Методические рекомендации
материал

Актуальность. Краткое описание проблемы, на решение которой направлено образовательное событие.

Безопасность, сохранение жизни и здоровья детей в условиях мегаполиса является серьезной задачей. Официальная статистика говорит об увеличении по сравнению с прошлым годом на 3,2 % количества ДТП с участием детей-велосипедистов, причем на 77,8 % увеличилось количество ДТП, произошедших по их вине. Растет количество пожаров, во время которых погибают дети (в 2021 году на 6,4 % больше, чем в 2020 году). Актуальной является проблема участия детей и подростков в несогласованных органами власти публичных мероприятиях, во время которых, зачастую незаконно используется государственная символика Российской Федерации, что является административным правонарушением. Обозначенные проблемы в летний период еще более обостряются, так как завершаются занятия в школах и учреждениях дополнительного образования, увеличивается количество свободного времени у детей. Не все школьники отправляются в летний лагерь, не все родители могут уйти в этот период в отпуск. Безопасность ребенка будет в большей степени определяться его собственным уровнем культуры, степенью сформированности навыков безопасного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_os.docx390.85 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению образовательного события «Безопасные каникулы»

(авторы-составители: педагоги – организаторы ЦПВ и ПР Душенков Д.В., Елохин С.Р., Кузьминова А.В., Дроздов И.В., методисты Яковлева Н.В., Яковлева В.П., Уличев М.В.)

1. Концепция образовательного события «Безопасные каникулы»

        1.1. Актуальность. Краткое описание проблемы, на решение которой направлено образовательное событие.

Безопасность, сохранение жизни и здоровья детей в условиях мегаполиса является серьезной задачей. Официальная статистика говорит об увеличении по сравнению с прошлым годом на 3,2 % количества ДТП с участием детей-велосипедистов, причем на 77,8 % увеличилось количество ДТП, произошедших по их вине. Растет количество пожаров, во время которых погибают дети (в 2021 году на 6,4 % больше, чем в 2020 году). Актуальной является проблема участия детей и подростков в несогласованных органами власти публичных мероприятиях, во время которых, зачастую незаконно используется государственная символика Российской Федерации, что является административным правонарушением. Обозначенные проблемы в летний период еще более обостряются, так как завершаются занятия в школах и учреждениях дополнительного образования, увеличивается количество свободного времени у детей. Не все школьники отправляются в летний лагерь, не все родители могут уйти в этот период в отпуск. Безопасность ребенка будет в большей степени определяться его собственным уровнем культуры, степенью сформированности навыков безопасного поведения.

С учетом летних «вызовов» и, исходя из основных направлений деятельности Центра патриотического воспитания и профилактической работы, педагогическая команда заложила в основу концепции образовательного события идею о необходимости информационной и практической подготовки детей к летним каникулам, развитии навыков безопасного поведения в процессе выполнения занимательных теоретических и практических заданий, решения игровых ситуаций на трех интерактивных образовательных площадках – «Государственные символы», «Безопасная дорога», «Внимание всем!»

1.2. Цель образовательного события – повысить уровень знаний учащихся о безопасном поведении в городской среде через изучение правил дорожного движения, пожарной безопасности, использования государственной символики.

1.3. Задачи образовательного события:

- воспитывать уважительное отношение к государственным символам РФ, чувство ответственности за собственную безопасность и безопасность других людей;

- закрепить знания детей о Правилах дорожного движения в части, касающейся экипировки велосипедистов, отработать на практике сигналы, подаваемые ими во время дорожного движения;

- систематизировать знания детей, касающиеся знаков пожарной безопасности и отработать практические навыки по эвакуации людей из помещения при пожаре;

- актуализировать знания детей о государственных символах РФ, о порядке законного использования государственной символики РФ;

- способствовать развитию познавательного интереса, навыков работы в команде и коммуникативных компетенций.

1.4. Адресат образовательного события – учащиеся 5-7 классов Общеобразовательной школы-интерната ГБОУ «Балтийский берег».

