Александр Тихонович Гречанинов
материал
Предварительный просмотр:
Александр Тихонович Гречанинов (1864-1956)
Александр Тихонович Гречанинов родился 13 октября 1864 г. в Калуге в семье мелкого торговца. Учился в Московской (1881-1890, у В. И. Сафонова, Аренского, С. И. Танеева) и Петербургской (1890-1893, у Н. А. Римского-Корсакова) консерваториях. Преподавал теорию музыки в музыкальной школе Гнесиных (Москва), позже руководил детским хором в школе Т. Л. Беркман. Участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете.
Прекрасный романсовый композитор, целого ряда известных романсов, циклов хоров и различных инструментальных композиций. Особенно можно отметить сборники и циклы его детских песен, по материалу и интонации чрезвычайно близких к народным, например, цикл из шести песен «Ай дуду» (1903 года), сборник из двадцати русских народных песен «На воротах сидел петух» (1906 года) и цикл «Снежинки» (десять песен 1907 года). Среди наиболее известных светских хоровых сочинений Гречанинова можно назвать «Траурный гимн», «Матушка Русь» (на стихи Некрасова) и хор «Памяти павших за свободу».
Более всего А. Т. Гречанинов известен своими хоровыми произведениями и обработками народных песен.
Немалое место среди произведений Гречанинова занимают также театральные произведения: оперы «Добрыня Никитич» (поставлена в Москве, в Большом театре в 1903 году), «Сестра Беатриса» на сюжет Метерлинка (Москва, театр Зимина, 1912 год) и «Женитьба» (по Гоголю, поставлена в Париже, 1950). Последнюю оперу композитор написал, когда ему было уже за восемьдесят лет. Кроме того, он написал музыку к пьесам «Снегурочка» Островского, «Царь Федор» и «Смерть Иоанна Грозного» А. Толстого.
Гречанинов написал также несколько детских опер: «Ёлочкин сон» (1911), «Теремок» (1921), музыку к драматическим спектаклям А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (Москва, 1898) и «Смерть Иоанна Грозного» (1899), а также — к «Снегурочке» А. Н. Островского (1900). За всю жизнь Гречанинов написал 5 симфоний (1894-1937), «Элегию» памяти Чайковского, оставшуюся неизданной (1897), несколько других оркестровых сочинений, среди которых наиболее известна «Демественная литургия» для струнного оркестра, 4 квартета, ряд фортепианных пьес, а также выполнил множество обработок народных песен для камерного и хорового музицирования.
Наибольшей известностью и в настоящее время пользуются духовные хоры Гречанинова, в которых он стремился совместить старинный стиль (знаменного) хорового пения с народной песенностью, (включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональной академической культурой. Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику, особенно известна его восьмиголосная обработка «Волной морскою» и «Верую» собственного сочинения. Кроме того, Гречанинову принадлежат регулярно исполняемые циклы церковных песнопений («Литургия Святого Иоанна Златоуста» 1897 года и «Всенощное бдение»1902 года), а также «Страстная седмица» и множество отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит, пожалуй, короткая молитва «Достойно есть».
Интересуясь более всего народной песней и сопутствующим этнографическим материалом, Гречанинов собрал и обработал большое количество народных песен, в частности, русских, белорусских, татарских, башкирских и прочих.
Для детей он написал множество хоровых циклов, среди которых «Ай, ду-ду!», «Петушок», «Ручеек», «Ладушки» и др.; фортепианные сборники «Детский альбом», «Бусинки», «Сказочки», «Бирюльки», «На зеленом лугу». Специально для детского исполнения предназначены оперы «Елочкин сон» (1911), «Теремок», «Кот, петух и лиса» (1921). Все эти сочинения мелодичны, интересны по музыкальному языку.
Долгие годы активно А. Т. Гречанинов участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, а с 1903 года — стал заместителем её председателя. С 1910 года начал выступать в концертах, в основном аккомпанируя певцам, исполнявшим его собственные песни и романсы.
Однако не вся творческая жизнь Гречанинова проходила одинаково гладко. Так, например, скандальную известность приобрела его вторая опера «Сестра Беатриса» (на сюжет Мориса Метерлинка), поставленная в 1912 году в частной опере Зимина. Вскоре после успешной премьеры спектакль был осуждён и запрещён к исполнению духовной цензурой за неканоническое освещение библейских сюжетов. Формальным поводом запрета послужило появление на сцене поющей пресвятой Девы Марии.
Обратившись к творчеству Метерлинка, Гречанинов одновременно попытался хотя бы немного «модернизировать» и свой музыкальный язык, и образный строй, чтобы не выглядеть посреди эпохи всеобщего «декаданса» последним махровым ретроградом.
После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее и тяжелее среди беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республики.
В 1925 году, в возрасте 60-ти лет, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в Европу. Там более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году, переехал в Нью-Йорк.
Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его творчества.
Интересно, что в парижский период своей эмиграции Гречанинов, будучи уже очень пожилым человеком, сочинил несколько католических месс и мотетов, а во время нью-йоркской жизни — также и протестантские хоры с текстами на английском языке.
В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь», опубликованную в Париже, а спустя 20 лет — в Нью-Йорке, в переводе на английский язык.
Александр Тихонович Гречанинов похоронен на Свято-Владимирском православном кладбище в Джексоне (Кассвилл), штат Нью-Джерси, США.
Сочинения:
оперы
Добрыня Никитич (ор. 22, 1895-1901, поставлена 1903, Большой театр, Москва), Сестра Беатриса (ор. 50, 1908-10, поставлена 1912, Оперный театр Зимина, Москва), Женитьба (ор. 180, 1946, поставлена 1948, Музыкальный фестиваль в Беркшире, Англия);
детские оперы-
Елочкин сон (ор. 55, 1911), Теремок (ор. 92, 1919), Кот, петух и лиса (ор. 103, 1924);
для оркестра
5 симфоний (h-moll, ор. 6, 1894; Пасторальная, A-dur, ор. 27, 1902-09; E-dur, ор. 100, 1920-23; C-dur, ор. 102, 1923-24; g-moll, ор. 153, 1936-37), Лесная идиллия, балет-дивертисмент (ор. 117, 1925), симфоническая поэма К победе (без ор., 1943), Элегическая поэма (ор. 175, 1945), увертюра Великий праздник (ор. 178, 1946), Лирическая поэма (ор. 185, 1947-48);
камерно-инструментальные ансамбли
2 фортепиано трио (c-moll, ор. 38, 1906; G-dur, ор. 128, 1931), 4 струнных квартета (G-dur, ор. 2, 1892-93; d-moll, ор. 70, 1914; c-moll, ор. 75, 1915-16; F-dur, ор. 124, 1929);
для скрипки и фортепиано
2 сонаты (D-dur, ор. 87, 1918-19; c-moll, ор. 137, 1933);
для виолончели и фортепиано
соната (ор. 113, 1927);
для фортепиано
в том числе 2 сонаты (g-moll, ор. 129, 1929; ор. 174, 1944);
романсы
(свыше 200);
детские песни (сборники)
Ай-дуду (ор. 31, 1903), Петушок (ор. 39, 1906), Ручеёк (ор. 40, 1907), В деревне (ор. 45, 1908), Времена года (ор. 46, 1908), Пчёлка (ор. 66, 1914), Жаворонок (ор. 67, 1914), Тропинка (ор. 89, 1920), Ладушки (оп. 96, 1922-23), Мать-гусыня (Mather goose, текст английский, ор. 122, 1930);
обработки народных песен
Татарские и башкирские песни для голоса и фортепиано (ор. 25, 1901), Шотландские народные песни на слова Бёрнса (ор. 49, 1909), 3 великорусские народные песни для женского квартета или хора (ор. 77, 1917), 3 украинские народные песни для женского квартета или хора (ор, 82, 1918), 4 белорусские народные песни для голоса и фортепиано (ор. 84, 1918), 2 великорусские народные песни для голоса и фортепиано (ор. 91, 1920), 2 великорусские народные песни для голоса и фортепиано (ор. 120, 1929)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Фермерский дворец императора Александра II в парке "Александрия"".
http://www.dailymotion.com/video/xjluy3_yyyyyyyyyy-yyyyyy-yyyyyyyyyy-ii-y-yyyyy-yyyyyyyyyyy_travelЯ предлагаю Вашему вниманию снятый мной учебный фильм. Дворец открылся после реставрации только в этом...
тест "От Александра 1 до Александра 2"
Проверочный тест по истории России "От Александра 1 до Александра 2". 8 класс...
«Александро-Невская лавра как исторический памятник Св.блг.кн. Александру Невскому. Образовательное путешествие с использованием принципа «méthode naturelle».
Актуальность темы. Современный Санкт-Петербург ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся системы знаний по целому ря...
Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского "Посвящение Александру Невскому".
Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского написана на стихи собственного сочинения....
Самостоятельная работа по истории на тему "Экономическое и общественное развитие в годы правления Александра III. Национальная политика Александра III" (8 класс)
Самостоятельная работа имеет 4 части (базовый уровень) Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы. Часть 4. Допишите... В профильном уровне работа представленна т...
Князь Александр Невский- Великое имя России «к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»
Князь Александр Невский- Великое имя России«к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»...
Проверочная работа для 9 класса по истории России.Тема «Правление Александра II и Александра III»
Проверочная работа по истории России соответствует содержанию и структуре учебника «История России. 9 класс» под редакцией А. В. Торкунова (издательство «Просвещение»). Проверо...