«Компетентность учителя - основа успешного развития компетенций обучающихся»
методическая разработка (5 класс)
Довольно часто в нашем современном мире педагоги, специалисты логопеды находятся в постоянном поиске новых форм и методов своего профессионального мастерства. Именно сейчас как никогда ранее, требуется от учителя и, конечно же, от логопеда профессиональной компетентности, уровня его подготовки, а также постоянного совершенствования профессионального мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskaleva_yu.m.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Белоомутская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на ШМО
с докладом на тему:
«Компетентность учителя - основа успешного развития компетенций обучающихся»
Подготовила: Москалева Ю.М.
учитель-логопед
10 октября 2023 г.
"Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том,
что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним"
Л. Н. Толстой
Довольно часто в нашем современном мире педагоги, специалисты логопеды находятся в постоянном поиске новых форм и методов своего профессионального мастерства. Именно сейчас как никогда ранее, требуется от учителя и, конечно же, от логопеда профессиональной компетентности, уровня его подготовки, а также постоянного совершенствования профессионального мастерства.
Учитель – логопед - представитель педагогической профессии, он, как и любой другой педагог, должен владеть совокупностью конкретных профессиональных компетенций. Они обусловлены способностью, выполнять определенные профессиональные функции, отличающие его как специалиста от других педагогов.
Профессиональная компетентность учителя-логопеда - это многосообразность применения теоретических, практических, интерактивных, креативных, нестандартных умений и знаний, применяемых на практике и в систематической работе с детьми с нарушениями речи.
Трудовые функции учителя- логопеда:
-диагностическая функция проявляется в обследовании детей и определении типа нарушений;
-коррекционная функция участие учителя - логопеда в осуществлении системы специальных логопедических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития, свойственных детям с нарушениями речи, и содействующих не только исправлению отдельных нарушений, но и формированию личности в целом.
Структуру профессиональной компетентности учителя-логопеда можно представить через совокупность следующих его компетенций:
-Общепедагогическая (Владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обуславливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач в различных педагогических системах; это соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации будущего педагога; это обладание совокупностью общечеловеческих качеств личности, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности);
-Специальная (Владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями);
-Технологическая (Владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности);
-Коммуникативная (Установление правильных взаимоотношений с обучаемыми (логопед - ученик); общения с коллегами (логопед – учитель));
-Рефлексивная (Регулятор личностных достижений логопеда, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию (самонаблюдение, самоанализ, критическая самооценка), самопобуждению (самокритика, самостимулирование, самопринуждение и пр.), самореализации (самоорганизация, контроль и учет деятельности по самообразованию и т.д.)).
Роль самообразования в развитие профессиональной компетентности учителя-логопеда.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.
• Самообразование осуществляется добровольно;
• Осуществляется сознательно;
• Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
• Необходимо для совершенствования каких-либо качеств
Направления самообразования учителя-логопеда и навыков.
• Профессиональное (предмет исследования)
• Психолого-медико-педагогическое
• Нейропсихологическое
• Неврологическое
• Нейропедагогическое
• В области здоровье-сберегающих технологий
• В области ИКТ-технологий
• Методическое
• Лингвистическое (языковое)
Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя-логопеда.
• Повышение качества профессиональных компетенций
• Готовность к педагогическому творчеству
• Профессиональный рост
• Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника
• Соответствие учителя-логопеда требованиям и запросам общества и государства
Исходя из вышеизложенного, профессиональная компетентность учителя-логопеда определяется как важнейшая характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающая способности самостоятельно, ответственно и эффективно выполнять определенные профессиональные функции.
Современное образование во многом определяет завтрашний и послезавтрашний день общества. Способность учителя-логопеда достигать успешного результата в коррекции речевых нарушений, различных учебных ситуациях, реализовывать личностно-ориентированный подход в процессе обучения, будет залогом успешной логопедической деятельности и позволит добиться определенного успеха в выбранной специальности и успешного развития компетенций обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся"
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, я считаю, что современный педагог призван решать задачи, требующи...
Презентация к выступлению на МО учителей гуманитарного цикла "Развитие компетенций обучающихся через проектную деятельность во внеурочное время"
Презентация подготовлена совместно с учителем английского языка Балясниковой Т.И. Может быть интересна, т.к. показывает как оценивать проект....
Презентация к выступлению на МО учителей английского языка "Развитие компетенций обучающихся в проектной деятельности "
материал был подготовлен совместно с учителем английского языка МБОУ СОШ №10 "Успех" Карниковой Е.А....
Сообщение на тему: Профессиональная компетентность педагога - психолога как основа успешного развития психологической службы в условиях модернизации образования
cообщение-доклад СМО...
Практико-значимая работа по теме "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся".
Зависимость развития компетенций ученика от уровня компетенции учителя....
Педагогический опыт Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»
Педагогический опытТема:«Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»...
Статья на тему «Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся»
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходил...