статья "Наставничество. Как помочь молодому педагогу"
статья
В статье рассмотрена система наставничества над молодым педагогом и помощь ему в адаптации к новомй виду деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nastavnichestvo.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО: Задорина Светлана Геннадьевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кировская СШ»
Долж.: учитель английского языка
Адрес эл.п.: swetlana.zadorina@yandex.ru
Тел.: 89061929995
Наставничество. Помощь молодому педагогу.
Наставники, демонстрирующие собственным примером упорство и дисциплину в самореализации, наиболее эффективны. Зафар Мирзо
Современной системе образования нужен профессиональный, мыслящий, ответственный педагог, который готов к переменам, самостоятельности в принятии решений, ответственности. Однако, как показывает анализ школьной действительности, большинство выпускников высших учебных заведений, не стремятся идти работать в школу, большинство из них находят себя в совершенно других отраслях деятельности. Одной из причин, по которой выпускники ВУЗов не хотят идти работать в школу, называется трудность в адаптации к новым условиям деятельности и реалиям современной школы. Для того чтобы помочь справиться с этими трудностями и существует система наставничества, которая способна оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации. В этой системе отражена необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.
В 2018 году был утвержден национальный проект «Образование», в котором наставничеству уделена одна из ведущих ролей в его реализации. Таким образом, целью наставничества является – оказание помощи молодому педагогу в его профессиональном становлении. Кроме того, в школе наставничество – это еще и способ передачи опыта, знаний старшего поколения педагогов более молодому поколению. Такая возможность получения навыков и компетенций работает гораздо быстрее и эффективней, нежели другие способы (только методическая литература, пособия, самостоятельная работа, формальное или вообще отсутствие общения).
Помочь молодому специалисту адаптироваться в новой среде помогает опытный наставник, а также другие коллеги (администрация школы, педагоги-стажеры и просто преподаватели, которые работают в школе не первый год). Но сам процесс наставничества включает в себя интересы трёх субъектов: молодого специалиста, самого наставника и руководство образовательного учреждения.
Молодой специалист, приступая к профессиональной деятельности, не может знать всей специфики работы, поэтому наставнику необходимо обратить особое внимание молодого педагога на следующее: во-первых, это на требования к организации учебного процесса; следующее на требования к ведению школьной документации, поскольку в разных образовательных учреждениях они могут отличаться; затем формы и методы организации внеурочной деятельности (различные кружки, секции, студии и т.д.), а также различные инструкции по технике безопасности и т.п. Кроме того и самому молодому специалисту следует проявлять инициативу, знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания, изучать методическую и научную литературу по предмету; следить за педагогическими новинками; совершенствовать свои знания и умения по предмету; принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, принимать участие в работе методических объединений.
Задача же наставника – помочь молодому педагогу адаптироваться в новой для него среде, помочь реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. При назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать то, что основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Помимо этого: педагог наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей. И, не последнюю роль, играет согласие наставника и молодого специалиста на совместную работу.
Педагог наставник должен способствовать, в том числе и личным примером, раскрытию профессионального и творческого потенциала молодого специалиста. А самое главное, обеспечить поддержку молодым педагогам в области: практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; ведение урока и др.); разработки программы собственного профессионального роста; выбора методической темы и дальнейшей работы по самообразованию; подготовки к повышению квалификации; освоения инновационных технологий в педагогике и образовании; подготовки к аттестации на квалификационную категорию.
Руководство образовательной организации должно способствовать легкой адаптации молодого специалиста; обеспечить методической литературой, оборудованием, а самое главное предоставить компетентного наставника. Руководство должно также учитывать, что результат будет только тогда, когда наставник готов и хочет помогать, делиться опытом, а молодой специалист – открыт к сотрудничеству и изменениям.
