Литературная викторина
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Литературная викторина для 2 класса
«В гостях у сказки»
Цели: в игровой форме проверить и закрепить у учащихся знания о содержании различных книг. Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе.
Задачи:
1. Обобщить знания детей по сказкам.
2. Прививать интерес к чтению.
3. Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.
4. Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность.
5. Создать положительный эмоциональный настой на дальнейшую работу.
Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, поощрительные призы, книжки-малышки, сделанные руками ребят (творческое домашнее задание).
Ход мероприятия
Учитель: Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.
Цель нашей сегодняшней литературной викторины: как можно больше вспомнить сказок, их авторов и героев.
Разбиваемся на три команды. Вопросы командам задаются в порядке очерёдности.
(Дети делятся на команды, выбираются командиры, обсуждаются сказочные названия команд)
Сказка – жанр очень древнего происхождения. Считают, что корни происхождения сказок восходят в ту очень отдалённую эпоху, когда не познанная человеком природа казалась ему живым, таинственным существом. Первобытный человек одухотворял все явления природы, видя в них своих могущественных покровителей или врагов. Из всех явлений природы создавали себе врагов. Солнце они называли Даждь - богом или Ярилом, ветры - Стрибогом, гром и молнию - Перуном, бурю - Бореем. Слово “сказка” произошло от слова сказывать.
А сейчас давайте послушаем, какие сказки сочинили вы!
(Ребята рассказывают сказки и показывают свои “книжки-малышки”)
Итак – в путь!
Тур 1. Разминка
За 1 минуту как можно больше ответить на максимальное количество вопросов. За каждый ответ – 1 очко.
Вопросы 1 команде.
- «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде)
- Жилище Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках)
- Второе название скатерти? (Самобранка)
- Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
- Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёт? (Ступа)
- Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)
- Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (оленя)
- Что попало Каю в глаз? (осколок зеркала)
- Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)
- Кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина)
- Художник из цветочного города? (Тюбик)
- Медведь, обучающий Маугли Закону Джунглей? (Балу)
- Весёлый человек- луковка? (Чиполлино)
- Лиса – спутница кота Базилио? (Алиса)
- Мальчик, у которого самый лучший в мире друг? (Малыш)
- Прозвище дяди Стёпы? (Каланча)
- Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля)
- Содержимое Страшилы? (Солома)
- Крокодил. Друг Чебурашки? (Гена)
- Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (четыре)
Вопросы 2 команде.
- Герой рассказа В. Драгунского «Шляпа гроссмейстера»? (Денис)
- Шарманщик, смастеривший Буратино? (Папа Карло)
- Кенгуру из повести-сказки А. Милна «Вини Пух и все-все-все» (Кенга)
- Музыкант из цветочного города? (Гусля)
- Царь из сказки А. Пушкина? (Салтан или Додон)
- Крыса старушки Шапокляк? (Лариска)
- Великий и ужасный? (Гудвин)
- Оружие железного дровосека? (Топор)
- Самый умный коротышка цветочного города? (Знайка)
- Кто поймал необыкновенную щуку? (Емеля)
- Почтальон деревни Простоквашино? (Печкин)
- Товарищ Соломинки и Уголька из сказки братьев Гримм? (Бобовое зёрнышко)
- Пантера, друг Маугли? (Багира)
- Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)
- Кто говорил волшебные слова «Лети, лети, лепесток, через север на восток»? (Женя)
- В кого превратилось чудовище из сказки С. Аксакова? (В принца)
- Кем стал гадкий утёнок? (Лебедем)
- На чём совершил необыкновенное путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс? (На яхте «Беда»)
- Кто попал в Зазеркалье? (Алиса)
Тур 2.
Команде выдаётся список. Задание команде: соединить героев книги с их автором.
Дениска Кораблёв К. Булычёв
Алиса Селезнёва Л. Лагин
Хоттабыч П. Бажов
Незнайка А. Барто
Серебряное копытце В. Драгунский
Вовка-добрая душа Н. Носов
Муха-цокотуха Э. Успенский
Крокодил Гена К. Чуковский
Чиполлино С. Михалков
Дядя Стёпа Н. Некросов
Айболит Д. Родари
Саша К. Чуковский
Балда Х.К.Андерсен
Человек рассеянный Э. Успенский
Дюймовочка А. Пушкин
Чебурашка С. Маршак
Тур 3.
