Практика наставничества "Искусство направлять"
материал

Шмакова Мария Николаевна

Декабрь 2023

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Александра Кирилловича Просоедова города Георгиевска"

Окружная (заочная) научно-практическая конференция

«Лучшие практики наставничества в образовательных организациях»

Участники: Директор Казадаева Н.И.

                                                     Учитель иностранного языка Шмакова М.Н.

декабрь 2023

Искусство направлять

Автор практики: Шмакова Мария Николаевна, учитель иностранного языка МБОУ СОШ № 1 им. А.К. Просоедова г. Георгиевска.

C:\Users\Mariya\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\zamuvrfoto.jpg

Куратор

Казадаева Надежда Ивановна, директор,

педагогический стаж 37 лет

C:\Users\Mariya\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_E4501.JPG

Наставник

Шмакова М.Н., учитель иностранного языка, педагогический стаж 17 лет

C:\Users\Mariya\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\578dd51f-27a3-459c-82ef-f7262242d1c1.jpg

Наставляемый

Мартынова А.С., учитель иностранного языка, педагогический стаж 3,5 месяца.

           

Введение

Актуальность:

Вопрос помощи профессиональному становлению молодого учителя безусловно является актуальным и социально значимым. В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог испытывает затруднения из-за отсутствия необходимого опыта. Это проявляется в неумении логично выстроить последовательность этапов, рассчитать время на уроке, в затруднении при объяснении материала. Несмотря на это, с первого же дня своей работы он имеет те же самые обязанности и несет ту же ответственность, что и опытные педагоги. При этом обучающиеся, их родители, а зачастую и коллеги по работе ожидают от молодого учителя профессионализма. Кроме этого, молодой учитель испытывает потребность в общении с коллегами. Вхождение в педагогическую деятельность может сопровождаться высоким эмоциональным напряжением. Начинающий учитель нуждается в более глубоком знании психологии детей, содержания и методики преподавания, контроля и оценки качества образования, он также недостаточно подготовлен в нормативно-правовых вопросах. Именно педагог-наставник может помочь молодому учителю преодолеть возникающие трудности. 

Цель практики: поддержка успешного начала преподавательской карьеры, оказание практической методической помощи молодому педагогу в повышении уровня профессиональной компетентности, создание условий для его профессионального роста, самореализации, наращивания потенциала и закрепления в профессии. 

Форма наставничества: «опытный педагог – молодой специалист».

Условия эффективности наставничества:

•        системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога-наставника и наставляемого молодого педагога;

•        сочетание теоретических и практических форм работы, а также смешанного (онлайн и очный) режима работы;

•        своевременное обеспечение педагогической и учебно-методической информацией;

•        анализ результатов работы.

В процессe наставничества планируется не только достижение наставляемым уровня компетентности наставника, но и выход за его пределы. Наставник также выходит за рамки обмена и переходит к разработке материалов в рамках совместной команды. Это требует рефлексивной практики, совместного планирования и исследования действий в сочетании с совместным планом действий наставника и протеже. Благодаря этому процессу и наставник, и наставляемый молодой учитель поднимаются на новые высоты профессионального роста и компетентности.

Эффективная модель наставничества

Содержание модели наставничества

Область ответственности наставника:

• моделирование и демонстрация эффективных стратегий обучения,

• помощь с учебной программой и планированием учебного процесса,

• наблюдение и своевременное предоставление обратной связи,

• помощь в выявлении личных сильных сторон наставляемого и планировании его дальнейшего профессионального роста.

Обязанности наставляемого, после согласования с наставником:

• подготовка и реализация совместного с наставником плана развития наставничества,

• поддержание отношений с наставником в соответствии с кодексом профессионального поведения.

Этапы практики:

1. Инициация — знакомство.

2. Совершенствование — совместные действия для продвижения и улучшения преподавания и обучения.

3. Разделение — уменьшение роли наставника и развитие самостоятельной траектории наставляемого.

Основные мероприятия практики:

• диагностика профессиональных затруднений начинающего учителя,

• построение индивидуальной траектории развития на основе выявленных дефицитов,

• обсуждение слабых и сильных сторон наставляемого, составление таблицы «Реальность – ожидания»,

• участие в тренингах с участием педагога-психолога,

• подведение промежуточных результатов,

• рефлексия совместной деятельности,

•  демонстрация результатов совместной деятельности.

Промежуточные результаты:

Для школы

• создана нормативно-правовая база по сопровождению наставляемых.