Для развития наставничества необходимо преодоление стереотипов. Важно показывать, что наставничество не имеет возрастных или должностных ограничений. Сейчас нередки практики, когда не только опытный педагог является наставником у молодых учителей, но и, наоборот, когда педагог с небольшим стажем оказывает помощь опытным учителям. Особенно это проявилось в период пандемии, когда молодые педагоги, владеющие технологиями использования интернет-ресурсов, обучали старших коллег.
К сожалению, когда я пришла в школу, у меня не было наставника. Это была маленькая сельская школа, в которой не хватало преподавателей, и мне пришлось самостоятельно адаптироваться в новой деятельности, это был непростой путь, путь «проб и ошибок». Поэтому, когда мне предложили стать наставником, я не стала отказываться, в первую очередь, для того чтобы помочь молодому специалисту и чтобы она не повторила мои ошибки, быстрее втянулась в образовательный процесс и осталась работать в школе.
В первую очередь, я постаралась, чтобы наша совместная деятельность молодого педагога и учителя была построена на доверии и взаимоуважении, без приказов, навязывания своей точки зрения и предоставления готовых решений.
Работа с молодым специалистом была выстроена в три этапа:
І этап – период адаптации. Цель первого этапа: создание условий для профессиональной адаптации молодого учителя в педагогическом и ученическом коллективах; привитие и вхождение в профессиональную деятельность.
ІІ этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, формирования своего стиля в работе. Цель: формирование потребности молодого специалиста в развитии своего дальнейшего профессионального роста, раскрытие личностного и творческого потенциала, в совершенствовании своих теоретических и практических знаний, умений, навыков.
ІІІ этап – обобщение своего опыта работы. Целью этого этапа является: способствование проведению профессиональной рефлексии педагогов в педагогической деятельности, содействовать становлению молодого педагога как самостоятельного учителя.
После определения целей и задач совместной работы были определены содержание и результаты совместной деятельности. Содержание деятельности включало в себя: планирование и анализ проводимой работы; диагностику затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи; посещение уроков молодого педагога; помощь в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы; знакомство с основными направлениями и формами деятельности учащихся во внеурочное время; обмен опытом с другими учителями; организация мониторинга эффективности деятельности; своевременная и регулярная помощь по всем возникающим вопросам.
В результате нашей совместной работы можно констатировать, что адаптация молодого педагога прошла успешно. Молодой специалист-учитель превратился в педагога, обладающего профессиональными компетенциями, применяющего в своей работе современные педагогические технологии, развивающего творческий и познавательный потенциал учащихся. Об этом свидетельствуют высокие результаты внешнего и внутреннего мониторинга по предмету (ВПР и ОГЭ); участие детей в научно-исследовательских конференциях (победитель муниципального уровня и призер регионального уровня); в рамках внеурочной деятельности создан и реализован проект «Мы – волонтеры Победы». Помимо этого педагог сама принимала активное участие в волонтерском движении, профессиональных и творческих конкурсах (призер муниципального конкурса «Молодой учитель»), работе районного методического объединения.
Но самое интересное, это то, что наша совместная работа стала не просто «наставничество», а бы назвала это – «взаимонаставничество». Не секрет, что современные технологии, которые активно внедряются в современный образовательный процесс, бывают, иногда, сложны для старшего поколения педагогов, и они сами нуждаются в помощи. И нам, и лично мне, на помощь пришли наши молодые специалисты, в том числе и моя подопечная, за что я ей очень благодарна.
Таким образом, можно сказать, что совместная работа педагога-наставника и молодого специалиста, позволяет преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новой трудовой деятельности, разрешать сложные вопросы, продолжить свой профессиональный путь и стать настоящим Педагогом.
Full name: Svetlana Gennadievna Zadorina
Municipal Budgetary Educational Institution "Kirovskaya School"
Position: English teacher
E-mail address: swetlana.zadorina@yandex.ru
Tel: 89061929995
Mentoring. Helping the young educator.
