Упражнения для привлечения и удержания внимания учеников
статья (7 класс)

Шумилова Олеся Генннадьевна

Что делать, если ученики устали, начали отвлекаться, шуметь, нарушать дисуиплину. Предлагаю вашему вниманию простые упражнения, направленные на развитие внимания учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_uderzhaniya_vnimaniya_uchenikov.docx505.25 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для удержания внимания учеников

1. Разминка

В полной тишине учитель чётко и быстро читает предложения.

Задавая вопрос, показывает на того ученика, которого просит ответить.

Предложение: Тамара попросила мужа купить мясо, масло, мыло и спички.

Он пошёл в магазин и купил сало, мыло, мясо и спички.

Вопрос: Что он забыл купить? Масло

Предложение: Вас попросили пойти в комнату № 325 и в нижнем правом ящике письменного стола взять брошюру «Социализм и ле вое движение в Англии».

Вопрос: В какой комнате 235, 355 или 325? В каком ящике и как называется

брошюра?

Предложение: В перечне слов дот,  мот,  крот,  плот, дзот вторым стоит слово крот.

Вопрос: Правильно?

Предложение: Даны  2 числа: 82 и 68. Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа.

Вопрос: Сколько получилось? (46)

2. Упражнение «Муха»

Условия: в центре квадрата (5 х 5) рисуется муха. Квадрат может быть нарисован только на доске,  а может быть повторён и в тетрадках.

Задаём координаты каждой клетке:  слева- буквы, вверху- цифры (подобие игры «Морской бой») .

Учитель начинает называть, куда перемещается муха из исходной точки,  дети следят только глазами.

Пример: муха полетела -две клетки влево, одна вверх,  три вправо,  одна вниз.

Когда учитель остановится, дети должны написать в тетрадях координаты клетки,  в которой находится муха. Затем общая проверка и повтор в более быстром темпе,  если все готовы перейти на более быстрый темп.

Усложняем:

а) увеличиваем размер квадрата: 7 х 7, 9 х 9;

б) увеличиваем темп;

в) вводим условие: если при перемещении мухи она вылетела за пределы квадрата,  нужно хлопнуть в ладоши;

г) муху дети перемещают с закрытыми глазами: если вылетела, нужно хлопнуть в ладоши.

Рекомендации: для условий «в» и «г» квадрат лучше делать небольшой : сначала 3 х3, потом 5 х 5.

3. Упражнение «Пишу-считаю»

Детям даётся задание писать буквы русского алфавита, пропуская

каждую третью букву: а, б, г, д, ё, ж, и, к, м …

В это же время, когда дети выполняют это задание, учитель ходит по классу и в разное время делает хлопки: по одному, два или три хлопка.

Дети должны (не делая нигде пометок) считать в уме: сколько раз хлопнул учитель.

Длительность упражнения -2-3 минуты. По команде «Стоп!» каждый пишет в

тетради результат (число хлопков). Выигрывает тот, кто не ошибся ни в написании алфавита, ни в подсчёте хлопков.

 

Варианты задания в тетради:

а) пишем две буквы а,лфавита, две цифры,  две следующие буквы,  две

следующие цифры: а, б, 1, 2,  в, г, 3,4…

б) пишем две цифры,  две пропускаем:  1,2,5,6,9,10

в) пишем цифры,  пропуская все,  где есть 3 и те,  которые делятся на 3: 12,4,5,7,8….

4. Упражнение «Кодировщик»

Что нужно сделать: вставить в каждую маленькую фигуру условный знак, который показан в большой фигуре. Задание выполняется на время.

        

5. Упражнение «Расскажите о прошлом»

Что нужно делать: рассказать о своём вчерашнем дне с конца- то есть что вы делали вечером, днём, как начался ваш вчерашний день. Заглядывая в ближайшее или более дальнее прошлое, вы активизируете внимание и память и не даёте мозгу возможности стереть эту информацию,  как ненужную.

6. Упражнение «Что на обед?»

Три подружки отправились в кафе. Прослушайте их заказ и запомните его.

Даша: кофе с молоком, чизкейк.

Настя: апельсиновый сок, картошка фри.

Оля: горячий бутерброд с ветчиной и сыром, зелёный чай.

Ответьте на следующие вопросы:

Какой напиток заказала Настя?

Кто заказал чизкейк?

Даша попросила кофе или чай?

Бутерброд с чем принесут для Оли?

Кто из подружек любит картошку фри?

Кто заказал рыбу?

7. Упражнение «Внимательно прослушай и правильно построй вопрос»

Что нужно делать: учитель дает короткую информацию.

Например: киты могут жить дольше 10 лет, а дельфины могут улавливать

ультразвук.

Задача учеников – задать вопросы к этому информационному отрывку,

соблюдая следующие установки:

а) задайте вопрос,  чтобы можно было ответить «да»;

б) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «возможно»;

в) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «дельфины и киты»;

г) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «нет»;

д) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «в этом отрывке нет ответа на

вашш вопрос».

Рекомендации: текст учитель может подготовить любой. Важно, чтобы дети

задавали вопрос, на который можно найти ответ в представленном

предложении.

Примеры вопросов, которые должны сформулировать дети:

а) Киты –долгожители? Правда, что киты могут жить дольше 80 лет?

Способность дельфинов улавливать ультразвук вас впечатлила?

б) Могут киты прожить более  90 лет? Дельфины - единственные животные

существа, которые улавливают ультразвук?

