Рабочая программа "Школа нравственности" в 6-9 классах
рабочая программа (6, 7, 8, 9 класс)
«Уроки нравственности» были направлены на усвоение детьми базовых и опорных нравственных понятий, которые лежат в основе нравственного сознания человека и норм его нравственного поведения. Эти понятия составляют тот нравственный минимум, который и регулирует деятельность и поступки людей с точки зрения их нравственного смысла и значения. Это, прежде всего, такие понятия, как «добро», «зло», «ответственность», «справедливость», «долг», «совесть», «достоинство», «гуманизм», «доброта», «добросовестность», «отзывчивость», «принципиальность», «искренность», «великодушие», «дружба и товарищество», «честность и правдивость», «честь», «мужество и смелость», «аккуратность и бережливость», «самоотверженность», «уважение», «чуткость», «патриотизм», «верность», «взаимопомощь», «солидарность», «вежливость», «верность», «сочувствие», «трудолюбие». Перечисленные понятия – положительные, на их усвоение делается ставка при проведении занятий, а отрицательные понятия приводятся как противовес им, как форма сравнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_shkola_nravstvennosti_7-9.docx | 69.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
Директор МОБУ СОШ № 27
___________Необутова Н.Л.
31 августа 2020 г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»
Направление развития личности школьника: духовно-нравственное.
Возрастная группа: 12-15 лет.
Срок реализации программы: 3 года (6-7, 8, 9 классы).
Составитель программы: Скрябина И.Л.
учитель предмета «Эстетика»
Якутск, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Жизнь общества напрямую зависит от уровня его духовности и степени нравственного развития отдельной личности, поэтому духовно-нравственное образование является обязательным компонентом школьного образования. Особое значение названного направления подчеркивается и в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Духовно-нравственное развитие и воспитание граждан России является ключевым фактором развития страны, обеспечение духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей».
Одна из главных задач современной школы - подготовка еще маленького человека ко взрослой жизни в современном обществе. Великий славянский педагог Ян Амос Коменский в своей книге «Единственно необходимое» справедливо утверждал, что жизненный путь человека складывается из череды разноплановых жизненных ситуаций-перекрёстков, в каждой из которых человеку необходимо принять решение и выбрать направление жизни – жизненную стратегию. В этом, по мнению великого Коменского, и заключается «искусство и главная наука - жить». Этой «наукой жизни» нужно овладеть еще в школе, чтобы, выйдя за ее порог, человек был готов один на один встретиться с любыми жизненными трудностями и смог с ними достойно справиться. Для этого он должен быть не просто образованным, а обладать высоконравственными качествами, способным отличить нравственное от безнравственного, уметь оценивать жизненную ситуацию и поступки людей (и своих собственных в том числе) с позиции нравственности. А этому нужно тоже учиться и для этого нужно специально отведенное время.
Цель данной программы «Уроки нравственности» - формирование истинных нравственных ценностей Человека.
Задачи курса:
- развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
- научить давать оценку жизненной ситуации и поступков людей с точки зрения нравственности;
- предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
- научить детей всматриваться в мир, понимать людей, которые живут рядом, учить строить с ними отношения, основанные на нравственных законах;
- прививать детям стремление к постоянному самопознанию, нравственному развитию;
- формирование способности к «самостоянию» во взрослой жизни.
Программа знакомит учащихся с общечеловеческими нравственными ценностями, не содержит конфликтного религиозного и националистического материала; объективно освещает культурные особенности, традиции и обычаи разных народов и народностей, обучая зачаткам этической мудрости; содержит основные положения по защите достоинства личности на принципах толерантности и гуманности.
«Уроки нравственности» направлены на усвоение детьми базовых и опорных нравственных понятий, которые лежат в основе нравственного сознания человека и норм его нравственного поведения. Эти понятия составляют тот нравственный минимум, который и регулирует деятельность и поступки людей с точки зрения их нравственного смысла и значения. Это, прежде всего, такие понятия, как «добро», «зло», «ответственность», «справедливость», «долг», «совесть», «достоинство», «гуманизм», «доброта», «добросовестность», «отзывчивость», «принципиальность», «искренность», «великодушие», «дружба и товарищество», «честность и правдивость», «честь», «мужество и смелость», «аккуратность и бережливость», «самоотверженность», «уважение», «чуткость», «патриотизм», «верность», «взаимопомощь», «солидарность», «вежливость», «верность», «сочувствие», «трудолюбие». Перечисленные понятия – положительные, на их усвоение делается ставка при проведении занятий, а отрицательные понятия приводятся как противовес им, как форма сравнения.
