Роль конкурсов и теоретических олимпиад в педагогической практике дополнительного музыкального образования
статья (8 класс)
В настоящее время можно наблюдать повышенное внимание к созданию профессиональных конкурсных площадок для детей. Концепция обучения рассматривает огромное количество разнообразных форм и методов раскрытия творческого потенциала ребенка. Творческий музыкальный конкурс как проверка мастерства, возможности самореализации был и остается классикой педагогической традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzykalnyh_konkursov_v_pedagogicheskoy_praktike_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 20.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль конкурсов и теоретических олимпиад в педагогической практике дополнительного музыкального образования
В настоящее время можно наблюдать повышенное внимание к созданию профессиональных конкурсных площадок для детей. Концепция обучения рассматривает огромное количество разнообразных форм и методов раскрытия творческого потенциала ребенка. Творческий музыкальный конкурс как проверка мастерства, возможности самореализации был и остается классикой педагогической традиции.
Конкурсы, наградные листы, специализированные премии всегда были и будут важнейшей частью процесса обучения. Художник всегда стремиться к почестям, так как это дает дополнительные возможности и расширяет существующие горизонты. По сути весь творческий путь – это поединок в новом осмыслении действительности, и техническом совершенствовании существующих методов. Посостязаться, померяться силами и умениями в ремесле лежит в корне любой культуры, это не изобретение нашего времени, ведь только взаимодействии и происходит развитие.
Творческий конкурс как живой организм проникнут поэтапным включением учащегося в профессиональную среду, в связи с этим участие в них можно прировнять к сдаче экзамена, иллюстрируя таким образом, всю свою подготовку на сегодняшний день. Он культивирует в себе: творческую среду общения, знакомство с инновационными технологиями. Участие в конкурсе способно натолкнуть участника на новую творческую волну идей. Стремление к совершенству выводит ученика на новые грани музыкального искусства.
Именно конкурсная деятельность становится значимым результатом образовательного процесса. Конкурсные выступления помогают ребенку в становлении личности, в восприятии себя как творческой единицы, повышают значимость учебного процесса. Участие в конкурсе способно дисциплинировать участника, ведь оно ставит перед учащимися конкретную цель и мотивирует двигаться к ней. Участие в соревнованиях важнейшая часть творческого процесса, так как на основе анализа результатов, его обоснования, можно выявить ряд специфических требований к специалисту (мастеру). Данный подход позволяет наметить области развития будущего музыканта.
Конкурсные мероприятия классифицируются: по тематической направленности, по выбору инструмента и типа исполнения, по масштабности (городские, региональные, российские, международные), по количеству и уровню участников. Организаторы конкурсов привлекают участников новыми форматами, интересными мероприятиями, участниками и готовностью к максимальному совместному сотворчеству. Сменяются эпохи, появляются новые технологии, корректируются задачи, но очевидным становится факт, что с каждым годом растет уровень и востребованность подобных мероприятий.
Музыкальный конкурс и олимпиада как явление нельзя рассматривать прямолинейно и однозначно. Еще в 70-х годах в журнале «Советская музыка» вышла статья Г.М. с острой критикой существующей шкалы оценки исполнительского музыкального искусства. Результаты конкурсантов, подмечает автор статьи, не могут в силу определенных обстоятельств оцениваться объективно.[1] Даже сильно одаренный музыкант не может одинаково виртуозно исполнять музыку различных стилей и жанров. При оценке, следует обратить внимание, что количественные показатели здесь будут значительно уступать качественным. Часто, в выигрышном положении оказываются конкурсанты, которые правильно и корректно передают «каноническую» интерпретации музыкального произведения, тем самым ограничивая свою индивидуальность и творческий потенциал, ведь они играют для судейской комиссии.
В данной статье упоминание этих отрицательных моментов является напоминанием того, что соревновательность один из важных педагогических приемов художественного образования, но оно не должно становиться препятствием для нормального развития музыкального дарования ребенка. Музыкальные конкурсы не являются гарантией успешной карьеры, они лишь только могут ей поспособствовать.
Социальные аспекты конкурсной составляющей для учащихся очевидны, с одной стороны это активная среда для становления юного музыканта, с другой, это всегда поддержка одаренных детей, и поощрение их талантов. Преодолевая с каждым годом высоко поставленную исполнительскую планку, музыкальный конкурс и сам становится вектором развития и самого профессионального сообщества. Таким образом, акцент будем делать на положительном влиянии конкурса, в привлечении внимания к классическому исполнительскому искусству, в трактовке влияния музыкального конкурса как главного фактора сохранения высоких норм музыкального исполнительства.
Список литературы:
- Аниськова Д.Е, Особенности подготовки учащихся к вокальным конкурсам в условиях музыкальной школы. //Образовательный форсайт. – 2021. - №4 (12) – С18-24.
- Роль международных конкурсов в развитии пианизма. //Манускрипт. 2021. – Т.14. - №5. – С1001-1007с
- Харчев А.А. Музыкальный конкурс как среда для становления и профессионального самоопределения начинающего музыканта. //В сборнике: Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития. материалы I международной научно-практической конференции. 2016. С. 189-192.
[1] Роль международных конкурсов в развитии пианизма. //Манускрипт. 2021. – Т.14. - №5. – С1001-1007с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации к хоровым занятиям в системе дополнительного музыкального образования
Формирование мотивации является одной из важнейших задач современной системы дополнительного музыкального образования. Мотивация оказывает большое влияние на успешность учебного процесса и играет важн...
Технология проектной деятельности при изучении предметов музыкально-исторического цикла в дополнительном музыкальном образовании
Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс в системе дополнительного музыкального образования детей, большая роль принадлежит технологии проектного о...
«Применение информационных технологий в системе дополнительного музыкального образования детского дома»
Тезисы к XIV Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании" " ИТО-РОСТОВ 2014"...
Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.
Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...
Дополнительное музыкальное образование как средство эстетического воспитания учащихся
В статье рассматривается роль системы дополнительного образования детей как важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Она ...
Функции дополнительного музыкального образования в школе
В статье рассматриваются функции дополнительного музыкального образования школьников...