1.5. Планируемые результаты образовательного события:

личностные результаты:

- повышение уровня ответственности за свою жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих людей;

- осознание необходимости уважительного отношения к государственным символам РФ;

метапредметные результаты:

- совершенствование навыков командного взаимодействия и коммуникации;

- повышение познавательного интереса в сфере законодательства, регламентирующего поведение на дороге, пожарной безопасности, использования государственной символики;

предметные:

- актуализация знаний и навыков в части соблюдения правил дорожного движения при езде на велосипеде, порядка действий при эвакуации из нежилого помещения в случае задымления, использования государственной символики.

1.6.        Формы обобщения и представления результатов образовательного события.

Анализ результатов диагностики и рефлексии.

1.7. Условия и ресурсное обеспечение реализации образовательного события.

Проведение образовательного события планируется на территории ДООЛ «Заря». В случае хороших погодных условий необходимы: игровой корт; автогородок; помещения административного корпуса (от входа № 1, рекреация 2 этажа и лестничный марш со 2 этажа на первый, 2 кабинета, ближайших к рекреации). В случае плохих погодных условий все площадки проходят в административном корпусе – вместо автогородка и игрового корта используется диско-зал.

В качестве оборудования и дидактических материалов используются макет велосипедиста (ростовой магнитный), план эвакуации и знаки пожарной безопасности, а также раздаточный материал с государственной символикой, бумажный скотч, маркеры.

2. Распределение командных ролей и обязанностей среди участников команды при подготовке и проведении образовательного события.

Дроздов Илья Андреевич

При подготовке - общая координация, разработка сценария, при проведении - ведущий этапа «Знакомство и целеполагание» и площадки № 1 «Государственные символы».

Кузьминова Анна Владимировна

При подготовке – разработка сценария, при проведении – ведущий этапа «Разминка», «Подведение итогов и рефлексия», соведущий площадки № 2 «Безопасная дорога».

Душенков Дмитрий Владимирович

При подготовке – разработка сценария, при проведении - ведущий площадки № 3 «Внимание всем!», подготовка дидактических материалов.

Елохин Сергей Романович

При подготовке – разработка сценария, при проведении – ведущий площадки № 2 «Безопасная дорога».

Образцова Анна Александровна

При подготовке – разработка сценария, при проведении - соведущий площадки № 3 «Внимание всем!», этапа «Подведение итогов и рефлексия», подготовка дидактических материалов.

Яковлева Надежда Владимировна

При подготовке – разработка сценария образовательного события, общее оформление, в случае необходимости, запасной ведущий на площадки № 1.

3. План проведения образовательного события

№№

Этап образовательного события

Содержание этапа

1

Знакомство и целеполагание

(3 мин)

Представление участникам образовательного события педагогической команды; озвучивание темы события, целей, задач, этапов события и условий участия в событии «Безопасные каникулы», изготовление бейджей участниками события.  

2

Разминка

(3 мин)

Задачи разминки – создание непринужденной обстановки, располагающей к общению и взаимодействию (Приложение № 1). На этом этапе происходит разделение участников на 3 группы (команды), каждая из которых придумывает себе название и получает маршрутный лист (порядок прохождения командами интерактивных образовательных площадок). Повторяются правила техники безопасности при проведении мероприятия и озвучиваются правила игры – «Безопасные каникулы».

3

Основная часть

30 мин

(по 9 мин на каждую площадку + 1 мин на переход)

Участники события в составе 3 команд проходят маршруты, которые включают три интерактивные образовательные площадки:

- интерактивная образовательная площадка № 1 «Государственные символы» (Приложение № 2);

- интерактивная образовательная площадка № 2 «Безопасная дорога» (Приложение № 3);

- интерактивная образовательная площадка № 3

«Внимание всем!» (Приложение № 4).

На каждой площадке участники сначала выполняют предложенные ведущими задания, цель которых актуализация и диагностика имеющихся знаний (за каждый правильный ответ выдается пронумерованная фишка), все неверные ответы или неправильно выполненные задания комментируются, затем предлагается выполнить задание, в котором необходимо применить знания по теме площадки – за правильно выполненное задание команда также получает фишки.

4

Подведение итогов и рефлексия

9 мин

Итоги события подводятся педагогами, участникам выдаются сертификаты готовности к летним каникулам, фишки обмениваются на призы, завершает событие рефлексия (Приложение № 5).

5

Анализ результатов образовательного события

По окончании события педагоги могут проанализировать предметные и метапредметные дефициты участников события, а также собственные профессиональные дефициты, которые выявились при подготовке и проведении события.

4. Социальные эффекты образовательного события.

        К возможным социальным эффектам можно отнести:

- снижение детского травматизма при езде на велосипеде в летний период, а также в следствие неосторожного обращения с огнем;

- отсутствие обучающихся, привлеченных к ответственности за совершение правонарушений, связанных с использованием государственной символики.

Приложение № 1

Разминка

Место сбора – игровой корт (в случае хорошей погоды) или диско-зал (в случае плохой погоды).

В самом начале ведущий напоминает о технике безопасности при проведении мероприятий, затем проводит разминку:

1) Добрый день, ребята!

Предлагаем всем встать в круг.

А теперь берем друг друга за плечи и легко массируем плечи впередистоящему человеку. А теперь делаем вращения плечевым поясом вперед (круговыми движениям), ой как здорово, молодцы! А теперь назад.

А теперь все дружно наклон вперед, посмотрели направо, посмотрели налево.

Отлично, еще разок (три раза).

Молодцы, теперь дружно все поворачиваемся направо!

Постучали ребром ладошек друг друга по спине.

Молодцы, какой хороший массаж.

Круг сужаем, плотно прижимаемся друг к другу и садимся, отпускаем руки!

Вот мы и чуть-чуть размялись.

        2) Раз, два, три в одну шеренгу разомкнулись из круга, на первый – второй – третий, рассчитайся.

Первый - номера руку вверх, 2 шага вперед;

Вторые - номера руку вверх, 2 шага назад;

Третий - номера остаются на месте.  

Вот у нас и получилось 3 команды.

Ребята, ваша задача быстро выбрать капитана команды.

Капитаны подходят ко мне и получают карточки с названием первых станций, карту и маршрутный лист (Все на одном листе).

3) Участвуя в нашем событии – в игре «Безопасные каникулы» – важно соблюдать следующие правила:

1. следовать маршрутному листу;

2. внимательно слушать ведущего;

3. работать в команде сообща, так как можно получить фишки не только за правильные ответы и правильно выполненные задания, но и за умение делать всё вместе.

Желаем всем удачи!

Приложение № 2

Интерактивная образовательная площадка № 1

 «Государственные символы»

Оборудование:

Раздаточный материал с изображением государственной символики.

  1. Ведущий:

- Впереди летние каникулы. 12 июня наша страна будет праздновать День России. Во время праздника будут использоваться официальные государственные символы России. Предлагаю для начала вспомнить, а что именно относится к государственным символам России? Обсудите в команде и дайте свой ответ.

Ответы: Флаг, герб и гимн (жетон № 1).

2) Ведущий:

- Перед Вами изображения государственных флагов, найдите среди них государственный символ Российской Федерации:

Ответ: Изображение под номером 5 (жетон № 2).

3) Ведущий:

- На карточках вы прочитаете слова из гимнов, определите, какое из четверостиший является словами гимна Российской Федерации.

А. Сквозь грозы сияло нам солнце свободы

И Ленин великий нам путь озарил:

На правое дело он поднял народы,

На труд и на подвиги нас вдохновил!

Б. От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

В. Мы армию нашу растили в сраженьях.

Захватчиков подлых с дороги сметём!

Мы в битвах решаем судьбу поколений,

Мы к славе Отчизну свою поведём!

Ответ: текст под буквой Б (жетон № 3).

