Социальная практика детско-взрослого сообщества как средство повышения воспитательного потенциала семьи.
статья

В качестве приоритетного направления в системе работы с родителями желательно чаще использовать нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей, некоторые использовать на постоянной основе (на слайде перечислены):

мини-собрания, педагогическая гостиная, педагогическая библиотека для родителей, электронный дневник, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры, клубы отцов, бабушек, альманахи, журналы и газеты, издаваемые для родителей,  дни (недели) открытых дверей, родительские вечера, родительский тренинг, родительские ринги, микрогруповая работа с родителями.

Я хочу рассказать какие ещё новые формы работы с детьми и с семьёй  используются в нашей школе. Это различные социальные проекты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
ДЕТСКО-ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ.

В настоящее время в основе принципа взаимодействия родителя и учителя лежит понятие -  «учитель и родитель – союзники». Действия педагога должны основываться на  запросах и интересах семьи. Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым и успешным, здоровым, умным, творческим, дисциплинированным, инициативным, ответственным – в общем   хорошо воспитанным; а также готовым к встрече с трудностями, способным делать в жизни большие жизненные проекты и т.д. Можно еще много перечислять чего.

Для обучения, воспитания и развития поколения, растущего в условиях информационно насыщенной среды и бешенного ритма жизни необходимы новые формы работы с семьёй.

Инновационные формы работы с родителями предполагают:

- активную позицию родителей,

- их партнерство с педагогами,

-инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям,

-применение в семейной среде результатов воспитательной деятельности.

Какие же инновационные формы мы можем применить в своей работе?

В качестве приоритетного направления в системе работы с родителями желательно чаще использовать нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей, некоторые использовать на постоянной основе (на слайде перечислены):

мини-собрания, педагогическая гостиная, педагогическая библиотека для родителей, электронный дневник, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры, клубы отцов, бабушек, альманахи, журналы и газеты, издаваемые для родителей,  дни (недели) открытых дверей, родительские вечера, родительский тренинг, родительские ринги, микрогруповая работа с родителями.

Я хочу рассказать какие ещё новые формы работы с детьми и с семьёй  используются в нашей школе. Это различные социальные проекты. Являясь руководителем волонтёрского отряда в школе, я очень активно взаимодействую с детьми и их родителями. Программа волонтёрского отряда «Чистые сердца» не является каким-либо отдельным направлением в учебно-воспитательном процессе. Наоборот, она позволяет эффективнее решать поставленные воспитательные задачи школы.

Немного расскажу об экологическом проекте.  Ребята нашего отряда «Чистые сердца» решили сделать необычный подарок школе и учителям, посадить аллею из сосен для любимых учителей. Педагоги и родители, конечно, поддержали такое желание детей, организовали экологический проект.

       Это очень важно, актуальность данной темы в том, что важнейшей нравственной ценностью сегодня в обществе является чувство истинного патриотизма к Родине, малой Родине, формирование активных, социально-значимых качеств личности у школьников, бережное отношение к природе.

Была проведена большая работа:

Составление плана проекта

Согласование плана с администрацией школы и с старостой микрорайона.

Договоренность на приобретение саженцев

Информирование обучающихся школы, родителей, педагогов школы о проведении проекта

Разработка анкеты для учащихся «Важность учительского труда» и анкетирование в классах

Посадка растений на пришкольной территории

Освещение мероприятия в средствах массовой информации (канал ТНТ, социальные сети, сайт школы)

Написание сочинений учащимися о любимом учителе

Изготовление и выпуск листовки с информацией о бережном отношении к зеленым насаждениям, рисунки о бережном отношении к природе

Проведение опроса родителей по эффективности данного мероприятия

      Обучающиеся привлекались к участию в трудовой деятельности, прививались навыки экологически грамотного поведения; проект содействовал нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников; приобрели качества коллективизма, умение помогать друг другу. Участниками проекта привлечено внимание к профессии учителя, многие прониклись нелёгкостью будней, важностью этого труда и самоотдачей учителей.

        А также на постоянной основе принимаем участие в экологических акциях микрорайона, чистим берег реки в парке «Баранка», участвуем в субботниках как на пришкольной территории, так и на близлежащих территориях.

        Приведу пример ещё одного социального проекта, в котором мы взаимодействуем все вместе: дети, родители, педагоги.

Участие в проекте «Дари добро». Мы в школе собираем корм, пледы, одеяла для приюта животных; собираем и отвозим осенний урожай в Абаканский зоопарк (2-й год), дети вместе с родителями мастерят кормушки для птиц (большинство увозим в ЦДТ, а несколько оставляем в нашем школьном парке, а зимой кормим птиц). Участие детей и родителей в данном проекте позволяет системно решать проблему вовлечения школьников в социально – значимую деятельность, повысить социальную активность нового поколения. У детей возникает потребность совершать добрые дела и поступки.

В День Пожилого человека раздавали открытки пожилым людям нашего микрорайона, сделанные учениками нашей школы. Ребята  получили массу положительных эмоций. А самое главное – уделили внимание людям старшего поколения, расширили круг общения, развивали умение взаимодействовать с взрослыми. Некоторые ребята вручили открытки своим бабушкам и дедушкам. Хочу отметить, что многие открытки были сделаны совместно с родителями.

Школа  является  инициатором и координатором дел и мероприятий, и мы постоянно привлекаем родителей, насколько это возможно. 

В результате:

-увеличились показатели родительской активности в воспитательном процессе,

-родители помогают готовить совместные мероприятия с детьми и сами в них принимают участие,

-существенно изменилась позиция некоторых семей по отношению к школе,

-успешно реализовано содержание основных направлений воспитательной деятельности всех участников образовательных отношений.

Сотрудничество родителей и школы посредством взаимодействия в социальных проектах, способствует улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих школьных повседневных проблем, и более успешно реализуется воспитательный потенциал семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование народных игр на уроках физической культуры как средство повышения воспитательно-развивающего потенциала обучающихся

У авторов проекта возникла идея введения народных игр с описанием их правил и значения для воспитательно-развивающего потенциала обучающихся в программный материал уроков физической культуры 5-7 класс...

Загороднева И.П., Колычева Е.Л., .Ненашева Е.М., учителя-логопеды ГБОУ детский сад №1428 "Мы - москвичи: Использование детско-взрослых культурно-исторических проектов для повышения уровня коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ"

В данной работе показаны возможности повышения эффективности коррекционной работы, в том числе и в условиях поликультурной среды, путем использования совместных детско-взрослых проектов. Использованы ...

Педагогические условия повышения воспитательного потенциала неполной семьи.

Работа педагога с неполными семьями, методы. 1 часть....

Педагогические условия повышения воспитательного потенциала неполной семьи.

Работа педагога с неполными семьями, методы. 2 часть....

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Программа работы с родителями по повышению воспитательного потенциала семьи

Программа работы с родителямипо повышению воспитательного потенциала семьи...