Черчение - ключ к учению программа элективного курса для учащихся 9-х классов
рабочая программа (9 класс)

       Представленный предметный элективный курс посвящён проблеме обучения основам черчения, востребованным в техническом вузе. Построенный на основе занимательной игры, соревнований, коллективных проектов, курс позволяет сделать привлекательным столь сложный предмет.

 Предлагаемый курс позволит лицеистам выстроить личностную образовательную траекторию, определив, насколько необходимо им получения графического образования. Содержание элективного курса раскроет возможности графических дисциплин («Черчение»), («Черчение с элементами компьютерной графики») и др. в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в быту, в деловом общении, бизнесе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherchenie_-klyuch-k-ucheniyu.docx242.81 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации  

Министерство образования Иркутской области

Управление образованием

Усть-Кутского муниципального образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей

Черчение - ключ к учению

программа элективного курса

для учащихся 9-х классов

                Разработал:

                                                                                    Бантыш Нина Анатольевна,

                                                                    Учитель черчения

                                                                                МОУ Лицей г. Усть-Кута

г. Усть-Кут

20023

1

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………………2

2. Цель курса………………………………………………………………………….3

3. Особенности курса………………………………………………………………4-6

4. Содержание курса…………………………………………………………………7

5. Описание программы……………………………………………………………..8

6. Основные требования к знаниям и умениям учащихся………………………...9

7. Список литературы для учителя………………………………………………...10

8. Список литературы для ученика………………………………………………...11

9. Приложение:

 1) Входная рефлексия "Острова"………………………………………………….12

 2) Анкета. ……………………………………………………….………………….13

 3) Урок "Литературное черчение"………………………………………………...14

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Представленный предметный элективный курс посвящён проблеме обучения основам черчения, востребованным в техническом вузе. Построенный на основе занимательной игры, соревнований, коллективных проектов, курс позволяет сделать привлекательным столь сложный предмет.

 Предлагаемый курс позволит лицеистам выстроить личностную образовательную траекторию, определив, насколько необходимо им получения графического образования. Содержание элективного курса раскроет возможности графических дисциплин («Черчение»), («Черчение с элементами компьютерной графики») и др. в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в быту, в деловом общении, бизнесе.

Лицей-это профильное учреждение, где есть физико-математический, математический, социально-экономический профиль. Уроки черчения сокращены до минимума (1 час в неделю). Сокращение программы приводит к поверхностному, ознакомительному прохождению учебного материала, отдавая  предпочтение теоретическим знаниям в ущерб практическим.

        Этот курс относится к предметам по выбору в рамках предпрофильной подготовки учеников 9-х классов основной школы. Он является самостоятельным курсом, позволяющим детям овладевать навыками выполнения чертежных работ и проектов. Структура подачи материала предусматривает поэтапное раскрытие темы с последующей практической реализацией. Эффективность программы обеспечивается последовательностью изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный и легко восстанавливаемый в памяти учебный материал. Обучение предполагает использование активных форм работы, таких, как «деловая игра», занятие-практикум, семинар и др. Содержание программы обеспечивает возможность в любой момент установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов обучения. Материал позволяет заполнить пробел в области реализации практических умений, необходимых для выполнения чертежных работ.

Программа создана в 2007 году.    Социальный  заказ современного российского  общества к школе состоит в достижении учащимися высокого качества образования, сопоставимого с уровнем европейских и мировых стандартов.

 За годы реализации,   программа полностью оправдала прогнозируемые результаты.  Актуализация   и  расширение знаний в области технологии,  черчения, информатики,  прикладной  психологии, литературы привлекательна для обучающихся, способствует личностному и профессиональному  

3

самоопределению,  реализует принципы личной мотивации, творчества. Курс позволяет  учащимся окончательно определиться с выбором профиля в 10 классе.

 Выпускники лицея  поступают в технические вузы, успешно обучаются, приобретают инженерные специальности, активно реализуют себя в профессии. 

Учитывая мировую тенденцию ускоренного развития графической информации, использование графического языка в качестве международного языка общения данная учебная программа помогает  выпускникам шагать в ногу со временем.

