Методические находки учителя истории и обществознания
методическая разработка (5 класс)

        Слова выдающегося психолога Л.С. Выготского:                         «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» сегодня весьма актуальны, прежде всего, потому что пришло время переосмыслить всю работу в школе. Моя коллега, которая несколько лет не работала в школе и вновь  вернулась,    вдруг обнаружила для себя, что она вернулась в другой мир: и дети другие, и методики другие, и ритм школы другой. В сегодняшнем  мире трудно выжить любому человеку, еще труднее это сделать это молодому. Какие  же качества необходимы современному выпускнику?

        Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать успешным: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения.

      Для меня как учителя,  самым важным является формирование ключевых компетенций  учащихся на уроке. Для достижения этого я использую определенную  структуру урока, где важна не внешняя структура (опрос, объяснение, закрепление), а внутренняя. Я не планирую рассказать, показать, ознакомить учащихся, а планирую установить, найти, определить, сформулировать, то есть формирую у учащихся готовность к разрешению проблем.         Для использования данного метода необходимо освоить технологию разработки проблемных вопросов и задач. Берется важное историческое или обществоведческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся; осуществляется поиск альтернативного ему положения, содержащего противоречие (учебное, реальное, кажущееся) в соответствии с первым; на основе обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос. Например. Изучаемое положение: в русско-турецкой войне  1877 – 1878 годов на  Балканах Россия победила Турцию. Был заключен выгодный для России Сан–Стефанский мирный договор. Альтернативное положение: вскоре по инициативе ведущих европейских стран состоялась Берлинская конференция с участием России, пересмотревшая условия Сан – Стефанского договора в свою пользу. Проблемная задача: В войне участвовала Россия и Турция. Россия одержала победу. Воевавшие страны заключили мир. Европейские страны собирают другой кворум, в работе которого участвует и Россия, пересматривают условия договора не в пользу России, и она соглашается с этим. Почему?

             Чем больше «почему» будет задано мне на уроке, тем продуктивнее будет усвоение материала. Тем интереснее будем мне на уроке, тем больше радости познания и удовольствия открытий  будет у меня на уроке и у детей.                           Практически на каждом уроке я планирую  работу с текстом. Простой, но очень действенный прием на уроке для поддержания внимания: чтение теста по абзацам, после прочтения каждый учащийся выделяет главную мысль абзаца, а после прочтения статьи каждый из ребят повторяет свое предложение и таким образом составляется краткий пересказ текста, который уже без труда может повторить каждый.

            Пытаюсь увеличить долю самостоятельной работы учащихся на уроке, таким образом, я формирую технологическую компетенцию. Для этого я использую рабочие тетради. В классе используются учебники издательства «Сфера», которые имеют и практикум и тренажер. У меня отпала  необходимость поиска интересных заданий. Количество и качество  заданий  позволяет развивать именно мотивированного ученика, способного получить разнообразные компетенции.

   Веду поиск новых современных и в тоже время эффективных форм проверки знаний, умений, навыков учащихся. Готовность к самообразованию  формирую во время применения разнообразных карточек-заданий, анкет-опросников, презентаций, познавательно-развивающих вопросов, разнообразного методического материала: документов, исторических карт, статистических данных и т.д., ученических рефератов. В освоении предмета мне помогает методика «Развития критического мышления через чтение и письмо», которая  базируется на трех стадиях «вызов – осмысление – рефлексия». На стадии вызова в сознании учеников актуализируются имеющиеся знания и представления о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая форма работы, деятельность школьников активизируется, формируется познавательный интерес. На стадии осмысления ученики вступают в контекст с новой информацией, систематизирует сведения, соотносятся их с собственными знаниями. На стадии размышления происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.  Синквейн, являясь простейшей стихотворной формой, тренирует способность искать и находить адекватные, точные и лаконичные слова, для выражения своей мысли, позволяет в художественной форме воспроизвести содержание занятия. Кластер дает возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика.  Уроки с использованием приемов данной технологии проходят живо и интересно.

Готовность к использованию информационных ресурсов формирую во время использования богатой коллекции электронных материалов по ряду курсов. В 5 классе  применяла  электронное приложение   к учебнику издательства «Просвещение» «История Древнего мира» и методическое пособие с электронным приложением автора – составителя Мартьянова О.А. «Повторение и контроль  знаний. История Древнего мира. 5 класс Тесты, кроссворды, филворды, лексические задания»,.

