Рекомендации по организации зимних игр и забав на прогулке
методическая разработка
Зима - отличное время для организации прогулок с детьми. Но, чтобы холод и мороз не помешали получить удовольствие надо, чтобы дети были заняты интересными и увлекательными делами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_organizatsii_zimnih_igr_i_zabav.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Зимние игры и забавы
Рекомендации педагогам
Эртуганова Л.Б.-
воспитатель
ГБОУ Школа № 1476
г. Москва
Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.
Подберите специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий. Ведь только зимой есть снег, лед, ледяные дорожки! Не упускайте возможность использовать снежные постройки: горки, ледяные дорожки, валы, — лыжные трассы и специальный инвентарь для игр со снегом: лопаты, санки с ящиками, листы фанеры, пластика для построек.
Следите за тем, чтобы все дети были вовлечены в игру: она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день.
Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия:
- в деятельности должны принимать участие все дети;
- не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети
не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство); - в игре не должно быть трудновыполнимых движений (например прыжков через скакалку, препятствия, в высоту; гимнастических упражнений и др.);
- игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;
- для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки;
- зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.
Игры со снегом
Дети учатся взаимодействовать с природой и приспосабливаться к условиям зимы. Ведь только зимой можно использовать в играх такой замечательный строительный материал, как снег. После снегопада взрослые сгребают на участках снег и рыхлят его, чтобы детям было легко его копать. Для строительства пригодится специальный инвентарь: лопаты, санки с ящиками, листы фанеры, пластика для готовых композиций. В подвижных играх и зимних забавах можно использовать снежные постройки: горки, ледяные дорожки, валы, лыжные трассы.
Игры со снегом в младших и средних группах достаточно просты. В младших группах дети могут раскапывать снег, накладывать в ящики, крупные формы, а воспитатель в их присутствии выполняет несложную постройку, например вал для перелезания, домик для кукол или животных. Дети могут подвозить снег педагогу.
Детей средней группы можно привлекать к лепке несложных снежных построек, с которыми потом они будут играть. Малыши подвозят, подносят снег, складывают в кучу, утрамбовывают, пытаются самостоятельно что-нибудь придумать и построить. Эти попытки нужно обязательно поддерживать. Кроме того, дети могут лепить мелкие фигурки из снега, заранее подготовленного воспитателем. Такие игры рекомендуется проводить в безветренные дни при слабом морозе.
В старших и подготовительных группах воспитатель показывает детям новые способы обработки снега. Можно научить детей делать снежные фигуры. Педагог чертит на слежавшемся снегу разные фигуры (круг, треугольник, квадрат и т. д.), дети по линиям надрезают снег и снизу осторожно вынимают получившуюся фигуру. Если эти фигуры слегка смочить водой, получится хороший строительный материал, из которого можно соорудить любые постройки. Для игры дети самостоятельно лепят мелкие фигурки. Можно построить снежный городок, а затем организовать в нем зимний праздник, используя спортивные игры, лыжные эстафеты, гонки на санках.
На прогулке можно заняться не только подвижными играми, но и развитием наблюдательности, внимания, умения ориентироваться. Подойдут, например, такие игры-упражнения.
Запомни как можно больше предметов и назови их
Упражнение можно провести в двух вариантах.
I вариант. Вдоль ската горки через равное расстояние установить пред
меты (флажок, палку и др.). Ребенку дается задание: катясь с горки на санках,
запомнить как можно больше предметов.
II вариант. Бег по маршруту. Маршрут ограничивается 30 метрами. Упражнение проводится по аналогии с I вариантом, только дети бегут.
Угадай, чьи следы?
I вариант. Педагог заранее с помощью трафарета наносит на снег следы
(человека, кошки, птицы и т. д.). Во время прогулки рассмотреть с детьми эти
следы, определить, кому они принадлежат, и предложить детям оставить свои
следы на снегу. Сравнить.
