Внеурочная деятельность. Читательская грамотность. 6 класс.
рабочая программа (6 класс)

Лия Валерьевна Золотарева

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6-м классе "Читательская грамотность". Содержание данной программы нацелено на развитие читательской грамотности у обучающихся как основы формирования функциональной грамотности. Актуальность прогграммы определена требованиями к образовательному результату, который находит отражение в ФГОС ООО (ФОП ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карымкарская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

На заседании МО классных руководителей

Протокол № _______

от «___» __________ 2023 г.

_______ Скородумова О.В.

(подпись)

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

________ Скородумова О.В.

(подпись)

«____» ___________ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Карымкарская СОШ»

Приказ №_______

от «____» _________ 2023 г.

_______ Хургунова С.Я.

(подпись)

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Читательская грамотность»

Направление: общеинтеллектуальное

6 класс

Учителя русского языка и литературы

Золотаревой Лии Валерьевны,

первой квалификационной категории,

2023 – 2024 учебный год

п. Карымкары

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Карымкарская СОШ».

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах МБОУ «Карымкарская средняя общеобразовательная школа» составлена в соответствии:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 № 10-ФЗ. от 24.03.2021 № 51-ФЗ. от 05.04.2021 № 85-ФЗ.от 20.04.2021 № 95-ФЗ, от 30.04.2021 № 114- ФЗ. от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 №310-ФЗ. от 02.07.2021 №351-Ф3).

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 24 марта 2021 года);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г.№ 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 № 93-ФЗ, от 01.07.2021 №264-ФЗ);

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2000 № 1897 (далее ФГОС ООО);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766)

- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 14.08.2020 № ВБ-1612/07 «О программах основного общего образования»;

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 № 637-р«Об утверждении концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации»;

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 №

1155-р «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации»;

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013

№22506- «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров»;

Регионального уровня:

- инструктивно-методическим письмом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты- Мансийского автономного округа - Югры в 2023-2024 учебном году»,

А также на основании:

- Устава МБОУ «Карымкарская СОШ»;

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Карымкарская СОШ» на 2020-2025 годы.

Учебного плана МБОУ «Карымкарская СОШ» на 2023 - 2024 учебный год.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Направление программы – общеинтеллектуальное.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Цель:

  • формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
  • формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
  • формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Задачи:

  • развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
  • вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
  • развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
  • освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
  • учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
  • углубления базовых знаний по теории текста;
  • использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
  • использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
  • использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
  • использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

Актуальность программы.

Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФОП ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.

Перспектива.

Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» адресована учащимся 6-го класса  общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.

Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5, 6-м классах и совершенствоваться в течение всех лет обучения.

Новизна рабочей программы состоит в реализации технологии саморазвития личности, основывается на широком использовании самоуправляющих механизмов развития личности. В содержание образования вводится методологическая компонента - обучающиеся вооружаются знаниями и умениями саморазвития, включаются в адекватную деятельность.

Технология саморазвития личности позволяет:

  • осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию;
  • формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию;
  • формировать устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу.

Особенности возрастной группы учащихся.

Программа разработана для обучающихся 6-го класса. И именно в возрасте 12 лет происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации деятельности данной возрастной группы. Характерными новообразованиями этого возраста можно отметить стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и различных интересов. Содержание программы ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного, грамотного человека. Предусматривает формирование таких жизненно важных коммуникативных умений, как успешная работа с текстом. Доминирующей идеей курса является развитие умения применять навыки комплексного анализа текста.

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности:

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение знаниями и коммуникативной успешностью обучающихся, их подготовка к написанию изложения, сочинения как вида итоговой аттестации.

Программа реализует: идею дифференцированного подхода. Это выражается в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы.

Формы занятий и методы работы.

Программа факультатива реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит их к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах).

Планируемые мероприятия:

  1. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы»
  2. «Заседание Учёного совета лексикографов» (защита проекта).
  3. Игра «Аукцион вопросов и ответов».
  4. Представление портфолио «Мои достижения» (портфолио - отчёт или портфолио достижений).

Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с текстами предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление материала для индивидуальной или коллективной работы представляет собой раздаточный материал: текст (сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск и выделение информацииинтерпретациярефлексия и оценка. Задания должны быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме связного свободного ответа.

В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемых на базовом уровне:

  • определять основную и второстепенную информацию (определение основной темы текста, подбор заголовка, отражающего тему);
  • определять познавательную цель (определение основной мысли и цели создания текста, подбор заголовка, отражающего идею);
  • определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из которой взят текст);
  • извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической информации);
  • находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе текста);
  • устанавливать причинно-следственные связи;

на повышенном уровне:

  • синтезировать информацию (составление целого из частей, восстановление последовательности, составление плана и т.п.);
  • понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение роли средств языковой выразительности);
  • анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков; структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в тексте информации, передача в другой форме, например, в таблице);
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию в форме краткого письменного ответа;
  • строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное мнение на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме связного письменного ответа).

Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера используется традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов - неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует критериального подхода.

Оценка планируемых результатов освоения программы.

Задания для выполнения, предлагаемые в процессе деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

учащиеся научатся

  • осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
  • использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные  результаты:

учащиеся овладеют

  • элементарными навыками работы с книгой;
  • умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
  • элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанногона основе умений:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
  • находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
  • находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
  • выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информациина основе умений:

  • понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
  • объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
  • сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
  • интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
  • задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
  • прогнозировать содержание текста;
  • находить скрытую информацию в тексте;
  • использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информациина основе умений:

  • составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
  • делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
  • приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
  • преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексиюна основе умений:

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
  • оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
  • использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
  • оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:

Учащиеся  получат возможность

  • использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
  • обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1

Умеем ли мы читать?

8

4

4

2

Учебный текст.

10

5

5

3

Что помогает понять текст.

16

8

8

Итого

34

17

17

Содержание программы

Раздел  1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения.

Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным.

Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата(создание портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).

Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему-либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информации  о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).

Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)

Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе школьной/районной библиотеки).

Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту).

Список (примерный) книг: О. Андреева «Учитесь быстро читать», К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические размышления», Энциклопедия этикета и т.п.)

Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос: «Как выбрать нужную книгу?»;  определение элементов структуры книги и информации, которую несёт элемент.

Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п.  Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную информацию.

Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):

  • прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
  • прочитайте аннотацию;
  • обратите внимание на условные обозначения;
  • выделите заголовки и рубрики;
  • представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
  • просмотрите первую и последнюю страницы.
  • Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу?

                Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом) с целью более подробно уяснить какую-то определенную информацию.

Вопросы и задания:

  • прочитайте, кто автор текста;
  • прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;
  • бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
  • поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы, параграфа?
  • найдите в тексте … (конкретную информацию)

Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работа в малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и ознакомительного чтения: а именно, …)

Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)

Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.

Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к содержанию текста из учебника истории (географии или научно-популярного текста), тема которого частично знакома учащимся:

  1. заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с текстом,
  2. заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы,
  3. самостоятельное чтение текста и выявление информации,
  4. совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед чтением?
  5. заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
  6. добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик.

Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?

Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).

Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета(«Когда сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмико-интонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения литературных произведений.

Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.

Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность мероприятия.

С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.

Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.

Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».

Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.

Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:

  • Географические последствия землетрясений (отражает тему);
  • Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
  • Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
  • Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);
  • Золотые пески Египта (рекламная функция);
  • А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
  • Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).

Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).

Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается неверным?

Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.

Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:

  • содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;
  • выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
  • подбор заглавий,
  • характеризующих тему;
  • характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме вопроса, утверждения;
  • указывающих на событие, время, действующее лицо;
  • заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
  • выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
  • анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа

Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение»Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.

«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку).

В работе с текстами используются предтекстовые вопросы и задания:

  • Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
  • Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?
  • Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
  • Что вам уже известно по этой теме?
  • Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?

Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа.

Внимание к слову

Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.

Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):

  • Аукцион «Кто больше?»
  • Игра «Правда ли, что .?.»
  • Реши задачу
  • В поисках слова
  • Устное сочинение

Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.

Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем)

        Объектами проверки являются умения

  • отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
  • понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,
  • отражать это понимание в выразительном чтении.

Раздел 2. Учебный текст. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с использованием сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipcdia.orghttp://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы и современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения.

Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс)

Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление интернет-ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические, синонимов, фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.)

Практикум (работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения словаря на основе использования приёмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных видов). Строение словарной статьи.

Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к ролевой игре  «Заседание Учёного совета лексикографов»): обсуждение плана представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка материалов. Примерный план представления (презентации) словаря: название словаря, выходные данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря; строение словарной статьи; интересные примеры статей.

Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.

Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия:

  • подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических действий, … – насекомое, … – единица длины);
  • ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета – Земля);
  • выделять существенные признаки слова (например: для слова квадрат из слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометр из слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);
  • подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).

Игры:

  • «Отгадай загадки» (определение понятия по признакам).
  • «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и заканчивая существенными).
  • «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речиобозначает признак предмета).
  • «Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам).

Выявление победителей и оформление результатов в портфолио.

Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.

Практикум «Учимся читать учебный текст»:

  • Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» (Дидактический материал: к занятию 11.);
  • Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию, иллюстративную);
  • упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение дат, имён, названий мест, единичных фактов).

Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки

Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером словтерминов; [правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).

                Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение текста, маркирование информации

                В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:

  • выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
  • определите границы известной/неизвестной информации;
  • выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца;
  • найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.).

Оформление результатов в портфолио.

Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

Мониторинг: выполнение тестовой работыпроверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. Оформление результатов в портфолио

Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в несплошных текстах)

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.

Турнир догадливых:

  • «О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ несплошного текста. «О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с несплошными текстами по извлечению информации.

Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.

Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по разным предметам).

При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и задания:

  • определите вид текста;
  • выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте текст;
  • определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);
  • выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
  • обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);
  • определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией;
  • определите основное содержание;

вопросы при изучающем чтении

  • проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
  • сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе несплошного текста;
  • найдите неявную информацию.

Дополнительные вопросы

  • Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на основе рисунка, графика)?
  • Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
  • Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
  • Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
  • Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?

Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными

Оформление результатов в портфолио.

Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:

Исследовательская задача:

  1. спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
  2. доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в тексте.

Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.

Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»).

Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи, установление смысловых и грамматических связей предложений.

При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания:

  • Каким типом речи является данный текст? Докажите.
  • Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
  • Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
  • Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
  • Объясните деление текста на абзацы?
  • Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
  • Определите средства связи между … и …предложениями.
  • Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?

Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».

Проводится как отчёт комиссий лексикографов  о возможностях разных словарей «Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.

 «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический материал: к занятию 18.)

Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения.

Интеллектуальные игры:

  • «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого).
  • «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые выражения).
  • «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.
  • «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.
  • «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.

Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и маркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие, пояснение и т.д.

Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи ,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».

Раздел 3. Что помогает понять текст? Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи)

Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.

Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте).

Дополнительные задания к практикуму:

  • Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).
  • Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
  • Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»

Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно-научного стиля речи)

Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.

Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример.

Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).

Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио.

Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)

Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к прочитанному.

Интеллектуальная разминка

  • «Угадай слово»
  • «Продолжи предложение»

Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.

Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.

Оформление результатов деятельности в портфолио.

Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)

Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.

Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализации мысли

Диалог с текстом (Вопросы к тексту)

Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника.

Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и составление таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.

Фиксирование результатов деятельности в портфолио.

Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)

Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)

Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста.

Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу.

Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, которая вносится в портфолио.

Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли текста.

Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.

Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.

Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.

Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.

Что помогает понять текст? (План текста)

Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.

Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных формах.

Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:

  • выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
  • выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);
  • выясните значение незнакомых слов, терминов;
  • выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
  • запишите главную мысль абзаца кратко;
  • откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)

Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом  на этапе понимания и преобразования текстовой информации.

Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат).Формы записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения двухчастного  дневника).

Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки; предложить варианты использования собранного материала.  

Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации)

Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста.

Мини-проект «Создаём и оформляем несплошной текст». Организация проектной деятельности в группах:

  • определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме выбранного вида несплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект) и устного сплошного текста;
  • коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов для работы; чтение текста и извлечение основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов, озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры несплошного текста, используемых технических средств; распределение обязанностей при создании конечного продукта);
  • реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
  • предъявление результатов деятельности и рефлексия.

Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и формулирование вопросов на основе содержания созданного группой  несплошного текста.

Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов несплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.

Оформление результатов деятельности в портфолио.

Когда текст прочитан… (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержания).

Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста  повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.

Когда текст прочитан… (Оценка информации)

Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:

  • Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
  • Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
  • Что нового и полезного вы узнали из текста?
  • Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны информации?
  • Возможны ли другие пути решения вопроса?
  • Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
  • Где можно применить полученные знания?
  • Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?

(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста)

                Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения проблемного публицистического текста.

Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)

Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)

Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.

Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.

Оформление портфолио достижений как результата работы и самоанализа.

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Разделы программы

Темы занятий

Кол-во часов

Формы проведения занятий

По плану

По факту

Умеем ли мы читать?

Умеем ли мы читать? (виды чтения).

1

Сбор и анализ информации

Как выбрать книгу? Виды чтения: просмотровое, ознакомительное.

1

Работа в группах, составление памятки

Учимся ставить цель чтения. «Знаю – хочу узнать – узнал».

1

Смысловое чтение

Что и о чём? Углубление понятия о тексте.

1

Выразительное чтение

С чего начинается текст? Роль заглавия.

1

Составление плана текста. Сопоставление прогноза с содержанием текста

Зачем нужен эпиграф?

1

Работа с карточками

Внимание к слову.

1

Лексический анализ

Тематический конкурс чтецов.

1

Участие в конкурсе

Учебный текст.

Наши друзья и помощники. Словари и справочники.

1

Знакомство со словарями

Учимся читать учебный текст. Элементы учебного текста.

1

Решение лингвистических задач

Главное и неглавное в тексте.

1

Технология поискового, сканирующего чтения

Учимся читать учебный текст.

1

Маркировка информации

Практикум-диагностика «Работа с текстовой информацией».

1

Практикум, рефлексия

Как читать несплошной текст?

1

Поиск и обработка информации

Шифровка и дешифровка текста.

1

Поиск и обработка информации

Строение текстов разных типов речи.

1

Составление таблицы, схемы опорного конспекта

Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов»

1

Ролевая игра

«Сцепления» (Смысловые связи) в тексте.

1

Установление причинно-следственных связей по аналогии и на основе сравнения

Что помогает понять текст.

Погружение в текст.

1

Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи

Погружение в текст.

1

Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебно-научного стиля речи

Воображение и прогнозирование.

1

Приемы прогнозирования содержания

Воображение и прогнозирование.

1

Приемы прогнозирования содержания

Диалог с текстом.

1

Составление вопросов  к  тексту

Диалог с текстом.

1

Составление вопросов  к  тексту

Диалог с текстом.

1

Составление вопросов  к  тексту

Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов».

1

Игра – состязание, работа в команде

Скрытая информация в тексте.

1

Анализ главной и второстепенной информации

Что помогает понять текст? План текста.

1

Структурирование информации во время чтения и после чтения, составление плана

Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты).

1

Структурирование информации во время чтения и после чтения, составление плана

Шифровка и дешифровка текста.

1

Обработка и перекодирование информации

Когда текст прочитан…

1

Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений.

Когда текст прочитан…

1

Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений.

Практикум-диагностика «Комплексный анализ текста».

1

Работа с текстом

Чему я научился.

1

Памятка для портфолио, рефлексия

Информационно-методическое обеспечение.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
  4. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
  6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
  8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
  9. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  2. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
  3. Библиотека http://lib.ru
  4. Википедия https://ru.wikipedia.org
  5. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 5 класс

Программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 5 класс. Читательская грамотность способствует развитию предметных компетенций, формируемых в процессе о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Курс внеурочной деятельности: «Читательская грамотность» Класс: 5-9

Программа нацелена на развитие:способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возмо...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) для обучающихся 5-9 классов.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность обра...

Внеурочная деятельность "Читательская грамотность "5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность", 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность, 5 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность, 5 класс»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность" для обучающихся 5 класса по АООП (вариант 1)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для обучающихся 5 класса и разработана на основе ФГОС О УО и ФАООП О УО (вариант 1).Программа внеурочн...