Работа над усвоением нравственных понятий, раскрытием их нравственного значения и содержания, показ их оценочной роли, выявление уровней и признаков понятий ведется учителем как путём непосредственного объяснения их содержания и структуры, так и в процессе анализа выбранных художественных произведений (или их фрагментов), в большинстве своем выходящих за рамки школьной программы, но являющихся «золотым фондом» русской классической и педагогической литературы, чтение которой необходимо для нравственного взросления человека и формирования его, говоря словами А.С.Пушкина, «САМОСТОЯНИЯ». К такой литературе относятся произведения Ивана Александровича Ильина, Василия Александровича Сухомлинского, Валентина Распутина, Дмитрия Сергеевича Лихачева, Бориса Васильева. Предметом анализа могут стать и эпизоды произведений русских писателей, изучаемых в курсе школьной программы: Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, С.Михалкова, И.А.Крылова и др., древнерусская литература, мифы народов мира, фолклор, а также фрагменты старых художественных фильмов, которые, к сожалению, мало знакомы современным школьникам, но содержат в себе огромный нравственный потенциал. Особенное значение для занятий в этом плане приобретает книга Симона Соловейчика «Пушкинские проповеди», главы которой могут быть вступительным словом каждого урока. На занятиях предполагается и обсуждение нравственно значимых практических ситуаций из жизни самих школьников.
Занятия могут проходить в форме беседы, рассказа, комментированного чтения, обсуждения, диспута, дискуссии, анкетирования, чтения стихов, разбора нравственно значимых ситуаций, викторин, ролевых и этических игр. Могут проводиться уроки творчества на заданные темы (рисования на темы морали, составление портрета слова, дописывание рассказа с нравственным содержанием, составление письма, заповедей дружбы и др). Особое место в системе занятий занимают авторские уроки1.
Приобщение детей к духовно-нравственным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа рассчитана на 102 часа. Срок ее реализации - 3 года (6-7, 8, 9 классы). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Данная программа составлена на основе программы «Грамматика нравственности». В программе рекомендуется следующее распределение учебных часов на каждый из разделов курса:
п/п | Разделы курса «Уроки нравственности» | Классы | ||||
6-7 | 8 | 9 | ||||
Нравственный мир подростка. | 4 | 4 | 5 | |||
Основные понятия морали и нравственные понятия, характеризующие различные виды отношений людей | 9 | 9 | 9 | |||
Нравственные нормы как правила поведения | 7 | 7 | 7 | |||
Моральные отношения и нравственные ценности | 8 | 9 | 8 | |||
Культура нравственного поведения | 6 | 5 | 5 | |||
Итого | 34 | 34 | 34 |
Содержание по разделам
Раздел 1: Моральный и нравственный мир подростка
Общее понятие о морали, как нравственных правилах общения, регулирующих все отношения людей и определяющих требование к их поведению.
Изучения в процессе методик использования диагностических и игровых нравственных проявлений личности, влияния и наличия нравственных потребностей подростов
Знакомство с делами, действиями и поступками как главными показателями нравственности человека. Характеристики нравственного облика подростков. Определение возможностей усвоения нравственных знаний детьми. Рассмотрение типичных особенностей нравственного мира подростков.
Раздел 2: Основные понятие морали
Значения моральных знаний в жизни каждого человека. Основные моральные понятия как база нравственной грамотности, их содержания и характеристики. Рассмотрения конкретных случаев понимания этих понятий в жизни. «Добро» и «зло» как опорные понятия нравственных знаний и нравственных оценок, как центральные понятия морали. Критерии добра и зла.
Долг, как внутренняя потребность человека; сущность и различные уровни чувства долга. Долг как нравственная обязанность человека по отношению к другим людям, обществу и к самому себе.
Достоинство и честь как показатели нравственной ценности человека; их взаимосвязь с понятием честности, справедливости и долга. Связи этих понятий с понятием вежливости и тактичности.