Каждый участник достаёт номер вопроса и отвечает на него (один из 1 команды – один из 2 команды и т. д.)
Из каких произведений взяты строки?
- «И к нам вошёл какой-то дядька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на этой шляпе наша каша». (В. Драгунский «Тайное становится явным»)
- «Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: «Ай!» - и прыг на диван». (Н. Носов «Живая шляпа»)
- «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие». Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»).
- «Я остановился на лестнице и внятно сказал: «Никакие не «сыски». Никакие не «хыхки». А коротко и ясно «фыфки». (В. Драгунский «Заколдованная буква»)
- «В одном густом тропическом лесу жил да был один забавный зверёк. Звали его Чебурашка». (Э. Успенский «Чебурашка»)
- «У одних родителей был мальчик. Звали его Фёдор. (Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»)
- «Обе девочки густо покраснели: Маша. А Таня за Машу. (В. Осеева «До первого дождя»)
- «Вот свернули санки, и я на бок- хлоп!
Кубарем качуся под гору в сугроб» (И. Суриков «Детство»)
Тур 4
Представьте и нарисуйте, как выглядят следы:
1 команде - Бабы Яги,
2 команде – Кощея Бессмертного.
А теперь давайте подведём итог. Награждение победителей.
Вопросы для работы с залом.
- Кто из героев книги»Винни-Пух и все-все-все» однажды застрял в дверях после того, как объелся в гостях?
(Винни-Пух, Пятачок, Кролик).
- В какую страну отправился по морю доктор Айболит?
(в Америку, Африку, Европу).
- Герой книги Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» был
( волшебником, девочкой, мальчиком).
- Какой герой носил широкополую голубую шляпу и совершал путешествие на воздушном шаре?
(Незнайка, Буратино, кот Матроскин).
- Кто был другом Маугли?
(Карлсон, питон Каа, Муми-троль).
- В кого были превращены злой мачехой одиннадцать принцев в сказке Андерсена? (в жаб, лягушек, лебедей).
- Героиня какой сказки прилетела в тёплые края вместе с ласточкой?
(Дюймовочка, Алёнушка, Муха-цокотуха).
- Как звали пёсика, который вместе со своей хозяйкой девочкой Элли попал в волшебную страну? (Авва, Тотошка, Жучка).
- В одной сказке у бедной принцессы всё тело было в синяках оттого, что она спала (спала на горошине, упала с лестницы, попала в плен к пиратам).
- Кто такой Рикки-Тикки- Тави?
(медведь.обезьяна, мангуст).
Учитель: Чем отличается сказка от других произведений? Каждая сказка чему-то учит. Расскажите, чему? Сказке конец, а кто слушал - молодец!
Подведение итогов викторины.
Награждение команд.
Источники
1. Т.Н.Максимова «Интеллектуальный марафон» ,Москва «ВАКО» 2009г.
И.А.Агапова, М.А.Давыдова «30 литературных вечеров, конкурсов, викторин» , «АКВАРИУМ» 2002г.
2. Лакоценина Т.П. “Волшебный мир знаний”. Выпуск 2.
3. “Сказочный алфавит”. Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина для учащихся 7 класса
Викторина содержит вопросы по УНТ и творчеству великих русских писателей....
Литературная викторина "Басни дедушки Крылова"
ЦЕЛЬ ВИКТОРИНЫ: Обобщение знаний учащихся о баснях И.А. Крылова, развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе....
Русско-английская литературная викторина для учащихся средней школы
Учащимся гораздо интереснее познавать новое, готовясь к какому-нибудь конкурсу. Тогда желание победить пересиливает лень. И они трудятся: находят материал, готовятся....
Литературные викторины
Данные литературные викторины по творчесту русских писателей и поэтов 19 - 20 веков. Можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельнности....
Литературная викторина "Что? Где? Когда?"по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Эта разработка состоит практически из цитат, взятых из романа "Евгений Онегин". Мероприятие целесообразно проводить с детьми только после прочтения романа. Временные рамки определяет учитель, и...
Литературная викторина
Литературную викторину можно провести для учащихся 9 класса после изучения темы " Древнерусская литература". Класс разбивается на группы, нужно придумать название командам. Очень увлекательн...
Литературная викторина "Литературный максимум"
Литературная викторина подходит для 10-11 классов. В игровой форме проверяет знания учащихся по литературе. Задания рассчитаны на общую эрудицию...