План работы Методического объединения специалистов дошкольного образования на 2023-2024 учебный год.
учебно-методический материал

Тимошенкова Людмила Ивановна

предлагаю соответствующий план работы педагогам дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы методического объединения специалистов дошкольного образования

КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»

на 2023 – 2024 учебный год

Основная тема деятельности МО: «Инновационная деятельность в ОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования».

        Реализация деятельности по этой теме осуществлялась в МО в течении 2022-2023 учебного года. Планируется дальнейшее осуществление работы методического объединения специалистов ДО по данной основной теме в 2023-2024 учебном году.

         В 2022-2023 учебном году основная цель деятельности МО: повышение эффективности процесса обучения и получение более качественно высоких результатов образования, создание модели инновационного образовательного пространства дошкольного отделения ОУ как одно из условий повышения качества образования. 

Составление модели работы позволило уйти от многих ошибок, систематизировать и структурировать инновационную работу. Содержание модели включает:

  1. Обновление содержания образования: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, парциальных программ дошкольного образования.
  2. Обновление системы методической работы: отбор инновационного содержания, использование продуктивных форм, мотивация творческого педагогического труда, управление процессом обновления.
  3. Обновление системы управления качеством образования, заключающееся в реализации групп условий: нормативно-регламентирующих, перспективно-ориентирующих; деятельностно - стимулирующих; информационно-коммуникативных.

        Основные задачи методического объединения на 2023-2024 учебный год:

  1. Создание творческой атмосферы, мотивационных условий, а также объединение усилий всего педагогического коллектива ДО по реализации инновационного образовательного процесса, их повышения профессионального уровня и компетентности, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
  2. Способствовать успешному личностному и профессиональному развитию педагогов, освоению ими новых методов, приёмов и технологий в образовательном процессе с дошкольниками с ОВЗ.
  3. Создание организационных условий, способствующих повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
  4. Разработать дорожную карту перехода на ФАОП ДО в соответствии с законодательством (структурные элементы дорожной карты).
  5. Внедрение Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (требования и особенности организации образовательного процесса) в практику дошкольного отделения образовательного учреждения (ФАОП ДО вступила в силу 7 февраля 2023 года).
  6. Формировать знания и компетенции навыков корректировки имеющихся Адаптированных образовательных программ ДО с учётом обновлённых требований.
  7. Рационализация и эффективная организация применения инновационных технологий в педагогической деятельности (ранее используемых в образовательной деятельности с дошкольниками с ОВЗ) для продолжения проектирования общего модуля «Образовательный модуль - комплекс инновационных технологий с дошкольниками с ОВЗ в ОУ» (модель инновационного образовательного пространства ДОУ).
  8. Организовать работу по созданию АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АОП ДО с тяжёлыми нарушениями в речи в соответствии с ФАОП ДО (на 2023-2024 уч. год) и Положения по разработке Адаптированной образовательной программы дошкольного образования КОУ.
  9. Разработка и утверждение календарно-тематических планов педагогических работников на 2023-2024 учебный год.
  10.  Создать банк методических материалов по ФАОП ДО (содержание, традиции дошкольного отделения ОУ, региональный компонент, инновационные технологии, методы, средства, дидактический материал, диагностические материалы).
  11.  Провести детально диагностику готовности дошкольного отделения ОУ к введению ФАОП ДО, обеспечить публичный отчёт о ходе и результатах введения ФАОП ДО за 2023-2024 учебный год (отчёт – май, 2024 год).
  12.  Обеспечить использование и реализацию в образовательном процессе инновационных здоровьесберегающих технологий (рефлексотерапия - песочная терапия – реализует учитель-дефектолог), а также включить новую технологию педагога – психолога – реализация психолого – педагогической технологии (игровая терапия).
  13.  Формировать у педагогов потребность в непрерывном профессиональном росте, постоянном самосовершенствовании.
  14.  Пополнять своевременно основной вид методической продукции МО специалистов ДО - методическую папку «Инновации в содержании образования дошкольников с ОВЗ». 

       В настоящий момент востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.

        Целью инновационных подходов педагогической работы в ДОУ является создание личностно-ориентированной образовательной среды в ДОУ, позволяющая формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового (подгруппового) развивающего взаимодействия детей, индивидуального взаимодействия «педагог + ребёнок», родителей, педагогов и специалистов.

