Рабочая программа "Юный филолог" 5 кл
рабочая программа (5 класс)

Скрябина Ирина Львовна

Развивающие:

  • развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
  • развивать мотивацию к изучению русского языка;
  • развивать творческие способности;
  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умения пользоваться справочной литературой;
  • развивать коммуникативные способности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП Юный филолог 5 кл44.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"Средняя общеобразовательная школа №27"

Городского округа «город Якутск»

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МОБУ «СОШ №27»

__________________ Рослая Е.В.

«___» _________________ 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Школа юного филолога»

Класс________5 _____________

Составитель:_Скрябина И.Л.

2021 г

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности «Школа юного филолога» в форме клуба является закономерным продолжением уроков русского языка и литературы. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Нормативно-правовой базой для составления программы явились:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Программа лингвистического клуба позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир русского слова. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы.

Широкое привлечение занимательных игровых элементов не снижает обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год (35 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.

Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

Обучающие:

  • совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
  • способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
  • расширить знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;
  • формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.
  • воспитывать любви к родному языку.

Развивающие:

  • развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
  • развивать мотивацию к изучению русского языка;
  • развивать творческие способности;
  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умения пользоваться справочной литературой;
  • развивать коммуникативные способности обучающихся.

Содержание программы внеурочной деятельности «Школа юного филолога» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой.

Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры, театральные постановки, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Формы проведения занятий:

  • лекции, беседы;
  • экскурсии в библиотеку;
  • игры-конкурсы; КВН;
  • театральные постановки, разыгрывание ситуаций;
  • практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
  • поисково-исследовательская деятельность.

Виды деятельности:

  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • художественное и театральное творчество;
  • краеведческая деятельность.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.

Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве.

Связь содержания программы с учебными предметами

Предмет

Темы учебных предметов

Темы программы «Школа юного филолога»

Русский язык

Звуки речи и буквы

Звуки не буквы

Гласные и согласные звуки

На сцене гласные

Приставка и суффикс

Поговорим обо всех приставках сразу

Словари русского языка

Где же хранятся слова?

Антонимы

Слова-антонимы

Чередования в корне слова

Кто командует корнями?

Самостоятельные и служебные части речи

Что рассказали о себе части речи?

Литература

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»

Сказка как особая форма фольклора

Королевство ошибок

Пушкинская сказка – прямая наследница народной

В стране сочинителей

Планируемые результаты

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

1. Приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
  • чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
  • приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
  • осознать свое место в мире;
  • оптимистически воспринимать мир.

2. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

3. Приобретение опыта самостоятельного социального действия:

Обучающиеся научатся:

  • овладеть следующими видами деятельности (комплексный анализ текста, написание творческих работ, поиск информации, редактирование, определение роли средств художественной выразительности в тексте).
  • пользоваться разнообразными языковыми средствами;
  • определять тему и основную мысль текста, его стиль;
  • определять типы речи (повествование, описание, рассуждение)
  • составлять простой и сложный план текста;
  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты и тексты-рассуждения;
  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные.

Содержание

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

Формы организации занятий

Сказочное царство слов.

Конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.

Игра.

Звуки не буквы

Транскрибирование слов и текстов.

Беседа с элементами игры.

Банты и шарфы

Разыгрывание ситуаций с отдельными словами.

Игра. Сценка.

На сцене гласные

Игра «Проставь ударение».

Беседа с элементами игры.

Как возникла наша письменность?

Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Беседа с элементами игры.

Память и грамотность

Зарядка для развития памяти.

Тренировка памяти на отрывках литературных произведений.

Поговорим обо всех приставках сразу

Тренировочные упражнения на правописания приставок.

Беседа с элементами игры.

Зачем нужны суффиксы?

Тренировочные упражнения на правописание суффиксов.

Беседа с элементами игры.

Где же хранятся слова?

Работа со словарём.

Беседа с элементами игры.

Нахождение слова в разных видах словарей

Знакомство с разными видами словарей.

Экскурсия в библиотеку.

Добрые слова

Работа с текстами на данную тему.

Игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему.

На карнавале слов.

Прослушивание стихотворений и работа по их содержанию.

Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка»)

Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»

Создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов.

Беседа с элементами игры.

Слова-антонимы

Головоломка «Все слова на А».

Игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А».

Экскурсия в прошлое

В «музее» древних слов – выбор из текста древних слов.

Беседа с элементами игры.

Полёт в будущее

Работа с текстами.

Игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте.

Кто командует корнями?

Работа с текстами.

Тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо».

Куда убегают гласные?

Работа с текстами.

Беседа с элементами игры.

Откуда появляются новые слова?

Работа с текстами.

Беседа с элементами игры.

Что рассказали части речи о себе?

Работа с текстами.

Игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи.

Королевство ошибок

Сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок

Театрализованная постановка ситуаций.

Крылатые слова

Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера»

Беседа с элементами игры.

В Стране Сочинителей

Сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок.

Конкурс загадок в рисунках.

В стране Излагателей.

Работа с текстами.

Нарисуем изложение.

Анаграммы и метаграммы

Работа с примерами.

Беседа с элементами игры.

Самое длинное слово.

Работа с текстами.

Научимся составлять длинные слова, конкурс.

Шарады и логографы

Составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов.

Творческое задание.

Расшифруй меня.

Работа с текстами

Конкурс на разгадывание ребусов и шарад.

Откуда пришли наши имена?

Работа с текстами.

