Исторический час "Есть память, которой не будет забвенья"
методическая разработка
Создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат при освобождении станицы Новониколаевской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskiy_chas.docx | 85.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
дом детского творчества станицы Гривенской
СЦЕНАРИЙ
Исторический час
Есть память, которой не будет забвенья
(ко дню освобождения
станицы Новониколаевской и хутора Ангелинского)
Педагог: Пидшморга В.В.
ст. Гривенская
2023г.
Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат при освобождении станицы Новониколаевской.
Задачи:
- развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны;
- расширить представления детей о героических днях освобождения станицы Новониколаевской и хутора Ангелинского;
- воспитывать уважение к героическому прошлому нашей малой Родины;
- пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;
- формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Оформление: георгиевские ленточки, цветы, плакаты, видео презентации о Великой Отечественной войне и станице Новониколаевской.
Ход мероприятия
Обучающийся 1:
Память, память за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни,
Ты друзей моих погибших оживи,
А друзьям живущим молодость верни.
Обучающийся 2:
Память, память, ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть,
Я хочу не просто вспомнить имена,
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.
Педагог: Добрый день дорогие гости, добрый день ребята!
Каждый год, в эти февральские дни мы вспоминаем грозные годы войны. Именно в эти дни были освобождены наша родная станица Новониколаевская и хутор Ангелинский от немецко-фашистских захватчиков. И сегодня мы собрались почтить память павших героев, тех девчонок и мальчишек, которые были постарше Вас ребята всего на несколько лет и отдали свою жизнь за свой родной край, за свою страну, Россию.
Обучающийся 1: Событиям минувших дней, памяти павших во время Великой Отечественной войны, а также живущим ветеранам труда, посвящен наш исторический час «Есть память, которой не будет забвенья!»
Обучающийся 2: Сегодня у нас в гостях присутствуют почётные гости:
- Моложавая Лидия Гавриловна;
- Евпак Надежда Дмитриевна;
- Евпак Мария Дмитриевна;
- Кузьменко Вячеслав Федотович;
- Атаман Новониколаевского хуторского казачьего общества:
Беляк Анатолий Николаевич;
- Депутат Новониколаевского сельского поселения Демчук Наталья Ивановна.
Педагог: 18 февраля исполняется 80 лет со дня освобождения станицы Новониколаевской и хутора Ангелинского от немецко - фашистских захватчиков. Вряд ли есть семья, которой не коснулась война. У кого-то воевал дед, у кого-то отец, сын, муж. Мы рассказываем из поколения в поколение об их светлом подвиге, чтим память. Передаем дедовские медали и о каждой из них рассказываем своим детям. Это наша история, история семьи, история нашей страны. Уже не раз из глубины веков доносились до нас голоса героев прошлого. Нам дороги их голоса, мы чтим их имен, знаем, как велика была их вера в торжество справедливости, в лучшее будущее человечества. Поэтому необходимо всегда помнить о тех, кто погиб за правое дело защиты Родины от врагов. И сегодня, в преддверии этого памятного дня освобождения нашей станицы от немецко-фашистских захватчиков, мы обращаемся к Вам, молодому поколению 21 века, чтобы оставить глубокий след в ваших душах, заставить прочувствовать вместе с нами эти минуты и никого не оставить равнодушным.
Давайте вспомним как это было. Стояли теплые июньские дни. Люди работали, стоили планы на будущее.
( Демонстрация видеоролика «Брестская крепость»)
Обучающийся 1: 22 июня 1941 г. советские граждане услышали по радио доселе забытое слово-война. «Война!». Мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.
Обучающийся 2: Наша вся страна превратилась в огромный боевой лагерь. Уходили на священную войну наши деды и прадеды, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов. Уходили ваши сверстники.
Звучит песня «Священная война»
Обучающийся 1: Война вошла в каждую семью, принесла тяжелые испытания и страдания, горечь утрат родных и близких. Гитлеровцы последовательно проводили на захваченных территориях массовое уничтожение населения. В обращении немецкого командования к солдатам говорилось: «У тебя нет сердца, нервов,, на войне они не нужны. Убивай всякого русского. Не останавливайся. Или перед тобой старик, женщина, девочка или мальчик – убивай…» И они убивали…
Обучающийся 2: Известие о начале войны всколыхнуло кубанцев. 23 июня в крае было введено военное положение. Жители Кубани рвались на фронт только с одной целью- беспощадно громить врага. Никто из них не мог предположить, что немцы окажутся на территории края. В первые дни войны в военкоматы Краснодарского края пришли первые добровольцы, стремившиеся попасть на фронт и защищать свою Родину.