        Задачи:

- научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения;

- развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

- воспитывать социально–личностные качества дошкольников с ОВЗ.

Этапы реализации:

1. Анализ и сбор информации о нововведениях.

2. Выбор и реализация новшеств.

3. Обобщение опыта и диагностика внедряемых инновационных технологий в ОУ.

        Инновационная деятельность МО осуществляется по двум направлениям:

  1. Инновации в работе с педагогическими кадрами.
  2.  Инновации в содержании образования (использование эффективных педагогических технологий).

По первому направлению:

1. Цель: обеспечение активного участия специалистов ДО в методической работе: обобщение опыта через создание презентаций, публикаций, участие в конкурсах.

2. Задача: совершенствовать систему непрерывного образования и самообразования специалистов ДО через формы инновационной методической работы (подготовка тематического материала для выступления, показ открытого мероприятия, обмен опытом работы, публикации из опыта работы в СМИ (на педагогических порталах), обмен опытом работы с презентацией, участие в профессиональных конкурсах, работа в творческих рабочих микро-группах, показ методического материала инновационной деятельности, показ мастер-класса).

3. Предполагаемый результат: активное участие специалистов в методической работе ДОУ.

По-второму направлению:

1. Цель: повышение качества дошкольного образования через инновационные педагогические технологии обучения детей.

2. Задача: использовать в работе с дошкольниками инновационные педагогические технологии (проектные технологии, здоровьесберегающие (коррекционные) технологии, игровые (социоигровые) технологии, технологии экспериментирования, личностно-ориентированные технологии, ИКТ - технологии).

3. Предполагаемый результат: повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через реализацию инновационных технологий в образовательном процессе.

        В качестве перспективных направлений инновационного развития Методического объединения специалистов ДО можно определить следующие:

‒ активное построение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей улучшению качества образования в дошкольном отделении образовательного учреждения;

‒ изучение дошкольников с УО и с ТНР на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду в целях обеспечения личностно-ориентированного подхода;

‒ расширение сотрудничества дошкольного отделения образовательного учреждения с другими социальными институтами;

 ‒ укрепление взаимодействия с родителями;

‒ совершенствование материально-технической базы дошкольного отделения образовательного учреждения.

Приоритетным направлением для развития инновационной деятельности с дошкольниками с ОВЗ в планировании воспитательно-образовательного и коррекционно- развивающего процессов на 2023-2024 год определена здоровьесберегающая технология (уделено внимание данной технологии ещё с 2021 -2022 года, требуется дальнейшее расширение и «раскрытие» технологии).

В текущем 2022-2023 учебном году специалисты ДО нашего МО интенсивно внедрили и реализовали 5 разнообразных инновационных технологий   в совместной практической деятельности с дошкольниками с ОВЗ (проектные технологии, игровые (социоигровые) технологии, технологии экспериментирования, здоровьесберегающие технологии (двигательная терапия), медико-профилактические технологии).

Планируется в следующем 2023-2024 году продолжить применение инновационных технологий в образовательном процессе с дошкольниками с ОВЗ, а также, в будущем, расширить вопрос реализации здоровьесберегающих технологий (рефлексотерапия - песочная терапия), а также включить новую технологию педагога – психолога – реализация психолого – педагогической технологии (игровая терапия) и технологию воспитателя – игровая технология.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ставят своей целью: формирование у дошкольников представления о значимости физического и психического здоровья человека.

Задачи:

 - воспитывать у дошкольников с ОВЗ культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников с ОВЗ;

- обучать дошкольников с ОВЗ пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.

В целом, у дошкольников с ОВЗ, должна быть сформирована установка на здоровый образ жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.

Формы организации:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Гимнастика для глаз

3. Дыхательная

4. Артикуляционная

5. Музыкально-дыхательные тренинги

6. Динамические паузы

7. Релакс – терапия

8. Игровая терапия и игровая технология

9. Арттерапия, сказкотерапия

10. Двигательная терапия, музыкотерапия

11. Цветотерапия, звукотерапия, песочная терапия (рефлексотерапия).

