Главные вкладки
Практика наставничества "Искусство направлять"
материал
Декабрь 2023
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_nastavnichestva_mbou_sosh_1_im._a.k._prosoedova_g._georgievska.docx | 220.39 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Александра Кирилловича Просоедова города Георгиевска"
Окружная (заочная) научно-практическая конференция
«Лучшие практики наставничества в образовательных организациях»
Участники: Директор Казадаева Н.И.
Учитель иностранного языка Шмакова М.Н.
декабрь 2023
Искусство направлять
Автор практики: Шмакова Мария Николаевна, учитель иностранного языка МБОУ СОШ № 1 им. А.К. Просоедова г. Георгиевска.
Куратор Казадаева Надежда Ивановна, директор, педагогический стаж 37 лет | ||||||
Наставник Шмакова М.Н., учитель иностранного языка, педагогический стаж 17 лет | Наставляемый Мартынова А.С., учитель иностранного языка, педагогический стаж 3,5 месяца. |
Введение
Актуальность:
Вопрос помощи профессиональному становлению молодого учителя безусловно является актуальным и социально значимым. В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог испытывает затруднения из-за отсутствия необходимого опыта. Это проявляется в неумении логично выстроить последовательность этапов, рассчитать время на уроке, в затруднении при объяснении материала. Несмотря на это, с первого же дня своей работы он имеет те же самые обязанности и несет ту же ответственность, что и опытные педагоги. При этом обучающиеся, их родители, а зачастую и коллеги по работе ожидают от молодого учителя профессионализма. Кроме этого, молодой учитель испытывает потребность в общении с коллегами. Вхождение в педагогическую деятельность может сопровождаться высоким эмоциональным напряжением. Начинающий учитель нуждается в более глубоком знании психологии детей, содержания и методики преподавания, контроля и оценки качества образования, он также недостаточно подготовлен в нормативно-правовых вопросах. Именно педагог-наставник может помочь молодому учителю преодолеть возникающие трудности.
Цель практики: поддержка успешного начала преподавательской карьеры, оказание практической методической помощи молодому педагогу в повышении уровня профессиональной компетентности, создание условий для его профессионального роста, самореализации, наращивания потенциала и закрепления в профессии.
Форма наставничества: «опытный педагог – молодой специалист».
Условия эффективности наставничества:
• системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога-наставника и наставляемого молодого педагога;
• сочетание теоретических и практических форм работы, а также смешанного (онлайн и очный) режима работы;
• своевременное обеспечение педагогической и учебно-методической информацией;
• анализ результатов работы.
В процессe наставничества планируется не только достижение наставляемым уровня компетентности наставника, но и выход за его пределы. Наставник также выходит за рамки обмена и переходит к разработке материалов в рамках совместной команды. Это требует рефлексивной практики, совместного планирования и исследования действий в сочетании с совместным планом действий наставника и протеже. Благодаря этому процессу и наставник, и наставляемый молодой учитель поднимаются на новые высоты профессионального роста и компетентности.
Эффективная модель наставничества
Содержание модели наставничества
Область ответственности наставника:
• моделирование и демонстрация эффективных стратегий обучения,
• помощь с учебной программой и планированием учебного процесса,
• наблюдение и своевременное предоставление обратной связи,
• помощь в выявлении личных сильных сторон наставляемого и планировании его дальнейшего профессионального роста.
Обязанности наставляемого, после согласования с наставником:
• подготовка и реализация совместного с наставником плана развития наставничества,
• поддержание отношений с наставником в соответствии с кодексом профессионального поведения.
Этапы практики:
1. Инициация — знакомство.
2. Совершенствование — совместные действия для продвижения и улучшения преподавания и обучения.
3. Разделение — уменьшение роли наставника и развитие самостоятельной траектории наставляемого.
Основные мероприятия практики:
• диагностика профессиональных затруднений начинающего учителя,
• построение индивидуальной траектории развития на основе выявленных дефицитов,
• обсуждение слабых и сильных сторон наставляемого, составление таблицы «Реальность – ожидания»,
• участие в тренингах с участием педагога-психолога,
• подведение промежуточных результатов,
• рефлексия совместной деятельности,
• демонстрация результатов совместной деятельности.
Промежуточные результаты:
Для школы
• создана нормативно-правовая база по сопровождению наставляемых.
Для пары «наставник-наставляемый»
• успешно пройден период адаптации молодого педагога в школе,
• проведен мониторинг результативности деятельности наставника и наставляемого по формированию предметной и методической компетентности,
Направление взаимодействия | Количество |
Проведенные консультации, в том числе онлайн | 9 (3) |
Уроки, посещенные наставляемым | 3 |
Уроки, посещенные наставником | 4 |
Совместно разработанные занятия, мероприятия | 1 |
Проведенные диагностики с молодым педагогом | 2 |
Проведенные диагностики с обучающимися молодого педагога | 1 |
• налажено умение педагогов работать в команде,
• повышен уровень обучения, обновления и результативности преподавания как наставляемого, так и наставника.
