Социальная технология "Вышивание"
методическая разработка на тему
Социальная технология «Вышивание» может быть использована в интернатных учреждениях системы социальной защиты населения.
Она направлена на приобщение детей с отклонениями в развитии к культурным ценностям в увлекательной и доступной им форме, освоение ими практических умений и навыков вышивания, применение полученных знаний, умений и навыков в изготовлении различных изделий.
Основной целью социальной технологии «Вышивание» является коррекция и развитие личности умственно отсталых детей с учетом их интеллектуальных и творческих возможностей через осуществление продуктивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots._tekhnologiya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГСУСОССЗН
«Головеньковский детский дом-интернат для умственно отсталых слепых детей»
Социальная технология
«Вышивание»
Составила: воспитатель Печникова Н.Ю.
Аннотация.
Социальная технология «Вышивание» может быть использована в интернатных учреждениях системы социальной защиты населения.
Данная социальная технология представляет собой процесс приобщения детей с отклонениями в развитии к культурным ценностям в увлекательной и доступной им форме, освоения ими практических умений и навыков вышивания, применения полученных знаний, умений и навыков в изготовлении различных изделий.
Основной целью социальной технологии «Вышивание» является коррекция и развитие личности умственно отсталых детей с учетом их интеллектуальных и творческих возможностей через осуществление продуктивной деятельности.
Данную социальную технологию могут применять следующие специалисты интернатных учреждений системы социальной защиты населения: воспитатели, педагоги дополнительного образования, трудовые инструкторы.
Введение.
Основными принципами построения и применения социальной технологии «Вышивание» являются практическая направленность, доступность содержания теоретического материала, посильность выполнения видов и объема практических работ, связь теории с практикой, концентричность.
Основные цели применения социальной технологии «Вышивание» в интернатных учреждениях системы социальной защиты населения:
- Расширить профили элементарной трудовой подготовки воспитанников простейшими видами вышивания.
- Развить трудовые способности детей и адаптировать их в индивидуальной деятельности.
- Формировать у детей доступные технологические и технические знания, практические умения и навыки вышивания.
- Дать возможность воспитанникам со стойкими дефектами развития закрепить полученные трудовые навыки.
- Корригировать умственные и двигательные дефекты развития, нарушения эмоционально-волевой сфере развития в процессе трудовой деятельности.
- Расширить кругозор в направлении декоративно-прикладного искусства.
Применение социальной технологии «Вышивание» в работе с детьми с отклонениями в развитии позволяет решить широкий спектр коррекционных задач направленных как на первичный дефект, так и на его вторичные и третичные следствия:
-расширение кругозора детей с отклонениями в развитии, приобщение их к культурным ценностям в увлекательной и доступной форме;
-освоение детьми с отклонениями в развитии техники вышивания;
-приобщение их к труду в декоративно-прикладном искусстве;
-развитие мелкой мускулатуры рук ребенка, приучение к точным движениям пальцев под контролем сознания;
-развитие памяти, внимания, мышления, речи;
-развитие творческой и познавательной активности;
-воздействие на эмоционально-волевую сферу воспитанников средствами трудотерапии;
-сенсорное развитие и воспитание эстетического вкуса;
-развитие уверенности в себе, в своих способностях;
-создание позитивного психологического фона.
Социальная технология «Вышивание» успешно применяется специалистами ГСУСОССЗН «Головеньковский детский дом-интернат для умственно отсталых слепых детей». Работы воспитанников дома-интерната неоднократно были отмечены дипломами на областных выставках и фестивалях детского творчества. Регулярно проводятся выставки поделок детей внутри учреждения. Работы воспитанников дома-интерната в технике вышивания находят свое практическое применение в оформлении предметов быта (украшение одежды, салфеток, диванных подушек и т.п.), помещений дома-интерната.
Показания к использованию социальной технологии.
Социальная технология «Вышивание» может быть использована в работе с воспитанниками, имеющими следующие диагнозы:
- умственная отсталость,
- шизофрения.
- эпилепсия с изменениями личности.
Степень утраты трудоспособности влияет на участие в осуществлении технологии. Данная технология может применятся в работе с воспитанниками обучаемых и трудовых групп.
Противопоказания к использованию социальной технологии.
Противопоказаниями к использованию социальной технологии «Вышивание» являются:
- острая психопатология,
- психопатоподобное поведение;
- обострение эпилептических заболеваний,
- категорический отказ воспитанника от участия в данном виде трудотерапии.
Материально-техническое обеспечение социальной технологии.
Для осуществления социальной технологии «Вышивание» необходимы:
- Демонстрационные материалы:
-коллекция видов тканей и ниток;
-альбомы или наборы рисунков с изображением вышивок имеющих художественную ценность и выполненных в традиционных национальных стилях, различные по композиции и орнаменту, видам используемых швов;
-книги и периодические издания по вышиванию;
-набор демонстрационных карточек ко всем видам швов, которые будут осваиваться воспитанниками;
-готовые вышитые изделия.
- Материалы, инструменты и приспособления для вышивания:
-ткань и нитки в зависимости от назначения будущего изделия, узора и способа его выполнения;
-иглы, игольницы для их хранения;
-нитковдеватель;
-наперсток;
-ножницы;
-пяльцы;
-сантиметровая лента;
-булавки;
-миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага;
-коробки для хранения материалов, инструментов и работ.
- Электрооборудование:
-утюг,
-настольные лампы.
Описание социальной технологии.
В процессе осуществления социальной технологии «Вышивание» можно выделить несколько этапов.
- Подготовительный этап.
1.Формирование группы воспитанников.
Определение группы воспитанников, для которых данный вид деятельности будет интересен, осуществляется в соответствии с показаниями и противопоказаниями к использованию данной социальной технологии, рекомендациями специалистов (врачей, психологов, дефектологов) или ПМПК учреждения.
Круг интересов детей выявляет воспитатель методом беседы, опроса или анкетирования.
В одной группе могут заниматься воспитанники, имеющие разные структуры дефекта, отличающиеся интеллектуальными возможностями, уровнем познавательной активности, работоспособности, развития речи и др.
2. Подготовка необходимого оборудования.
Специалист должен подготовить необходимые демонстрационные материалы, материалы, инструменты и приспособления для вышивки, электрооборудование в соответствии с необходимым материально-техническим обеспечением данной социальной технологии.
- Основной этап.
1.Вводные занятия.
Ознакомление воспитанников с целями и задачами обучения. Демонстрация работ воспитанников уже владеющих техникой вышивания. Знакомство с правилами поведения во время занятий.
2.Материаловедение.
Ознакомление детей в доступной форме с видами ниток, тканей, изделий из них.
3.Беседы о технике вышивания.
Ознакомление детей в доступной форме с понятием «вышивка», ее использованием, назначением, историей, различными видами и стилями вышивки с демонстрацией изображений вышивок имеющих художественную ценность, выполненных в традиционных национальных стилях, различных по композиции и орнаменту, видам используемых швов. Рассматривание различных готовых изделий.
4.Инструменты и приспособления, используемые при вышивании.
Знакомство воспитанников с используемыми при вышивании инструментами и приспособлениями, их назначением и применением, правилами техники безопасности при работе сними. Комплектация индивидуальных коробок для рукоделия.
5.Способы перевода рисунка на ткань.
Ознакомление детей с различными способами перевода рисунка на ткань (с помощью копировальной бумаги, на «просвет», с помощью кальки, способом припороха) и практическая апробация некоторых из них.
6.Виды швов. Закрепление нитки на ткани.
Ознакомление воспитанников с помощью демонстрационного материала с многообразием швов, используемых в вышивании. Ознакомление с различными способами закрепления нитки на ткани, практическое их применение.
7.Шов «вперед иголку».
-Знакомство с техникой выполнения шва.
-Выполнение учебного образца (в начале на бумаге, затем на ткани).
-Закрепление полученного навыка: изготовление различных поделок по
рисунку, предложенному специалистом, по рисунку выбранному
воспитанником или созданным им самим.
-Оформление работ воспитанников.
Аналогично строится работа над другими видами швов. Ознакомление с ними происходит по принципу от простого к сложному: шов «вперед иголку», шов «назад иголку», стебельчатый шов, тамбурный шов, петельный шов, шов «узелки», гладь, крест и т.д.
- Этап практического применения полученных умений и навыков.
На данном этапе воспитанники самостоятельно выполняют работы по вышиванию с целью украшения одежды и предметов быта, оформления помещений дома-интерната, изготовления подарков и пр. Основными задачами данного этапа являются увлекательное заполнение досуга воспитанников, развитие у них самостоятельности и творческой активности, эстетического вкуса, воспитание усидчивости, аккуратности и трудолюбия.
Эффективность использования социальной технологии.
Социальная технология «Вышивание» успешно применяется специалистами ГСУСОССЗН «Головеньковский детский дом-интернат для умственно отсталых слепых детей».
Количество воспитанников, обучающихся вышиванию, постоянно меняется в связи с поступлением новых воспитанников и переводом тех, кто достиг 18 лет. В настоящее время социальная технология «Вышивание» используется специалистами дома-интерната в работе с воспитанниками 5 групп – всего 26 чел.:
девочки 2г. обучения – 7 чел.,
мальчики 1г. обучения – 3 чел.,
мальчики 2г. обучения – 4 чел.,
трудовая группа девочек – 6 чел.,
трудовая группа мальчиков – 6 чел.
Из них воспитанники в возрасте от 10 до 15 лет – 14 чел.,
воспитанники в возрасте от 15 до 18 лет – 12 чел.
Для анализа результативности использования социальной технологии «Вышивание» в начале и в конце каждого учебного года, а также по окончанию всего курса проводится диагностика уровня фактических знаний и умений каждого воспитанника, его личностных качеств методом анализа его изделий, наблюдения за его трудовой деятельностью, беседы, опроса и т.д.
Критериями эффективности применения социальной технологии «Вышивание» являются:
- Уровень практического освоения воспитанниками техники вышивания,
- Уровень коррекции умственных и двигательных дефектов развития,
- Уровень сенсорного развития,
- Уровень коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере развития, поведении,
- Уровень развития творческой и познавательной активности,
- Уровень развития самостоятельности в труде,
- Уровень развития эстетического и художественного вкуса,
- Уровень развития уверенности в себе, в своих способностях, мотивации к занятиям вышивкой.
У всех воспитанников, в работе с которыми применяется социальная технология «Вышивание», специалисты Головеньковского дома-интерната отмечают улучшение психического и эмоционального состояния, формирование навыков самостоятельности в трудовой деятельности, формирование и улучшение качества умений и навыков шитья и вышивания, воспитание трудолюбия, терпеливости, усидчивости, аккуратности в работе.
Таким образом, на основании опыта применения социальной технологии «Вышивание» можно констатировать, что использование данной социальной технологии является перспективным и имеет коррекционную, развивающую и реабилитационно-трудовую направленность, что способствует социально-трудовой адаптации и реабилитации воспитанников стационарных учреждений социального обслуживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....
Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей
Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...
Социальные интересы и формы социального взаимодействия
1) познакомить с основными формами социальных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) развивать умения осущ...
Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.
В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство. С семьей, находящейся в сложной жи...
Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"
В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...