Совесть как внутренний регулятор поведения человека, как выражения общественной сущности человека. Содержание понятие «совесть». Виды эмоционального проявления совести: стыд, раскаяние, угрызение совести и др. ответственность как нравственное требование к личности и долг человека за достижения требуемого результата и за последствия их своих действий. Гуманность как общечеловеческий принцип деятельности и нравственные качества личности.
Раздел 3: Нравственные нормы как правила поведения.
Понятия о нравственных нормах общества как правилах поведения и поступков, как наиболее простых нравственных требованиях и законах обязательные для каждого человека в отдельности.
Нравственные нормы как моральные представления и понятия и как элемент моральных отношений. Понятия о возникновении моральных норм.
Применение нравственных норм к конкретным обстоятельствам, выработка привычек их выполнения без принуждения. Разбор конкретных примеров, характеризующие нравственные нормы и их усвоение взрослыми и школьниками. Значение нравственных норм для общества и жизни человека. Нравственные нормы и их усвоение – признак нравственной зрелости людей.
Раздел 4: Моральные отношения и нравственные ценности.
Понятие о моральных отношениях людей как совокупностей, зависимостей и связей, возникающих в процессе общения и нравственно-значимой деятельности; зависимость моральных отношений людей от определённых обязанностей. Знакомство с наиболее общими нравственными обязанностями человека по отношению к обществу, другим людям и самому себе. Организация нравственных отношений людей в обществе. Отношение человека к Родине и обществу, преданность Отечеству и патриотизм. Нравственные нормы, регулирующие отношения человека к Родине.
Отношение человека к труду, людям труда, общественному достоянию и собственности. Отношение людей к природе, и забота о её сохранности.
Отношение человека к другим людям. Проблема товарищества и дружбы. Отношение к коллективам и группам общения. Отношение человека к самому себе. Анализ своего поведения. Особенности своего места в коллективах общения. Стремление к самосовершенствованию. Нравственные ценности как форма моральных отношений общества, их виды.
5 раздел: Культура нравственного поведения.
Понятие культуры нравственных взаимоотношений людей, нравственные основы внешней и внутренней культуры поведения человека. Культура нравственных взаимоотношений старших и младших поколений, детей разного возраста, мальчиков и девочек. Содержание правил культурного поведения подростков. Правила вежливости, правила точности и обязательности. Культура речи, культура внешнего вида. Правила гостеприимства. Поведение на улице, в общественных местах и транспорте.
Уважительное отношение мальчиков и девочек. Общие правила культурного поведения у подростков.
Учитывая примерное распределение часов курса по разделам и годам обучения и приведенные выше методические рекомендации, каждый учитель с учётом особенностей класса, личных наблюдений за детьми и личных знаний, умений и навыков составляет конкретный календарно-тематический план курса, имея в виду, что подбор материала к разделам программы год от года усложняется и должен составить преемственную систему. Ориентируясь при составлении плана на рекомендуемую литературу, надо помнить, что она предлагается учителю для творческого использования как фактический рабочий материал для выбора.
Очень осторожно надо относиться в этом курсе к оценке знаний детей, так как важнейшей задачей курса является выработка нравственных отношений и убеждений детей.
На уроках обсуждаются поступки, даются оценки действий других, уточняются нравственные понятия. Поэтому выставление плохих оценок не должно быть системой. Их можно поставить в том случае, если был выдан конкретный материал или ученик вовсе не работал на уроке. Если ученик сумел выразить своё отношение к поступкам или оценил их неправильно, не разобрался в ситуации, то оценка ему не ставится. В этом курсе можно оценивать простое участие ребёнка в дискуссии, его активность и сообразительность.