4

Цель курса:

  1. Составить представление учеников о востребованности черчения в разных сферах жизни.
  1. Воспитать чувство собственного достоинства, готовность к сотрудничеству;
  1. Научить выдвигать гипотезы, обобщать, сопоставлять, делать выводы, быть терпимым к чужому мнению, работать с источниками информации, работать в малых группах;
  1. Развить коммуникативность, толерантность;
  1. Сформировать положительное отношение к самому себе, сформировать положительную мотивацию к  коллективной работе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  1. Обучить лицеиста практическим навыкам по выполнению элементов чертежных работ; 

  1. Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы: этот курс должен стать первой ступенькой на пути к будущей профессии.

5

Особенности курса

Таблица 1

1. На каком содержательном материале и через какие  формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки?

 Как я смогу помочь ребенку сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовке, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха?

Источниками информации будут видео-материалы, схемы, рисунки, мультимедийный материал.
Решить  задачи предпрофильной подготовки позволит использование личностно-ориентированных видов образовательной деятельности - игровых и проектных образовательных технологий. Практические работы, дискуссии, анализ смогут помочь сориентироваться в выборе профиля, показать типичные виды деятельности работников инженерной сферы.

2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса?

Содержание курсов отличается новизной подачи материала.      В базовом курсе доминирует  знаниевый подход к образованию, когда на первое место выдвигается задача заучивания лицеистами большого числа экономических терминов в ущерб формирования их функциональной грамотности. Данный курс является практико-ориентированным, он приближен к  реальным условиям жизни (проектирование, оформление проектной документации, чтение и выполнение чертежей и т.д.). Для поддержки интереса в материал введены элементы занимательного  черчения. Просматриваются  четкие межпредметные связи, в частности, с  предметами гуманитарного цикла.

 3. Каким образом будет выстроена логика подачи материала?

 Почему нужна именно такая логика?

От теории к практике, от простого к сложному, от общего к частному.  Курс имеет практическую направленность, которая поможет ученикам применить свои знания на практике.

4. Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам?

Смотри ниже структуру курса

5. Сколько времени потребуется для изучения материала с учетом контроля, возможных затруднений и необходимости его повторения с учащимися?

34 часа , 1 (или 2 часа) час в неделю.

6. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?

Видео, Интернет-ресурсы, научно-популярная литература, книги по занимательному черчению

7. Какие виды деятельности (профильные и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?

Рефлексия, групповая исследовательская работа, систематизация материала и его анализ, использование Интернет-технологий.

8. Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в предпрофильном обучении?

Создание коллективного учебного проекта, практическая работа по выполнению чертежных элементов

9. Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу,  в чем он может проявить инициативу?

70% (практические самостоятельные, коллективные мини-проекты)

10. Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса?

Критерием успешности прохождения курса  является:                                                            - создание положительной мотивации обучения;  

- качество выполнения предлагаемых заданий;                                                             - рефлексия;                                                      - динамика интереса к данному курсу;                                                 

 - участие в итоговой деловой игре

11. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю?

- рефлексия;                                                      - уровень личной мотивации;

- актуализация знаний и практических навыков в области прикладного черчения.

12. Чем может завершиться для ученика изучение курса,  какова форма отчетности?

Чертежные работы, тестирование, анкетирование, презентация  работ, участие в итоговой деловой игре «Конструкторское бюро», сертификат в портфолио лицеиста.

8

Содержание курса

Таблица 2

Тема занятий

Лек-ция

Прак-тика

Деятельность учащихся

1

Введение. Коммуникативный тренинг-знакомство,

входная рефлексия, презентация идеи учителя «Литературное черчение»

1

2

Коллективная рефлексия (Эмоциональные острова).

2

Школа инженеров (тематические блоки):

- Коммуникативные возможности графического языка.

- Графические методы научной производственной и проектно-конструкторской деятельности.

- Графические изображения и их использование в различных сферах жизни и деятельности.

- Создание средств  графических изображений.

10

12

-Прослушивание лекции с использованием мультимедийных средств

- индивидуально-групповая практическая деятельность (закрепление темы),

- коллективная рефлексия (Рефлексивная мишень) и промежуточный контроль.

