Тренинг для обучающихся «Мир без конфликтов»
консультация
Конфликт - это нарушение процесса общения, возникающее как следствие противоположных интересов, взглядов, мнений и вызывающее серьезное разногласие.
Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_samoylenko.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с. Дивное
Тренинг для обучающихся
«Мир без конфликтов»
Подготовила: Педагог-психолог МБОУ СОШ №2 Самойленко Г.В. |
с. Дивное
2021г.
Добрый день, ребята. Давайте для начала с Вами дадим определение слову «конфликт».
Конфликт - это нарушение процесса общения, возникающее как следствие противоположных интересов, взглядов, мнений и вызывающее серьезное разногласие.
Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку?
(Высказывания детей.)
Конфликты - это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт - это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения.
У. Томасом и Р.Х. Килменном были выделены основные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Существуют пять основных стилей поведения при конфликте:
- приспособление;
- компромисс;
- сотрудничество;
- избегание;
- конкуренция.
Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает.
Выходов из этой и других ситуаций может быть несколько, все зависит от стратегии поведения человека в конфликте.
Давайте с вами определим Вашу ведущую стратегию поведения в конфликтной ситуации. Для этого проведем несложную диагностическую методику «Праздничный пирог»
Упражнение «Праздничный пирог»
Данное упражнение позволит, определить вашу стратегию
поведения в конфликтной ситуации.
Педагог-психолог. Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Вы именинник и как поэтому себя поведете?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
- Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)
- Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок - не важно, себе - лучший. (Конкуренция.)
- Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)
4.Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)
5.Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он
весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы
бы съели. (Компромисс.)
Педагог-психолог: Выбрали? Давайте разберем каждую стратегию.
ИЗБЕГАНИЕ - ты делаешь вид, что никаких разногласий нет. Такая тактика требует недюжинной выдержки. Однако ею можно воспользоваться, если предмет спора не имеет для тебя особого значения. (Например, спор о каком-либо актере, которого ты не очень и любишь.) Либо ты надеешься, что через некоторое время ситуация разрешится сама. (Например, человек, который тебя раздражает, скоро уедет, так зачем с ним и спорить?!) Но постоянно пользоваться ею не стоит, так как мы в этом случае неприятные эмоции (злость, гнев) загоняем внутрь, а это не лучшим образом отразится на нашем здоровье. Кроме того, конфликтная ситуация не разрешена, она сохраняется.
КОНКУРЕНЦИЯ - ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чем не уступаешь сопернику. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ - этот вариант предполагает, что одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву. В ряде случаев такой вариант наиболее правильный. К примеру, мама не может терпеть рок-музыку. Стоит ли с ней конфликтовать, заставлять нервничать дорогого, любимого человека? Уступи, включай музыку, когда ее нет дома.
СОТРУДНИЧЕСТВО - ты смотришь на соперника как на помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься разобраться в его точке зрения, понять, как и почему он не согласен с тобой, найти решение, устраивающее и тебя, и соперника. Самая верная стратегия, но не все выдерживают, так как отнимает много времени и сил.
КОМПРОМИСС предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Интересы удовлетворяются не полностью, а частично. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. К примеру, договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером. На час позже при условии, что заранее сделал домашнее задание, прибрался в комнате и прочее.
Педагог-психолог: Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы (см. приложение 1), поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою. Необходимо делать акцент не на то «кто виноват?», а на «что делать?».
Однако если конфликт произошел из-за грубости, несправедливости, обмана, эти стратегии могут оказаться бессильными.
Название стратегии | Достоинства | Недостатки |
Конкуренция – отстаивание своих интересов до конца, иногда в ущерб другому. | Все твои интересы соблюдены. | Репутация скандалиста и неприятного человека. |
Избегание – откладывание решения конфликта. | Выигрываешь время. | Проблема не решена, негативные эмоции не исчезли, а загнаны внутрь. |
Сотрудничество – взаимовыгодный вариант решения конфликта. | Учтены интересы обеих сторон. | Требует много сил и времени. |
Приспособление – игнорирование своих интересов в пользу другого. | Не испорчены отношения с человеком, так как его интересы соблюдены. | Твои интересы остались без внимания. |
Компромисс – взаимовыгодные уступки, но интересы учтены не все. | Часть интересов обеих сторон соблюдена. | Получил лишь часть того, на что рассчитывал, и надо строго соблюдать условия договора. |
Мудрецы и слон.