К январю 1942 года было призвано в армию более 370 тысяч кубанцев были призваны в армию, а к августу 1942 г. – 600 тысяч. Промышленность и сельское хозяйство Кубани спешно перестраивалось на нужды обороны.
Обучающийся 1: В плане гитлеровских стратегов особое значение придавалось захвату крупных топливно-энергетических и продовольственных ресурсов Северного Кавказа с богатыми и плодородными землями Дона, Кубани, Ставрополья, грозненской и Майкопской нефтью.
Обучающийся 2: 24 июля 1942 года фашистские войска устремились на Кубань. На этом направлении германское командование сосредоточило значительные силы, которые превосходили части Северо- Кавказского фронта.
Обучающийся 1: Шли тяжёлые бои. В сраженьях за Кубань отличились бойцы 4-го Кубанского казачьего кавалерийского корпуса.
Обучающийся 2: В славной истории кубанского казачества одной из самых ярких страниц является бой у станицы Кущёвской, произошедший 2 августа 1942 года. Это была крупнейшая атака в конном стою Второй мировой войны и блестящая победа, остановившая на несколько дней продвижение немецких войск на Кавказ.
Обучающийся 1: Казаки вспоминали: «О сражении под Кущевкой молва по всем фронтам разнеслась. Писали газеты, в сводках Совинформбюро рассказывал Левитан. А Верховный Главнокомандующий самолично директиву составил, которая ознакомиться с нашим боевым опытом каждого, кто держит в руках оружие, учиться побеждать на образце казаков генерала Кириченко».
( Слово атаману Новониколаевского хуторского казачьего общества)
( Демонстрация видеоролика «Кущевское сражение»)
Обучающийся 1: В ходе упорных боёв гитлеровцам удалось к началу сентября занять почти всю территорию Краснодарского края. 26 августа немцы вошли в станицу Новониколаевскую. Располагались в домах как у себя дома.
Обучающийся 2: Устанавливали свой порядок. Под угрозой смерти заставляли работать на полях. Вот некоторые странички из воспоминаний. «На территории третьей бригады колхоза была выстроена конюшня, в которой находилось 50 лошадей. За ними ухаживали русские пленные. 10-12 человек, присматривали за пленными румынский офицер и солдаты. По воспоминаниям многих очевидцев, румынские солдаты, которые вместе с немцами находились в станице, отличались особым зверством и жестокостью. Грабили, насиловали, убивали.
Обучающийся 1: По воспоминаниям Прилипы Варвары Григорьевны в ноябре 1942 года часть жителей станицы согнали в амбар и хотели сжечь, но по счастливой случайности им удалось спастись. Ночью сделали подкоп в стене амбара и люди, воспользовавшись сном часового, сбежали. Но через несколько дней начались облавы на подростков с целью отправки в Германию. Приходилось прятаться, чтобы не быть пойманными, но многих ребят все-таки увезли. К сожалению, нет списков увезённых, но некоторым удалось остаться в живых и вернуться домой.
Обучающийся 2: После разгрома фашистских войск под Сталинградом гитлеровцы отступали по всему Северному Кавказу. Отступая, враг цеплялся за каждый выгодный рубеж и оказывал упорное сопротивление. Одним из таких рубежей на подступах к Таманскому полуострову был рубеж Красноармейская – Новониколаевская.
Обучающийся 1: Хотим отметить, что станица Новониколаевская входила в 110 километровую зону хорошо укрепленной Голубой линии.
Обучающийся 2: Ведущий:
Готовясь к отражению наступающих советских частей, немцы тщательно готовились кобороне. Гражданское население заставляли рыть окопы, оборудовать блиндажи. Строили укрепления. - Все подходы к
станице были зачищены. Для более хорошего обзора местности
была сожжена вся поросль. Для большей видимости со стороны
Приморско - Ахтарска, северная жилая часть станицы, была
полностью выжжена до самого центра. А в центре станицы было
оборудовано 6 пулемётных укреплений - дзотов- По всему: периметру станицы были размещены артиллерийские орудия и до
15 танков. Огневые точки располагались таким образом, что при наступлении советских войск, наступавшие находились под перекрестным огнем. Практически станица была не преступной.
Обучающийся 1: Взятие станицы возлагалось на 1376 стрелковый полк 417 Сивашской Дивизии. К этому времени, наступающая 417 стрелковая Сивашская дивизия из-за быстрых темпов наступления была сильно измотана. Транспорт с оружием, продовольствием и обмундированием сильно отстал. Пополнение проходило за счёт жителей, ранее освобождённых станиц, которые были плохо вооружены.