3

Итоговый контроль

(тестирование)

Деловая игра «Конструкторское бюро»

Презентация  и защита мини-проектов

1

8

Коллективно-проектная деятельность

(работа в малых группах по направлениям):

-Реферат «Графический язык –профессиональный язык общения»

- Проектные графические задания

- Электронная презентация

ИТОГО: 34

12

22

9

Описание программы

1. Тренинг знакомств.

2.Коммуникативные возможности графического языка

Графический язык. Информация, передаваемая с помощью графического языка. Сферы деятельности, в которых графический язык является профессиональным языком общения.

3. Графические методы научной, производственной и проектно-конструкторской деятельности

Проецирование. Параллельное проецирование на аксонометрическую плоскость проекций. Параллельное  проецирование в системе двух и трех плоскостей проекций. Чертеж как основной документ.

 

4. Графические изображения и их использование  в различных сферах жизни  и деятельности.

Графические изображения в быту. Графические изображения в науке и технике. Графические изображения в архитектуре и строительстве. Графические изображения в дизайне. Графические изображения в искусстве.

5. Средства создания графических изображений.

Технические и традиционные средства создания (выполнения) графических изображений.

10

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать: 

∙        элементы конструирования;

∙        правила выполнения чертежных работ;

∙        об истории развития черчения;

∙        о практической значимости черчения.

Учащиеся должны уметь: 

∙        самостоятельно приобретать знания, применять их на практике, чтобы на протяжении всей жизни чувствовать себя комфортно;

∙        грамотно работать с информацией, устанавливать закономерности, делать выводы;

∙        быть коммуникабельными в разных социальных группах, преодолевать конфликты;

  • самостоятельно трудиться над развитием  интеллекта, культурного уровня.

Иметь представление:

  •  о проектировании и конструировании как видах творческой деятельности.

Владеть:

 графическими методами отображения и чтения информации.

11

Список литературы для учителя.

1. Грамматика творчества: Рассказы сибирских ученых. -Новосибирск: Западно-Сибирское изд-во, 1986.

2. Иванов Г. И. Как стать изобретателем. -М.: Просвещение, 1990.

3. Лернер Г. И. Психология восприятия объемных форм. -М.: Изд-во МГУ, 1980.

4. Методика обучения черчению: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Изд-во Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 1999.

5. Покровская М. В. Инженерная графика: панорамный взгляд. -М.: Изд-во Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 1999.

6. Российское образование в двадцать первом веке: новые рубежи (к концепции стратегии развития). -М.: МИРОС, 2001.

7. Фролов С. А., Покровская М. В. В поисках начала: Рассказы о начертательной геометрии. - М.: Высшая школа, 1985.

8. Воротников И. А. Занимательное черчение: Кн. для учащихся сред. шк.-4-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1990.-223 с.: ил. -ISBN 5-09-001447-7.

9. С. В. Титов. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград, 2007.-207 с.

10. Чекмарев А. А. Начертательная геометрия и черчение: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Владос, 2007.

11. Балягин С. Н. Черчение: справ. пособие/ С. Н. Балягин.-4-е изд., доп. -М.: АСТ: Астрель, 2007.

12

Список литературы для ученика.

1. Ройтман И. А., Владимиров Я. В. Черчение: Учеб. пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

2. Гордеенко Н. А., Степакова В. В. Черчение: Учеб. для 9 кл.. общеобразоват. учреждений. -М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999.

3. Бабулин Н. А. Построение  и чтение машиностроительных  чертежей :Учеб. пособие  для профессионального обучения рабочих на производстве . -М: Высшая шкала ,2003.

4. Методика обучения черчению: Учеб. пособие  для студентов и  учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Василенко. -М.: Просвещение, 2003.

5. Павлова А. А., Корзинова Е. И. Графика и черчение. 7-9 кл.: Рабочая тетрадь

№ 1.-М.: Владос, 2010.

6. Павлова А. А., Корзинова Е. И. Графика и черчение. 7-9 кл.: Рабочая тетрадь № 2.-М.: Владос, 2010.

13

Приложение 1

Входная рефлексия

Технология «Острова»

     На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.

Карта вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером (фломастером) нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.

Например: «Моё состояние после состоявшегося урока характеризуется удовольствием, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свой кораблик дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и Просветления».

Каждый из участников  имеет право нарисовать на карте новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение,  и педагог может предложить проанализировать её.

       Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого занятия, а в конце курса сравнить их, выясняя, как изменилось состояние учащихся. 

14

АНКЕТА для учащихся по социальному заказу на образование

1. Какую профессию Вы хотели бы получить?

2. Какие учебные предметы Вам необходимы для овладения данной профессией?

3. Где Вы планируете продолжить обучение после окончания 9 класса:

а) В 10 классе нашего лицея     в) в училище     д) в техникуме

б) В 10 классе другой школы    г) в колледже    е) на курсах

4. Какие учебные предметы вызывают у Вас наибольший интерес?

5. Какому профилю Вы отдадите предпочтение, если продолжите обучение в 10 классе?

6. Связан ли Ваш выбор профиля с Вашей будущей профессией?

7. Какие предметы Вы хотели бы изучать углубленно (факультативно), обучаясь в 10 классе?

8. По каким предметам Вам нужны консультации?

9. Разделяют ли родители выбор Вашей будущей профессии?

10. Если родители не разделяют Ваш выбор, тогда что они предлагают

        

15

МОУ ЛИЦЕЙ

Преподаватель

Бантыш Н.А.

Усть-Кут

2014

Знание столь драгоценная вещь,

что его не зазорно

добывать из любого источника.

Абу-ль-Фараджаль-Иофахани.

Цель:

Выявить общие точки соприкосновения  таких разных предметов как черчение и литература. Выполнить графические работы на основе повторение правил выполнения овалов, аксонометрических проекций, правил проецирования; учиться делать чертежи четким графическим языком. Подчеркнуть актуальность знаний.  

1

Литературное черчение.

Мы начинаем наш урок: хотим сплести несовместимое – поэзию и технику. Древние Греки словом «Техника» (технэ) называли мастерство, умение людей. Позже его стали относить  к орудиям труда, созданным умельцами. Машиностроение, электротехника, радиоэлектроника, приборостроение, химия, и газовая промышленность – все это отрасли современной техники. Чтобы овладеть техникой и творчески участвовать в ее развитии, стать квалифицированным рабочим, производственным мастером, инженером, надо уметь точно и ясно излагать мысли с помощью чертежа и по его плоским фигурам, цифрам и  знакам представлять пространственный объект. Я повторюсь – «Точно и ясно излагать мысли». Какой очень важный предмет учит нас этому же. Конечно же, русский язык и литература. Сегодня мы попробуем соединить два таких разных предмета – черчение и литературу, найти общие точки соприкосновения. Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Павел Коган

                  «Гроза»

Косым, стремительным углом,

И ветром, режущим глаза,

Переломившейся ветлой

На землю падала гроза.

И громом возвести весну,

Она звенела по траве,

С размаху, вышибая дверь

В стремительность и крутизну.

В вниз

         К обрыву.

                       Под уклон.

К воде. К беседке из надежд,

Где столько вымокло одежд,

Надежд и песен утекло.

Далеко, может быть в края

Где девушка живет моя.

Но сосен мирные ряды                                

Высокой силой раскачав,

Вдруг задохнулась и в кусты

Упала выводком галчат.

И люди вышли из квартир,

Устало высохла трава.

2

И снова тишь.

И снова мир,

Как равнодушье, как овал.

Я с детства не любил овал,

Я с детства угол рисовал!

И еще одно стихотворение:

Наум  Коржавин (Мандель).

Род. в 1925г. (с 1973 живет в США)

                    Овал.      

Я детства не любил овал.

Я детства угол рисовал.

Меня, как видно, Бог не звал,

И вкусом не снабдил утонченным

С детства полюбил овал.

За то, что он такой законченный.

Я рос и слушал сказки мамы

И ничего не рисовал,

Когда вставал ко мне углами

Мир, непохожий на овал.

