Урок по русскому языку 5 класс
план-конспект урока (5 класс)
Урок по русскому языку в 5 классе. Тема: " Текст. От чего зависчит порядок расположения предложений в тексте. Строение абзаца". Тип урока: изучение нового материала. Используемая технология: проблемно- диалоговая
Скачать:
Предварительный просмотр:
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ
Тема: «Текст. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. Строение абзаца»
Цели урока:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в образовательной сфере деятельности, познавательной и информационной культуры
Предметные: Выделять микротему в тексте.
Метапредметные: проявлять речевые действия. Применять методы информационного поиска, объяснять языковые явления, анализировать текст.
Оборудование: раздаточный материал, презентация
УМК : Русский язык.5 класс. Учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос
Тип урока : изучение нового материала.
Используемая технология: проблемно-диалоговая.
Формы работы: фронтальная и индивидуальная
Ход урока
I. Организационный момент
II. Языковая разминка
- Ребята, откройте тетради. Запишите число.
- Ребята, какое сейчас время года? (Осень).
- Подберите 3 прилагательных к слову «осень»
- Какая она? ( Красочная, яркая, шумная). Запишите в тетрадь.
- А что может делать осень? Подберите 5 глаголов ( Разукрашивает, приходит, грустит, веселит, шумит, вдохновляет).
- Какие слова являются олицетворением?
- Составьте предложение про «осень», не используя слово «осень».
Прекрасная пора.
- Какие чувства вызывает это время года? ( радость, грусть, печаль)
- Составьте синквейн к слову осень, используя записанные вами слова
2. золотая, дождливая
3. приходит, увядает, льёт
4. Наступило красивое время года
5. Грусть
III. Актуализация знаний
- Синквейн, который мы составили – это текст?
Вспомним признаки текста:
1. В тексте должно быть больше 1 предложения;
2. Общая тема, идея;
3. Предложения связаны по смыслу и грамматически.
Работа с деформированным текстом.
- У меня на слайде текст. Я его сейчас прочитаю.
1) Там свежо, и воздух наполнен ароматами опавшей листвы.2) Это любимое лакомство птиц. 3) Поэтому тихо и спокойно стало в лесу. 4) Но птиц не слышно в лесу. 5) Как красив осенний лес! 6) И скоро разноцветный ковер из опавших листьев укутает поляну и тропинки в лесу. 7) Пернатые улетели на юг.
8) А на ветках рябины полыхают гроздья ягод.
- То, что я прочитала, я считаю текстом, потому что там больше одного предложения, тема текста - осень, идея – автор хотел передать красоту осеннего леса. Либо поддержите меня, либо опровергните.
- Это не текст, потому что нет связи между предложениями.
- Порядок предложений зависит от идеи, которую хочет донести автор.
- Какое предложение передает идею автора?
5) Как кр…сив …сенний лес! 1)Там свежо, и воздух наполнен ароматами …павшей л…ствы. 6)И скоро разноцветный ковер из опавших листьев укутает поляну и тр…пинки в лесу.
8) А на ветках рябины полыхают гроздья ягод. 2)Это любимое лакомство птиц. 4)Но птиц не слышно в л…су. 7) Пернатые улетели на юг. 3) Поэтому тихо и спокойно стало в лесу.
Восстановите текст. Запишите цифры в тетрадь. 5,1,6,8,2,4,7,3
Ребята пытаются правильно собрать текст.
- Есть главное предложение. Найдите его. Оно отражает идею автора. Какое следующее?
- Запишите текст, вставив орфограммы .
Ученики списывают текст. Графически и устно объясняют орфограммы.
- На какое правило даны орфограммы? ( Безударные гласные в корне).
- Посмотрим на текст. Давайте подумаем, почему предложения в этом тексте должны располагаться в таком порядке. Какие средства автор использует, чтобы прикрепить предложения друг к другу.
5) Как красив осенний лес! 1)Там свежо, и воздух наполнен ароматами опавшей листвы. 6)И скоро разноцветный ковер из опавших листьев укутает поляну и тропинки в лесу.
8) А на ветках рябины полыхают гроздья ягод. 2)Это любимое лакомство птиц. 4)Но птиц не слышно в лесу. 7) Пернатые улетели на юг.
3) Поэтому тихо и спокойно стало в лесу.
Лес – там (наречие ); листвы – разноцветный ковёр ( синонимы); и скоро – союз; А – союз противопоставления; У нас взгляд был направлен вниз, на листья, а теперь мы смотрим на деревья. Поднимаемся вверх. Это – местоимение. Гроздья – лакомство. Птиц – Пернатые
- От чего зависит порядок предложений в тексте?
- От авторской идеи
От средств, с помощью которых предложения соединяются друг с другом.
- Давайте определим тему урока.
Тема: Связь предложений в тексте.
- Вернёмся к нашему тексту. Найдём средства связи предложений.
Средства связи предложений нашего текста:
1. Указательное наречие ( Там, поэтому)
2. Синонимы, словосочетания ( листва – разноцветный ковёр)
3. Союзы: и, а, но
4. Повторы ( птиц, птиц)
- Можно этот текст разделить части? Как части мы называем по – другому.
Часть - абзац
- Сколько частей у вас получилось? ( 2 – 3части)
- Автор делит текст на абзацы, чтобы раскрыть идею. Идея раскрывается через микротемы.
Часть одной общей темы называется микротемой. (Маленькая часть целого)
IV.Открытие нового знания, формулирование темы урока и запись в тетрадь.
- Назовите 1 микротему - Осенний лес красив
2 микротема – Про птиц
3 микротема - Тихо в лесу
V. Работа с учебником страница 58
- Текст это или нет? ( Да)
- Найдите предложение, которое выражает идею автора.
Запишите цифры: 4,3,1,2
Чтение теории. Как могут быть связаны предложения.
- Вернемся к нашему тексту. Какое предложение у нас независимое? ( 5) , потому что это идея автора. Все остальные присоединяются к нему. Такой вид связи называется параллельным.
Ещё помогают понять смысл предложений – вопросы.
VI. Подведение итогов урока
- Что такое текст? ( Текст – это предложения, которые имеют общую тему, связаны по смыслу и грамматически)
- От чего зависит порядок расположения предложений в тексте? ( Порядок расположения предложений в тексте зависит от идеи автора)
- Что такое микротема? ( Часть общей темы)
- Абзац – это часть текста.
VIII. Домашнее задание. Упражнение № 175 Написать сочинение, используя знания, полученные на уроке.
Приложение
Задание. Восстановите деформированный текст. Запишите цифры в тетрадь.
1) Там свежо, и воздух наполнен ароматами опавшей листвы.2) Это любимое лакомство птиц. 3) Поэтому тихо и спокойно стало в лесу. 4) Но птиц не слышно в лесу. 5) Как красив осенний лес! 6) И скоро разноцветный ковер из опавших листьев укутает поляну и тропинки в лесу. 7) Пернатые улетели на юг.
8) А на ветках рябины полыхают гроздья ягод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...