Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающихся на уроках истории и внеурочное время
методическая разработка

ИринаНиколаевна Шевнина МБОУ Заларинская СОШ № 1

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной деятельности обучающихся на уроках истории и во внеурочное время помогут изучению тем по истории, более детально и глубоко изучить и понять материал, имеются памятки-алгоритмы по выполнению разных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_obuchayushchihsya.docx69.56 КБ

Предварительный просмотр:

Уровни сложности заданий

1

2

2

I. Работа с источниками, учебными и научными изданиями

Аннотация

Аннотация на книгу

Аннотированный каталог по теме

Аннотированный каталог по проблеме

Рецензия

Рецензия на научно-популярное издание

Рецензия на научное издание

Рецензия на научное издание

Конспект

конспект-план

конспект-схема

текстуальный конспект

/кол-во источников определяется преподавателем/

конспект-план

конспект-схема

текстуальный конспект

/кол-во источников определяется преподавателем/

конспект-план

конспект-схема

текстуальный конспект

/кол-во источников определяется преподавателем/

Реферат

Реферат-конспект Реферат-резюме

Реферат-обзор

Реферат-обзор

Реферат-доклад

Реферат-доклад

Тезисы

Вторичные тезисы

Систематизация источников

Список литературы

Библиографический список

Библиографический список

Другое

II. Работа со справочными изданиями

Словари, справочники, энциклопедии

Составление терминологического словаря по теме

Составление терминологического словаря по разделу

Составление терминологического словаря по отрасли науки

Работа со словарями, составление терминологического словаря

Аналитический обзор по словарным статьям

Подготовка словарной статьи

Глоссарий

Тезаурус

Энциклопедия

Составление биографического справочника (словаря) – 3-5 персоналий

Составление библиографического справочника (словаря)

– 5-10 персоналий

Составление библиографического справочника (словаря)

– 10-15 персоналий

Справка

Написание справки

Составление справочного пособия

Составление энциклопедического словаря

Другое

II. Оформление учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов

Тезирование

Первичные тезисы

Первичные тезисы

УИРС

НИРС

отчет об учебно-исследовательской работе

отчет о научно-исследовательской работе

отчет о научно-исследовательской работе

Работа в научном стиле

ВКР,

статья,

доклад

магистерская диссертация,

статья,

доклад

статья,

доклад,

диссертационная работа

Другое

Словарь – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными.

Терминологический словарь – словарь, содержащий термины какой-либо области знания или темы и их определения (разъяснения).

Справочник – справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. По целевому назначению различают: научный, массово-политический, производственно-практический, учебный, популярный и бытовой справочники.

Биографический справочник (словарь) – справочник, содержащий сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц.

Библиографический справочник (словарь) – справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещающей их жизнь и деятельность.

Справочное пособие – пособие, рассчитанное по форме на то, чтобы по нему можно было наводить справки. От справочника отличается тем, что может быть использовано и для последовательного освоения материала, в то время как справочник нацелен главным образом на выборочное чтение, по мере того, как возникают те или иные вопросы и нужда в справке, и для последовательного чтения не приспособлен.

Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную (общую), специализированную (отраслевую), региональную (универсальную или специализированную) энциклопедии.

Энциклопедический словарь – энциклопедия, материал в которой расположен в алфавитном порядке.

Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части:

  1. Содержательная характеристика первоисточника, цель автора.
  2. Адресат аннотируемого текста.

Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части:

  1. Композиция, структура первичного текста.
  2. Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Глоссарий - словарь терминов

Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

  • конспект-план,
  • конспект-схема,
  • текстуальный конспект.
  • Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника. Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

  • Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.
  • Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

  • Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.
  • Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

Тезаурус относится к специальному типу словаря нормативной лексики с точно определенными связями между терминами.

Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:

  1. Преамбула.
  2. Основное тезисное положение.
  3. Заключительный тезис.

Научное издание – издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы (ГОСТ ).

