Проектно - исследовательская деятельность
статья
Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством педагога-руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно - исследовательская деятельность
Знание только тогда становится знанием
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Метод проектов — не новое явление в педагогике. Возник он в начале ХХ века в американской школе и основан на идеях гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.
Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством педагога-руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.
Достоинства проектной деятельности:
- это создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности
- развивать свои универсальные умения.
- повысить мотивацию изучения предмета
- реализовать комплексное восприятие учебных предметов
- принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы
Наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые ее недостатки:
- увеличение нагрузки на учащихся и интеллектуальной и эмоциональной;
- требование более сложной системы оценивания;
- увеличение объема работы учителя (чем ниже уровень подготовленности учащихся, тем больше работы для учителя);
- наличие риска неудачного выполнения работы.
Существует несколько подходов к классификации проектов:
- по предметно-содержательной области ;
- по характеру координации проекта;
- по характеру доминирующей деятельности учащихся в проекте;
- по характеру контактов;
- по количеству участников проекта ;
- по продолжительности проекта;
Цель проектно-исследовательской деятельности – сформировать у учащихся основные ключевые компетенции, развитие исследовательских способностей, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Задачи проектно – исследовательской деятельности.
- Совершенствование и развитие научного творчества и инициативы;
- Привитие практических навыков поиска, изучения и анализа информации;
- Изучение основ научного познания и исследовательских методов;
- Повышение интеллектуального потенциала, расширение научного кругозора в различных областях знаний;
- Формирование логического и аналитического мышления.
Формирующие общеучебные умения и навыкы:
- Поисковые (исследовательские)
- Умения и навыки работать в сотрудничестве
- Коммуникативные
- Умения отвечать на незапланированные вопросы
- Рефлексивные
Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.
Работа над проектом предполагает следующие этапы:
I этап - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ:
- выбор и осмысление предмета исследования;
- формулирование темы проекта;
- формулирование проблемных вопросов;
- осмысление и первичное формулирование целей и задач проекта;
- первичное определение логики изложения и структуры проекта.
II этап - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ:
- поиск и подбор материала по выбранной теме;
- подготовка чернового варианта результатов исследования
- подготовка карты презентации.
III этап - РЕФЛЕКСИВНЫЙ:
- окончательная формулировка целей и задач проекта;
- корректировка логики изложения и структуры проекта;
- формулирование выводов в соответствии с целью и задачами проекта.
IV этап - ТЕХНИЧЕСКИЙ:
- корректировка и форматирование текста;
- создание, подбор, сканирование иллюстраций;
- компоновка страниц;
- работа над презентацией .
V этап - ЗАЩИТА ПРОЕКТА
- качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; убедительность и убежденность.
- объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
- культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени,
удержание внимания аудитории. - ответы на вопросы: полнота, аргументированность суждений, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
- деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...
Презентация к мастер-классу по теме «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Презентация педагогического опыта учителем биологии и химии Адамовой С.А....
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Проектно-исследовательская деятельность как развитие исследовательской компетенции у одарённых обучающихся
Исследовaтельская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельнос...