Организация работы с неблагополучными детьми
материал

Солнцева Валентина Васильевна

сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них навыков организации здорового образа жизни, посредством развития здоровьесберегающей среды и сохранения семейных ценностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty_s_neblagopoluchnymi_dekabr_2022g.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Коробчеевская школа для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья

Коломенского муниципального городского округа Московской области

140490 Московская область Коломенский городской округ с. Коробчеево ул. Школьная д.1 «Б»

Факс, тел. 8-(496)517-63-03 тел:8(496)617-61-87

_____________________________________________________________________________________

 

Методическое объединение воспитателей по теме

«Система работы воспитателя по воспитанию у детей культуры здоровья в соответствии с требованиями ФГОС»

 Сообщение «Организация работы с неблагополучными семьями»

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                  Воспитатель: Солнцева В.В.

                                                                                                                                                             

                                                                      2022 уч. год                                  

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов…

Работу с семьями и обучающимися  в нашей  группе строим  на основе социально-педагогической технологии сотрудничества, педагогической поддержки и личного опыта, наблюдений.  

  В своей педагогической деятельности опираемся  также на педагогику сотрудничества семьи и школы, систематически поддерживаем связь с родителями и лицами, их заменяющими;  стараемся налаживать контакт с семьёй в любой ситуации, добиваться сердечности, откровенности, взаимопонимания. Проводим систематическую работу с родителями: беседы, индивидуальные встречи, консультации. Отношения с родителями устойчивые, корректные, доброжелательные. Взаимодействуем с родителями учащихся, выстраивая партнёрские взаимоотношения в интересах развития и воспитания ребёнка.

 Цель нашей  работы: обобщение опыта работы классного руководителя и воспитателей с неблагополучными семьями с целью коррекции и оздоровления детско-родительских отношений посредством использования новых подходов, форм и методов психолого-педагогического воздействия. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.

 Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.

Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.

Свою работу с неблагополучными семьями своей группы строим следующим образом:

  •   предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;
  • установление контакта   с членами семьи;
  • выявление сущности семейных проблем, - причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;
  • определение  необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;
  • ·  привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно; Нам очень помогает в работе наш социальный педагог Тельнова И.А.
  •  патронат семьи (в случаях тяжкого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).

 

 Организация работы с неблагополучными семьями

Повышение ответственности родителей за воспитание детей, выработка положительных детско- родительских отношений.

В работе были  использованы следующие методы: методика «Рисунок семьи», «Цветовой тест отношений», беседа с ребенком. Тест-игра «Какой вы родитель?». Анкетирование родителей. Знаю ли я своего ребенка?   

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;    

 дни творчества детей и их родителей; так мы привлекали  родителей к изготовлению поделок из природного материала – Хасанову А.С. Андрееву А.М.; к участию в выставке кормушек для птиц- Моргунову В.В. Андрееву А.М. Бахаеву Г.А. К участию в выставке рисунков ко дню матери, новогодних рисунков и поделок .

 

  • Использовались в работе такие приемы и методы коррекционной работы с семьей, как:
  • 1. УБЕЖДЕНИЕ- разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
  • 2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. – по отношению к детям из неблагополучных семей.
  • 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
  • 4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
  • 5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.
  • Следует отметить, что при работе с семьей используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые адекватны потребностям именно этих родителей и детей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами.

Проблемы неблагополучной семьи невозможно решить силами одного специалиста.  Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.

Оптимальная среда для полноценного развития ребенка – это родная семья. Это означает, что основные усилия направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем.

Действуя в контакте с ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать маленького человека, показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека, готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребёнку - в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

 

Анкетирование родителей. Знаю ли я своего ребенка?

  1. Хорошо ли вы знаете характер своего ребенка?
  1. Да - 3,
  2.  не очень - 2,
  3. в) плохо - 1.
  1. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?
  1.  Круглые сутки - 3,
  2.  5-6 часов в сутки - 2,
  3.  1 -2 часа - 1.
  1. Когда вы были с ним в театре?
  1. В этом месяце — 3,
  2. 3 месяца назад — 2,
  3.  полгода — год назад — 1.
  1. Читает ли ваш ребенок художественную литературу или дополнительную литературу к урокам?
  1.  да - 3,
  2.  иногда - 2,
  3.  никогда - 3.
  1. Часто ли вы хвалите ребенка за его успехи?
  1.  всегда -3,
  2. иногда - 2,
  3.  никогда - 1.
  1. Как вы поощряете своего ребенка?
  1. радуетесь вместе с ним его успеху - 3,
  2.  просто хвалите - 2,
  3. покупаете дорогие вещи, игрушки - 1.
  1. Как вы наказываете своего ребенка?
  1. делаете вид, что огорчены и не разговариваете с ним - 3,
  2.  не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер - 2,
  3. )        применяете физическую силу, не разрешаете гулять - 1.


 

 Тест-игра «Какой вы родитель?». Родители получают список фраз и инструкцию: «попросите членов своей семьи отметить фразы, которые вы частенько употребляете в общении с детьми» (баллы на бланке не указывать).

1.             Сколько раз тебе повторять! –2 балла.

2.             Посоветуй мне, пожалуйста. –1 балл.

3.             Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! – 1 балл.

4.             И в кого ты только уродился! –2 балла.

5.             Какие у тебя замечательные друзья! – 1 балл.

6.             Ну на кого ты похож (а)! –2 балла.

7.             Я в твое время! –2 балла.

8.             Ты моя опора и помощник (ца)! –1 балл.

9.             Что за друзья у тебя! – 2 балла.

10.         О чем ты только думаешь! – 2 балла.

11.         Какая ты у меня умница! – 2 балла.

12.         А как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1 балл.

13.         У всех дети как дети, а ты? –2 балла.

14.         Какой ты у меня сообразительный (ая)! – 1 балл.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделить ему больше внимания, прислушайтесь к его словам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с неблагополучными семьями

Нам приходиться работать с детьми из разных семей. Но особое внимание следует уделить детям из неблагополучных семей. Этой теме и посвещен наш семинар....

«Совет профилактики – координирующий орган в работе с неблагополучными детьми и семьями»

Совет Профилактики, как комплексная разработка и реализация в школе и семье результативной системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с асоциальными проявлениями в поведении....

Программа по организации работы с неблагополучными семьями "Семья-не вакуум"

данная программа содержит в себе теоретические и практические аспекты работы с семьями...

Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики

Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Дипломная работа на тему: «Организация работы с одарёнными детьми».

Главной целью данной работы является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы. Задачами рабо...