4) Ведущий:

- перед Вами элементы Герба Санкт-Петербурга. Попробуйте сложить герб из данных элементов, называя их.

 

Ответ: щит, скипетр, речной якорь, морской якорь (жетон № 4).

5) Какие животные, в том числе фантастические, встречаются на гербе Российской Федерации?

Ответ: конь, двуглавый орел, дракон (фишка № 5).

6) В вашем районе 12 июня проходят спортивные соревнования, посвященные Дню России. Во время торжественного открытия на стадионе был поднят Государственный флаг Российской Федерации и исполнен гимн. Многие болельщики пришли на соревнования с флажками и ленточками в цвете российского триколора. Один из болельщиков расстелил российский флаг на скамье и пригласил сесть на него своих друзей.

Как Вы считаете, что в этой ситуации не является нарушением закона «О Государственном флаге Российской Федерации», а что нарушает закон?

Ответ: не нарушает – поднятие флага и исполнение гимна (жетон № 6), использование символики на флажках и ленточках (жетон № 7),
нарушение – использование флага в качестве подстилки
(жетон № 8).

Дополнительно выдаются жетон № 9 и жетон № 10 за уровень коммуникации и работы в команде.

Приложение № 3

Интерактивная образовательная площадка № 2 «Безопасная дорога»

Оборудование: макеты велосипедиста (ростовой магнитный), шлема, налокотников, наколенников, перчаток, зажима для штанов (магнитных).

Описание порядка действий:

1) Здравствуйте, ребята!

Рад приветствовать вас на станции, посвящённой безопасности дорожного движения!

Сегодня мы с вами вспомним основные правила использования индивидуальных транспортных средств и убедимся, что вы готовы к безопасному отдыху во время летних каникул.  

Итак, начнём!

Все мы являемся участниками дорожного движения, поскольку все перемещаемся в пространстве, часто используя для этого различные транспортные средства!

Кто-то ездит на машинах, многие используют общественный транспорт, а ребята чаще всего выбирают лёгкие двухколёсные средства передвижения или средства индивидуальной мобильности.

Какие двухколёсные транспортные средства и средства индивидуальной мобильности вы знаете? Давайте все вместе вспомним!

Ответы: велосипед, самокат, электросамокат, скейт, ролики, скутер, мотоцикл, мопед, гироскутер, сигвей, моноколесо.

Отлично! В использовании этих транспортных средств есть опасности. Но, согласитесь, ребята, что отказаться от их использования из-за этих опасностей – не совсем верный выход. Значит надо сделать что? Правильно! Максимально себя обезопасить! Вы, наверняка, много раз видели, как выглядят люди, которые используют средства индивидуальной мобильности. Давайте вспомним что, кроме обычной одежды, на них надето и попробуем разместить предметы экипировки на макете.

За каждый, правильно размещённый предмет, команда получит вот такой жетон! Вам необходимо работать в команде, помогать друг другу. После завершения задания капитан команды предоставит слово одному из участников, чтобы он показал и рассказал о расположении предметов на макете.

Слаженная и дружная работа добавит еще два жетона.  

Итак, вот предметы, время пошло!

Дети размещают предметы экипировки (на магнитной основе) на стенде с фигурой велосипедиста.

Время стоп! Давайте посмотрим, как вы справились с заданием! Готов ли наш велосипедист к выезду на маршрут.

Проверяем вместе с участниками правильность размещения предметов экипировки на фигуре, выдаем жетоны капитану.

Итак, наш велосипедист снаряжён должным образом и готов к выезду на маршрут! Давайте с вами представим, каким может быть этот маршрут, в каком направлении будет двигаться наш юный участник дорожного движения!

Дети говорят: прямо, направо, налево, будет останавливаться!

Правильно, молодцы! А как обычно транспортные средства обозначают другим участникам движения о том, какой маневр они намерены совершить?

Дети отвечают: поворотниками, стоп-сигналами…

Совершенно верно! А как велосипедисту показать свой манёвр? Ведь на велосипеде нет поворотников и стоп-сигналов… Кто-нибудь из вас знает?