Mentors who demonstrate by their own example perseverance and discipline in self-actualization are most effective. Zafar Mirzo
The modern education system needs a professional, thinking, responsible teacher who is ready for changes, independence in decision-making, responsibility. However, as the analysis of school reality shows, the majority of graduates of higher educational institutions do not tend to go to work in schools, most of them find themselves in completely different branches of activity. One of the reasons why university graduates do not want to work in schools is the difficulty in adapting to new conditions of activity and the realities of modern schools. In order to help cope with these difficulties there is a system of mentoring, which is able to optimize the process of professional development of a young teacher, to form motivation for self-improvement, self-development and self-realization. This system reflects the need of a young specialist to receive support from an experienced teacher¬ mentor who is ready to provide him with practical and theoretical assistance in the workplace and improve his professional competence.
In 2018, the national project "Education" was approved, in which mentoring was given one of the leading roles in its implementation. Thus, the purpose of mentoring is to help young teachers in their professional development. In addition, mentoring at school is also a way of transferring the experience and knowledge of the older generation of teachers to the younger generation. Such an opportunity to gain skills and competencies works much faster and more effectively than other ways (only methodical literature, manuals, independent work, formal or no communication).
An experienced mentor, as well as other colleagues (school administration, teacher trainees and teachers who have been working at the school for more than a year) helps a young specialist to adapt in a new environment. But the mentoring process itself involves the interests of three actors: the young specialist, the mentor, and the management of the educational institution.
A young specialist, starting professional activity, cannot know all the specifics of work, so the mentor should pay special attention of a young teacher to the following: first, it is the requirements for the organization of the educational process; next, the requirements for the maintenance of school records, as they may differ from one educational institution to another; then the forms and methods of organization of extracurricular activities (various circles, sections, studios, etc.), as well as various safety instructions, etc. In addition, the young specialist should show initiative, familiarize himself with the experience of his colleagues, attend their classes, listen to their advice, learn from them teaching methods, study methodological and scientific literature on the subject, follow the pedagogical novelties, improve their knowledge and skills in the subject, participate in scientific and practical conferences, make reports on the experience of their work, participate in the work of methodological associations.
The task of a mentor is to help a young teacher to adapt in a new environment, help him/her to realize himself/herself, develop personal qualities, communication and management skills.
When appointing a mentor, the administration of an educational institution should remember that mentoring is a public assignment based on the principle of voluntariness, and take into account the fact that the main condition for the effectiveness of the mentor's training of a young specialist in professional knowledge, skills and abilities is the following skills is his/her readiness to transfer experience. In addition, the mentor teacher should have high professional qualities, communication skills, authority in the team among colleagues, students, parents. And, not the least role is played by the agreement of the mentor and the young specialist to work together.
A teacher - mentor should contribute, including by personal example, to the disclosure of professional and creative potential of a young specialist. And most importantly, to provide support to young teachers in the field of: practical and theoretical mastering of the basics of pedagogical activity (preparation, conduct and analysis of a lesson; forms, methods and techniques of teaching; lesson management, etc.); development of a program for their own professional growth; selection of methodological topics and further work on self-education; preparation for professional development; mastering of innovative technologies in pedagogy and education; preparation for certification for qualification category.
The management of the educational organization should facilitate easy adaptation of a young specialist; provide methodological literature, equipment, and most importantly provide a competent mentor. The management should also take into account that the result will be only when the mentor is ready and willing to help, share experience, and the young specialist is open to cooperation and changes. Overcoming stereotypes is necessary to develop mentoring. It is important to show that mentoring has no age or job restrictions. Nowadays, it is not uncommon for not only experienced teachers to mentor young teachers, but on the contrary, for teachers with little experience to assist experienced teachers. This was especially evident during the pandemic, when young educators who were proficient in the use of Internet resources taught their older colleagues.
Unfortunately, when I came to the school, I didn't have a mentor. It was a small rural school with a shortage of teachers, and I had to adapt to new activities on my own, it was not an easy path, a path of "trial and error". Therefore, when I was offered to become a mentor, I did not refuse, first of all, in order to help the young specialist and to prevent her from repeating my mistakes, to get involved in the educational process faster and to stay working at the school.
