Организация работы с неблагополучными детьми
материал
сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них навыков организации здорового образа жизни, посредством развития здоровьесберегающей среды и сохранения семейных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_neblagopoluchnymi_dekabr_2022g.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Коробчеевская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Коломенского муниципального городского округа Московской области
140490 Московская область Коломенский городской округ с. Коробчеево ул. Школьная д.1 «Б»
Факс, тел. 8-(496)517-63-03 тел:8(496)617-61-87
_____________________________________________________________________________________
Методическое объединение воспитателей по теме
«Система работы воспитателя по воспитанию у детей культуры здоровья в соответствии с требованиями ФГОС»
Сообщение «Организация работы с неблагополучными семьями»
Воспитатель: Солнцева В.В.
2022 уч. год
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов…
Работу с семьями и обучающимися в нашей группе строим на основе социально-педагогической технологии сотрудничества, педагогической поддержки и личного опыта, наблюдений.
В своей педагогической деятельности опираемся также на педагогику сотрудничества семьи и школы, систематически поддерживаем связь с родителями и лицами, их заменяющими; стараемся налаживать контакт с семьёй в любой ситуации, добиваться сердечности, откровенности, взаимопонимания. Проводим систематическую работу с родителями: беседы, индивидуальные встречи, консультации. Отношения с родителями устойчивые, корректные, доброжелательные. Взаимодействуем с родителями учащихся, выстраивая партнёрские взаимоотношения в интересах развития и воспитания ребёнка.
Цель нашей работы: обобщение опыта работы классного руководителя и воспитателей с неблагополучными семьями с целью коррекции и оздоровления детско-родительских отношений посредством использования новых подходов, форм и методов психолого-педагогического воздействия. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.
Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.
Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
Свою работу с неблагополучными семьями своей группы строим следующим образом:
- предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;
- установление контакта с членами семьи;
- выявление сущности семейных проблем, - причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;
- определение необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;
- · привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно; Нам очень помогает в работе наш социальный педагог Тельнова И.А.
- патронат семьи (в случаях тяжкого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).
Организация работы с неблагополучными семьями
Повышение ответственности родителей за воспитание детей, выработка положительных детско- родительских отношений.
В работе были использованы следующие методы: методика «Рисунок семьи», «Цветовой тест отношений», беседа с ребенком. Тест-игра «Какой вы родитель?». Анкетирование родителей. Знаю ли я своего ребенка?
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
дни творчества детей и их родителей; так мы привлекали родителей к изготовлению поделок из природного материала – Хасанову А.С. Андрееву А.М.; к участию в выставке кормушек для птиц- Моргунову В.В. Андрееву А.М. Бахаеву Г.А. К участию в выставке рисунков ко дню матери, новогодних рисунков и поделок .
- Использовались в работе такие приемы и методы коррекционной работы с семьей, как:
- 1. УБЕЖДЕНИЕ- разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
- 2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. – по отношению к детям из неблагополучных семей.
- 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
- 4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
- 5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.
- Следует отметить, что при работе с семьей используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые адекватны потребностям именно этих родителей и детей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами.
Проблемы неблагополучной семьи невозможно решить силами одного специалиста. Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.
Оптимальная среда для полноценного развития ребенка – это родная семья. Это означает, что основные усилия направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем.
Действуя в контакте с ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать маленького человека, показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека, готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребёнку - в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.
Анкетирование родителей. Знаю ли я своего ребенка?
- Хорошо ли вы знаете характер своего ребенка?
- Да - 3,
- не очень - 2,
- в) плохо - 1.
- Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?
- Круглые сутки - 3,
- 5-6 часов в сутки - 2,
- 1 -2 часа - 1.
- Когда вы были с ним в театре?
- В этом месяце — 3,
- 3 месяца назад — 2,
- полгода — год назад — 1.
- Читает ли ваш ребенок художественную литературу или дополнительную литературу к урокам?
- да - 3,
- иногда - 2,
- никогда - 3.
- Часто ли вы хвалите ребенка за его успехи?
- всегда -3,
- иногда - 2,
- никогда - 1.
- Как вы поощряете своего ребенка?
- радуетесь вместе с ним его успеху - 3,
- просто хвалите - 2,
- покупаете дорогие вещи, игрушки - 1.
- Как вы наказываете своего ребенка?
- делаете вид, что огорчены и не разговариваете с ним - 3,
- не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер - 2,
- ) применяете физическую силу, не разрешаете гулять - 1.
Тест-игра «Какой вы родитель?». Родители получают список фраз и инструкцию: «попросите членов своей семьи отметить фразы, которые вы частенько употребляете в общении с детьми» (баллы на бланке не указывать).
1. Сколько раз тебе повторять! –2 балла.
2. Посоветуй мне, пожалуйста. –1 балл.
3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! – 1 балл.
4. И в кого ты только уродился! –2 балла.
5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1 балл.
6. Ну на кого ты похож (а)! –2 балла.
7. Я в твое время! –2 балла.
8. Ты моя опора и помощник (ца)! –1 балл.
9. Что за друзья у тебя! – 2 балла.
10. О чем ты только думаешь! – 2 балла.
11. Какая ты у меня умница! – 2 балла.
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1 балл.
13. У всех дети как дети, а ты? –2 балла.
14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! – 1 балл.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделить ему больше внимания, прислушайтесь к его словам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с неблагополучными семьями
Нам приходиться работать с детьми из разных семей. Но особое внимание следует уделить детям из неблагополучных семей. Этой теме и посвещен наш семинар....
«Совет профилактики – координирующий орган в работе с неблагополучными детьми и семьями»
Совет Профилактики, как комплексная разработка и реализация в школе и семье результативной системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с асоциальными проявлениями в поведении....
Программа по организации работы с неблагополучными семьями "Семья-не вакуум"
данная программа содержит в себе теоретические и практические аспекты работы с семьями...
Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики
Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением...
Организация работы с одаренными детьми и подготовка их к физическим олимпиадам, научно-практическим конференциям, исследовательской работе.
Доклад был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики....
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Дипломная работа на тему: «Организация работы с одарёнными детьми».
Главной целью данной работы является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы. Задачами рабо...