Диагностика агрессивного поведения Басса - Дарки
методическая разработка (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprosnik_urovnya_agressivnosti_bassa.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки
Описание методики
Опросник агрессивности Басса - Дарки (англ. Buss - Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности учащихся. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника использовались следующие принципы:
- вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
- вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Инструкция
Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».
Обработка результатов
Шкала | Прямые утверждения | Обратные утверждения | Коэффициент |
Физическая агрессия | 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 | 9, 17, 41 | 10 |
Косвенная агрессия | 2, 18, 34, 42, 56, 63 | 10, 26, 49 | 8 |
Раздражение | 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 | 11, 35, 69 | 11 |
Негативизм | 4, 12, 20, 23, 36 | 20 | |
Обида | 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 | 44 | 9 |
Подозрительность | 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 | 65, 70 | 10 |
Вербальная агрессия | 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73 | 39, 66, 74, 75 | 13 |
Чувство вины | 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 | 11 |
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:
- Враждебность = Обида + Подозрительность;
- Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.
По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):
- Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
- Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3
Интерпретация результатов
По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Хван А.А. с соавтор предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого - привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:
Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.
Стены | Результаты в баллах | Интерпретация | |
Агрессивность | Враждебность | ||
1 | 0 – 17 | 0 | низкий уровень |
2 | 18 – 27 | 0 – 14 | |
3 | 28 – 38 | 15 – 25 | средний уровень |
4 | 39 – 49 | 26 – 36 | |
5 | 50 - 60 | 37 – 47 | повышенный уровень |
6 | 61 - 71 | 48 – 58 | |
7 | 72 - 82 | 59 – 69 | высокий |
8 | 83 - 93 | 70 – 80 | очень высокий |
9 | 94 и более | 81 – 92 | |
10 | 92 и более |
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно - потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса - Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и так далее.
Стимульный материал опросника Басса-Дарки
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да / нет
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. да / нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. да / нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню. да / нет
5. Я не всегда получаю то, что мне положено. да / нет
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. да / нет
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. да / нет
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. да / нет
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. да / нет
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. да / нет
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. да / нет
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. да / нет
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. да / нет
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. да / нет
15. Я часто бываю несогласен с людьми. да / нет
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. да / нет
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. да / нет
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями. да / нет
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. да / нет
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор. да / нет
21. Меня немного огорчает моя судьба. да / нет
22. Я думаю, что многие люди не любят меня. да / нет
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. да / нет
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. да / нет
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. да / нет
26. Я не способен на грубые шутки. да / нет
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. да / нет
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. да / нет
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. да / нет
30. Довольно многие люди завидуют мне. да / нет
31. Я требую, чтобы люди уважали меня. да / нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. да / нет
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу". да / нет
34. Я никогда не бываю мрачен от злости. да / нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. да / нет
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. да / нет
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть. да / нет
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. да / нет
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям. да / нет
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. да / нет
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. да / нет
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. да / нет
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. да / нет
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. да / нет
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам". да / нет
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю. да / нет
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. да / нет
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. да / нет
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. да / нет
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. да / нет
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать. да / нет
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. да / нет
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. да / нет
54. Неудачи огорчают меня. да / нет
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие. да / нет
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. да / нет
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. да / нет
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. да / нет
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю. да / нет
60. Я ругаюсь только со злости. да / нет
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. да / нет
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее. да / нет
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. да / нет
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. да / нет
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. да / нет
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. да / нет
67. Я часто думаю, что жил неправильно. да / нет
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. да / нет
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. да / нет
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. да / нет
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. да / нет
72. В последнее время я стал занудой. да / нет
73. В споре я часто повышаю голос. да / нет
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. да / нет
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. да / нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика, коррекция и профилактика агрессивного поведения у детей и подростков
Почти в каждом классе втречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять......
Тест №3.Диагностика агрессивного поведения
Комплекс психологических тестов направлен на реализацию следующей цели: изучение особенностей учащихся с возможностью определения оценки, которая может быть представлена в описательной, табл...
Диагностика Агрессивности Басса-Дарки
I. Физическая агрессия:+ 1,25,31,41,48,55,62,68,- 9, 172. Косвенная агрессия:+ 2, 10, 18, 34,42, 56, 63,- 26,493. Раздражение:+ 3,19,27,43, 50, 57,64,72,- 11,35,694. Негативизм:+ 4, ...
Диагностика Агрессивности Басса-Дарки
I. Физическая агрессия:+ 1,25,31,41,48,55,62,68,- 9, 172. Косвенная агрессия:+ 2, 10, 18, 34,42, 56, 63,- 26,493. Раздражение:+ 3,19,27,43, 50, 57,64,72,- 11,35,694. Негативизм:+ 4, ...
Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки
Опросник агрессивности Басса - Дарки предназначен для выявления уровня агрессивности учащихся. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". На...
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...
Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников
Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников...