Выступление на пед совете с темой "Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики"
методическая разработка
Выступление на совете методического объединения по теме "Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики"
Скачать:
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В настоящее время состояние качества знаний и успеваемость по математике в школах оставляют желать лучшего.
Многие школьники, которых мы учим, не видят смысла в образованности. В семьях, где родители сами не имеют образования или ведут часто асоциальный образ жизни, нет настроя на получение знаний детьми. Но есть дети, не пропускающие занятий, а при выполнении различных работ получают отрицательные отметки. Каковы же проблемы неуспеваемости школьников?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.
Можно сказать, что причин неуспеваемости, по большому счету, не так уж и много.
Основные из них:
- отсутствие мотивации;
- низкие способности;
- уровень подготовленности учащихся в предыдущие учебные года;
- ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе отрицательного влияния вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность учащихся;
- недостаточное отслеживание учителем западающих тем по предмету;
- отсутствие должного контроля со стороны родителей.
Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации, нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал. Каждому педагогу необходимо уделять внимание мотивационному этапу. Мотивационный этап - это сообщение почему и для чего учащемуся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно-проблемной ситуации (задачи, цели).
Следующая причина – низкие способности многих школьников. У школьников с низкими способностями, как правило, плохая память, они легко возбудимы или, наоборот, слишком пассивны, не могут сосредоточить внимание при восприятии нового материала, долго подключаются к работе.
Всем известно, что результаты качественного обучения в средних классах зависят напрямую от их подготовленности в младшем звене, а конкретно, от знания табличного умножения, метрической системы мер, умения считать устно на все действия, решать текстовые задачи. К примеру: как я могу научить ребят десятичным и обыкновенным дробям, выполнять с ними действия, сокращать дроби, если они не знают элементарно таблицу умножения. Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда разделов курса математики. Значительная часть времени урока затрачивается на проведение вычислений при выполнении заданий, направленных на закрепление нового материала и повторение предыдущего. Недостаточное умение школьников производить вычисления создает дополнительные трудности и при выполнении работ практического содержания.
Один из факторов снижения успеваемости – ухудшения состояния здоровья детей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Учителю необходимо планировать урок в соответствии с технологиями здоровьясбережения: использовать разнообразные формы и методы, дозировка домашних заданий, проводить физминутки, учащимся рекомендовать пересаживаться с одного ряда и парты на другое рабочее место.
Результаты обучения во многом зависят от учителя, его профессионализма, творческого дарования. Одна из действенных мер с отстающими – это индивидуальная, дополнительная работа во внеурочное время. Эффективная мера решения проблемы неуспеваемости – это помощь родителей, а также организация работы консультантов-учащихся на уроках. Находить время на повторение ранее изученного материала.
Повторение – мать учения. Эта фраза не нова. Понятно, что усвоение любой темы требует неоднократной отработки.
Основными этапами урока математики являются: актуализация знаний, изложение нового материала, первичное закрепление, применение знаний, самостоятельная работа учащихся. На каждом этапе существует своя профилактика неуспеваемости учащихся.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Категории неуспевающих «прогульщики», «хотят учиться, но не могут», «могут учиться хорошо, но не хотят», слабоуспевающие «3 пишем 2 в уме».
Со всеми учениками необходимо проводить индивидуальные беседы, мотивировать на получение хорошего результата в учебе, своевременно информировать классных руководителей и родителей о возникшей проблеме.
В процессе подготовке к урокам планировать индивидуальную работу с такими учениками.
Необходимо довести до сознания ученика следующую информацию, что знания формируются:
80% - начальная и основная школа;
10% - 10-11 классы;
5% - вуз;
Остальное – практика в самостоятельной жизни.
Эту информацию должен знать каждый ученик, должен понять, что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения – это школьные годы и каждый учится на свое будущее благополучие.
Можно сделать следующие выводы:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
«Любому профессиональному педагогу понятно,
что выставление неудовлетворительной
оценки должно сопровождаться целой
системой мер по ее дальнейшему предотвращению».
В.М. Лизинский.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.
Причины неуспеваемости: отсутствие мотивации; низкие способности; уровень подготовленности учащихся на предыдущих учебных годах; ухудшение здоровья подрастающего поколения или вредные привычки; недостаточное отслеживание учителем западающих тем по предмету. отсутствие должного контроля со стороны родителей;
Первая причина: Мотивационный этап - это сообщение почему и для чего учащемуся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно-проблемной ситуации (задачи, цели).
Вторая причина: Следующая причина – низкие способности . У школьников с низкими способностями, как правило, плохая память, они легко возбудимы или, наоборот, слишком пассивны, не могут сосредоточить внимание при восприятии нового материала, долго подключаются к работе.
Третья причина: Уровень подготовленности учащихся в предыдущие учебные года является неотъемлемой частью успешной или неуспешной успеваемости ребенка. Всем известно, что результаты качественного обучения в средних классах зависят напрямую от их подготовленности в младшем звене.
Четвертая причина: Один из факторов снижения успеваемости – ухудшения состояния здоровья детей . Учителю необходимо планировать урок в соответствии с технологиями здоровьясбережения : использовать разнообразные формы и методы, дозировка домашних заданий, проводить физминутки .
Пятая причина: Следующей причиной неуспеваемости является недостаточное отслеживание учителем западающих тем по предмету . Результаты обучения во многом зависят от учителя, его профессионализма, творческого дарования.
Актуализация знаний Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Изложение нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
Первичное закрепление изученного материала Более подробное объяснение последовательности выполнения задания Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Напоминание приема и способа выполнения задания Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее
Самостоятельная работа учащихся Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих
Выводы: 1. Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов. 2. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам . 3. Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности , стойкий познавательный интерес к учению.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"
Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"ГБОУ ГО №1085...
Работа по предупреждению неуспеваемости учащихся.
Основные признаки неуспеваемости учащихся...
О методах предупреждения неуспеваемости на уроках математики в 9 классе
Доклад учителя математики...
Выступление на школьном методическом объединении учителей математики "Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики."
quot;Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики."...
Выступление на педагогическом совете по теме «Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики»
Цель дифференцированного обучения: создать комфортную среду для обучения и развития личности с учётом индивидуально- психологических особенностей....
Программа работы по предупреждению неуспеваемости учащихся
организация индивидуальной работы с учащимися...
Выступление на педагогическом совете с темой " Профилактика и предупреждение асоциального поведение у подростков"
ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ у подростков...