конспект занятия "Изготовление прихватки с аппликацией"
план-конспект

Мучинская Светлана Борисовна

как правильно сделать самостоятельный крой деталей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka2.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Эпиграф : « Я слышу - я забываю,

                      Я вижу - я запоминаю,

                      Я делаю - я понимаю».        (Китайская пословица)

ТемаИзготовление прихватки с аппликацией.

Тема урока: Раскрой деталей изделия по самостоятельно изготовленной выкройке.

Цель урока: Выполнить раскрой основных деталей прихватки.

Задачи:

Образовательная:

- закрепить знания учащихся по пройденному материалу;

- продолжить расширять знания детей о видах прихваток, способах их изготовления, подбора тканей, правилах раскроя деталей;

- активизировать познавательную и творческую деятельность.

Развивающая:

- совершенствовать полученные знания, умения и навыки при изготовлении изделия;

- отработка ритма движения рук путем обводки и выкраивания деталей;

- развивать внимание, память, переключение внимания, наглядно-образного мышление;

- развивать элементы творческих способностей учащихся.

Воспитательная:

- воспитание положительного отношения и интереса к народному творчеству, художественного мышления;

- создание на занятии рабочей, дружеской атмосферы;

- умение оценить свою работу и работу товарищей;

- развитие личностных качеств: аккуратности, глазомера, терпеливости, трудолюбия.

Тип урока: комбинированный.

Методика проведения урока: Рассказ- беседа

Оборудование:

  1. Ткань, ватин, фланель, лекало, бумага для выкройки, булавки, ножницы, линейка, мелок.
  2. Коллекция прихваток. Образцы кроя прихваток. Образцы швов. Инструкционные карты. Раздаточный материал.
  3. Магнитофон. Использование популярной классической музыки.

Словарные слова: прихватка, аппликация, прокладка, ватин, фланель.

Ход урока.

  1. Организационный этап

- приветствие учащихся;

- проверка готовности к уроку;

2. Вводный этап.

1). Сообщение темы и цели урока.

2) Проверка знаний по пройденному материалу.

3) Рассказ - беседа с учащимися по теме урока.

4) Объяснение с показом трудовых приемов.

5) Вопросы для закрепления.

6)Дать задание для самостоятельной работы.

7) Повторить перед работой правила Т.Б.

- Сегодня на нашем занятии мы раскроим основные детали прихватки по самостоятельно изготовленной выкройке. Но, прежде, чем приступить к работе, я задам вам вопросы на повторение пройденного материала. Ваши знания пригодятся для изучения темы.

-Какие нужные в быту изделия вы изготовили на уроках?

( игольницы, платочки, вышитые картины, мешочек, салфетки, салфетки- прихватки и т.д.)

- Все эти изделия изготовлены вами ручным способом с применением различных швов. Предлагаю вам поиграть в игру « Цепочка».

Игроки вытягивают карточки с названием шва и говорят, где он применяется

 «вперед иголку» ( для временного соединения слоев ткани),

 « назад иголку» ( для постоянного соединения слоев ткани),

 петельный шов (можно вышить, обработать срезы детали),

 «через край» или косой ( для постоянного закрепления деталей),

 тамбурный (вышивают рисунок),

 петельный отделочный (вышивают рисунок, закрепляют аппликацию).

Демонстрация образцов с выполненной аппликацией на ткани.

- Сейчас скажите мне, какие предметы вы видите на доске. (Учитель показывает на доску, где представлена коллекция прихваток и ученики называют: «Прихватки»)

- Правильно. Вам, конечно же, приходилось ими пользоваться.

И вы, конечно же, знаете, что прихватки просто необходимы на кухне во время приготовления пищи. При случае можно взять первую попавшуюся тряпку и снять с плиты горячую кастрюлю, чайник, сковородку. Но даже в такой, казалось бы, мелочи, как прихватка, можно проявить вкус и изобретательность. И вам будет приятно, если вместо оборванной, необработанной тряпки в руках будет эстетически оформленная прихватка, которую вы сделаете своими руками. А, как обрадуется такой обновке мама и бабушка!