Давным-давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? ««Я знаю», - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «– «Хорошая идея», - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он- слон». Итак, шесть человек пошли изучать слона.
Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец.
Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.
««Вы оба не правы», - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.
«Слон похож на копье», - воскликнул четвертый.
«Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!». Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец дергал слоновий хвост. «Вы все не правы, - сказал он,- слон похож на змею».
«Нет на веревку!» - «Змея!» - «Стена!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!».
Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие.
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
«Как научиться контролировать свои эмоции».
1. Рисуйте на бумаге. Если эмоции одолели вас, можно нарисовать то, что первым придет вам в голову, позволить грифелю порвать бумагу, с силой заштриховать рисунок и в конечном итоге разорвать сам листок, скомкать его и выкинуть.
2. Попробуйте сосчитать до десяти, прежде чем поддадитесь нахлынувшему эмоциональному всплеску. Вы поймете, насколько незначителен на самом деле повод к вашей бурной реакции, уже на подходе к цифре «10».
3. Необычный способ. Во время спора попробуйте посчитать во рту свои зубы при помощи языка.
4. В любой ситуации, прежде чем выйти из себя, остановитесь на мгновенье и подумайте о самых хороших и незабываемых моментах вашей жизни, сделайте глубокий вдох и уже на улыбке плавно выдохните. Именно в это мгновенье вы и определяете ваш выбор – пойти на поводу у разрушительных эмоций или взять себя в руки
5. Есть еще один эффективный способ справиться с эмоциями, это физические упражнения. А от этого улучшается настроение. И это не обязательно должен быть определенный вид спорта, а просто регулярные прогулки и активный отдых.
Педагог-психолог: Давайте рассмотрим еще один прием, помогающий избегать конфликтных ситуаций.
Упражнение «Сорри, конфликта не будет»
Цели:
- Обучение приемам избегания конфликта.
- Развитие навыков сотрудничества и эмпатии.
Многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться. Так, например, в нашей культуре, для того, чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виноватого и просит прощения, а второй отвечает ему: «Ничего страшного». Англичане поступают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, - извиняются обе стороны. Например, кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: «Iamsorry», он услышит в ответ «Iamsorry». Первое «Iamsorry», означает «Простите, что я вас задел», второе «Iamsorry», означает «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ «Sorry»? что означает: «Извините, но конфликта не будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами».
Ситуации:
- вас нечаянно толкнули в коридоре школы
- одноклассник, будучи в плохом настроении указывает на ваши недостатки
- вы, будучи в плохом настроении нагрубили другу, а потом пожалели о случившемся
- вы опоздали в школу и вас ругает учитель
- вы нечаянно толкнули случайного прохожего на улице
- родители ругают вас из-за снижения успеваемости.
Выполняя это упражнение, вам предстоит действовать в соответствии с правилами английского этикета.
Обсуждение: после игры участники рассказывают о своих чувствах и о том, как и в каких жизненных ситуациях можно использовать данный прием.
Педагог-психолог: Теперь давайте задумаемся, как редко в повседневной жизни мы хвалим кого-то, восхищаемся чем-то или кем-то, особенно если у нас плохое настроение или происходят конфликты. Следующее наше упражнение на развитие способности противостояния стрессам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа психолога по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой среде. Занятие с элементами тренинга для подростков «Подросток и конфликты»
В подростковом и юношеском возрасте происходит поиск и становление своего «Я». Подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками Без конфликтов жизнь невозмо...
Тренинг "Психологические методы преодоления педагогических конфликтов в условиях ФГОС"
Школа, являясь институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий и конфликтов в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные конфликты...
Тренинг для обучающегося
Общение как форма повышения толерантности и профилактика агрессивного поведения...
Тренинг для обучающихся 6-7 класса "Путь к успеху"
Методическая разработка тренинга...
Серия тренингов "Я и умение преодолевать конфликты".
Данная серия тренингов поможет сплотить коллектив и научит избегать конфликты и справляться с негативными эмоциями....
Тренинг с обучающимися 10 класса «Погружение в мир профессий»
Тренин с обучающимися 10 класса с целью изучения собственных интересов и способностей в выборе профессии...
сертификат ( тренинг- практикум "Предупреждение и разрешение конфликтов")
тренинг- практикум "Предупреждение и разрешение конфликтов"...