Дискуссия на педагогическом совете
консультация

Валиахметова Альбина Рафисовна

 «Человек: созидатель или потребитель?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_diskussiya.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 83»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Дискуссия на педагогическом совете

 «Человек: созидатель или потребитель?»

Подготовила старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 83» НМР РТ

Валиахметова Альбина Рафисовна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

Дискуссионный клуб

«Человек: созидатель или потребитель?»

Уважаемые коллеги, попытаетесь ответить на вопросы.

 1. «Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров». Что означают эти слова?

 2. Что такое «экологическая, цепочка»? Взаимосвязь между всем существующим на планете, в том числе и человеком.

 3. Как вы объясните понятие «равновесие в мире природы»? Если много стало травоядных, обязательно увеличивается и поголовье хищников. Почему? Чтобы не съели всю траву.

 4. Начиная с 1600 года около 150 видов животных вымерло на земле - из них более половины за последние 50 лет. По чьей вине? В основном - человека.

 5. Какой вред приносит мусор природе? Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет - через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.

Следующий вопрос позволит проверить ваши знания в области литературы.

 1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду? Л. Толстой, С. Аскаков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Н. Сладкова, К. Паустовский, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплина, В. Бианки, Е. Чарушин и др. Современные писатели – А. Иванова, В. Зотова

 2. Назовите художников – анималистов и пейзажистов? (на этот вопрос мы просим ответить Т. С. Баранникову)

 3. Назовите пословицы и поговорки о природе.

 4. Вспомните и назовите народные приметы.

 5. Прочитайте наизусть стихотворение о природе.

 Предлагаю вспомнить свои знания и поделиться ими с коллегами.  Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний:

 1. НОД по экологии;

 2. Беседы

 3. Чтение художественной литературы,

 4. Экологические экскурсии.

 5. КВН, викторины, конкурсы.

 6. Проблемные ситуации.

 7. Языковые логические задачи.

 8. Экологические выставки, экспозиции.

 9. Неделя экологического творчества.

 10. Экологические праздники, выставки.

 11. Дидактические игры экологического содержания

 12. Экологические сказки.

 13. Экологическая тропа.

 14. Наблюдения.

 15. Поисково-исследовательская работа.

 • Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию. Почему?

 • Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

 1. Родительское собрание

 2. Консультации

 3.Тематические папки-передвижки, информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

 4. Совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.

 5. Досуги и развлечения

Давайте по рассуждаем.

 1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

 2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

 3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин- - млекопитающее)

 4. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)

 5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

 6. Кто пьёт ногой? (лягушка)

 7. Кто плуг на голове носит? (лось, олень)

 8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)

 9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)

 10. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

 11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

 12. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)

 13. Сколько крыльев у жука? (2 пары)

 14. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

 15. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)

 16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)

 17. Когда на деревьях появляются почки? (осенью)

 Остались последние вопросы.

 • Что означает слово «экология»?

(Термин “экология” введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.)

 • Что такое экологическое воспитание?

(– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.

 – Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

 – Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д.)

Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель  экологического  воспитания детей дошкольного возраста?

Цель Э.В.  дошкольника - формирование начал экологической культуры.

Цель Э.В.  дошкольника – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.

Целью Э.В. дошкольников является «формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

Цель. Э.В. дошкольника – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.

Цель. Э.В. дошкольника – это познание живого во взаимосвязи со средой  обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Определите задачи экологического воспитания

– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

 – Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.

 – Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

        Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.

        Для достижения поставленных задач воспитатель использует определенные методы. Перечислите названия наиболее значимых (результативных) методов, которые признаются подавляющим большинством специалистов, и назовите что к ним относится?

        Сегодня нет единой классификации используемых в экологическом воспитании дошкольников методов, однако среди них можно выделить наиболее значимые, которые признаются подавляющим большинством специалистов (Саморуковой П.Г., Серебряковой Т.А., Николаевой С.Н. и другими). Они отличаются максимальной эффективностью, так как полностью соответствуют возрастным особенностям детей-дошкольников.

        Итак, к современным и наиболее результативным методам экологического воспитания детей относят:

        Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.

Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

        Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.

        Наиболее эффективных результатов в работе с дошкольниками можно достичь, если умело сочетать все группы методов, однако особого внимания заслуживает …

        Назовите этот метод воспитания?

… игровой метод воспитания, в частности, сюжетно-ролевая игра.

        Попробуйте обосновать, почему именно сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным методом в работе с дошкольниками по экологическому воспитанию?

        Такая  игра представляет собой один из видов самостоятельной деятельности ребенка, когда почти все его действия основываются на собственном опыте, знаниях и представлениях.

        Во время игры дошкольник активно постигает азы коммуникации и связи собственного «Я» с окружающим миром.

        Основной  функцией игры является его интеллектуальное и нравственное развитие. Именно поэтому игровой метод в экологическом воспитании детей в возрасте до 7 лет можно по праву назвать центральным

        Существуют еще и дидактические игры по экологическому воспитанию – наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Познакомьте своих коллег с настольными играми, имеющимися в группе по экологическому воспитанию (по своей возрастной группе). Эти игры имеют четкую структуру: название, цель, описание дидактического материала,  методику проведения.

        Выступления воспитателей по данной теме (выполнение домашнего задания)

        Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

        Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

         В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе; в чем берете вину на себя как воспитатель.

        Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимание к поведению детей. Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.

         Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы. Они звучат так:

 • Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

 • Всё, что есть на Земле, необходимо для её развития и развития человека.

 • Человек - не властелин природы; губя её, он губит самого себя.

 • Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.

 • Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.

 Эти пять законов природы были выведены и сформулированы в 1908 году лауреатом Нобелевской премии, немецким учёным Эрлихом.

 Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы все это  осталось в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.

 Ведь спасая родную природу, ты душу свою спасаешь,  в сердцах благодарных потомков бессмертие обретаешь.

Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.

  • этот педсовет принес пользу;
  • получили удовлетворение от такого рода деятельности;
  • почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
  • сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести ее с деятельностью коллег;
  • появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;
  • педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.

Обсуждение и принятие проекта решения.

1. Разнообразить видовой состав ботанической коллекции в Уголках природы в соответствии с возрастными особенностями развития детей.

2. Использовать метод рисования песком на занятиях по ознакомлению с природой.

3. Обновить на территории детского сада экологическую тропу

5. Регулярно использовать элементарные опыты и эксперименты для развития познавательной деятельности дошкольников.

6. Подготовить консультацию для родителей по экологическому воспитанию дошкольников с позиции новой парадигмы самоценности природы.

        Педагогический процесс экологического воспитания и образования вести на основе интеграции всех видов деятельности

. С целью экологизации предметно-развивающей среды в группах:- иметь комнатные растения в соответствии с программными требованиями, сосредоточить растения в одну зеленую комнату;

- календари природы сделать многофункциональными с набором схем, моделей, алгоритмов, карточек;

- в подготовительных группах завести экологические дневники наблюдений      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»Цель: анализ влияния мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявление необходимых психолого-педаг...

Педагогический совет на тему "Правила педагогической гигиены"

Педагогический совет на тему "Правила педагогической гигиены"...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Дискуссия в педагогическом процессе

Метод обучения - это форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности учащихся....