Литературная гостиная
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Литературная гостиная»

5-9 классы

Учитель: Ярушин Константин Владимирович

                                                                   Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  «Литературная гостиная» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта по литературе. Данная программа  рассчитана на учащихся 5-9 классов средней общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по два часа в неделю. Программа внеурочной деятельности  «Литературная гостиная» предполагает углубленное изучение курса, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика; предполагает подготовку и участие в литературных конкурсах и вечерах.

Общая характеристика учебного курса

Курс «Литературная гостиная» направлен на решение вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.

Программа «Литературная гостиная» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.

В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.

Цель программы:

Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.

Задачи:

  • развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  • формирование основ читательской культуры;
  • выработка привычки к вдумчивому чтению;
  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Формы работы:

  • Экскурсия в библиотеку;
  • Презентация прочитанной книги;
  • Выставка прочитанных книг;
  • Викторина;
  • Конкурс иллюстраций к любимой книге;
  • Конкурс чтецов;
  • Практические занятия с элементами игр;
  • Дидактических и раздаточных материалов;
  • Групповые занятия под руководством учителя;
  • Индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное время;
  • Индивидуальные консультации.

Описание места учебного курса:

Курс «Литературная гостиная» предназначен для учащихся 5-9 классов и рассчитан на 34 часов (1 час в неделю).

Краткое содержание курса по темам:

Тема №1. Литературная гостиная.

Знакомство с понятием «Литературная гостиная»Проектирование деятельности. Составление плана мероприятий на год.

Тема №1. Волшебный мир сказок.

Литература как институт искусства. Сказка как часть детской субкультуры. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Авторская сказка. Фэнтези. Сопоставительный анализ изученного материала.

Тема №2. Мир поэзии.

Знакомство с русскими поэтами. Изучение основ стихосложения и литературоведческого анализа. Разработка сценариев и организация литературно-музыкальных вечеров.

Тема №3. На страницах русской классики.

Изучение русской классической прозы. Понятие художественного мира произведения. Художественное время и пространство. Предметный мир. Персонажи. Современная проза. Любимая книга и автор. Пьеса. Разработка и организация собственных театральных представлений. Участие в школьных мероприятиях.

 

 

Планируемые результаты:

Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.

Предметные результаты:

  1. Расширение литературного образования, предусмотренного программой;
  2. Формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством,
  3. Формирование мировоззрения. Создание прочной базы для дальнейшего освоения курса литературы.
  4. Углубленное изучение основных литературоведческих терминов.
  5. Возможность овладения умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания.
  6. Определение выразительной функции слова, его полисемантизм.
  7. Осмысливание образов и картин мира, созданные писателями и поэтами.
  8. Удовлетворение познавательного интереса школьников к проблемам литературы, культуры речи.
  9. Овладение приемами анализа художественных произведений.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы:

1.Мифологичекий словарь под ред Мелетинской –М: Советская энцикломедия, 1991г

2.Единая коллекция образовательных ресурсов

3.Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143 4.Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.

5.Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.

6.Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов-на-Дону, 2007.

7.http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html. Информационный сайт для преподавателей спец.дисциплин.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...