II вариант. Найдите вместе с детьми не запорошенную снегом лыжню. Попробуйте прочесть этот след: определить, когда прошел лыжник и в какую сторону он шел (направление показывают отпечатки концов лыж и следы от палок).
Дополнительные задания:
1. Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и когда срезана эта веточка.
- Обратить внимание, что:
а) если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся дальше;
б) яркие предметы кажутся ближе, чем темные;
в) в пасмурный день, в дождь, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.
Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у детей пользуются игры-эстафеты, аттракционы. Такие развлечения помогут педагогу содержательно и весело провести с детьми прогулки, спортивные состязания и праздники.
Чья команда быстрее (подготовительная группа)
Играющие стоят в две колонны. На расстоянии 10 м (можно меньше) от играющих отмечен финиш. По команде «Внимание! Марш!» двое детей (по одному из каждой колонны) надевают лыжи и скользят на них до финиша. Потом каждый из них снимает лыжи и, держа их вертикально в одной руке, •быстро возвращается назад и передает лыжи следующему ребенку. Эстафета повторяется. Побеждает та команда, которая первой проделает весь путь. Последний участник команды должен отдать лыжи первому. Двигаться на лыжах нужно без палок. В игре принимают участие все дети.
Кто быстрее слепит снеговика
(старшая и подготовительная группы)
Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами, игра начинается по команде «Приготовились! Начали!»
Флажки
(старшая и подготовительная группы)
В игре принимают участие все дети. Вдоль ската горки расставлены палочки с ленточками на них. Необходимо прокатиться с горы на санках и схватить флажок. Побеждает тот, у кого больше флажков.
Два Мороза
(старшая и подготовительная группы)
В игре принимают участие все дети. Выбираются двое детей (два Мороза). Они стоят напротив остальных детей на расстоянии 3—4 шагов. Морозы говорят:
«Мы два брата молодые, два Мороза удалые:
- Я Мороз — Красный нос,
- Я Мороз — Синий нос.
Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?»
Дети отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз».
После этих слов дети разбегаются, а Морозы догоняют и салят их. Кого Морозы осалят, те останавливаются. Игра прекращается (после 5—8 сек. непрерывного бега) со словами воспитателя: «Раз, два, три, в круг скорей беги».
Игра повторяется два-четыре раза.
Кто быстрее слепит десять снежков
(средняя, старшая и подготовительная группы)
По команде дети начинают лепить снежки и складывать их около себя. Снежки должны быть аккуратные, круглые. Выигрывает тот, кто раньше слепит десять комков и поднимет последний комок над головой.
Льдинка
(старшая и подготовительная группы)
В игре принимают участие все дети. Дети стоят по кругу. В середине круга находится водящий с льдинкой. Он старается ногой отбить льдинку так, чтобы попасть в ноги кому-нибудь из детей. Дети должны подпрыгнуть, чтобы льдинка не коснулась их ног. Ребенок, которого коснулась льдинка, показывает любое движение. Выигрывают те дети, которых льдинка не коснулась ни разу, из них выбирается новый ведущий.
Снежки
(средняя, старшая и подготовительная группы)
Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков.
Шагай шире
(младшая и средняя группы)
Расстояние между двумя линиями 3—4 м. Необходимо быстрее дойти до противоположной черты, делая широкие шаги. Вместо широких шагов можно передвигаться и прыжками.
Эстафета «Ловкачи»
(подготовительная группа)
Играющие делятся на 2—3 команды. По сигналу первые игроки из каждой команды бегут 2 м, подлезают под ворота (сделанные из 2 скрещенных лыжных палок), влезают на снежный вал шириной 30—40 см, бегут (или быстро идут по нему), потом спрыгивают. Как только ребенок спрыгнул с вала, начинает движение следующий игрок этой команды. Выигрывает та команда, которая быстрее всех закончит эстафету и не нарушит ее условий: не сбить ворота, не упасть наверху, не упасть при спрыгивании.