Срок реализации: 1 год.
Итоговая оценка практики наставничества
Оценка программы наставничества – Наставник Пожалуйста, ответьте на следующие утверждения, используя скользящую шкалу от 1 до 4, где 1 - плохо, а 5 - очень эффективно. | ||
1. | Я чувствовал себя хорошо подготовленным к роли наставника, следуя ориентации на наставничество. | 1 2 3 4 5 |
2. | Тренинг для наставников помог мне подготовиться к тому, чтобы стать наставником. | 1 2 3 4 5 |
3. | Я смог дать рекомендации своему протеже в области – «Учебный план» | 1 2 3 4 5 |
– «Оценка учащегося» | 1 2 3 4 5 | |
– «Стратегии обучения» | 1 2 3 4 5 | |
– «Юридические вопросы и договорные права/обязанности» | 1 2 3 4 5 | |
– «Поиск или освоение ресурсов» | 1 2 3 4 5 | |
– «Общение с родителями» | 1 2 3 4 5 | |
– «Оказание помощи учащимся с особыми потребностями» | 1 2 3 4 5 | |
– «Ведение школьной документации». | 1 2 3 4 5 | |
4. | Участвуя в этой программе, я добился профессионального роста в качестве преподавателя. | 1 2 3 4 5 |
5. | Я предоставил полезную обратную связь во время наблюдений за наставляемым. | 1 2 3 4 5 |
6. | Я смог извлечь из этого опыта уроки, которые улучшили мое собственное преподавание. | 1 2 3 4 5 |
7. | Предложения, которые у меня есть по улучшению программы наставничества, включают … |
Оценка программы наставничества – Наставляемый Пожалуйста, ответьте на следующие утверждения, используя скользящую шкалу от 1 до 4, где 1 - плохо, а 5 - очень эффективно. | ||
1. | Я чувствовал, что мой наставник хотел и мог быть наставником. | 1 2 3 4 5 |
2. | Ознакомительная программа помогла мне почувствовать себя подготовленной к началу учебного года в школе. | 1 2 3 4 5 |
3. | Я получил достаточное руководство от своего наставника в области – «Учебный план» | 1 2 3 4 5 |
– «Оценка учащегося» | 1 2 3 4 5 | |
– «Стратегии обучения» | 1 2 3 4 5 | |
– «Юридические вопросы и договорные права/обязанности» | 1 2 3 4 5 | |
– «Поиск или освоение ресурсов» | 1 2 3 4 5 | |
– «Общение с родителями» | 1 2 3 4 5 | |
– «Оказание помощи учащимся с особыми потребностями» | 1 2 3 4 5 | |
– «Ведение школьной документации». | 1 2 3 4 5 | |
4. | Я получил полезную обратную связь во время наблюдений от моего наставника. | 1 2 3 4 5 |
5. | Я чувствовал себя комфортно или мог обратиться за помощью к руководству школы. | 1 2 3 4 5 |
6. | Я смог извлечь из этого опыта уроки, которые улучшили мое с преподавание. Участвуя в этой программе, я добился профессионального роста в качестве преподавателя | 1 2 3 4 5 |
7. | Предложения, которые у меня есть по улучшению программы наставничества, включают … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя статья направлена на "Охранe и укрепление здоровья"школьников.
Моя работа рассчитана на детей и колеег разных возрастных групп. Для учеличения работоспособности и укрепления здоровья школьников и взрослых....
урок - конференция "Сделаем вместе", направлена на формирование экологии сознания
В условиях научно-технического и социального прогресса экологическое образование и воспитание – неотъемлемый элемент формирования нового человека. Экологическое сознание в самом широком смысле э...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» Тема «Культурные достопримечательности г. Самара. Самарский академический театр оперы и балета», подготовительная к школе группа компенсирующей направле
Цель:Формирование у детей знаний о Самарском оперном театре, опере. Развитие творческой и познавательной активности. Обогащение и накопление вокального, двигательного опыта у детей. Задачи:...
ФГОС. НА ЧТО НАПРАВЛЕНЫ УУД И КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОНИ ДАЮТ УЧАЩИМСЯ?
Этот материал является методической статьёй и направлена в помощь учителю....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы
Доклад педагогическом совете на тему:«Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы »...
Внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету и направляют детей к самостоятельной работе.
1. Внеклассное мероприятие "Очей очарованье - поэзия осени"2. Внеклассное мероприятие-практикум "Витамины здоровья"3. Семейный праздник "День кедра"4. Внекласное занятие ...