам действительно нравится химия, но это еще не значит, что экспериментальные опыты, связанные с выделением резко пахнущих газов типа сероводорода, доставят интерес, удовольствие.
Может быть, вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело – любить читать книги и совсем другое – стать преподавателем литературы, не имея педагогических способностей, или заниматься литературным трудом, не владея писательским даром.
Не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбора профессии.
Так же рискованно переносить благожелательное личностное отношение к человеку на его профессию.
Часто говорят: «Стану, как мама, бухгалтером», «Буду, как папа, хирургом». В таких случаях надо проверить согласованность личного желания со своими индивидуальными способностями, а также потребностями рынка труда.
Случается и такое, что выпускники подают документы в учебное заведение «за компанию». Нередко это вызвано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Но сделать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным.
Обычно не каждый из них может определить свое будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и смелее. Часто через год-полтора учебы в техникуме или вузе возникает чувство разочарования, недовольства.
- Ребята, скажите, хорошо ли знаете себя, свою выносливость, здоровье?
- Хорошо ли вы знаете специфику профессий?
Так вот, немалую роль здесь играют курсы самоопределения и просветительская работа. Я хочу вам подарить памятки на память, где перечислены сайты на определение самооценки, профессиональных склонностей, которые надеюсь вам помогут не ошибиться в выборе своих профессий.
- Заключение
А закончить наш классный час хотела бы притчей о мудреце и бабочке.
Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.
Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него, жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".
Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
- Все в твоих руках...
Да, ребята, все в ваших руках!
Спасибо, ребята, за внимание! Надеюсь, что наш классный час был для вас интересным и плодотворным. Я получила огромное удовольствие от встречи и работы с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол"Выбирая профессию, я выбираю будущее"
Перед старшеклассниками всегда стоит сложный выбор - выбор профессии, а следовательно, и выбор всей дальнейшей жизненной траектории. Как помочь детям сделать правильный выбор и кто должен им в этом по...
Круглый стол на тема "Молодежь выбирает будущее"
Классный час для старшеклассников по теме "Молодёжь выбирает будущее" позволяет закрепить знания об основных принципах участия граждан в выборах, о значении участия граждан в выборах,воспит...
Классный час "Выбирая профессию – выбираю будущее"
Тема классного часа: Выбирая профессию – выбираю будущее Ролик «Ученик лекаря» (притча) Цель:-формировать информационную основу выбора профессии;- создать условия для форми...
Внеклассное мероприятие "Мы выбираем будущее"
материал по теме избирательного права, включая теоретический материал и "деловую игру"...
Классный час на тему: «Как нужно выбирать будущую профессию»
Данный классный час должен помочь учащимся осознать важность выбора будущей профессии; познакомить с основными критериями выбора профессии и объяснить значимость каждого из них; привлечь родителей уча...
Молодежь выбирает будущее
Ролевая деловая игра, азработанная для учащихся старших классов для знакомства с процедурой проведения предвыборной кампании,с правами голосующих и основными документами....
Выбирая профиль - выбираем будущее!
Вновь МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» радушно распахнула свои двери девятиклассникам школ муниципального района для продолжения обучения в профильных классах....