Профессиональный стандарт педагога
материал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. · Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. · Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. · Стандарт – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. · Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями:
· Работа с одаренными обучающимися. · Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. · Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не является родным. · Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии. · Работа с девиантными , зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Требования к профессиональному стандарту педагога Стандарт должен:
· Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога. · Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога. · Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей. · Побуждать педагога к поиску нестандартных решений. · Соответствовать международным нормам и регламентам. · Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции , призванные:
- Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога. - Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда. - Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Область применения профессионального стандарта педагога
- при приеме на работу в общеобразовательную организацию на должность «педагог»; - при проведении аттестации педагогов образовательных организаций региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования ; - при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Цель применения стандарта
- Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития подростка. - Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда. - Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях. - Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Термины и определения применительно к педагогу
Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации. Региональное дополнение к профессиональному стандарту : документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте. Внутренний стандарт образовательной организации : документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.
Ключевые области стандарта педагога : разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие обучающегося. Профессиональная ИКТ-компетентность : квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо. Аудит : систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований. Внутренний аудит : аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям. Внешний аудит : аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.
ОБУЧЕНИЕ Педагог должен: 1. Иметь высшее образование 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, проекты, практика и т.п. 5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех обучающихся: со специальными потребностями в образовании; одаренных обучающихся; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями и т.д. 6. Уметь объективно оценивать знания, используя разные формы и методы контроля. 7. Владеть ИКТ-компетенциями .
Воспитательная работа Педагог должен: 1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеурочной деятельности. 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора обучающихся. 4. Эффективно регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 5. Эффективно управлять группами, с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в группе в соответствии с уставом и правилами поведения в образовательной организации. 7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления. 8. Уметь общаться с обучающимися, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание обучающимися. 10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу подростка (культуру переживаний и ценностные ориентации обучающегося) . 11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности обучающегося (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). 12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий воспитанников, половозрастных и индивидуальных особенностей. 13. Уметь создавать в учебных группах (кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (или лиц их заменяющих) и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания подростка. 15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач ( задач духовно-нравственного развития) . 16. Уметь анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в ученическом коллективе деловую дружелюбную атмосферу. 17. Уметь защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать подросткам, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни образовательной организации, внося в них свой положительный вклад.
Развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности) 1. Готовность принять разных подростков, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому обучающемуся. 2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития. 3. Способность оказать адресную помощь обучающемуся своими педагогическими приемами. 4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). 6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития обучающегося. 7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. 8. Умение отслеживать динамику развития обучающегося. 9. Умение защитить тех, кого в ученическом коллективе не принимают. 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей обучающихся. 11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. 12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в образовательной организации.
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ. 14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик обучающегося. 15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося. 16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции и т.д. 18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными обучающимися: одаренные подростки, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, подростки с особыми образовательными потребностями, с девиациями поведения, подростки с зависимостью. 19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. 20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития обучающихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности обучающегося особенности их развития и реальные учебные возможности. Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными обучающимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня. По отношению к обучающимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития подростка (Был – стал.)
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами обучающиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности педагога выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении процедуры аттестации педагога и присвоении ему соответствующей квалификации (категории).
Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога планируется к сентябрю 2014 года
Материал подготовила: зам.директора по МР ЛАТТ Ряснянская Н.А. Лиски 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Имидж педагога как составляющее профессионального стандарта педагога"
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с...
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»
Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...
Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»
Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Представлена презентация о выходе нового профессионального стандарта для педагога СПО...
"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС
Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...
Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога
Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....