  • Монография – научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.
  • Диссертация – опубликованное или неопубликованное научное издание, представленное специалистом или научным работником к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора каких-либо наук.
  • Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.
  • Компендиум – краткое пособие со сжатым изложением основ какой-либо науки, адресованное читателям, которым надо быстро овладеть главным в какой-либо научной отрасли.
  • Отчет о научно-исследовательской работе – подвид научного издания или неопубликованной научной работы, в которых обосновывается необходимость научно-исследовательской работы, раскрывается ее содержание и результаты, подводятся итоги и делаются выводы из нее.
  • Тезисы докладов (сообщений) научной конференции (съезда, симпозиума) – научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).
  • Материалы конференции (съезда, симпозиума) – непериодический сборник, содержащий итоги конференции (доклады, рекомендации, решения).
  • Сборник научных трудов – сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
  • Препринт – научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.

Подсказка 2

ЗАДАНИЯ НА КОНСТРУИРОВАНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

  • анализ современного …. опыта;
  • разработка программы диагностики по конкретной теме ;
  • прогнозирование возможных последствий предложенных решений профессиональных задач;
  • проектирование этапов профессиональной деятельности;
  • проектирование фрагментов образовательных и(или) учебных программ;
  • конструирование различных форм сотрудничества и взаимодействия с людьми разного возраста, культур, социальных слоев;
  • построение деловых отношений внутри профессиональных (педагогических) сообществ;
  • разработка моделей различных профессионально-педагогических ролей. анализ современного …. опыта;
  • разработка программы диагностики по конкретной теме ;
  • прогнозирование возможных последствий предложенных решений профессиональных задач;
  • проектирование этапов профессиональной деятельности;
  • проектирование фрагментов образовательных и(или) учебных программ;
  • конструирование различных форм сотрудничества и взаимодействия с людьми разного возраста, культур, социальных слоев;
  • построение деловых отношений внутри профессиональных (педагогических) сообществ
  • разработка моделей различных профессионально-педагогических ролей.

Виды заданий

Задания на организацию учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности

  • Раскрыть на примере конкретного исследования суть понятий….
  • Предложить и обосновать на примере конкретного исследования способы решения проблемы (задачи).
  • Определить тип исследования
  • Выбрать из предложенного перечня или сформулировать самостоятельно проблему, на решение которой будет направлено исследование.
  • Сформулируйте противоречия, которые обусловливают проблему исследования.
  • Предложите параметры, по которым необходимо доказать актуальность исследуемой проблемы.
  • Определить теоретические концепции, лежащие в основе исследования и выбрать из них основную, на которой выстраивается исследование.
  • Сформулировать ведущую идею и замысел исследования.
  • Обосновать выбор методологического подхода для осуществления исследования.
  • Выбрать объект и предмет исследования.
  • Продумать логику исследования
  • Сформулировать цель исследования.
  • Сформулировать задачи исследования.
  • Определить ведущие понятия исследования.
  • Сформулировать гипотезу исследования.
  • Используя эмпирические методы исследования, разработать методику микроисследования на предложенную тему.
  • Используя теоретические методы разработать методику анализа, сравнения, обобщения, аналогий, эксперимента, систематизации и др. на предложенную тему.
  • Используя специфические методы гуманитарных исследований, к которым относят методы описания и понимания человека, разработать методику самонаблюдения, самоотчета, идентификации, биографического познания человека и др. на предложенную тему.
  • Разработать программу эксперимента.
  • Предложить способы обработки собранного эмпирического материала.
  • Используя количественные методы обработки результатов в педагогических исследованиях, разработать методику представления результатов исследования.
  • Сформулировать проблемы, которые вскрылись в ходе проведенного исследования и могут лечь в основу других исследований.
  • Предложить способы составления библиографии исследования.
  • Предложить вариант структуры диссертации.
  • Предложить структуру доклада на защите диссертации. Раскрыть на примере конкретного исследования суть понятий:
  • педагогическая ситуация, педагогическая проблема, педагогическая задача.
  • Предложить и обосновать на примере конкретного исследования способы решения педагогической проблемы (задачи).
  • Определить тип исследования
  • Выбрать из предложенного перечня или сформулировать самостоятельно проблему, на решение которой будет направлено исследование.
  • Сформулируйте противоречия, которые обусловливают проблему исследования.
  • Предложите параметры, по которым необходимо доказать актуальность исследуемой проблемы.
  • Определить теоретические концепции, лежащие в основе исследования и выбрать из них основную, на которой выстраивается исследование.
  • Сформулировать ведущую идею и замысел исследования.
  • Обосновать выбор методологического подхода для осуществления исследования.
  • Выбрать объект и предмет исследования.
  • Продумать логику исследования
  • Сформулировать цель исследования.
  • Сформулировать задачи исследования.
  • Определить ведущие понятия исследования.
  • Сформулировать гипотезу исследования.
  • Используя эмпирические методы исследования, разработать методику микроисследования на предложенную тему.
  • Используя теоретические методы разработать методику анализа, сравнения, обобщения, аналогий, эксперимента, систематизации и др. на предложенную тему.
  • Используя специфические методы гуманитарных исследований, к которым относят методы описания и понимания человека, разработать методику самонаблюдения, самоотчета, идентификации, биографического познания человека и др. на предложенную тему.
  • Разработать программу эксперимента.
  • Предложить способы обработки собранного эмпирического материала.
  • Используя количественные методы обработки результатов в педагогических исследованиях, разработать методику представления результатов исследования.
  • Сформулировать проблемы, которые вскрылись в ходе проведенного исследования и могут лечь в основу других исследований.
  • Предложить способы составления библиографии исследования.
  • Предложить вариант структуры диссертации.
  • Предложить структуру доклада на защите диссертации.