Примерное тематическое планирование курса «Уроки нравственности»
6-7 класс Нравственные отношения человека | 8 класс Общечеловеческие нравственные ценности | 9 класс Нравственный облик человека, самовоспитание |
Мы живем среди людей Может ли человек прожить один? Правила культуры общения Что такое нравственная оценка? Что значит уважать людей? Как быть уважаемым? Уважение старших – закон жизни людей Как уважать родителей? Не быть равнодушным Другие и я Как быть предупредительным Не давши слова –крепись, а давши – держись! Дружба всего дороже Почитание, почтение, уважение – в чём отличие? Принципиальность и беспринципность – что это? | Что такое нравственные ценности? Человек – высшая ценность Главные ценности человека Ценности и моральный долг Что такое добродетели? Смысл и счастье жизни Жизнь дана на добрые дела Главные понятия морали Добро и зло в жизни людей Добро и зло в сказках и мифах За что люди говорили «спасибо»? Осуждение кровной мести Добро и зло в первобытном обществе По каким правилам жили люди в родовой общине? | Человек как личность Личностью не рождаются – личностью становятся Что такое нравственные качества личности? Виды (группы) нравственных качеств личности Выбор позиции Чего я хочу от общества? Кто важнее – я или другие? Личные и общественные интересы – что главное? Что такое целеустремлённость? Гуманность – принцип жизни Нравственное совершенствование Что значит иметь идеал? Есть ли идеальные люди? Как жить – для себя или для людей? Делай хорошее для других – станешь сам лучше! Нравственное самовоспитание – каковы его приемы? |
Перечень нравственных понятий
Виды нравственных понятий | Направления содержания нравственных понятий | ||
6-7 класс | 8 класс | 9 класс | |
культура поведения и простые нормы морали; отношение к себе и другим людям | нормы поведения и отношения к себе и другим людям волевые качества и моральные чувства | культура поведения в обществе общественно-политические качества | |
Положительные | ответственность вежливость правдивость верность бережливость честность уважение простота справедливость деликатность корректность тактичность гуманность галантность трудолюбие рациональность деловитость добросовестность расчётливость ответственность экономность предприимчивость эффективность коллективизм обязательность необходимость исполнительность
| ответственность принципиальность заботливость благородство сочувствие достоинство терпимость взаимопомощь сострадание гордость требовательность доверие милосердие миролюбие откровенность выдержка мужество смелость храбрость гордость целеустремлённость самообладание любовь сочувствие презрение настойчивость престижность уверенность самоутверждение | ответственность активность идейность патриотизм сознательность убежденность чувство нового равенство общительность сотрудничество солидарность бескорыстие инициативность гласность |
Отрицательные | лицемерие грубость измена ханжество предательство интриганство беззастенчивость лень лакейство скупость потребительство корыстолюбие тунеядство невежество попустительство осуждение бюрократизм нажива безразличие пассивность
| высокомерие зависть зазнайство злорадство злословие ненависть тщеславие эгоизм приспособленчество замкнутость скрытность малодушие трусость жестокость покорность авторитарность упрямство заискивание ревность самолюбие самоуверенность честолюбие | демагогия зазнайство карьеризм вероломство цинизм чванство деградация агрессивность честолюбие космополитизм вандализм |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «УРОКИ РАВСТВЕННОСТИ»
6-7 класс. Нравственные отношения человека.
Тема 1. Мы живём среди людей (9 часов)
Человек среди людей. Может ли человек прожить один? Правила культуры общения. Правила этикета. Что такое нравственная оценка?
Тема 2. Что значит уважать людей? (12 часов)
Что значит уважать людей? Как быть уважаемым? Уважение старших – закон жизни людей. Как уважать родителей? Правила взаимоотношений с родителями. Не быть равнодушным.
Тема 3. Другие и я (12 часов)
Как вести себя с другими людьми? Другие и я. Как быть предупредительным? Не давши слова – крепись, а давши - держись! Почему говорят: «Слово серебро, а молчанье - золото»? Дружба всего дороже. Правила дружбы. Дружба и друзья. Почитание, почтение, уважение - в чём отличия? Принципиальность и беспринципность - что это?
Диагностический срез. (1 час)
8 класс. Общечеловеческие нравственные ценности
Тема 1. Что такое нравственные ценности
Нравственные ценности. Виды ценностей. Человек-мера всех вещей. Семейный очаг. Жизненные цели. Моральный долг. Подвиг. Нравственные нормы. Добродетель. Главные добродетели людей. Жизнь. Смысл жизни. Счастье. Добро. Добрые поступки. Легенды.
Тема 2. Главные понятия морали
Совесть. Справедливость. Ответственность. Человеколюбие. Добро и Зло. Мифы. Предания. Сказания. Легенды. Сказки. Слова вежливости. Месть. Кровная месть. Первобытное общество. Родовая община. Основные принципы народной нравственности. Добро и зло в средние века. Добро и Зло в истории человечества. Добро и Зло в разные эпохи. Благо.
9 класс. Нравственный облик человека, самовоспитание.
Тема 1. Человек как личность.
Личностью не рождаются – личностью становятся. Психологический анализ личности, особенности черт характера. Предпосылки развития личности. Формирование личности. Воспитание в себе положительных черт и борьба с нежелательными чертами личности. Влияние семьи и общества на формирование личности. Нравственные характеристики личности. Положительные и отрицательные характеристики личности человека. Понятие «нравственные качества личности» Виды нравственных качеств личности. Нравственный рост человека, воспитание моральных качеств. Основные нравственные нормы.
Понятие «культура». Материальная и духовная культура. Нравственная культура личности. Обобщение: взаимодействие морали, которая действует, и личности ( ее нравственного развития, культуры ее нравственного поведения.
Тема 2. Выбор позиции.
Чего я хочу от общества? Понятие «общество». Проблемы личности и коллектива. Общество, в котором мы живем. Общество и окружающая среда.
Кто важнее – я или другие? Проблема осознания себя среди других людей и своего места назначения в обществе. Целеустремленность как нравственная черта личности. Гуманность – принцип жизни. Гуманность в семье, гуманность в обществе. Что значит иметь идеал? Смысл и содержание понятия идеал. Идеал как положительная движущая сила дел и поступков, целей и задач в жизни человека.
Тема 3. Нравственное совершенствование
Нравственная оценка - что это такое? Моральное совершенствование. Анализ собственных нравственных действий. Поиск путей нравственного самосовершенствования. Понятие самосознание. Самосознание индивида и самосознание общества. Совершенство и несовершенство.
Если идеальные люди! Понятие идеальный, идеальные люди. Как жить- для себя или для людей. Представление о смысле жизни человека. Характеристика нравственного облика человека. Делай хорошее для других- станешь сам лучше! Формирование нравственной мотивации, нравственной позиции человека. Понятие самовоспитание, самоконтроль, самообладание. Нравственное самовоспитание как стремление к самосовершенствованию.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «УРОКИ РАВСТВЕННОСТИ»
6-7 класс
№ урока | Тема | Часы | Рекомендованные произведения для обсуждения | Формы проведения занятий |
Раздел I: Мы живем среди людей (9 час.) Цель - Показать мир общения людей. | ||||
1 | Человек среди людей
| 1 | «О милых сердцу» (глава из книги С.Соловейчика «Пушкинские проповеди») А. Алтаев «Леонардо да Винчи». | Беседа |
2 | Может ли человек прожить один?
| 1 | Жюль Верн «Таинственный остров» Даниель Дефо «Робинзон Крузо» И.Ильин. «Рождественское письмо» | Дискуссия |
3 | Когда мы испытываем одиночество? | 1 | В.Распутин. «Мама куда-то ушла…» | Беседа |
4 | Правила культуры общения
| 1 | Д.С.Лихачев. «О воспитанности». Ч. Диккенс «Новый год» Чайная церемония | Ролевая игра |
5 | Правила этикета
| 1 | Правила житейского обхождения, введённые Петром Первым Правила светской жизни и этикета | Ситуации-пробы |
6-7 | Культура общения и цивилизации.
| 2 | Народные изречения. Пословицы. Обычаи. Традиции. | Сообщения учащихся |
8-9 | Что такое " нравственная оценка"? | 2 | М. Зощенко «Человека обидели» А. Чехов «Двое в одном вагоне» Д. Лондон «Храм гордыни» | Диспут |
Раздел II: Что значит " уважать людей" (12 час.) Цель - Выявить нравственные качества людей. | ||||
10 | Что значит " уважать людей" | 1 | И. Тургенев «Нищий» Д.С.Лихачев. «Человек должен быть интеллигентным». | Беседа |
11-13 | Как быть уважаемым? .
| 3 | А. Свирин «Экспедиция к предкам» Александр Невский «О милости», «О народном признании» (главы из книги С.Соловейчика «Пушкинские проповеди»). | Сочинение - миниатюра |
14-16 | Уважение старших - закон жизни людей. | 3 | С. Аксаков «Буран» В. Сухомлинский «Отец и сын». | Составление родословной |
17-18 | Как уважать родителей?