Катание на санках с горы
(для всех групп)
На середине ската горы на высоте вытянутой руки ребенка укрепляется веревка. На эту веревку вешается колокольчик или цветные ленты. Проезжая на санках, ребенок звонит в колокольчик или снимает ленты, флажки. Можно дать такое задание: взять флажок или ленту определенного цвета или во время скатывания с горки бросить снежок в ящик, стоящий сбоку.
Кто выше подбросит снежок
(младшая, средняя и старшая группы)
В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех. Бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой.
Самые быстрые санки
(старшая и подготовительная группы)
2—3 детей садятся на санки спиной вперед (на одних санках может ехать один ребенок или двое детей). По команде дети начинает отталкиваться ногами и двигаться вперед. Расстояние от старта до финиша — 5 метров. Игру можно повторять 2—3 раза, с разными участниками.
Кто наберет больше снежков?
(младшая и средняя группы)
На ограниченном пространстве педагог рассыпает снежки. У каждого ребенка есть емкость для сбора снежков. По сигналу дети начинают собирать их. Тот, кто за установленное время больше всех набрал снежков, считается победителем.
Попади в лунку
(средняя, старшая и подготовительная группы)
Педагог делает в снегу несколько лунок, каждому ребенку дает мешочек с шариками. За установленное время дети забрасывают в лунку как можно больше шариков, затем подсчитывают итог.
На морозе необходимо постоянно двигаться. Делать это можно разными способами. Подойдут:
- Ходьба и бег спинами друг к другу.
- Парный бег (взявшись за руки).
- Слалом с шайбой.
- Быстрая ходьба с подниманием предметов.
- Бег вперед спиной.
- «Беги и не дотрагивайся» (шесть лыжных палок ставятся на расстоянии 2— 2,5 м друг от друга. Ребенок должен пробежать между палками (змейкой), не дотрагиваясь до них. Вместо палок можно использовать другие ориентиры.
- Подъем в горку руки за спиной, спуск с горы (можно шагом или бегом).
- «След в след» — ходьба по следам педагога, педагог при этом учитывает длину детского шага.
- Скользить и ходить по линиям, начерченным на скользкой площадке
(старшая, подготовительная группы).
После активного движения необходим небольшой отдых. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме.
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, в снегу дома,
Ночью к нам пришла... (Зима)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз)
Обгонять друг друга рады.
Ты смотри, дружок, не падай!
Хороши они, легки
Быстроходные... (Коньки)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки,
Дайте снег, готовы... (Санки)
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом? (Лыжи)
Отгадай, кто я таков?
Я играть с тобой готов:
То качусь я, то скачу,
А подбросишь — полечу. (Мяч)
Он лежать совсем не хочет
Если бросишь — он подскочит,
Бросишь, снова мчится вскачь,
Отгадай, что это? (Мяч)
Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной,
А когда придет весна,
Он проснется ото сна. (Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный. (Волк)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям на зимние каникулы
Безопасное поведение во время зимних каникул...
Методическое пособие по организации зимних игр
Помечтаем о настоящей снежной зиме. Предположим, Вы классный руководитель, скажем 4-5 класса, или учитель начальной школы, и у Вас в классе много мальчиков, которым трудно усидеть за партой на классно...
Методические рекомендации по написанию зимнего сочинения
Данный материал поможет при подготовке к итоговому сочинению...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Организация зимнего недельного выезда с обучающимися на туристическую базу.
Содержание материаловПрограмма выезда (дневная, вечерняя).Список вещей для поездки.Перечень ежедневных конкурсов.Правила для дежурных по кухне «Зачем нужны дежурные».Правила для настоящих туристов....
Методические рекомендации по организации домашней работы по ОУД «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
В работе предоставлены методические рекомендации по организации домашней работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Орг...
Зимние игры и забавы на прогулке.
Хоть мы и ясельная группа,Но на прогулке не скучаем.Снежные фигуры лепим, И их украшаем!...