Но все углы, и все печали,

И всех противоречий вал

Я тем острее ощущаю,

Что с детства полюбил овал.

Прозвучали два прекрасных стихотворения, в которых отображены диаметрально противоположные жизненные философские взгляды.  Кому–то из вас ближе, по сути, первое – стихотворение, кому-то второе. Какова жизненная позиция первого автора? Какова жизненная позиция второго автора? Что хотели сказать авторы, применяя геометрические термины? Что значит любить овал? Что значить любить угол? А если с литературного языка перейти на графический, мы  можем с вами изобразить то, что воспето поэтами; совместить языком графическим то, что не смогли совместить поэты.

Итак, задание № 1: вписать овал в грани куба. Размеры куба 50×50, выполняем в прямоугольной изометрической проекции. Сейчас мы выполняем с вами это задание и проверим правильность его выполнения взаимопроверкой и сравним с образцом  на экране. Заполняем  основную надпись.

Еще не зная карандашей, человек с помощью угля, мела или какого-либо красящего вещества изображал на стенах своих жилищ предметы из окружающей его природы. Древние египтяне передавали свои мысли и представления с помощью знаков-рисунков, которые называются иероглифами. Длинными строчками, как

буквы в книгах выстраивались на плитах и стенах змеи, совы, ястребы, руки, головы, люди, жуки, пальмовые листья и др. среди них всевозможные фигуры-квадраты, треугольники, круги, петли. Всего не перечислишь. Так рождался язык знаков, зарождалась письменность. Французский ученый Шампольон (Шампольон Жак Франсуа 1790-1832г. Египтолог. Основатель египтологии (розеттский камень). Клеопатра – последняя царица Египта из династии Птолемеев. 69-30 г. до н. э. (21 год во власти). Иероглиф – от греческого «священный», то, что вырезано…) расшифровал египетские иероглифы. Шампольон прочитал слово  Птоломеес (Птолемей). Вы можете прочитать слово на экране по расшифрованным иероглифам. Это слово «Клеопатра», последняя царица Египта.  Ученые проследили длинный путь, ведущий от картинок до современных букв. Буквы менялись по виду, поворачивались «лицом», слева на право, ложились на «спину», становились на «голову» - пока не стали такими, какими видим их теперь. Так, заглавная русская буква «А» является вырождённым изображением «Алефа» - быка. Положите букву на бок, и вы увидите упрощенное изображение рогатой морды животного.

 Картинки и буквы не чужды друг другу. Оба вида изображения служат одной цели: передать сообщение от одного человека другому. Мы и сейчас заменяем буквы картинками, когда они для нас удобнее, выразительнее слов. Пиктограммы – это картинное письмо.

С появление письменности рождались правила, которые становились основой языкознания.  Так и с развитием черчения тоже устанавливались нормы и правила. И главное правило, принятое в черчение – стандартизация. И так, стандарт. Слово английское и в переводе означает образец.  Образец в том смысле, какой мы вкладываем в понятие «такой же»,  «одинаковый». С необходимостью взаимной замены одинаковых предметов в быту и на производстве встречаются довольно часто. Пренебрежение этим правилом внесло бы в нашу жизнь немало сложностей. На это обратил внимание В. Маяковский в стихотворении «Нормализованная гайка»:

Владимир Маяковский  (1893-1930г.)

«Нормализованная гайка»

Походи, рабочий!

Обсудим, дай-ка,

Что это за вещь такая гайка?

Что гайка?

Ерунда! Малость!                                  

А попробуй-ка

Езжай, ежили сломалась.

Без этой вещи,

Без гайки той –

Ни взад, ни вперед,

Становись и стой!

Наконец отыскали гайку эту…

Прилаживают…

Никакой возможности нету!…

Эта мала,

Та велика, -

Словом,

Не приладишь ее никак,

И пошли пешком,

Как гуляки праздные.

Отчего?

Оттого, что гайки разные.

А если гайки одинаковые ввесть,

Сломалась –

Новая сейчас же есть.

И нечего долго раздумывать тут:

Бери любую –

Хоть эту, хоть ту!