| 2 | Свод семейных правил «Домострой» Конфуций. К.Паустовский. «Телеграмма». | Проект «Мои родители» |
19-21 | Не быть равнодушным. | 3 | С. Михалков «Чужая беда» (басня) А.П.Чехов. «В аптеке». | Кодекс неравнодушных |
Раздел III: Другие и я (12 час.) Цель – Оценить поведение человека. | ||||
22 | Как вести себя с другими людьми. | 2 | Д.С.Лихачев. «Что объединяет людей», «Быть веселым, но не быть смешным». | Ролевая игра |
23 | Другие и я.
| 1 | А. Грин «Алые паруса» Д.С.Лихачев. «Когда следует обижаться» | Диспут |
24 | Любовь как главный закон жизни. | 1 | В.Распутин. «Век живи – век люби» | Беседа |
25 | Не давши слова - крепись, а давши - держись. | 1 | Н.С.Лесков «Человек на часах» | Дискуссия |
26 | Почему говорят: "Слово-серебро, а молчание – золото» | 1 | Высказывания мудрецов и поэтов Ф.И.Тютчев. «Silentium!» | Мини-сочинение |
27 | Дружба - всего дороже | 1 | В.Осеева «Плохо». | Анализ ситуаций |
28 | Правила дружбы.
| 1 | В.А.Сухомлинский «Письма к сыну» (письмо 11,16) | Свод законов дружбы |
29 | Дружба и друзья | 1 | Если хочешь иметь друзей… | Портрет друга |
30 | Почитание, почтение, уважение – в чем отличия? | 1 | В. Сухомлинский. «Именинный пирог». Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек». | Беседа Творческое задание |
31-33 | Принципиальность и беспринципность, что это? | 3 | Ж.Верн. «Вокруг света в восемьдесят дней». В.Шукшин. «Волки». | Проект |
34 | Диагностический срез | 1 |
|
8 класс
№ урока | Тема | Часы | Рекомендованные произведения для обсуждения | Формы проведения |
Раздел I. Что такое нравственные ценности (13 часов) Цель: раскрыть понятие нравственные ценности | ||||
1 | Что такое «ценности» | 1 | Н.Рерих «Культура — почитание света» | Беседа |
2 | Человек — высшая ценность | 1 | С.Михалков «Смена» О.Генри «Кому что нужно» | Круглый стол |
3 | Главные ценности человека | 1 | В.А.Сухомлинский «Чей родственник дедушка?» | Работа в творческих группах |
4 | Главные ценности человека | 1 | Д.Лихачев. «Мелочи поведения». Д.С.Лихачев. «Самая большая ценность – жизнь» | Диспут |
5 | Ценности и моральный долг | 1 | В.Солоухин «Варвара Ивановна». А.П.Чехов. «На мельнице». | Беседа |
6 | Ценности и моральный долг | 1 | М.Е..Салтыков-Щедрин «Добрая душа» | Анализ заданных ситуаций |
7 | Что такое «подвиг»? | 1 | Н. Долинина. «Жизнь-подвиг» К.Рылеев. «Иван Сусанин» В.Быков. Дожить до рассвета». | Беседа |
8 | Что такое «подвиг»? | 1 | В.Короленко «Мгновение». В.Быков. Дожить до рассвета». | Сочинение- рассуждение |
9 | Нормы жизни как ценность | 1 | С.Михалков «Мелочи жизни?» С.Соловейчик «О стезе правды» | Круглый стол |
10 | Что такое «добродетели»? | 1 | Л.Андреев «Друг» | Анализ заданных ситуаций |
11 | Главные добродетели людей | 1 | Д.Лондон. «Любовь к жизни» | Ролевые игры |
12 | Смысл и счастье жизни | 1 | Л.Н.Толстой. «Напутствие молодежи» В.Брюсов. «Работа», «Труд» | Беседа |
13 | Жизнь дана на добрые дела | 1 | Т.Блинова. «Письмо» | Сочинение-рассуждение |
Раздел II. Главные понятия морали (21 час) Цель: Показать особенности базовых понятий морали как общечеловеческих ценностей. | ||||
14 | Главные понятия морали | 1 | Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей» | Беседа |
15 | Добро и зло в жизни людей | 1 | Ю.Миролюбов «Два брата» Д.Всеславин «К людям» | Диспут |
16 | Миф и представление о мифе | 1 | Н.А.Афанасьев «Происхождение мифов» | Сочинение-рассуждение |
17 | Добро и зло в сказках и мифах народов мира | 1 | Любимые народные сказки Мифы древних славян Скандинавские мифы | Ролевая игра |
18 | Добро и зло в сказках народов мира | 1 | Мифы и предания Древнего Китая | Ролевая игра |
19 | За что люди говорили «спасибо»? | 1 | Р.Мертлик «Античные легенды и сказания» И.Ефремов «Таис Афинская» | Анализ заданных ситуаций |
20 | Осуждение кровной мести | 1 | В.Каргалов «Хазарский поход»
| Диспут |