Задания на поиск и обработку информации

  • написание реферата-обзора;
  • рецензия на сайт по теме;
  • анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание;
  • написание своего варианта плана лекции;
  • написание фрагмента лекции;
  • составление библиографического списка.
  • ознакомление с профессиональными телеконференциями, анализ обсуждения актуальных проблем

Задание на организацию взаимодействия в сети

  • обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы;
  • работа в списках рассылки;
  • общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или студентами других групп или вузов, изучающих данную тему;
  • обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции;
  • консультации с преподавателем и другими студентами через отсроченную телеконференцию;
  • консультации со специалистами;
  • консультации с методистом через электронную почту.

Задания по созданию web-страниц

  • размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте
  • публикация библиографий по теме;
  • создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах;
  • публикация курсовых и квалификационных работ обучающихся на сайте;
  • публикация методических разработок обучающихся;
  • создание банка данных о методических находках обучающихся, банка игр и упражнений;
  • создание web-страниц для обучающихся;
  • создание web-квестов для обучающихся;

Выполнение проектов

  • работа по проектам, предложенным преподавателем (использование всего комплекса возможностей телекоммуникационных сетей: поиск информации, диалог в сети, создание web-страниц и web-квестов);
  • разработка и проведение собственных проектов.

Виды самостоятельных работ

Виды самостоятельных работ по учебному курсу:

  • работа с понятийным аппаратом;
  • поисковая работа с различными источниками;
  • анализ нормативных документов; составление аннотированного списка литературы по проблеме;
  • аннотирование учебной литературы для УМК;
  • составление хронологических таблиц; составление опорно-логических схем;
  • составление диагностических методик;
  • проектирование фрагментов учебных программ, лекционных и семинарских занятий;
  • выполнение проектных заданий;
  • выполнение исследовательских заданий;
  • проведение ролевых игр;
  • выполнение контрольных работ.
  • составление аннотаций, рецензий;
  • составление словаря терминов;
  • подбор методик для микроисследований;
  • проведение микроисследований в …..;
  • обработка и анализ полученных данных;
  • написание отчетов о проведенных исследованиях;
  • разработка коллективных творческих дел;
  • подготовка докладов, рефератов по теме;
  • составление опорно-логических схем, опорных конспектов.
  • выбор и обоснование педагогической технологии, оптимально соответствующей индивидуальности студента.

Задания самостоятельной работы по Истории

Раздел I Древнейшая стадия истории человечества

Тема Люди эпохи палеолита.

С.Р.№1 Сравнительная характеристика древнейших людей с людьми палеолита.

Объем: 1 час

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • реферативное сообщение
  • Сравнительная таблица «Отличия и сходства древнейших и древних людей, Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. »

Обучающийся должен:

- выявить признаки, характеризующие людей палеолита, виды их деятельности их достижения и недостатки

- составить таблицу достижений и недостатков людей палеолита и выделить территория их проживания.

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

#1056;еферативное сообщение частично соответствует заявленной теме. Отсутствует собственное мнение. Тезисное представление содержания материала.

#1042; таблице представлено менее 50% выделенных сходств и различий людей палеолита

2

высокий

#1056;еферативное сообщение соответствует заявленной теме. Частично представлено собственное мнение. Частично допущено тезисное представление содержания материала.

#1042; таблице представлено менее 75%. выделенных сходств и различий людей палеолита, выделена территория проживания с датами.

3

оптимальный

#1056;еферативное сообщение соответствует заявленной теме. Четко представлено собственное мнение. Высказанные мысли, суждения подкреплены цитатами, фактами.

#1042; таблице представлены все факты датируемые промежутки времени

Древнейшие государства.

Тема Древнейшие цивилизации. Египет, Сирия, государство древних Шумеров,

Вавилонское государство Двуречье………..

С.Р. № 3 Написание рефератов об истории появления и развития одного из государств.

Объём 3 ч.

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Реферативное сообщение

Обучающийся должен:

  • Изучить историю любого выбранного государства
  • Составить план написания реферата
  • Оформить реферат

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

#1056;еферативное сообщение частично соответствует заявленной теме. Отсутствует собственное мнение. Тезисное представление содержания материала

2

высокий

#1056;еферативное сообщение соответствует заявленной теме. Частично представлено собственное мнение. Частично допущено тезисное представление содержания материала.

3

оптимальный

#1056;еферативное сообщение соответствует заявленной теме. Четко представлено собственное мнение. Высказанные мысли, суждения подкреплены цитатами, фактами.

С.Р. № 4 Составление схемы – конспекта о природе, социально – политическом, экономическом и культурном развитии Индии.

Объём 2ч.

По итогам

выполнения обучающийся должен представить:

  • Схематичный конспект о появлении и развитии Индии

Обучающийся должен:

  1. Изучить историю Индии
  2. Составить схему – конспект, осветить все аспекты заданной темы
  3. Сделать анализ и высказать собственное мнение по развитию Индии

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

#1057;хема конспект частично соответствует заявленной теме.2. Отсутствие собственного мнения и анализа работы.3. Тезисное представление содержания материала отсутствует

2

высокий

#1057;хема конспект соответствует заявленной теме на 75 % 2. Частично представлено собственное мнение и анализ по развитию Индии.

3

оптимальный

#1057;хема конспект соответствует заявленной теме, Четко представлено собственное мнение. Высказанные мысли, суждения подкреплены цитатами, фактами.

Сделан анализ по развитию Индии

Европа в средние века

Тема Возникновение ислама. Арабские завоевания

С.Р. № 9 Составление опорной схемы Арабских завоеваний

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Составленную опорную схему завоеваний арабов

Обучающийся должен:

  1. Изучить историю появления арабов, зарождение их государственности, их завоевательные походы
  2. Составить схему, осветить все аспекты заданной темы
  3. Сделать анализ и высказать собственное мнение по завоевательным походам арабов

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

#1057;хема частично соответствует заявленной теме.2. Отсутствие собственного мнения и анализа работы.3. Тезисное представление содержания материала отсутствует

2

высокий

#1057;хема соответствует заявленной теме на 75 % 2. Частично представлено собственное мнение и анализ завоевательной политики арабов

3

оптимальный

#1057;хема соответствует заявленной теме, Четко представлено собственное мнение. Высказанные мысли, суждения подкреплены цитатами, фактами.

Сделан анализ завоевательных походов арабов

Тема Феодальная раздробленность

С.Р.№ 10 Составить глоссарий по теме феодальная раздробленность

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Глоссарий (оформление свободное)

Обучающийся должен:

- изучить тему, найти словарные слова дать им определения

- красиво оформить глоссарий без ошибок

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

#1063;астично выбраны словарные слова, даны частично определения . 2. Отсутствие красочного эстетического оформления.