Для пары «наставник-наставляемый»

• успешно пройден период адаптации молодого педагога в школе,

• проведен мониторинг результативности деятельности наставника и наставляемого по формированию предметной и методической компетентности,

Направление взаимодействия

Количество

Проведенные консультации, в том числе онлайн

9 (3)

Уроки, посещенные наставляемым

3

Уроки, посещенные наставником

4

Совместно разработанные занятия, мероприятия

1

Проведенные диагностики с молодым педагогом

2

Проведенные диагностики с обучающимися молодого педагога

1

• налажено умение педагогов работать в команде,

• повышен уровень обучения, обновления и результативности преподавания как наставляемого, так и наставника.

Срок реализации: 1 год.

Итоговая оценка практики наставничества

Оценка программы наставничества – Наставник

Пожалуйста, ответьте на следующие утверждения, используя скользящую шкалу от 1 до 4, где 1 - плохо, а 5 - очень эффективно.

1.

Я чувствовал себя хорошо подготовленным к роли наставника, следуя ориентации на наставничество.

1 2 3 4 5

2.

Тренинг для наставников помог мне подготовиться к тому, чтобы стать наставником.

1 2 3 4 5

3.

Я смог дать рекомендации своему протеже в области

– «Учебный план»

1 2 3 4 5

– «Оценка учащегося»

1 2 3 4 5

– «Стратегии обучения»

1 2 3 4 5

– «Юридические вопросы и договорные права/обязанности»

1 2 3 4 5

– «Поиск или освоение ресурсов»

1 2 3 4 5

– «Общение с родителями»

1 2 3 4 5

– «Оказание помощи учащимся с особыми потребностями»

1 2 3 4 5

– «Ведение школьной документации».

1 2 3 4 5

4.

Участвуя в этой программе, я добился профессионального роста в качестве преподавателя.

1 2 3 4 5

5.

Я предоставил полезную обратную связь во время наблюдений за наставляемым.

1 2 3 4 5

6.

Я смог извлечь из этого опыта уроки, которые улучшили

мое собственное преподавание.

1 2 3 4 5

7.

Предложения, которые у меня есть по улучшению программы наставничества, включают …

Оценка программы наставничества – Наставляемый

Пожалуйста, ответьте на следующие утверждения, используя скользящую шкалу от 1 до 4, где 1 - плохо, а 5 - очень эффективно.

1.

Я чувствовал, что мой наставник хотел и мог быть наставником.

1 2 3 4 5

2.

Ознакомительная программа помогла мне почувствовать себя подготовленной к началу учебного года в школе.

1 2 3 4 5

3.

Я получил достаточное руководство от своего наставника в области

– «Учебный план»

1 2 3 4 5

– «Оценка учащегося»

1 2 3 4 5

– «Стратегии обучения»

1 2 3 4 5

– «Юридические вопросы и договорные права/обязанности»

1 2 3 4 5

– «Поиск или освоение ресурсов»

1 2 3 4 5

– «Общение с родителями»

1 2 3 4 5

– «Оказание помощи учащимся с особыми потребностями»

1 2 3 4 5

– «Ведение школьной документации».

1 2 3 4 5

4.

Я получил полезную обратную связь во время наблюдений от моего наставника.

1 2 3 4 5

5.

Я чувствовал себя комфортно или мог обратиться за помощью к

руководству школы.

1 2 3 4 5

6.

Я смог извлечь из этого опыта уроки, которые улучшили

мое с преподавание. Участвуя в этой программе, я добился профессионального роста в качестве преподавателя

1 2 3 4 5

7.

Предложения, которые у меня есть по улучшению программы наставничества, включают …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя статья направлена на "Охранe и укрепление здоровья"школьников.

Моя работа рассчитана на детей и колеег разных возрастных групп. Для учеличения работоспособности и укрепления здоровья  школьников и взрослых....

урок - конференция "Сделаем вместе", направлена на формирование экологии сознания

В условиях научно-технического и социального прогресса экологическое образование и воспитание – неотъемлемый элемент формирования нового человека.  Экологическое сознание в самом широком смысле э...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» Тема «Культурные достопримечательности г. Самара. Самарский академический театр оперы и балета», подготовительная к школе группа компенсирующей направле

Цель:Формирование у детей знаний о Самарском оперном театре, опере.  Развитие творческой и познавательной активности. Обогащение и накопление вокального, двигательного опыта у детей. Задачи:...

ФГОС. НА ЧТО НАПРАВЛЕНЫ УУД И КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОНИ ДАЮТ УЧАЩИМСЯ?

Этот материал является методической статьёй и направлена в помощь учителю....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы

Доклад педагогическом совете на тему:«Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы »...

Внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету и направляют детей к самостоятельной работе.

1. Внеклассное мероприятие "Очей очарованье - поэзия осени"2. Внеклассное мероприятие-практикум "Витамины здоровья"3. Семейный праздник "День кедра"4. Внекласное занятие ...