First of all, I tried to make sure that our joint activity of a young teacher and a teacher was built on trust and mutual respect, without orders, imposing my point of view and providing ready-made solutions. The work with the young specialist was organized in three stages:
Stage I - adaptation period.The purpose of the first stage: creation of conditions for professional adaptation of a young teacher in the pedagogical and student collectives; inculcation and entry into professional activity.
Stage II - the process of development of professional skills, accumulation of experience, formation of his/her own style in work. Objective: the formation of the young specialist's need to develop his further professional growth, to reveal his personal and creative potential, to improve his theoretical and practical knowledge, skills and abilities.
Stage III - generalization of their work experience.The purpose of this stage is: to promote professional reflection of teachers in pedagogical activity, to promote the formation of a young teacher as an independent teacher.
After determining the goals and objectives of the joint work, the content and results of the joint activity were determined. The content of the activity included: planning and analysis of the work carried out; diagnosing the young teacher's difficulties and choosing forms of assistance; visiting the young teacher's lessons; helping to improve the effectiveness of the organization of educational work; getting acquainted with the main directions and forms of students' activities outside of school hours; sharing experience with other teachers; organization of performance monitoring; timely and regular assistance on all arising issues.
As a result of our joint work, we can state that the adaptation of a young teacher has been successful. The young specialist-teacher turned into a teacher with professional competencies, applying modern pedagogical technologies in his work, developing creative and cognitive potential of students. This is evidenced by high results of external and internal monitoring in the subject (VPR and OGE); participation of children in research conferences (winner of the municipal level and winner of the regional level); in the framework of extracurricular activities created and implemented the project "We are Victory Volunteers". In addition, the teacher herself took an active part in the volunteer movement, professional and creative competitions (winner of the municipal competition "Young Teacher"), the work of the district methodological association.
But the most interesting thing is that our joint work has become not just "mentoring", but I would call it "mutual mentoring". It is no secret that modern technologies, which are actively introduced into the modern educational process, are sometimes difficult for the older generation of teachers, and they themselves need help. Our young specialists, including my mentee, came to help us and me personally, for which I am very grateful.
Thus, we can say that the joint work of a teacher-mentor and a young specialist allows overcome the difficulties associated with adaptation to a new work activity, to solve complex issues, to continue their professional path and to become a real teacher.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диплом победителя 1 областного конкурса" Молодой педагог Тамбовской области" (очерки о молодых педагогах)
Диплом победителя первого областного конкурса очерки о молодых педагогах - продолжателях. Писала о своей бывшей ученице, а затем продолжателе нашего учительского дела. Статья была размещена в областно...
Занятие с молодыми педагогами. Тема: «Повышение профессиональной компетентности начинающих педагогов»
Данное занятие проводилось в рамках "Школы молодого специалиста"....
Образовательный инновационный проект по работе с молодыми педагогами «Сайт - Молодой историк»
Привлечь и сплотить для обмена опытом и повышения квалификации начинающих учителей - историков республики...
Сценарий мероприятия с молодыми педагогами в рамках работы Городской школы молодого педагога
quot;Правило трех рук"...
КОНКУРС МОЛОДЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ПОРТФОЛИО МОЛОДОГО ПЕДАГОГА», 29 МАРТА - 30 АПРЕЛЯ 2021
С 29 МАРТА по 30 АПРЕЛЯ 2021 в ХМАО-Югре проходил КОНКУРС МОЛОДЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ПОРТФОЛИО МОЛОДОГО ПЕДАГОГА", участие в к...
Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...
Проект повышения профессионального роста молодых учителей «Школа молодого педагога «Путь к мастерству»
Проект повышения профессионального роста в целом является планированием деятельности педагогов на определенный период. Педагоги определяют, в каком направлении им двигаться, какие профессиональн...