2

высокий

#1057;ловарные слова выбраны на 75 % подобраны определения, 2. Эстетичное и грамотное оформление

3

оптимальный

#1057;ловарные слова и определения выбраны на 100% Эстетичное грамотное оформление без ошибок

Тема Средневековая культура начало ренессанса

С.Р.№ 13 Написание Сочинений с выводами и рассуждениями о культуре Ренессанса

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Сочинение рассуждение о особенностях культуры Ренессанса

Обучающийся должен:

  1. Изучить историю культуры Ренессанса
  2. Составить план сочинения, осветить все аспекты заданной темы
  3. Сделать анализ и высказать собственное мнение по развитию культуры Ренессанса.

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

1. Сочинение частично соответствует заявленной теме.2. Отсутствие собственного мнения и анализа работы.3. Тезисное представление содержания материала отсутствует

2

высокий

1 Сочинение соответствует заявленной теме на 75 % Частично представлено собственное мнение и анализ по развитию культуры Ренессанса

3

оптимальный

1. Сочинение соответствует заявленной теме, Четко представлено собственное мнение. Высказанные мысли, суждения подкреплены цитатами, фактами.

Сделан анализ по развитию Культуры

От Древней Руси к Российскому государству

Тема Образование Древнерусского государства

С.Р.№ 14 Составление развернутого плана о предпосылках и особенностях зарождения Древнерусского государства

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Развернутый план, в котором отражены предпосылки и особенности поэтапного зарождения Руси

Обучающийся должен:

  1. Изучить и проанализировать историю зарождения и появления государственности на Руси
  2. Составить план ответа в котором отражены предпосылки и особенности зарождения государства Древняя Русь
  3. Сделать анализ и высказать собственное мнение по развитию русской государственности

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

1. План частично соответствует заявленной теме.2. Отсутствие собственного мнения и анализа работы.3. Тезисное представление содержания материала отсутствует

2

высокий

1 План соответствует заявленной теме на 75 % Частично представлено собственное мнение и анализ по развитию древнерусской государственности

3

оптимальный

1. План соответствует заявленной теме, Четко представлено собственное мнение. Высказанные мысли, суждения подкреплены цитатами, фактами.

Сделан анализ по развитию Древнерусской государственности

Тема . Первые русские князья и их деятельность.

С.Р.№ 15 Написание докладов о жизнедеятельности первых русских князей указать хронологические рамки правления

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Доклады, о жизнедеятельности любого понравившегося князя

Обучающийся должен:

  • Изучить материал по заданной теме выбрать главные события и хронологические рамки правления и жизни русских князей
  • Проанализировать деятельность в области политики и военных походов
  • Сделать аргументированный тезисный анализ по жизнедеятельности русских князей и историческое значение их в политике

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

#1044;окладное сообщение частично соответствует заявленной теме. Отсутствует собственное мнение. Тезисное представление содержания материала

2

высокий

#1044;окладное сообщение соответствует заявленной теме. Частично представлено собственное мнение. Частично допущено тезисное представление содержания материала.

3

оптимальный

#1044;окладное сообщение соответствует заявленной теме. Четко представлено собственное мнение. Высказанные мысли, суждения подкреплены цитатами, фактами.

Тема Общество Древней Руси

С.Р.№ 16 Составление глоссария по теме Древняя Русь

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Глоссарий (оформление свободное)

Обучающийся должен:

- изучить тему, найти словарные слова дать им определения

- красиво оформить глоссарий без ошибок

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

#1063;астично выбраны словарные слова, даны частично определения . 2. Отсутствие красочного эстетического оформления.

2

высокий

#1057;ловарные слова выбраны на 75 % подобраны определения, 2. Эстетичное и грамотное оформление

3

оптимальный

#1057;ловарные слова и определения выбраны на 100% Эстетичное грамотное оформление без ошибок


Тема Монгольское завоевание

С.Р. № 18 Составление Презентаций о монгольском нашествии

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Презентацию в Поверпоинте

Обучающийся должен:

- изучить тему, найти в интернете материал,

-оформить презентацию, с выводами и картинками

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

#1058;ема изучена частично, выводы отсутствуют #1055;резентация сделана частично.

