Урок по русскому языку 5 класс
план-конспект урока (5 класс)

Урок по русскому языку в 5 классе.  Тема: " Текст. От чего зависчит порядок расположения предложений в тексте. Строение абзаца". Тип урока: изучение нового материала. Используемая технология: проблемно- диалоговая

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ

 Тема: «Текст. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. Строение абзаца»

Цели урока: 

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;  формирование коммуникативной компетентности в образовательной сфере деятельности, познавательной и информационной культуры

Предметные: Выделять микротему  в тексте.

Метапредметные: проявлять речевые действия.  Применять методы информационного поиска, объяснять языковые явления, анализировать текст.

                                                                                                                                                 

Оборудование: раздаточный материал, презентация

УМК : Русский язык.5 класс. Учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Тип урока : изучение нового материала.

Используемая технология: проблемно-диалоговая.

Формы работы: фронтальная и индивидуальная

Ход урока

I. Организационный  момент

II. Языковая разминка

- Ребята, откройте тетради. Запишите число.

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень).

- Подберите 3 прилагательных к слову «осень»

- Какая она? ( Красочная, яркая, шумная). Запишите в тетрадь.

- А что может делать осень? Подберите 5 глаголов  ( Разукрашивает, приходит, грустит, веселит, шумит, вдохновляет).

- Какие слова являются олицетворением?

- Составьте предложение про «осень», не используя слово «осень».

Прекрасная пора.

- Какие чувства вызывает это время года? ( радость, грусть, печаль)

- Составьте синквейн к слову осень, используя записанные вами слова

2. золотая, дождливая

3. приходит, увядает, льёт

4. Наступило красивое время года

5. Грусть 

III. Актуализация знаний

- Синквейн, который мы составили – это текст?

Вспомним признаки текста:

1. В тексте должно быть больше 1 предложения;

2. Общая тема, идея;

3. Предложения связаны по смыслу и грамматически.

Работа с деформированным текстом.

- У меня на слайде текст. Я его сейчас прочитаю.

1) Там  свежо,  и воздух  наполнен ароматами опавшей листвы.2) Это любимое лакомство птиц. 3) Поэтому тихо и спокойно стало в лесу. 4) Но птиц не слышно в лесу. 5) Как красив осенний лес! 6) И скоро разноцветный ковер из опавших листьев укутает поляну и тропинки в лесу. 7) Пернатые улетели на юг.

8) А на ветках рябины полыхают гроздья ягод.

- То, что я прочитала, я считаю текстом, потому что там больше одного предложения, тема текста - осень, идея – автор хотел передать красоту осеннего леса. Либо поддержите меня, либо опровергните.

- Это не текст, потому что нет связи между предложениями.

- Порядок предложений зависит от идеи, которую хочет донести автор.

- Какое предложение передает идею автора?

5) Как кр…сив …сенний лес! 1)Там  свежо,  и воздух  наполнен ароматами …павшей л…ствы. 6)И скоро разноцветный ковер из опавших листьев укутает поляну и тр…пинки в лесу.

8) А на ветках рябины полыхают гроздья ягод. 2)Это любимое лакомство птиц. 4)Но птиц не слышно в л…су. 7) Пернатые  улетели на юг. 3) Поэтому тихо и спокойно стало в лесу.

Восстановите текст. Запишите  цифры в тетрадь. 5,1,6,8,2,4,7,3

Ребята пытаются правильно собрать текст.

- Есть главное предложение. Найдите его. Оно отражает идею автора. Какое следующее?

- Запишите текст, вставив орфограммы .

Ученики списывают текст. Графически и устно объясняют орфограммы.

- На какое правило даны орфограммы? ( Безударные гласные в корне).

- Посмотрим на текст. Давайте подумаем, почему предложения в этом тексте должны располагаться в таком порядке. Какие средства автор использует, чтобы прикрепить предложения друг к другу.

5) Как красив осенний лес! 1)Там  свежо,  и воздух  наполнен ароматами опавшей листвы. 6)И скоро разноцветный ковер из опавших листьев укутает поляну и тропинки в лесу.

8) А на ветках рябины полыхают гроздья ягод. 2)Это любимое лакомство птиц. 4)Но птиц не слышно в лесу. 7) Пернатые улетели на юг.

3) Поэтому тихо и спокойно стало в лесу.

Лес – там (наречие ); листвы – разноцветный ковёр ( синонимы); и скоро – союз; А – союз противопоставления;  У нас взгляд был направлен вниз, на листья, а теперь мы смотрим на деревья. Поднимаемся вверх. Это – местоимение. Гроздья – лакомство. Птиц – Пернатые

- От чего зависит порядок предложений в тексте?

- От авторской идеи

От средств, с помощью которых предложения соединяются друг с другом.

- Давайте определим тему урока.

 Тема: Связь предложений в тексте.

- Вернёмся к нашему тексту. Найдём средства связи предложений.

Средства связи предложений нашего текста:

1. Указательное наречие ( Там, поэтому)

2. Синонимы, словосочетания ( листва – разноцветный ковёр)

3. Союзы: и, а, но

4. Повторы ( птиц, птиц)

- Можно этот текст разделить части? Как части мы называем по – другому.

Часть - абзац

- Сколько частей у вас получилось? ( 2 – 3части)

- Автор делит текст на абзацы, чтобы раскрыть идею. Идея раскрывается через микротемы.

Часть одной общей темы называется микротемой. (Маленькая часть целого)

IV.Открытие нового знания, формулирование темы урока и запись в тетрадь.

- Назовите 1 микротему  - Осенний лес красив

2 микротема – Про птиц

3 микротема -  Тихо в лесу

V. Работа с учебником страница 58

- Текст это или нет? ( Да)

- Найдите предложение, которое выражает идею автора.

Запишите цифры: 4,3,1,2

Чтение теории. Как могут быть связаны предложения.

- Вернемся к нашему тексту. Какое предложение у нас независимое? ( 5) , потому что это идея автора. Все остальные присоединяются к нему. Такой вид связи называется параллельным.

Ещё помогают понять смысл предложений – вопросы.

VI. Подведение итогов урока

 - Что такое текст?  ( Текст – это предложения, которые имеют общую тему, связаны по смыслу и грамматически)

- От чего зависит порядок расположения предложений в тексте? ( Порядок расположения предложений в тексте зависит от идеи автора)

- Что такое микротема? ( Часть общей темы)

- Абзац – это часть текста.

VIII. Домашнее задание.     Упражнение  № 175 Написать сочинение, используя знания, полученные на уроке.

Приложение

Задание. Восстановите деформированный текст. Запишите цифры в тетрадь.

1) Там  свежо,  и воздух  наполнен ароматами опавшей листвы.2) Это любимое лакомство птиц. 3) Поэтому тихо и спокойно стало в лесу. 4) Но птиц не слышно в лесу. 5) Как красив осенний лес! 6) И скоро разноцветный ковер из опавших листьев укутает поляну и тропинки в лесу. 7) Пернатые улетели на юг.

8) А на ветках рябины полыхают гроздья ягод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...