Обучающийся 2: Перед наступлением, в станицу засылались разведывательные группы советских частей, но некоторым не удалось вернуться с задания. По воспоминаниям очевидцев одна группа напоролась на немецких солдат в районе бывшего сырзавода, спрятавшись на крыше дома, офицер и два солдата отстреливались до последнего патрона. Место захоронения погибших не известно. Другая группа, в количестве 14 человек, в районе улицы Садовой со стороны хутора Ангелинского зашла в дом Гайворонских, где жила мать с тремя детьми. Разведчики были обнаружены немцами и окружены. Завязался бой, когда закончились патроны, оставшихся в живых немцы расстреляли. Расстреляли и хозяйку дома - Гайворонскую Анну Степановы и её сына Павла за укрывательство. Остальным детям чудом удалось спастись, спрятавшись в печь, немцы их не обнаружили.
Обучающийся 1: В феврале 1943 года была страшная распутица. Из-за грязи танки и машины не могли проехать. Без поддержки техники началось наступление. Так как был отдан приказ в кратчайший срок взять станицу и продвигаться к городу Славянск – на – Кубани. 12 февраля начались бои по освобождению станицы. Наступление проходило с трёх направлений: со стороны Приморско-Ахтарска, станицы Поповической и станицы Ивановской.
Обучающийся 2: Особенно сложным было наступление со стороны Приморско-Ахтарска, так как это направление проходило через плавни. Находясь под перекрестным огнем, солдаты буквально ползком в воде и морозной жиже продвигались к станице. В ходе упорных боёв 14 февраля, сломав яростное
сопротивление противника, воины 1369 полка ворвались на северо -
западную окраину станицы. Однако в середине дня противник
подверг позицию наших войск сильному бомбовому удару и
артналету. В течении 15-16 февраля шли ожесточённые бои, Гитлеровцы применяли танки. Решительное наступление наших
войск началось 18 февраля в 17 часов. К пяти часам утра 19
февраля станица была полностью освобождена. За шесть дней
станица переходила из рук в руки четыре раза. Наши войска стали
развивать наступление в направлении станицы Красноармейской. Станица лежала в рунных. Потери 417 стрелковой
дивизии были огромны. По официальным данным погибло при
освобождении станицы 980 человек, по не официальным данным
намного больше. Смертью храбрых пали: начальник штаба одного
из стрелковых батальонов старший лейтенант И.В. Беловол, командиры взводов лейтенант У.И.Абдулаев и младший лейтенант
Ф.Я. Тихонов, лейтенант В.Е. Грищенко, лейтенант Г.В. Баклан, лейтенант М.М. Сипельников и многие другие
( Слово очевидцам)
Обучающийся 2: В Новониколаевской установлено несколько памятников погибшим воинам при освобождении станицы. Каждый год, 9 мая и 18 февраля мы отдаем дань памяти тем, кто отдал свою жизнь во имя Победы. Я надеюсь, что мы и наши потомки всегда будем помнить о подвигах наших предков.
Обучающийся 1: Пусть в наших сердцах живет память о наших односельчанах, а так же всех людях нашей великой многонациональной страны отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, Давайте почтим их память минутой молчания.
(Минута молчания)
Педагог: Какое счастье, что ваше детство не омрачено страхами бомбёжек, обстрелов. Давайте же будем всегда помнить о той страшной войне и чтить память погибших, память тех, кому мы обязаны своей жизнью. Не обижайте пожилых людей, ветеранов. Заботьтесь о них. Постарайтесь сделать так, чтобы они жили и знали, что не зря проливали свою кровь. Ведь в их судьбах – судьба нашей Родины!
Обучающийся 1: Мы благодарны всем солдатам Великой Отечественной войны.
Обучающийся 1:
За жизнь,
За детство,
За весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живём!
(Демонстрация видеоролика «Песни о Победе»)
_
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Есть память, которой не будет забвенья. И слава, которой не будет конца»
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку (Н. В. Шелгунов) Трудно не согласиться с этим...
" Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца..."
Литературно-музыкальная композиция посвящена Дню Победы. Композиция составлена на основе краеведческого материала....
«Есть память, которой не будет забвенья»
Формирование у подростков патриотичечких качеств, гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти...
Урок мужества "Есть память, которой не будет забвенья"
Урок, проведённый в рамках подготовки к Дню победы...
Есть память, которй не будет забвенья, и слава, которой не будет конца...
внеклассное мероприятие. Состязание по историческим событиям нашей Родины...
«Есть память, которой не будет забвенья, И подвиг, которому нет конца»
Великая Отечественнавя война. Как это было. И почему это следует помнить....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…»
Продолжать расширять представления детей о Кубанском казачестве. Узнать о далеком прошлом казаков. Расширять представления и знания детей о казаках, как защитниках Родины....