2

высокий

#1058;ема изучена, выводы сделаны частично, выделено аргументированное грамотное историческое значение , презентация сделана

3

оптимальный

#1058;ема изучена полностью, выводы аргументированные историческое значение выделено правильно, презентация оформлена грамотно, красиво

Тема Русь под ордынским игом и последствия иго

С.Р.№19 Составление Презентаций о Золотой Орде

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Презентацию в Поверпоинте

Обучающийся должен:

- изучить тему, найти в интернете материал,

-оформить презентацию, с выводами и картинками

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

#1058;ема изучена частично, выводы отсутствуют #1055;резентация сделана частично.

2

высокий

#1058;ема изучена, выводы сделаны частично, выделено аргументированное грамотное историческое значение , презентация сделана

3

оптимальный

#1058;ема изучена полностью, выводы аргументированные историческое значение выделено правильно, презентация оформлена грамотно, красиво

Тема. Внешняя политика Ивана IV

С.Р. № 22 Составить глоссарий по политике Ивана Грозного

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Глоссарий (оформление свободное)

Обучающийся должен:

- изучить тему, найти словарные слова дать им определения

- красиво оформить глоссарий без ошибок

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

#1063;астично выбраны словарные слова, даны частично определения . 2. Отсутствие красочного эстетического оформления.

2

высокий

#1057;ловарные слова выбраны на 75 % подобраны определения, 2. Эстетичное и грамотное оформление

3

оптимальный

#1057;ловарные слова и определения выбраны на 100% Эстетичное грамотное оформление без ошибок

Страны Запада и Востока в XVI-XVIIIвв

Тема Великие географические открытия

С.Р.№ 23 Выполнить реферативную работу на тему Географические открытия Колумба и Магеллана

Составить хронологические таблицы по буржуазным революциям в Европе

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Заполненную хронологическую таблицу по буржуазным революциям в Европе

Реферативную работу на тему Географические открытия Колумба и Магеллана

Обучающийся должен:

  1. Изучить тему
  2. Выделить основные причины Великих географических открытий и причины буржуазных революций, их последствия и итоги
  3. Эстетично грамотно оформить таблицу и реферативную работу

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

#1063;астично выбраны причины и последствия и итоги буржуазных революций, великих географических открытий, на половину найдены особенности ВГО, допущен ряд ошибок

2

высокий

#1053;айдены все причины и последствия и итоги буржуазных революций, великих географических открытий, частично описаны особенности, эстетично оформлена, небольшие недочеты по ошибкам

3

оптимальный

#1053;айдены все причины и последствия и итоги буржуазных революций, великих географических открытий,, эстетично и без ошибок оформлена таблица

Тема Россия в эпоху петровских преобразований

С.Р. № 25 Составить глоссарий по политике Петра I

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Глоссарий (оформление свободное)

Обучающийся должен:

- изучить тему, найти словарные слова дать им определения

- красиво оформить глоссарий без ошибок

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

#1063;астично выбраны словарные слова, даны частично определения . 2. Отсутствие красочного эстетического оформления.

2

высокий

#1057;ловарные слова выбраны на 75 % подобраны определения, 2. Эстетичное и грамотное оформление

3

оптимальный

#1057;ловарные слова и определения выбраны на 100% Эстетичное грамотное оформление без ошибок

Тема Внутренняя и внешняя политика России в середине –второй половине XVIII века

С.Р.№ 26 Составить тестирование по теме Дворцовые перевороты

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • В печатном виде тесты
  • Вопросов 20-25

Обучающийся должен:

- изучить тему

- красиво оформить тесты

- сформулировать вопросы по теме с ответами

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

  1. Недостаточное количество вопросов в тесте
  2. Вопросы сформулированы не корректно

2

высокий

Наличие грамотно составленных вопросов в тесте, но не достаточное количество.

3

оптимальный

3. Наличие грамотно составленных вопросов в тесте, и их количество (25).

Тема Внутренняя и внешняя политика России в середине –второй половине XVIII века

С.Р.№ 27 Составить текстовой конспект по теме правление Екатерины II

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Конспект о правлении Екатерины II

Обучающийся должен:

  1. Изучить историю данного периода
  2. Составить конспект, осветить все аспекты заданной темы
  3. Сделать анализ и высказать собственное мнение о политике Екатерины II.