21 | Добро и зло в первобытном обществе | 1 | М.Шахнович. «Первобытная мифология» | Анализ заданных ситуаций |
22 | По каким правилам жили люди в родовой общине | 1 | В.Ключевский. «Лекции по русской истории» Я.Берлин «Великая семья человечества» | Беседа |
23 | Нравственность Древней Руси | 1 | Сказка «Березка» Ю.Миролюбов «Земля» | Беседа |
24 | Нравственность Древней Руси | 1 | Р.Романовский «Родина», Д.Всеславин «Солнышко», С.Голицын «Сказание о Земле Московской» | Ролевая игра |
25-26 | Что считалось добром и злом в истории человечества | 2 | «О добрых чувствах» (глава из книги С.Соловейчика «Пушкинские проповеди»). Л.Н.Гумилев «Образы утраченного» | Работа в творческих группах |
27 | Что считалось добром и злом в разные эпохи | 1 | Народные пословицы и поговорки (разных народов) | Викторина |
28 | Что считалось добром и злом в разные эпохи | 1 | Ю.Соколова «Осадная башня штурмующих небо» | Анализ заданных ситуаций |
29 | Что такое «благо» и стоит ли его творить? | 1 | Е.Гришковец. «Шрам» | Диспут |
30 | Кому тяжелее жить: доброму или злому? | 1 | Кир Булычев «Поделись со мной» | Диспут |
31-34 | Итоговые и резервные уроки | 4 | Углубление отдельных тем | Обобщение |
9 класс
№ | Название разделов и тем | Часы | Рекомендованные произведения для обсуждения | Форма проведения занятий | |
1 раздел. Человек как личность Цель: дать более полное понятие о человеке как «личности» (12 часов) | |||||
1-4 | Личностью не рождаются - личностью становятся | 4 | Н.А.Бердяев. «О назначении человека» И.Ефремов.«Лезвие бритвы» В.О.Богомолов. «Иван» (просмотр фрагментов к/ф «Иваново детство»). | Беседа | |
5 | Нравственные характеристики личности | 1 | Милтс А.А. «Гармония и дисгармония личности» | Беседа | |
6-7 | Что такое нравственные качества личности | 2 | А.Н. Толстой. «Русский характер». М.Шолохов. «Судьба человека». | Беседа. | |
8 | Виды нравственных качеств личности | 1 | С. Михалков .Басни. | Беседа | |
9 | Основы формирова-ния нравственных качеств личности | 1 | Н. Чернышевский «Что делать?» Алексеев С. «Молодой князь и бояре» Обухова Л. «Любимец века» | Беседа | |
10-11 | Что такое нравственная культура личности | 2 | Киплинг Р.О «Если…» «О презрении к обману» (глава из книги С.Соловейчика «Пушкинские проповеди») | Беседа | |
12 | Что такое культура нравственного поведения | 1 | У.Шекспир . Сонеты И.Бунин «Красавица» | Беседа - диалог | |
2 раздел. Выбор жизненной позиции. Цель: учить делать осознанный выбор нравственной жизненной позиции (11 часов) | |||||
13-14 | Чего я хочу от общества? | 2 | Джером Д.К. «Почему мы не любим иностранцев?» | Беседа-обсуждения | |
15 | Общество и окружающая среда | 1 | Ю.Миролюбов. «Лесовики». Борейко В. «Традиции и легенды о деревьях». | Проект «Общество, в котором я хотел бы жить» | |
16-17 | Что важнее: я или другие | 2 | Грин А. «Судьба первого взгляда» Брагин М.« В грозную пору». Д.С.Лихачев. «Что объединяет людей». | Дебаты | |
18 | Личные или общест-венные интересы - что главное? | 1 | В.Распутин. «Живи и помни». | Беседа | |
19-20 | Что такое целеустремленность? | 1 | Д.С.Лихачев. «Цель и самооценка». Р.Шейко. «Елена Образцова». | Беседа | |
21 | «Что такое гуманность?» | 1 | Ю.Миролюбов. «Калики перехожие» | Диспут | |
22-23 | Гуманность - принцип жизни | 2 | И.Бунин. «Подснежник». А.Платонов. «Песчаная учительница». | Беседа | |
3 раздел. Нравственное совершенствование (11 часов) | |||||
24 | Что значит иметь идеал? | 1 | Г.Р.Державин. «Вельможа». «О лживом идеале» (глава из книги С.Соловейчика «Пушкинские проповеди»). | Беседа | |
25 | Нравственная оценка- что это такое? | 1 | «Жизнь человека» (притча) | Беседа | |
26 | Надо ли нравственно совершенствоваться? | 1 | Г.Соколова. Стихи | Беседа | |
27 | Есть ли идеальные люди? | 2 | Бердяев Н. «О назначении человека» | Диспут | |
28-30 | Как жить: для себя или для людей? | 3 | «О следе жизни» (глава из книги С.Соловейчика «Пушкинские проповеди»). М.Пыляев. «Незаметные герои». | Беседа Диспут | |
31 | Делай хорошее для других - станешь сам лучше | 1 | О.Генри. «Из любви к искусству» | Сочинение – рассуждение | |
32-34 | Нравственное самовоспитание – каковы его приемы | 3 | Г.И.Успенский. «Петькина карьера». А.П.Чехов. «Размазня». В.Распутин. «Пожар». Б.Васильев. «Летят мои кони». | Беседа Круглый стол |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Уроки нравственности»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты, в соответствием с ФГОС, распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации подростков.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
В результате прохождения программного материала к концу 9 класса обучающиеся должны знать:
- что такое нравственные ценности
Уметь:
- определять главные ценности человека
- давать нравственную оценку поступкам
- анализировать жизненные ситуации и делать нравственный выбор.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
У ученика будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Ученик получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия: Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи.
- Познавательные универсальные учебные действия: Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Коммуникативные универсальные учебные действия: Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Оценка уровня и качества знаний
Главные усилия по проверке выполнения образовательного минимума должны быть направлены на усвоение нравственных норм и на их практическое применение учащимися.
Формы проверки уровня грамотности учащихся и глубины усвоения ими этических знаний ориентированы не только на простое запоминание содержания курса, но и на выяснение личностной оценки учащимися изучаемых проблем. Критерии оценки знаний имеют свои специфические особенности, поскольку допустима альтернативность ответа, присутствие в ответе морального выбора, личной позиции, а также проявление принципа свободомыслия, свободы совести и убеждений.
Основными критериями измерения усвоенных знаний являются сформированность у школьников нравственных понятий, норм и правил поведения, анализ нравственной деятельности и нравственных отношений, оценка нравственно-значимых ситуаций и поступков, письменное анкетирование и тестирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно -нравственного воспитания в классах казачьей направленности
Программа представляет стркутурированный алгоритм организации духовно -нравственного воспитания учащихся классов казачьей направленности....
Классный час «Поговорим о нравственных ценностях». 7 класс.
Задачи: формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности; формировать нравственные идеалы на положительных примерах; умение самоорганизации, инд...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир человека" по духовно-нравственному направлению 5 класс
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программа внеурочной деятельности"Мир человека" по духовно-нр...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класс духовно-нравственное воспитание
рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса по направлению духовно-нравственное воспитание...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс
Программа внеурочной деятельности “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...
Рабочая программа внеурочной деятельности Час общения: уроки нравственности, 7-9 классы
Жизнь общества напрямую зависит от уровня его духовности и степени нравственного развития отдельной личности, поэтому духовно-нравственное образование является обязательным компонентом школьного образ...
ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Я в мире, мир во мне" духовно- нравственное направление 10 класс
ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Я в мире, мир во мне" духовно- нравственное направление 10 класс...