И не только в гайке наше счастье.

Надо всем машинам

Одинаковые части…

Физкультминутка.

Вот так  русский поэт подчеркнул важность и значение стандартизации и важность такой простой детали как гайка. По заданным габаритным размерам изобразить чертеж гайки.

И так задание № 2: по заданному чертежу изобразить гайку в прямоугольной изометрической проекции. Сейчас мы поработаем над  чертежом, затем проверим его по образцу на экране. Как называется такой чертеж? (комплексный). Не забываем про основную надпись.

Мы с вами изобразили замечательный чертеж гайки, который, как вы правильно отметили, называется комплексный. Это современный чертеж. Смотрим на экран. Какая погрешность?

Но мы знаем, что так было не всегда. Прежде чем чертеж обрел современный вид, он прошел долгий путь развития. С развитием строительного дела и техники людям понадобились такие способы изображения пространственных предметов, которые позволили бы быстро и точно передать действительные размеры этих предметов, отразить их особенности  и взаимное расположение.

Мы знаем, что в 1795 году французский геометр Гаспар Монж впервые систематизировал и изложил методы начертательной геометрии. Но еще задолго до этого отдельные приемы и  правила уже применялись в России русскими механиками: Кулибиным Иваном Петровичем (1735-1818гг., российский механик самоучка) и Ползуновым Иваном Ивановичем (1728-1766гг., российский теплотехник; паровой двигатель, первый в мире двухцилиндровый, машина непрерывного действия, паросиловая установка). И до наших дней дошло изображение чертежа шлюпа в двух проекциях, выполненных рукой Петра I (1672-1725).

Почему же техникам потребовалось специальная наука об изображении предметов на плоскости – начертательная геометрия. Почему они не воспользовались теми способами, которыми пользуются художники, создавая свои картины?

Художник изображает предмет таким, каким он его видит (метод центральной перспективы). По рисунку можно судить о внешнем виде дома, но построить его нельзя. Чтобы построить дом, нужны точные чертежи, которые дадут возможность точно изобразить любой предмет от отдельного кирпича до целого здания.

Мы, ребята, сейчас создадим свою картину, но по законам начертательной геометрии. И так, задание № 3: по изометрической проекции дома вычертить три его проекции, залить грани дома цветом, перенести на этот цвет на соответствующие проекции, которые должны построить. Построить проекции заданных точек. Проверим выполненное задание по образцу на экране.

Итак, выполняем задание, оцениваем взаимопроверкой. А теперь я прочту вам стихотворение. Смотрим на экран. И на свои чертежи.

Андреева Ирина, г. Черемхово, преподаватель литературы.

                                     Радуга.

Ты на звездное небо взгляни поскорей

И увидишь сияние сотен огней –

Звезд больших величин – состоявшихся судеб,

Чуть заметно мерцанье – это все еще будет.

Их посланье земное не погасит рассвет,

Ведь сияньем наполнил небеса белый цвет.

Разложил белый цвет ты на радужный спектр,

Разгляди, рассмотри юной жизни конспект.

Красный – это стремленье, новых знаний виток,

А еще – обновление и, конечно, итог.

Тут оранжевый вторит, он упорству собрат;

Пусть не так быстротечно, результату будь рад.

Следом желтый спешит, он тепло наших рук,                              

Ведь дорога легка, если рядышком друг.

Вот зеленый за ним: сердце лишь распахни

И впитай, обними окружающий мир.

Голубым обозначь высоту достиженья,

Что сумеешь осилить душевным движеньем.

6

Синева – чистота и прозрачность воды;

Свою жизнь берегите от нечистой беды.

Фиолетовый – сумрак ночной тишины,

Где один сам с собой побеседуешь ты

Перечислить смогли мы значенье цветов,

И теперь ты в дорогу как будто готов,

Но запомни, мой друг, так ведется от века –

Проверяет судьба белизной человека.

Сейчас я задам вам задание на дом. Домашнее задание получит каждый персонально. Я раздаю карточки. Необходимо выполнить на формате А4 комплексный чертеж детали .