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

1. конспект частично соответствует заявленной теме.2. Отсутствие собственного мнения и анализа работы.3. Тезисное представление содержания материала отсутствует

2

высокий

1 конспект соответствует заявленной теме на 75 % Частично представлено собственное мнение и анализ политики Екатерины II

3

оптимальный

1. конспект соответствует заявленной теме, Четко представлено собственное мнение. Высказанные мысли, суждения подкреплены цитатами, фактами.

Сделан анализ о политике Екатерины II

Россия в XIX веке

Тема Отечественная война 1812 года

С.Р. № 28 Составить хронологическую таблицу о боевых действиях Отечественной войны 1812г

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Хронологическую таблицу с событиями Отечественной войны
  • Выводы и историческое значение по теме

Обучающийся должен:

  1. Изучить историю данного периода
  2. Составить хронологическую таблицу, осветить все аспекты заданной темы
  3. Сделать анализ и высказать собственное мнение о Отечественной войне с 1812года.

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

1. Таблица частично соответствует заявленной теме.2. Отсутствие собственного мнения и анализа работы.3. Тезисное представление содержания материала отсутствует

2

высокий

1 таблица соответствует заявленной теме на 75 % Частично представлено собственное мнение и анализ Отечественной войны 1812г.

3

оптимальный

#1090;аблица соответствует заявленной теме, Четко представлено собственное мнение. Высказанные мысли, суждения подкреплены цитатами, фактами.

Сделан анализ по Отечественной войне 1812г.

Тема Движение декабристов

С.Р.№ 29 Написание рефератов о Женах декабристках .Роль декабристов в Истории

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Реферативное сообщение на тему одну из двух предложенных

Обучающийся должен:

  • Изучить историю появления развития и выступлений декабристов
  • Составить план написания реферата
  • Оформить реферат

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

#1056;еферативное сообщение частично соответствует заявленной теме. Отсутствует собственное мнение. Тезисное представление содержания материала

2

высокий

#1056;еферативное сообщение соответствует заявленной теме. Частично представлено собственное мнение. Частично допущено тезисное представление содержания материала.

3

оптимальный

#1056;еферативное сообщение соответствует заявленной теме. Четко представлено собственное мнение. Высказанные мысли, суждения подкреплены цитатами, фактами.

Тема Общественное движение во второй половине XIXвека

С.Р.№ 30 Составить схему появление и развитие общественного движения

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Схему о развитие общественного движения

Обучающийся должен:

  1. Изучить историю появления общественных кружков, их организаторов и идеи
  2. Составить схему осветить все аспекты заданной темы
  3. Сделать анализ и высказать собственное мнение по развитию общественных организаций

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

#1057;хема частично соответствует заявленной теме.2. Отсутствие собственного мнения и анализа работы.3. Тезисное представление содержания материала отсутствует

2

высокий

#1057;хема соответствует заявленной теме на 75 % 2. Частично представлено собственное мнение и анализ по развитию общественных организаций

3

оптимальный

#1057;хема соответствует заявленной теме, Четко представлено собственное мнение. Высказанные мысли, суждения подкреплены цитатами, фактами.

Сделан анализ по развитию общественных течений

Тема Реформы 60-70-х гг. XIXвека

С.Р.№ 34 Анализ реформ их плюсы и минусы

По итогам выполнения обучающийся должен представить:

  • Анализ реформ 60-70-х годов их плюсы и минусы (представление в свободной форме кому как удобно)

Обучающийся должен:

  1. Изучить историю данного периода
  2. Сделать анализ реформ и выделить положительное и отрицательное в реформах, осветить все аспекты заданной темы
  3. Сделать анализ и высказать собственное мнение о проведении данных реформ

Критерии оценки результата:

Уровни освоения

Характеристика уровня

1

допустимый

1. Анализ частично соответствует заявленной теме.2. Отсутствие собственного мнения и анализа работы.3. Тезисное представление содержания материала отсутствует

2

высокий

1 Анализ соответствует заявленной теме на 75 % Частично представлено собственное мнение и анализ реформ

3

оптимальный

1Анализ соответствует заявленной теме, Четко представлено собственное мнение. Высказанные мысли, суждения подкреплены цитатами, фактами.