Прихватки - это прекрасный сувенир, который может быть использован как аксессуар для вашей кухни, так и для украшения интерьера.

- Рассмотрите образцы прихваток и попытайтесь рассказать, как устроена прихватка.

Каждому ученику раздается образец готовой прихватки. Ученики внимательно рассматривают изделия.

-Какой может быть формы прихватка?

Отвечают ученики: - Квадратная. Круглая. Форма рукавички. Фигурная форма в форме сердечка.

- Какой она должна быть толщины?

Отвечают ученики: - Толстая. Плотная. Много слоев ткани.

- Сколько деталей имеет прихватка?

Отвечают ученики: - Много! Две основные и внутри для толщины. Есть петелька. Аппликация. Вязаное украшение. Пришита тесьма вокруг прихватки.

- Какие лучше взять материалы?

Отвечают ученики: – Хлопчатобумажные ткани. Шерстяные. Для аппликации- цветные, яркие.

- Какие швы применяются?

Отвечают ученики: - Петельный или косой для постоянного соединения. Петельным отделочным стежком пришита аппликация.

- Не трудно догадаться, что прихватка должна быть достаточно толстой, поэтому между двумя наружными деталями из ткани придется положить прокладку из ватина или двух слоев фланели. Прихватки бывают различной формы и конструкции. Образцы различных форм лекал вывешены на доске. Для раскроя основных деталей прихватки и аппликации используют обрезки различной ткани. Вам предстоит изготовить такую прихватку, чтобы ею приятно было пользоваться или подарить. Для этого нужно подобрать ткань, красивый рисунок для аппликации. При изготовлении изделия мы с вами будем совершенствовать уже полученные знания и навыки: выполнение раскроя ткани, применение изученных ручных швов, а также применить знания по гармоничному сочетанию контрастных цветов. Посмотрите на цветовой круг и ответьте на вопрос: Что вы помните о гармонии цвета и их сочетаемости друг с другом? ( Дети отвечают). Молодцы! Мы с вами это все повторили для того, чтобы подобрать цвета для нашей прихватки и приступить к изготовлению изделия. Аппликация на прихватке выполняется в том же порядке, что и заплата в виде аппликации.

Давайте вместе попробуем выстроить логическую цепочку по изготовлению прихватки и напишем на доске эту последовательность. 

Прихватка- конструкция ( форма)- выкройка- подбор материала - раскрой основных деталей – раскрой деталей аппликации - изготовление аппликации - соединение деталей - отделка изделия. ( Работа всех учеников). Молодцы.

-Ну, а теперь вернемся к теме нашего урока – выкраивание деталей прихватки. После выбора конструкции прихватки и подбора необходимой ткани нам необходимо составить выкройку и раскроить изделие. Сейчас я покажу вам, как выполнить выкройку квадратной формы и как правильно раскроить основные детали. (Показ трудовых приемов изготовления лекала и раскроя). Учитель обращает внимание учащихся на доску, где вывешена последовательность выкраивания деталей прихватки. Учениками громко прочитывается каждый пункт.

- При работе нам необходимо знать правила техники безопасности с утюгом и ножницами, давайте эти правила повторим. (Ученики отвечают)

Итак, мы запаслись самыми необходимыми знаниями для выполнения работы. Думаю, что перед ней не помешает отдохнуть. (Проводится физкультминутка на 20-й минуте урока).

-Встаньте, посмотрите в окно далеко-далеко, не моргая. Поморгали часто-часто. Посмотрите на кончик указки, как тикают часы: тик-так, влево-вправо, влево-вправо.