Давайте разберёмся с этим и посмотрим, как велосипедисты на дорогах общего пользования показывают другим участникам движения свои манёвры!

Педагог рассказывает о сигналах, используемых для обозначения манёвра.

Теперь, когда мы знаем основные сигналы, давайте отработаем их на практике!

Сейчас каждому из вас, необходимо будет, по очереди, пройти обозначенный здесь маршрут. При этом, вы представляете, что не идёте, а едете по маршруту на велосипеде и обозначаете каждый следующий манёвр соответствующим сигналом из числа тех, которые мы с вами сейчас разобрали.

Каждый участник, не допустивший ни одной ошибки, получает такой же жетон, как за выполнение предыдущего задания.
На старт, внимание, марш!

Дети по очереди проходят маршрут, получают жетоны!

Молодцы, ребята! Все отлично справились с заданием и показали полученные знания на деле!

Уверен, что теперь вы будете использовать средства индивидуальной мобильности только правильно экипировавшись! И, находясь на дороге, будете правильно обозначать свои манёвры!

Спасибо за работу на станции!

Приложение № 4

Интерактивная образовательная площадка № 3

«Внимание всем!»

Оборудование: план эвакуации, увеличенные макеты знаков пожарной безопасности.

Описание порядка действий:

Добрый день, сегодня мы с вами поговорим об эвакуации.

  1. Кто знает, что такое эвакуация? Кто объяснит, что значит это слово?

Правильный ответ: эвакуация (при пожаре) - вынужденное организованное самостоятельное движение людей из помещений наружу или в безопасную зону при возможном воздействии на них опасных факторов пожара.

Для того, чтобы быстро выйти из здания, где возник пожар, нужно уметь ориентироваться в плане эвакуации.

  1. Актуализация знаний, касающихся знаков пожарной безопасности.

Педагог предлагает команде ответить на вопросы: что обозначает каждый из следующих знаков пожарной безопасности (кнопка, огнетушитель, щиток, аптечка, телефон, значки выхода, направления движения). За каждый правильный ответ команда получает один жетон.

  1.  Затем педагог показывает на плане эвакуации точку, где сейчас находится группа, как она обозначается, как, зная местоположение, выбрать ближайший эвакуационный выход. Кроме того, рассказывает о том, как правильно двигаться до места сбора при задымлении помещения. После этого ребята получают следующее задание:

В соседнем кабинете произошло возгорание. Перед вами 5 макетов знаков пожарной безопасности. Расположите знаки в правильной последовательности (что и за чем вы будете делать).

Вам необходимо работать в команде. После выполнения задания, капитан команды определит, кто из вас будет объяснять, почему вы выбрали такой порядок знаков, а не другой.

Дети выкладывают из знаков «Телефон-выход-первая помощь-кнопка-огнетушитель», аргументируя свои действия. За правильно выполненное задание команда получает фишки.

  1. Педагог сообщает, что в соседнем кабинете могут быть пострадавшие, которых необходимо эвакуировать. Дети, правильно открывая дверь (потрогать дверь, затем ручку тыльной стороной ладони), пригнувшись, заходят в помещение и эвакуируют (поддерживая под руки с двух сторон, остальные идут пригнувшись, закрывая тканью органы дыхания) пострадавшего до точки места сбора (там висит соответствующее обозначение).

За правильно выполненное задание команда получает фишки.

Приложение № 5

Подведение итогов и рефлексия

Ребята вы такие молодцы что прошли все испытания.

Капитаны команд! Пришло время собрать фишки, заработанные на станциях, и подойти ко мне.

Ребята, расскажите, как Вы оцениваете работу команд?

Рефлексия:

Разговор со всеми участниками:

Какие сложности у вас возникли при выполнении заданий?

Что вам понравилось больше всего?

Что нового вы узнали или чему вы научились?

Все участники получают сертификаты готовности к летним каникулам.

И теперь самое время – обменять фишки на заслуженные призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...