 Готовность к социальному взаимодействию формирую у учащихся во время проведения уроков с использованием интерактивных методик: «мозговой штурм», «аквариум», «коллаж» и т.д  На уроках повторительно-обобщающего характера, когда перед ребятами ставится задача, направленная на рефлексию, развитие творческого потенциала, обычно класс разбивается на 4 группы, получающие четыре вида заданий:

  • на основе материалов учебника составить тесты разных видов (альтернативный, на соответствие, исключение лишнего);
  • на основе материала учебника сформулировать по два вопроса репродуктивного характера, т.е. на восстановление информации; расширяющих знания, т.е. таких, которые связаны с темой, но ответа на них в учебнике нет;
  • придумать задания («угадай слово», составить задачу на основе материала учебника);
  • сформулировать вопросу к материалу учебника, начинающиеся слов «Что…», «Когда…», «Где…», «Почему …», «Как…», «Какой…» (возможны иные варианты вопросов). Таким образом, все ученики, работая с одним и тем же текстом, получили совершенно разные задания. Ученики других групп получают возможность ответить на эти вопросу и получить отметку.

 Безусловно, любая цель должна носить реальный характер, быть достижимой. Работа с конкретной аудиторией школьников я учитываю уровень подготовки ребят, их индивидуальные способности к восприятию новой информации. Формулируя цель, мысленно задаю себе вопросы: чему научатся  ребята? Что будет способствовать их развитию и как? Каков будет воспитательный эффект урока? Последний вопрос является очень важным. Да. Сегодняшняя система  организации обучения исключает морализаторские, шаблонные приемы внешнего давления на поведение ребенка. Однако она не исключает воспитательного воздействия на ребенка вообще.

Таким образом, подводя итог всей сказанной мною информации, можно сделать вывод, что думающий учитель выберет для себя активные формы работы с учащимися. Усложняя себе жизнь, он все время будет находиться в поиске наиболее оптимальных методов и приемов, которые активизируют познавательную и мыслительную деятельность учащихся на уроке. Я отношу себя именно к таким, тем, кто ищет и находит, тем кто радуется даже малым успехам учащихся, тем кто не может жить по-другому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

учителя истории и обществознания МБОУ-СОШ № 2 Саратовской области

Слова выдающегося психолога Л.С. Выготского: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» сегодня весьма актуальны, прежде всего, потому что пришло время переосмыслить всю работу в школе. Моя коллега, которая несколько лет не работала в школе и вновь вернулась, вдруг обнаружила для себя, что она вернулась в другой мир: и дети другие, и методики другие, и ритм школы другой. В сегодняшнем мире трудно выжить любому человеку, еще труднее это сделать это молодому. Какие же качества необходимы современному выпускнику?

Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать успешным: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения.

Для меня как учителя, самым важным является формирование ключевых компетенций учащихся на уроке. Для достижения этого я использую определенную структуру урока, где важна не внешняя структура (опрос, объяснение, закрепление), а внутренняя. Я не планирую рассказать, показать, ознакомить учащихся, а планирую установить, найти, определить, сформулировать, то есть формирую у учащихся готовность к разрешению проблем. Для использования данного метода необходимо освоить технологию разработки проблемных вопросов и задач. Берется важное историческое или обществоведческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся; осуществляется поиск альтернативного ему положения, содержащего противоречие (учебное, реальное, кажущееся) в соответствии с первым; на основе обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос. Например. Изучаемое положение: в русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов на Балканах Россия победила Турцию. Был заключен выгодный для России Сан–Стефанский мирный договор. Альтернативное положение: вскоре по инициативе ведущих европейских стран состоялась Берлинская конференция с участием России, пересмотревшая условия Сан – Стефанского договора в свою пользу. Проблемная задача: В войне участвовала Россия и Турция. Россия одержала победу. Воевавшие страны заключили мир. Европейские страны собирают другой кворум, в работе которого участвует и Россия, пересматривают условия договора не в пользу России, и она соглашается с этим. Почему?

Чем больше «почему» будет задано мне на уроке, тем продуктивнее будет усвоение материала. Тем интереснее будем мне на уроке, тем больше радости познания и удовольствия открытий будет у меня на уроке и у детей. Практически на каждом уроке я планирую работу с текстом. Простой, но очень действенный прием на уроке для поддержания внимания: чтение теста по абзацам, после прочтения каждый учащийся выделяет главную мысль абзаца, а после прочтения статьи каждый из ребят повторяет свое предложение и таким образом составляется краткий пересказ текста, который уже без труда может повторить каждый.

Пытаюсь увеличить долю самостоятельной работы учащихся на уроке, таким образом, я формирую технологическую компетенцию. Для этого я использую рабочие тетради. В классе используются учебники издательства «Сфера», которые имеют и практикум и тренажер. У меня отпала необходимость поиска интересных заданий. Количество и качество заданий позволяет развивать именно мотивированного ученика, способного получить разнообразные компетенции.

Веду поиск новых современных и в тоже время эффективных форм проверки знаний, умений, навыков учащихся. Готовность к самообразованию формирую во время применения разнообразных карточек-заданий, анкет-опросников, презентаций, познавательно-развивающих вопросов, разнообразного методического материала: документов, исторических карт, статистических данных и т.д., ученических рефератов. В освоении предмета мне помогает методика «Развития критического мышления через чтение и письмо», которая базируется на трех стадиях «вызов – осмысление – рефлексия». На стадии вызова в сознании учеников актуализируются имеющиеся знания и представления о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая форма работы, деятельность школьников активизируется, формируется познавательный интерес. На стадии осмысления ученики вступают в контекст с новой информацией, систематизирует сведения, соотносятся их с собственными знаниями. На стадии размышления происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Синквейн, являясь простейшей стихотворной формой, тренирует способность искать и находить адекватные, точные и лаконичные слова, для выражения своей мысли, позволяет в художественной форме воспроизвести содержание занятия. Кластер дает возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика. Уроки с использованием приемов данной технологии проходят живо и интересно.

Готовность к использованию информационных ресурсов формирую во время использования богатой коллекции электронных материалов по ряду курсов. В 5 классе применяла электронное приложение к учебнику издательства «Просвещение» «История Древнего мира» и методическое пособие с электронным приложением автора – составителя Мартьянова О.А. «Повторение и контроль знаний. История Древнего мира. 5 класс Тесты, кроссворды, филворды, лексические задания»,.

Готовность к социальному взаимодействию формирую у учащихся во время проведения уроков с использованием интерактивных методик: «мозговой штурм», «аквариум», «коллаж» и т.д На уроках повторительно-обобщающего характера, когда перед ребятами ставится задача, направленная на рефлексию, развитие творческого потенциала, обычно класс разбивается на 4 группы, получающие четыре вида заданий:

  • на основе материалов учебника составить тесты разных видов (альтернативный, на соответствие, исключение лишнего);
  • на основе материала учебника сформулировать по два вопроса репродуктивного характера, т.е. на восстановление информации; расширяющих знания, т.е. таких, которые связаны с темой, но ответа на них в учебнике нет;
  • придумать задания («угадай слово», составить задачу на основе материала учебника);
  • сформулировать вопросу к материалу учебника, начинающиеся слов «Что…», «Когда…», «Где…», «Почему …», «Как…», «Какой…» (возможны иные варианты вопросов). Таким образом, все ученики, работая с одним и тем же текстом, получили совершенно разные задания. Ученики других групп получают возможность ответить на эти вопросу и получить отметку.

Безусловно, любая цель должна носить реальный характер, быть достижимой. Работа с конкретной аудиторией школьников я учитываю уровень подготовки ребят, их индивидуальные способности к восприятию новой информации. Формулируя цель, мысленно задаю себе вопросы: чему научатся ребята? Что будет способствовать их развитию и как? Каков будет воспитательный эффект урока? Последний вопрос является очень важным. Да. Сегодняшняя система организации обучения исключает морализаторские, шаблонные приемы внешнего давления на поведение ребенка. Однако она не исключает воспитательного воздействия на ребенка вообще.

Таким образом, подводя итог всей сказанной мною информации, можно сделать вывод, что думающий учитель выберет для себя активные формы работы с учащимися. Усложняя себе жизнь, он все время будет находиться в поиске наиболее оптимальных методов и приемов, которые активизируют познавательную и мыслительную деятельность учащихся на уроке. Я отношу себя именно к таким, тем, кто ищет и находит, тем кто радуется даже малым успехам учащихся, тем кто не может жить по-другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы методического объединения учителей истории и обществознания Шелеховского района Иркутской области

Данный материал будет полезен руководителям школьных и районных методических объединений...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

    Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации"

Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации" 2020г...

В ы с т у п л е н и е на Районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме «Сложные вопросы истории. Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам.

Представленный историко - культурный стандарт  включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечне...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...