Литературная гостиная
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Литературная гостиная»
5-9 классы
Учитель: Ярушин Константин Владимирович
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта по литературе. Данная программа рассчитана на учащихся 5-9 классов средней общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по два часа в неделю. Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» предполагает углубленное изучение курса, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика; предполагает подготовку и участие в литературных конкурсах и вечерах.
Общая характеристика учебного курса
Курс «Литературная гостиная» направлен на решение вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.
Программа «Литературная гостиная» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.
В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.
Цель программы:
Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.
Задачи:
- развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- формирование основ читательской культуры;
- выработка привычки к вдумчивому чтению;
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Формы работы:
- Экскурсия в библиотеку;
- Презентация прочитанной книги;
- Выставка прочитанных книг;
- Викторина;
- Конкурс иллюстраций к любимой книге;
- Конкурс чтецов;
- Практические занятия с элементами игр;
- Дидактических и раздаточных материалов;
- Групповые занятия под руководством учителя;
- Индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное время;
- Индивидуальные консультации.
Описание места учебного курса:
Курс «Литературная гостиная» предназначен для учащихся 5-9 классов и рассчитан на 34 часов (1 час в неделю).
Краткое содержание курса по темам:
Тема №1. Литературная гостиная.
Знакомство с понятием «Литературная гостиная». Проектирование деятельности. Составление плана мероприятий на год.
Тема №1. Волшебный мир сказок.
Литература как институт искусства. Сказка как часть детской субкультуры. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Авторская сказка. Фэнтези. Сопоставительный анализ изученного материала.
Тема №2. Мир поэзии.
Знакомство с русскими поэтами. Изучение основ стихосложения и литературоведческого анализа. Разработка сценариев и организация литературно-музыкальных вечеров.
Тема №3. На страницах русской классики.
Изучение русской классической прозы. Понятие художественного мира произведения. Художественное время и пространство. Предметный мир. Персонажи. Современная проза. Любимая книга и автор. Пьеса. Разработка и организация собственных театральных представлений. Участие в школьных мероприятиях.
Планируемые результаты:
Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.
Предметные результаты:
- Расширение литературного образования, предусмотренного программой;
- Формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством,
- Формирование мировоззрения. Создание прочной базы для дальнейшего освоения курса литературы.
- Углубленное изучение основных литературоведческих терминов.
- Возможность овладения умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания.
- Определение выразительной функции слова, его полисемантизм.
- Осмысливание образов и картин мира, созданные писателями и поэтами.
- Удовлетворение познавательного интереса школьников к проблемам литературы, культуры речи.
- Овладение приемами анализа художественных произведений.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы:
1.Мифологичекий словарь под ред Мелетинской –М: Советская энцикломедия, 1991г
2.Единая коллекция образовательных ресурсов
3.Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143 4.Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.
5.Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.
6.Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов-на-Дону, 2007.
7.http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html. Информационный сайт для преподавателей спец.дисциплин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)
Сознание писателя определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс
Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)
данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...
Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"
Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...
Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"
Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...