в) Какие млекопитающие упоминаются в этом предложении? Кто заставил вас удивиться? Какие животные стали темой нашего разговора?

г) Здесь идет речь о возрасте дельфинов? Мы узнали что-либо новое о размере китов и дельфинов?

д) Меняется ли со временем способность дельфинов улавливать ультразвук?

Влияет ли вес китов на их возраст?

8. Упражнение «Концентрируй внимание»

Что нужно делать: каждому ребёнку выдается карточка с заданием. Задача- максимально быстро выполнять задание учителя в каждом пронумерованном

поле. Учитель читает размеренно, но не останавливаясь. Повторы и вопросы

запрещены.

1. В первом поле внутри знаменателя поставьте точку, внутри числителя — галочку.

2. Во втором поле впишите круг в треугольник.

3. В третьем поле в маленькой фигуре напишите, сколько углов в треугольнике, а в большой фигуре напишите, сколько углов в квадрате.

4. В поле номер 4  правую вершину ромба обозначьте буквой А, верхнюю — цифрой 5, левую-буквой-Ю, нижнюю-цифрой, на три меньше 5.

5. В поле номер 5 поставьте крестик в фигуре, третьей сверху, а в фигуре, третьей снизу, поставьте минус.

6. В поле 6  в горизонтальной фигуре напишите слово ПАР задом-наперед.

7. В поле 7  в правом нижнем луче поставьте цифру 6 , в верхнем луче цифру на 2 меньше, в центре — местоимение 2  лица ед. числа.

8. В поле 8  поставьте точки в координата В3, Б2 , А3, В1.

9. В поле 9 в пересечении фигур поставьте стрелку , смотрящую влево.

10. В  поле 10 под рядом цифр напишите их сумму.

11. В поле 11 зачеркните все глухие согласные.

12. В поле 12  соедините в квадрате северо-восточную и юго-западную вершины.

9. Упражнение «Блиц»

Что нужно делать: к доске выходят два человека. Они должны быстро отвечать на вопросы учителя.

Учитель фиксирует,  кто первым ответил, кто дал правильный ответ,  тут же

комментирует ответы и на доске отмечает набранные очки.

Вопросы для блица:

Правда ли,  что воскресенье может быть раньше субботы?

Сказку «Колобок» написал Пушкин?

Сколько орехов в пустом стакане?

Сколько минут надо варить крутое яйцо?

Все звуки делятся на две группы, это …

Место, где скрещиваются улицы, называется…

Лестница, которая движется, называется…

Яркая вспышка в небе –это…

Часть речи, обозначающая предмет-это…

Часть слова без окончания…

У существительных склонение, а у глаголов…

Головной убор с козырьком…

Главные члены предложения…

Второстепенные члены предложения…

Как называются слова,  противоположные по смыслу?

Если папа Егор,  то отчество сына?

Она доходит быстрее,  чем письмо…

Мы изучаем предмет…

10. Упражнение «Болгария»

Что нужно делать: в Болгарии принято, произнося слово «нет», кивать, а

произнося слово «да»- качать головой, как мы, когда отрицаем.

Учитель договаривается с ребёнком, что на любые его вопросы надо отвечать, «как в Болгарии». За каждый правильный ответ ребёнок получает плюс,  а за ошибку -минус.

Условие-шутка: за каждый правильный ответ выдаётся конфетка, если ребёнок ошибся, все конфеты забираются обратно.

Самый последний вопрос: «Ты рад, что получил столько конфет?» Ребенок

должен ответить «по-болгарски»,  иначе все конфеты учитель должен забрать.

11. Упражнение «Тесты Струпа»

Что нужно делать: называть вслух цвет,  а не слово.

ЖЁЛТЫЙ СИНИЙ ОРАНЖЕВЫЙ

ЧЁРНЫЙ КРАСНЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ

ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЁЛТЫЙ КРАСНЫЙ

ОРАНЖЕВЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ ЧЁРНЫЙ

СИНИЙ КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ

ЗЕЛЁНЫЙ СИНИЙ ОРАНЖЕВЫЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития памяти и внимания на уроках иностранного языка

Очень часто приходиться слышать от учащихся, что у них плохая память. Однако нередко они просто не умеют запоминать, не знают приёмов успешного запоминания. Данная презентация поможет учителю использо...

Конспект урока по предмету "Стимуляция обонятельной чувствительности" на тему "Упражнения по привлечению внимания к источнику запаха".

Конспект урока составлен на основе программы "Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умтсвенной отсталостью" и предназначен для учащихся с глубокой умственной отсталостью....

Статья "Как привлечь внимание ученика на уроках русского языка?"

Статья на тему: "Как привлечь внимание ученика на уроках русского языка?"...

Проблемы с дисциплиной в классе? Вы новый учитель? Как заполучить внимание учеников!

Никогда раньше не думала, что такая проблема может коснуться и меня. Много-много лет преподаю, и имею дело с людьми разного возраста, характеров, темпераментов, но сейчас, когда стала школьным у...

Статья на тему: "Как удержать внимание учеников на уроке"

Каждый педагог, особенно в начеле своей работы, сталкивается с проблемой невнимательного слушания на уроке. В этой статья я рассмотрела некоторые способы привлечения внимания учащихся и попыталась раз...

"Как удержать внимание учеников на онлайн-уроке иностранного языка"

Данные рекомендации помогут создать положительную атмосферу на онлайн-уроке иностранного языка. Применяя данные рекомендации, ученики будут включены в процесс обучения весь урок....