Перспектива деятельности методического объединения специалистов ДО в 2022-2023 учебном году – продолжить работу по данной теме методического объединения.

Можно сказать, грамотно построенная система инновационных форм работы с педагогическими кадрами в 2023 - 2024 уч. году в целом приведёт к повышению уровня воспитательно - образовательной работы методического объединения специалистов ДО в нашем ОУ, а также раскрытие вопросов внедрения ФАОП ДО, адаптации документации, уточнение о планируемых результатах освоения образовательных программ, созданию модели инновационного образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения качества образования. Инновационные технологии в сочетании со стереотипными элементами образования, докажут свою эффективность в процессе педагогической деятельности специалистов ДО.

                                                                                                                                   

I четверть

Тема: «Координация деятельности МО специалистов ДО на 2023 - 2024 учебный год».

Цель: ознакомить с планом работы МО, целью и задачами на 2023 - 2024 учебный год; утверждение плана работы МО специалистов ДО на текущий учебный год. Обеспечение роста педагогического мастерства, повышение творческого потенциала педагогов МО.

        

Ответственный: Тимошенкова Л.И., руководитель МО

1. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2023-2024 учебный год.

2. Изучение методических материалов ФАОП ДО и ФГОС ДО.

  • Детальное ознакомление с нормативными документами – ФАОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью и для обучающихся с ТНР.
  • Рассмотрение требований ФГОС ДО, методических рекомендаций по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования к структуре, содержанию и разработки Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО и ТНР (ориентир на возрастной состав дошкольной группы) согласно Учебного плана на 2023 - 2024 уч. год (д/г детей с ТНР и д/г детей с УО) и Положения о разработке Адаптированной образовательной программы ДО в 2-х дошкольных группах.
  • Согласно методических рекомендаций по реализации ФОП ДО брать за основу Диагностическую карту «Планируемые результаты освоения образовательной программы ОУ».
  • Обсуждение и утверждение АОП двух дошкольных групп.

3. Мотивация педагогов к участию в работе методического объединения специалистов ДО по самостоятельно выбранным темам самообразования.

4. Утверждение плана проведения открытых занятий, а также тем самообразования и выступления каждого специалиста ДО.

5. Участие педагогов в онлайн – вебинарах, семинарах, форумах, конференциях, лекциях, мастер-классе (способ самообразования через ресурс - интернет).

6. Довести до сведения каждого родителя (законного представителя) обучающегося с ОВЗ о внедрении Федеральной адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ в 2023-2024 учебном году с целью создания единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребёнку и родителям равные, качественные условия дошкольного образования.

6. Представить для ознакомления образовательные программы дошкольных групп «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ТНР» (режим дня, график проведения образовательных занятий (учебных курсов) в каждой дошкольной группе,  график проведения индивидуальных коррекционно-развивающих  занятий с узкими специалистами коррекционного профиля (с учителем-логопедом, учителем – дефектологом, учителем физической культуры, педагогом - психологом) -  сентябрь, 2023 года.

 

Ответственные: специалисты дошкольного образования ОУ,

Тимошенкова Л.И., руководитель МО.

II четверть

Тема: «Повышение качества образования и воспитания дошкольников с ОВЗ. Использование здоровьесберегающей технологии путём эффективной организации и реализации психолого – педагогической технологии (игровая терапия).

 

Направления

Тема

Ответственные

Теоретические вопросы

Обеспечение полноценного развития дошкольников с ОВЗ (в соответствии с АОП, ИОМ), использование здоровьесберегающей технологии с дошкольниками с ОВЗ организация и реализация психолого – педагогической технологии педагогом - психологом, воспитателем (игровая терапия). 

 - «Использование игровой терапии при проведении коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками с ОВЗ».

«Успех педагога ДО» (показ видеозанятия из опыта работы Дутовой С.Ю.).

Обзор - анкетирование по критериям оценки занятия для повышения качества образования дошкольников с ОВЗ (по оцениваемым характеристикам в III этапа: 1 этап – компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности); 2 этап - компетентность в области мотивирования воспитанников; 3 этап - компетентность в области организации учебной деятельности).

- «Использование игровой технологии для развития связной речи у дошкольников с ТНР». 

«Успех педагога ДО» (сообщение из опыта работы Парыгиной В.И.).

Дутова С.Ю., педагог-психолог

Малышева И.В., зам. директора по ВР,

Тимошенкова Л.И., руководитель МО, специалисты ДО

Парыгина В.И., воспитатель

Обзор методической литературы по темам самообразования, накопление индивидуальной методической папки по самообразованию, совместная практическая деятельность (воспитатель + ребёнок), презентирование педагогического опыта разного уровня.

Специалисты ДО

Практическая работа

- Проведение учебных занятий согласно календарно-тематического планирования АОП дошкольного образования (учебные курсы взяты согласно образовательных областей), темам самообразования.

- Реализация специалистами ДО инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ (у каждого педагога используется своя выбранная технология). За основу взята  в течении текущего года педагогами (педагогом – психологом,  учителем – дефектологом, воспитателем) здоровъесберегающая технология

Воспитатели дошкольных групп, узкие специалисты коррекционного профиля

Дутова С.Ю., педагог-психолог

Шишкина МЮ, учитель-дефектолог, Парыгина В.И., воспитатель

Работа между заседаниями

1. Подготовка специалистов ДО к аттестации (Дутова С.В., Константинова Л.В.)

2. Консультации специалистов ДО по вопросу ФАОП ДО.

3.  Обобщение опыта специалистов через создание презентаций, публикаций, участие в конкурсах, мастер-классе, выступлениях на МО, педагогическом совете.

4. Организация самостоятельного участия в муниципальных и региональных научно-практических конференциях, конкурсах, семинарах, круглых столах и т.д. по вопросам введения ФГОС ДО, инновационной проблематике.

Специалисты ОУ

III четверть

Тема: «Повышение качества образования и воспитания дошкольников с ОВЗ. Эффективная организация и использование здоровьесберегающей технологии в образовательном пространстве «Познавательное развитие».  

         Направления

Тема

Ответственные

   Теоретические вопросы

Обеспечение полноценного развития дошкольников с ОВЗ (в соответствии с АОП, ИОМ), использование здоровьесберегающей (коррекционной) технологии с дошкольниками с ОВЗ (на учебных занятиях по учебному курсу «Сенсорное воспитание» (коррекционно-развивающий подход) - песочная терапия

 - «Использование метода песочной терапии с дошкольниками с ОВЗ».

«Успех педагога ДО» (показ видеозанятия из опыта работы Шишкиной М.Ю.).

Обзор - анкетирование по критериям оценки занятия для повышения качества образования дошкольников с ОВЗ (по оцениваемым характеристикам в III этапа: 1 этап – компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности); 2 этап - компетентность в области мотивирования воспитанников; 3 этап - компетентность в области организации учебной деятельности).

- «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДО» - тренинг.

- Участие специалистов в конкурсе профессионального мастерства «Открытое занятие - 2024» (показ фрагментов видео занятий из опыта работы педагогов ДО)

  1. Разработка занятий с включением и реализацией инновационных технологий по темам самообразования.
  2. Написание специалистами самоанализа проведённого открытого занятия.
  3. Подведение итогов конкурса.

Шишкина М.Ю., учитель-дефектолог

Малышева И.В., зам. директора по ВР,

Тимошенкова Л.И., руководитель МО, специалисты ДО

Дутова С.Ю., педагог-психолог

Малышева И.В., зам. директора по ВР,

Тимошенкова Л.И., руководитель МО

Специалисты ДО – (предварительно 4 человека)

Анализ проведённых открытых занятий в рамках школьного конкурса.

Малышева И.В., зам. директора по ВР

 Практическая

работа

- Утверждение графика проведения открытых занятий, посещение открытых мероприятий в присутствии комиссии (жюри) или передача диска с записью видеозанятия и соответствующих материалов по требованиям Положения в комиссию, подбор методического инструментария к открытым занятиям, подготовка самоанализа.

- Организация участия специалистов ДО в профессиональном школьном конкурсе «Открытое занятие - 2024».

За основу взяты педагогами ДО  различные коррекционно-развивающие технологии и темы по самообразованию.

Малышева И.В., зам. директора по ВР

Тимошенкова Л.И., руководитель МО

  Работа между заседаниями

1.Организация индивидуального консультирования педагогов ДОУ по вопросам психолого-педагогического сопровождения введения ФАОП ДО, ФГОС ДО, инновационной проблематике.

2. Подготовка воспитателей к аттестации (по срокам прохождения в 2023-2024 году), прохождения курсов повышения квалификации по вопросам перехода на ФАОП ДО.

3. Изучение новинок литературы по темам самообразования, инновационной деятельности.

4. Проведение промежуточной диагностики уровня воспитанности дошкольников в каждой группе (отчёт результатов диагностики всех линий развития и здоровья детей).

5. Обобщение теоретических и дополнение практических материалов по внедрению инновационных авторских программ, технологий, проектов, авторских разработок (пополнение инновационного материала в методическую папку «Инновационные подходы к реализации ФГОС ДО с дошкольниками с ОВЗ»).

Руководитель МО,

зам. директора по ВР

Специалисты ДО

Специалисты ДО

Специалисты ДО

Педагоги ДО, узкие специалисты коррекционного профиля

IV четверть

Тема. Анализ работы методического объединения специалистов дошкольного образования за 2023-2024 учебный год.

1. Подведение итогов выполнения плана по инновационной деятельности МО  специалистов дошкольного образования в 2023 - 2024 учебном году (устойчиво эффективные и стабильные элементы).

Ответственный отчёт: руководитель МО

  1. Сводные результаты диагностики уровня развития дошкольников на конец 2023-2024 учебного года. Провести детально психолого - педагогическое сопровождение в вопросе «Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов (мониторинговые условия освоения программы по учебным курсам)» за счёт инструментов диагностики планируемых результатов освоения программы на уровне ребёнка (с уточнением индикаторов компетенций детей с ОВЗ), диагностических пакетов по всем образовательным областям).

Результативный отчёт специалистов ДО.

  1. Сводные результаты Диагностической карты (в каждой дошкольной группе) «Планируемые результаты освоения образовательной программы» за 2023-2024 учебный год.

Результативный отчёт специалистов ДО.

  1. Комплектование дошкольных групп на 2024-2025 учебный год.

Ответственный: зам. директора по ВР.

5. Написание характеристик на каждого воспитанника в дошкольных группах (вложение в личное дело ребёнка).

Результативный отчёт специалистов ДО.

6. Общий результат (удовлетворение) образовательного процесса с дошкольниками с ТНР и УО по разработанным АОП ДО в соответствии с ФАОП ДО и ФГОС ДО педагогическим составом МО специалистов ДО.

Ответственный: зам. директора по ВР, руководитель МО

7. Обеспечение публичной отчётности о ходе и результатах введения ФАОП ДО в ОУ.

Ответственный: зам. директора по ВР

8. Обобщить и распространить успешный педагогический опыт образовательной практики по введению и реализации ФГОС ДО Шишкиной М.Ю., учителя-дефектолога и Дутовой С.Ю., педагога – психолога (опыт опубликовать в специальном печатном издании образовательного учреждения).

Ответственный: руководитель МО

9. Результаты применения инновационных коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе с дошкольниками с ОВЗ, проектирование общего модуля «Образовательный модуль - комплекс инновационных технологий с дошкольниками с ОВЗ в ОУ» (итоговая стадия проектирования модели) представить в виде доклада на педагогическом совете (март, 2024 года).

Ответственный: руководитель МО

10. Планирование методической деятельности специалистов ДО (реализация системы предложенных мероприятий, методические пробелы, связанные с введением ФАОП ДО и их устранение, изменения темы методического объединения специалистов ДО по запросу педагогического коллектива ДО), постановка цели и задач на 2024 - 2025 учебный год.                                              

Ответственный: руководитель МО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год...

План работы методического объединения учителей английского языка на 2012-2013 учебный год

В разработанном плане работы методического объединения названы мероприятия, сроки исполнения и ответственные учителя....

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2014-2015 учебный год

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2014-2015 учебный год...

План работы методического объединения учителей русского языка на 2015 - 2016 учебный год.

План работы методобъединения учителей русского языка города Янгиера....

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...

Анализ работы методического объединения специалистов дошкольного образования КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» за 2021 – 2022 учебный год

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ...

План работы методического объединения специалистов

План работы методического объединения специалистов...