Статья "Нужно ли менять приоритеты, модернизируя образование и общество?"
статья
По статистике, большая часть выпускников-медалистов, отличников, которые, обучаясь в школе, стремились только к интеллектуальным вершинам, немногого добились в жизни. Они трудяги, ответственные исполнители, но не более. Те же, кто вёл активную общественную деятельность, совмещали учебную деятельность с выступлениями на сцене, занимался спортом, искусством - чаще люди успешные в личной жизни, и в работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 592
Задача с двумя известными
и два способа её решения.
Учитель музыки
первой квалификационной категории
Барковская Наталия Геннадьевна.
29.08.2012 года
По утверждению американского психолога Дэниэла Гольмана, если раньше мерилом способностей человека был интеллектуальный коэффициент (IQ) , то теперь большее значение приобретает эмоциональный коэффициент (EQ). Это означает, что успехов в карьере, жизни добиваются чаще люди, обладающие высокими коммуникативными навыками личности, умеющие эффективно выстраивать взаимоотношения в обществе.
Информационному обществу нужны граждане, обладающие принципиально иными качествами. Поэтому многие страны, в том числе и Россия, приступили к реформированию своих систем образования.
Центральным предметом экспертизы качества образования должна быть не «сумма знаний», а «сумма мышления» - то, в какой мере оказались у выпускников школы сформированы продуктивные мыслительные способности: к порождению нового знания, к работе в открытых информационных и культурных средах.
Человек, который освоил сумму предложенной ему информации, будет успешен лишь в чётко очерченных этой информацией границах. Если же он освоил инструмент выработки индивидуального знания – инструмент мышления, он сможет быть успешным в любых сферах деятельности. Основа же способности порождения нового знания – это способность работать с противоречиями, с проблемами, способность запускать мыслительную аналитику.
По статистике, большая часть выпускников-медалистов, отличников, которые, обучаясь в школе, стремились только к интеллектуальным вершинам, немногого добились в жизни. Они трудяги, ответственные исполнители, но не более. Те же, кто вёл активную общественную деятельность, совмещали учебную деятельность с выступлениями на сцене, занимался спортом, искусством - чаще люди успешные в личной жизни, и в работе.
Что важно в подготовке выпускника школы – интеллектуальный коэффициент (IQ) или эмоциональный коэффициент (EQ)? Уверена, многие сразу ответят: «И то, и другое!».
Начнём рассуждения «от противного». Если наше общество имеет высокий уровень образования, почему оно не способно эффективно экономически и социально развивать собственную страну? Почему самые высокообразованные люди или уезжают за границу или социально не успешны?
По утверждению многих бизнесменов, глав предприятий и организаций, сегодня им не важно, насколько прочны знания молодых специалистов, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устраивают подчас гораздо раньше, чем их усваивают люди. Им нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться и самореализовываться. Информационное общество заинтересовано в гражданах, умеющих самостоятельно и активно действовать в любых жизненных ситуациях и адаптироваться к изменяющимся условиям.
В современном мире всё более отчётливо проявляется новая тенденция: социум заинтересован в гибкой, динамичной личности, чьё образование соответствует её собственным глубинным потребностям, когда образование не навязано ей как внешней социальный функционал, а является способом личностной самоактуализации и самореализации. Только в этом случае мы получаем по-настоящему образованную личность.
Отсюда следующая цель образования – обеспечить приобретение человеком культурного опыта, востребованного обществом, то есть готовность и способность молодых людей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Школа должна быть ориентирована на формирование и развитие образовательных потребностей ребёнка. У выпускника такой школы развита система образовательных потребностей. Это человек, у которого образовательные потребности не только не угасли, но приобрели за время обучения более разветвлённый, сложный, многоуровневый и яркий характер.
Школа нового поколения – школа с высоким потенциалом саморазвития и самообразования. То есть импульс школьного развития находится не вне школы, а в ней самой, в тех проблемных полях, которые создаются сомой педагогической повседневностью. Всякая проблема, возникающая в процессе взаимодействия взрослого и ребёнка, для такой школы – ценность, поскольку заставляет задумываться и искать нестандартные пути её решения.
Поэтому, знания, которые дают школьные предметы,- это не цель, а содержание, с помощью которого воспитывается личность, обладающая умениями и жизненно важными компетенциями.
Нужна система приоритетов - новые оценки образованности личности! Для человека ХХI века показатель интеллектуального коэффициента (IQ) ценен только при наличии высокого эмоционального коэффициента (EQ).
Знакомство с книгой «Тайна золотой медали, или как стать отличником в школе, в ВУЗе, в жизни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий — приоритет начального иноязычного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает на необходимость новых подходов как к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, так...
"Российское образование, наука и общество:приоритеты и императивы развития"
Статья опубликована в сборнике Международной заочной научно-практической конференции "Наука, образование, общество: тенденции и перспективы", Москва, АР-Консалт, 2013 год. Сайт конференции: co2b.ru. В...
Новое качество образования как приоритет развития современной школы
Условия, необходимые для реализации данной идеи, закреплены в новом законе «Об образовании в Российской Федерации». Казалось бы, чего проще – изучить закон и исполнять его? И все же, на наш взгляд, оч...
«Полиязычие, как один из приоритетов современного образования: состояние перспективы».
This work presents information about polylanguage education which is the foundation of the polycultural person. Author’s aim is to show this fact in Higher Technical School of Schuchinsk....
Воспитание как приоритет современного образования. Современные модели социализации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в том числе постинтернатной адаптации.
Отчет об информации полученной на курсах повышения квалификации, по данной теме....
Что менять в системе образования?
Размышления о необходимых изменениях...
Доклад "Как меняется образование и что это значит для меня"
ПозицияРазвитие педагога – обязательное условие обучения по новым стандартам....