А теперь мы поведем итог нашего сегодняшнего урока: мы задались с вами целью совместить несовместимое – предмет литературу и предмет черчение. Ребята, удалось ли нам это сделать, как вы думайте? Какие выводы вы можете сделать? Черчение – наука нескучная. Она вобрала всего понемногу: письменность, историю, литературу.

 По итогом нашего урока, я думаю, будет справедливо вспомнить о замечательном человеке который жил почти 500 лет назад, об итальянском живописце, скульпторе, архитекторе, ученом, инженере – Леонардо Да Винчи (1452-1519гг.), который прославился многочисленными открытиями в области математики, естественных наук и механики. И, конечно же, своими замечательными картинами. Самое знаменитое произведение в области живописи портрет Моны Лизы, известный под название Джоконда (около 1503г.). и послушайте, пожалуйста еще одно стихотворение:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

 И той улыбки нет, что молча выражала

Страданья – тень любви, и мысли – тень печали.

Но красоту ее  Да Винчи спас.

Та часть души ее от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

7

Спасибо за работу на уроке.                  

А сейчас мы поработаем поэтами. Мы сочиним синквейны (пятистрочье) о нашем  уроке. Линейка, циркуль, поэт, черчение, овал, лицеист, урок – это темы наших синквейнов.

Пример:

Карандаш

Длинненький и острый

Чертит, помогает, рисует

Он просто чудо!

Графит

              Н. Щукин (учащийся группы 3-МАТ)

И еще одно увлекательное занятие - психогеометрия.

Психогеометрия – уникальная практическая система анализа личности. Точность диагностики 85%.

Инструкция: посмотрите на пять фигур, изображенных на листе бумаги:  квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: это – «Я»! постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытывайте сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первая привлекла Вас, запишите ее название под № 1. Теперь проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их название од соответствующими номерами.

Первая фигура – ваша субъективная форма.

Она дает возможность определить Ваши основные доминирующие черты характера и особенности поведения.

Квадрат.

Организованный, внимательный к деталям, трудолюбивый, рациональный, эрудированный, твердый в решениях, бережливый. Но педант, дотошный, излишне осторожный, упрямый, консервативный, скупой. Из-за деревьев не видит леса.

Треугольник.

Лидер, ведущий за собой, принимающий решения. Сконцентрированный на цели момента, нацеленный на победу. Уверен в себе. Честолюбивый, энергичный.

Но эгоцентричный, эгоистичный, категоричный, погруженный головой в работу, пока цель не будет достигнута. Нацелен на карьеру, на статус.

Круг.

Символ гармонии. Заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях.

Доброжелательный, обладает высокой чувствительностью, способен сопереживать. Тверд в вопросах морали или нарушении справедливости.

Прирожденный психолог. Но не хватает организационных навыков квадрата и треугольника.

8

Прямоугольник                                        

Символизирует состояние перехода и изменения. Это временна форма личности.

Люди, занятые поиском себя.

Зигзаг.

Символизирует творческую личность. Развитое эстетическое чувство. Видит мир постоянно меняющимся. Независим от других в своей работе. Устремлен в будущее. Но ему не хватает политичности, сдержанности. Очень экспрессивен. Конфликтен.

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"

Курс является элективным и  предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 класса "Умей владеть словом"

Элективный курс предназначен для углубления знаний по некоторым разделам стилистики. Электив имеет значение и в подготовке учащихся к ЕГЭ-25 задание"Имеется рецензия....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9-х классов основной школы «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА»

Данный курс  нацелен  на  углубленную предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием зарубежной и отечественной правовых систем. Наст...

ПРОГРАММА элективного курса для учащихся 10,11 классов

Элективный курс «Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 10,11 классов и рассчитана на  68 часов учебной нагрузки за один или два года обучения....

программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Здоровое питание».

Целью данного курса является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии направленные на повышение возможностей человека через культуру питания. Решая вопросы здор...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Техническое черчение"

Программа элективного курса составлена для учащихся 10 -11 классов естественно-математического и физико-математического профилей обучения, желающих после окончания школы обучаться в ВУЗах на факультет...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...