Творческая работа «Нарисуй своё имя».

Откуда пришли наши фамилии?

Работа с текстами.

Творческая работа «Нарисуй происхождение фамилии».

Весенний Пушкин…

Чтения стихотворений А.С.Пушкина на открытом воздухе, обсуждения.

Экскурсия в Каширский парк им. А.С.Пушкина

Подготовка к игре и Игра «Умники и умницы»

Работа с текстами.

Соревнование на лучшие знания по русскому языку

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

занятия

Тема занятия

Дата проведения

Количество часов

План

Факт

1

1

Сказочное царство слов

1

2

Звуки не буквы

1

3

Банты и шарфы

1

4

На сцене гласные

1

5

Как возникла наша письменность?

1

6

Память и грамотность

1

7

Поговорим обо всех приставках сразу

1

8

Зачем нужны суффиксы?

1

9

Где же хранятся слова?

1

10

Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями»

1

11

Добрые слова

1

12

На карнавале слов

1

13

Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»

1

14

Слова-антонимы

1

15

Экскурсия в прошлое

1

16

Полёт в будущее

1

17

Кто командует корнями?

1

18

Куда убегают гласные

1

19

Откуда появляются новые слова

1

20

Что рассказали части речи о себе

2

21

Что рассказали части речи о себе

22

Королевство ошибок

2

23

Королевство ошибок

24

Крылатые слова

1

25

В Стране Сочинителей

1

26

В Стране Излагателей

1

27

Анаграммы и метаграммы

1

28

Самое длинное слово

1

29

Шарады и логогрифы

1

30

Расшифруй меня

1

31

32

Откуда пришли наши имена, фамилии

2

Откуда пришли наши имена, фамилии

33

Экскурсия в библиотеку им А.С.Пушкина

1

34

«Умники и умницы»(подготовка)

1 +1

35

Викторина «Умники и умницы»

Итого

35

35

Список литературы для учителя

  1. Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007.
  2. Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Знание, 1995.
  3. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.
  4. Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст] : / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО. : АРГО, 1996.
  5. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
  6. Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
  7. Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака,И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.
  8. Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст] : / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.
  9. Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова . - М.: Просвещение, 1991.
  10. Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
  11. Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
  12. Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.

.

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч.)

Тема 1.Сказочное царство слов.

Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость народную.

Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.

Фонетика (1ч.)

Тема 2. Звуки не буквы.

Отличие звуков и букв. Знакомство с правилами чтения и записи транскрипции.

Практическая часть: транскрибирование слов и текстов.

Орфоэпия (2ч.)

Тема 3.Банты и шарфы

Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения.

Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами.

Тема 4. На сцене гласные

Роль ударения. Произносительные нормы.

Практическая часть: игра «Проставь ударение»

Графика (2ч.)

Тема 5. Как возникла наша письменность?

Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 6. Память и грамотность

Виды памяти.

Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти.

Морфемика (2ч.)

Тема 7. Поговорим обо всех приставках сразу.

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С- Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. 

Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок.

Лексикология (8 ч.)

Тема 8.Зачем нужны суффиксы? Как можно уменьшить лексическое значение при помощи суффиксов –оньк, -еньк?

Тема 9. Где же хранятся слова?

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово.

Практическая часть: работа со словарём. 

Тема 10. Экскурсия в библиотеку.

Знакомство с разными видами словарей.

Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей

Тема 11. Добрые слова

Богатство русской лексики «добрыми словами».

Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему. 

Тема 12.На карнавале слов.

Омонимы.

Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка»)

Тема 13.Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»

Разновидности омонимов

Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов

Тема 14. Слова-антонимы

Антонимы.

Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А».

Тема 15. Экскурсия в прошлое

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.

Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов.

Тема 16.Полёт в будущее

Неологизмы.

Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте.

Орфография (3ч.)

Тема 17. Кто командует корнями?

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует смысл.

Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами.

Морфология (2ч.)

Тема18.Куда убегают гласные? Поговорим о беглых гласных.

Тема 19. Откуда появляются новые слова. Разберемся что из себя представляют неологизмы.

Тема 20-21. Что рассказали части речи о себе?

Самостоятельные и служебные части речи 

Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи.

Культура речи (12ч)

Тема 22-23. Королевство ошибок

Виды ошибок

Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок. Театрализованная постановка ситуаций.

Тема 24. Крылатые слова

Значения крылатых слов.

Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера»

Тема 25. В Стране Сочинителей

Рифмы.

Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках.

Тема 26. В стране излагателей. Нарисуем изложение.

Тема 27. Анаграммы и метаграммы

История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Практическая часть: работа с примерами.

Тема 28. Самое длинное слово. Научимся составлять длинные слова, конкурс.

Тема 29. Шарады и логографы

Происхождением шарад и логогрифов.

Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов.

Тема 30. Расшифруй меня. Ребусы и шифры.

Тема 31. Откуда пришли наши имена?

История появления имён, отчеств в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.

Практическая часть: творческая работа «Нарисуй своё имя».

Тема 32.Откуда пришли наши фамилии?

История появления фамилий. Продолжить знакомство с наукой антропонимикой.

Практическая часть: творческая работа «Нарисуй происхождение фамилии».

Тема 33. Экскурсия в библиотеку им. А.С.Пушкина

Практическая часть: Чтения стихотворений А.С.Пушкина на открытом воздухе, обсуждения.

Подведение итогов (2ч.)

Тема 34-35. Подготовка к игре и Игра «Умники и умницы»

Соревнование на проверку знаний по русскому языку. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...