Сделан анализ реформ


Приложение 1

Как написать реферат

Несколько НЕ

Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом.

Реферат НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом.

Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах.

В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается.

Реферат состоит иэ нескольких частей:

  • титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения);
  • оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата;
  • введение;
  • основная часть, состоящая из глав;
  • заключение;
  • список использованной литературы.

Этапы (план) работы над рефератом

Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни.

Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос.

Найти книги и статьи по выбранной теме. (для средних классов - не менее 3-х источников, для старшеклассников не менее 5). Сделать список этой литературы.

Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

Составить план основной части реферата.

Написать черновой вариант каждой главы.

Показать черновик педагогу.

Написать реферат.

Составить сообщение на 5-7 минут, не более.

Приложение 2

Этапы работы над сочинением

I. Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.

II. Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.

III. Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса

От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).

IV. Подбор фактического и цитатного материала

Рекомендуем вам выучивать наизусть наиболее подходящие цитаты для подтверждения высказанных текстов. Это в первую очередь относится к стихотворным отрывкам. Итак, главная часть сочинения — это тезис и аргументы.

Вступление нужно, если оно подготавливает читателя к восприятию основной части.

В традиционных вступительных частях пишущий рассказывает об эпохе, когда было написано произведение, или дает краткую характеристику проблематики творчества писателя, поэта, определяя место в нем анализируемого произведения. Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части (заключение может j быть выжимкой из текста). Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.

Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.

Приложение 3

Как написать доклад

Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом.

Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).

Составление библиографии.

Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

Разработка плана доклада.

Написание.

Публичное выступление с результатами исследования.

Приложение 4

Как написать рецензию и аннотацию

Рецензию и аннотацию характеризует небольшой объём и краткость.

Любое аннотируемое или рецензируемое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:

небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.

Приложение 5

Как подготовить учебную презентацию

Основной единицей электронной презентации в среде Power Point является слайд, или кадр Основные правила подготовки учебной презентации:

При создании мультимедийного пособия не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, так как это может снизить эффективность презентации в целом.

Одним из важных моментов является сохранение единого стиля, унифицированной структуры и формы представления учебного материала на всем уроке. При создании предполагается ограничиться использованием двух или трех шрифтов. Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, например на базе одного шаблона, также важно проверить презентацию на удобство её чтения с экрана.

Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно будет суметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых.

При подготовке мультимедийных презентации возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников.

Обязательными структурными элементами, как правило, являются:

  • обложка;
  • титульный слайд;
  • оглавление;
  • учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);
  • словарь терминов;
  • справочная система по работе с управляющими элементами;
  • система контроля знаний;
  • информационные ресурсы по теме.

Приложение 6

Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов

1. Участники войны/сражения/конфликта.

2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.

3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.

4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.

5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.

6. Основные события каждого этапа войны/сражения.

7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).

8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.

9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.

Приложение 7

Памятка для анализа произведений культуры

1. Автор, время и место создания произведения.

2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства.

3. Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника/писателя и т.п., выраженные в произведении.

4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.).

5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом.

6. Историческая и художественная ценность произведения.


МЕТОДИЧСКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

ПО ИСТОРИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы

Для полного овладения знаниями и умениями, обучающемуся необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года.Вопросы и задания на самостоятельную работу определяют...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине "История",15 часов

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы в размере 15 часов....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПОДля преподавателей русского языка и литературы...

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08

Методические рекомендации предназначены для преподавателей и масте­ров п/о , СПО по профессии 19.01.17  «Повар, кондитер» .Состоят из восьми  разделов: методические рекомендации по организац...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающимися по учебной дисциплине ОГСЭ 02 История

Данные методические рекомендации носят практико-ориентированный характер и призваны оказать помощь обучающимся при самостоятельной подготовке к занятиям по учебной дисциплине ОГСЭ 02 «История&ra...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающихся по дисциплине История

Самостоятельная работа обучающихся является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Независимо от полученной профессии и характера работы любой начинающий специалист должен обладать...