Мониторинг «Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования в общеобразовательном учреждении»
статья
Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по ее модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программы осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идет по следующим направлениям:
· организация работы с кадрами;
· организация работы с ученическим коллективом;
· организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнерами;
· мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, родителей и педагогов.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
· рост социальной активности обучающихся;
· рост мотивации к активной познавательной деятельности;
· уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организаторских способностей, рефлексивных навыков;
· качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
· удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Предметы мониторинга:
· оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
· сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
· анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворенности воспитательными мероприятиями;
· анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
· вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне образовательного учреждения;
· развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
· результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.
Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности
1. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.
2. Воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу, стране.
3. Формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры личности.
4. Формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению.
5. Развитие социальной культуры обучающихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Диагностика эффективности реализации программы внеурочной деятельности
Диагностика эффективности реализации программы осуществляется в двух направлениях: мониторинг детского коллектива и мониторинг деятельности педагогов. Для каждого направления характерны свои показатели (ожидаемые результаты) и свой диагностический инструментарий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_otsenki_effektivnosti_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Лесенка»В.Г.Щур
Описание методики
Цель методики - исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Процедура проведения
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Инструкция
«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».
Процедура проведения
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Интерпретация результатов
Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Для детей 7-10 лет адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества - в середине лесенки или несколько ниже. Если ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.
Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.
Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методы и методики мониторинга деятельности
педагога дополнительного образования
Показатели | Сроки контроля | Методы контроля | Кто проводит |
Эффективность работы кружков, секций, клубных объединений | |||
1.1Результаты промежуточной аттестации учащихся (итоги учебного года) | Май | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
1.2Результаты итоговой аттестации | Май | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
1.3.Проектная деятельность учащихся | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
1.4.Сотрудничество с другими учреждениями ДО, культуры | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
1.5 Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
1.6. Количество учащихся, участвующих в выставках, конкурсах, проектах и т.п. вне школы | В течение учебного года | Анализ | Педагоги доп. образования |
1.7 Количество учащихся, задействованных в общешкольных мероприятиях | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
1.8. Проведение различных мероприятий | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
1.9 Проведение экскурсий, походов | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
1.10Вовлеченность учащихся в акцию милосердия | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
1.11Кол-во учащихся, принимающих участие в экскурсиях, походах. | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
1.12 Посещаемость кружков и секций | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
1.13 Количество учащихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
2. Организация ученического самоуправления | |||
2.1Количество детей, задействованных в ученическом самоуправлении | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
3.Анализ состояния работы с родителями | |||
3.1. Проведение родительских собраний | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
3.2 Посещение родителями обучающихся родительских собраний | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
3.3 Процент родителей обучающихся, посетивших родительские собрания в предыдущем учебном году | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
3.4 Участие родителей в мероприятиях на основании данных, зафиксированных педагогом в специальном журнале (тетради) | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
3.5. Процент родителей, принявших участие в мероприятиях в предыдущем учебном году (на основании данных протоколов родительских собраний и анализа деятельности педагога) | Май | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
4. Удовлетворенность организацией образовательного и воспитательного процесса | |||
4.1. Удовлетворенность учащихся жизнью в творческом объединении | IV четверть | Анкетирование учащихся и родителей | Педагоги дополнительного образования |
4.2. Удовлетворенность родителей деятельностью педагога | IV четверть | Анкетирование учащихся и родителей | Педагоги дополнительного образования |
4.3.Наличие благодарностей, грамот | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
5. Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса | |||
5.1.Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям | Сентябрь | Анализ | Педагоги ДО, зам. директора по ВР |
5.2.Планирование воспитательной работы на год | Сентябрь | Составление плана | Педагоги дополнительного образования |
5.3.Ведение аналитической деятельности своей работы (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности) | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
5.4.Ведение журнала | Сентябрь - май | Проверка журналов | Зам. директора по ВР |
6. Использование новых воспитательных технологий | |||
6.1.Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
7.Профессиональный рост педагога дополнительного образования | |||
7.1.Прохождение курсов повышения квалификации | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
7.2.Участие в работе конференций, семинаров и т.д. | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
7.3. Работа над методической темой | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
8.Обобщение и распространение опыта | |||
8.1.Презентация опыта на различных уровнях | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
8.2.Наличие научно-педагогических и методических публикаций | В течение учебного года | Анализ | Педагоги дополнительного образования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность педагога дополнительного образования с детьми с признаками одарённости
Одаренные дети- это дети, обладающие врожденными высокими, интеллектуальными,художественными способностями, поэтому приоритетной задачей в работе с такими детьми является развитие творческой инд...
Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности , В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (дополнено 2018 год)
Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности и В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназ...
В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.
В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....
Эффективность внеклассной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования
Данная работа посвещана рассмотрению проблемы эффективности внеклассной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования...
Доклад к педагогическому совету на тему: «Эффективность воспитательной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования».
Мы говорим стандарт и подразумеваем, прежде всего, качество. Стандарт, это значит – хуже нельзя. Пример – как можно. Вообще появление стандартов – это всегда признак достижения высок...
Приказ об итогах проведении районного семинара проблемной группы по воспитательной работе и дополнительному образованию «Внеурочная деятельность и дополнительное образование как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
итоги проведения семинара...
Результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования (заочные олимпиады; открытые конкурсы; конференции научных обществ; выставки, турниры) по профилю профессиональной деятельности педагога
Выставка детского художественного творчества — это своего рода образовательный проект, ориентирующий участников на активное и творческое освоение не только новых способов художественной деятельн...