Как живешь? (Вот так)

Как растешь? (Вот так)

Как шагаешь? (Вот так)

Как сидишь? (Вот так)

Сели. Большим пальцем приветствуем остальные. Сжали пальцы в кулаки, встряхнули руки и продолжаем работать.

3. Текущий этап.

- Ребята, как вы думаете, успеете ли вы сшить прихватку на одном уроке? Поднимите руку, кто считает, что успеет. А кто думает, что не успеет? Я думаю, что на сегодняшнем уроке у вас будет время только для того, чтобы раскроить основные детали прихватки. Что ж, посмотрим, кто оказался прав.

Во время практической части урока проводится индивидуальная работа с учащимися при изготовлении выкройки, подборе ткани, при наложении выкройки на ткань, при обводке лекал, при раскрое и выкраивании деталей прихватки. Слабым учащимся рекомендуется выбрать готовое лекало для раскроя деталей. Доброжелательная, рабочая обстановка. Учитель следит за началом работы, ее организацией, правильным выполнением трудовых приемов, обращает внимание на самостоятельность в выполнении задания, своевременно указывает на допущенные ошибки.

- Я, думаю, эти кусочки ткани ты недостаточно хорошо поутюжила, поутюжить еще. Очень красивые ты подобрала ткани, молодец.

- Какую форму прихватки ты выбрала? Квадратную, а у квадрата все углы прямые и стороны одинаковые, мне кажется, тебе нужно еще раз перемерить отложенное расстояние. Давай попробуем сделать это вместе и исправить ошибку.

- Тебе надо лучше расправить ткань под лекалом и плотнее прижать, чтобы точнее нанести меловые линии. Хорошо, молодец.

- Вот в этом месте нужно чуть- чуть поправить обводку, а так все хорошо, можно выкраивать детали.

Во время работы используются поговорки о труде.

Терпение и труд всё перетрут.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Как поработаешь так и полопаешь.

Эмоциональный фон создает классическая музыка.

  1. Заключительный этап.

За несколько минут до звонка необходимо проверить, какую часть работы кто успел выполнить. Необходимо заметить детям, что работа по выполнению выкройки и раскрою очень трудоемкая и занимает много времени. Чтобы прихватка получилась красивая, нужно изначально правильно и аккуратно сделать выкройку и произвести раскрой ткани, применяя правила раскроя. Поэтому неудивительно, что у них ушло на это так много времени. Ведь все учащиеся старались и справились с работой. На следующем уроке работа по изготовлению прихватки будет продолжена.

Анализ выполнения работы (качество, допущенные ошибки, способы их устранения).

Вы, молодцы! Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии "Аппликация" 6 класс

Конспект по технологии в 6 классе по теме "Аппликация" 6 класс...

План-конспект урока по теме "Аппликация из соломки. Поздравительная открытка к 23 февраля"

В разработанном уроке используются материалы по основам аппликации из соломки. Занятие расчитано на 1 час 40 минут, проводимое в системе дополнительного образования. Материал расчитан для детей 8-11 л...

презентация "изготовление прихватки с аппликацией"

Из небольших лоскутков бязи или ситца, синтепона  или ватина легко сшить прихватку с аппликацией....

Урок "Украшение прихватки элементами аппликации и вышивки".

Цели урока.Образовательные: познакомить учащихся с технологией соединения деталей кроя прихватки; оформлением ее аппликацией и вышивкой; формировать навыки выполнения ручных швов при вышивании. Р...

Конспекты к программе по аппликации "Цветная карусель" для детей 7-10 лет.

Материал предназначен для педагог дополнительного образования. Конспекты к программе по аппликации "Цветная карусель" для детей 7-10 лет, которые посещают данные занятия в свободное от учёбы время....

Конспект урока швейного дела "Изготовление прихватки с аппликацией"

Тема урока: Изготовление прихватки квадратной формы с аппликацией  Цели урока. Образовательные: -познакомить учащихся с технологией соединения деталей кроя прихватки; оформлен...