Использование настольно-печатных игр для умственного развития детей
статья
В статье описывается опыт работы с детьми разного возраста с использованием настольно-печатных игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastolno-pechatnye_igry.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование настольно-печатных игр для умственного развития детей
Технологическая сфера жизни человека развивается день ото дня, каждый год совершается какое-либо новое открытие, что привносит существенные изменения в сознание ребенка как индивидуума. Интернет стал для людей главным способом получения информации, так же, как и способом развлечения. Телефон, планшет и компьютер заменили людям книги, игры, живое общение. Огромное количество взрослых людей имеют зависимость от своих гаджетов, и все большее количество детей имеют интернет-зависимость. В свободное от учебных занятий время, дети предпочитают подвижным или развивающим играм игры компьютерные, непосредственному общению со сверстниками — игры с телефоном или планшетом. Такая же тенденция прослеживается и в подростковом возрасте, когда реальное общение со сверстниками, как необходимое условие развития, заменяется виртуальным.
Подростковый возраст является наилучшим возрастным периодом для развития межличностных отношений. Общение со сверстниками, как ведущий вид деятельности данного возраста, имеет большую воспитательную силу, то есть оно выступает не только как средство обмена информацией, но и оказывает влияние на развитие личности подростков: происходит изменение восприятия окружающего мира, освоение норм и ценностей, формируются нравственные качества личности. В подростковом возрасте, нередко, у детей возникают трудности в установлении контактов, в межличностном взаимодействии, боязнь общения и страх самовыражения. Безусловно, это тормозит процесс формирования жизненно важных качеств, умений и навыков подростков. Одним из самых прогрессивных способов введения ребенка в современный мир и область информации, в процессы обучения и познания жизни, являются игры, чаще - компьютерные. Учитывая этот факт, у педагога есть возможность заменить компьютерные игры настольными.
Настольные игры положительно влияют на психологическое развитие подростков, так как одним из главнейших критериев игры считается свобода действий, что, в свою очередь, принимается подростками как один из важных моментов на этапе приближения их к взрослению. Применение настольных игр оказывает положительное воздействие на социализацию детей, формирование коммуникативных навыков, способствует снятию тревожности, благоприятному развитию эмоциональной сферы подростков, воспитанию моральных качеств. Во время игры возможно взаимодействие детей как одной возрастной группы, так и разных возрастов. Игры являются не только способом отдохнуть и развлечься, но также хорошим способом получения знаний и развития. К категории развивающих игр относятся и настольные игры. Существует большое количество настольных игр, способных передать разнообразные знания.
Настольно-печатные игры — это разновидность дидактических игр, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе. Настольная игра – игра, основанная на использовании относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Это делает её выгодной с точки зрения экономии пространства для занятий. Игры данной категории не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного сложного инвентаря. Настольные игры являются одной из форм игровых технологий, стремительно набирающих популярность в современном образовании. Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний. Они способствуют развитию сообразительности, внимания к своим действиям, к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода, на развитие мыслительных операций.
В нашем учреждении уже давно пользуется популярностью игра «Города на бумаге». Эта игра носит занимательный и соревновательный характер. Плюс этой игры в том, что она позволяет получить знания в легкой и не обязывающей форме. Для участия в ней необходимо иметь знания из разных областей: география, биология, окружающий мир. Опытные игроки знают, что для этой игры мало знать пару городов и рек, необходимо пополнять свои знания регулярно, постоянно узнавать что-то новое, чтобы в игре блеснуть эрудицией. Дело в том, что при совпадении ответов с соперниками баллы снижаются, а если ты один написал название города или страны, и оно не совпало не с одним игроком, значит, ты получаешь максимальный балл, и твой шанс на победу увеличивается. Также, эта игра предусматривает такие качества как: скорость мышления и память. Вот вариант классической игры в «Города на бумаге»: необходимо расчертить на бумаге заготовки и выдать их каждому участнику. Каждому игроку необходимо нарисовать таблицу, в которой 6 столбиков. Верхняя строчка — наименования столбцов.
Город | Растение | Животное | Профессия | Имя | Итог |
Затем с помощью считалочки или по обоюдному согласию выбирают участника, который будет произносить про себя алфавит. Необходимо громко объявить о начале. Для этого первый участник вслух говорит букву «А». Далее он продолжает про себя называть буквы алфавита «Б», «В», «Г», «Д» и так далее. Сидящий рядом с ним по левую руку игрок в любой момент говорит «Стоп». Первый участник вслух объявляет букву, на которой он остановился. Например, этой буквой стала «Т». В этом случае все слова нужно будет вписывать, начиная на эту букву, к примеру:
Город | Растение | Животное | Профессия | Имя | Итог |
Тольятти | Тыква | Тигр | Токарь | Татьяна |
Как только кто-то из игроков закончил вписывать слова на озвученную букву, он должен прокричать: «Стоп». Остальные участники тут же заканчивают вписывать слова. Даже если они не успели заполнить всю таблицу. Они откладывают листки и ручки в сторону. Начинается проверка. Теперь тот участник, который закончил первым, начинает называть по очереди все слова, которые он вписал. Он говорит: «Город Тольятти». Следующий за ним по левую сторону участник называет свой город. Если название города совпало хоть с одним участником, значит все, кто написал этот же город – получают 5 баллов. Если Тольятти написал лишь один участник игры, значит, он получает 10 баллов. Значит, все совпадения – это 5 баллов, если же ответ только у одного участника – это 10 баллов. Если участник не написал ничего, он говорит: «Пусто» и получает 0 баллов. Так все называют свой город. Потом переходят к проверке других категорий: растений, животных и т.д. В последнем столбце записываем количество баллов набранных за этот раунд. Затем выбирается следующая буква и игра продолжается. Например:
Игрок 1.
Город | Растение | Животное | Профессия | Имя | Итог |
\10 Тольятти | \10 Тыква | \10 Тигр | \10 Токарь | \5 Татьяна | 45 |
Игрок 2.
Город | Растение | Животное | Профессия | Имя | Итог |
\10 Томск | \10 Томат | \10 Тюлень | \0 _ | \10 Таисия | 40 |
Игрок 3.
Город | Растение | Животное | Профессия | Имя | Итог |
\10 Тамбов | \10 Туя | \10 Тукан | \10 Тракторист | \5 Татьяна | 45 |
По итогам этой буквы у первого игрока 45 баллов, у второго игрока 40 баллов, у третьего игрока 45 баллов. Игра продолжается дальше по желанию участников.
В нашем учреждении эта игра весьма популярна. Во-первых, для того, чтобы сыграть в нее, необходимо иметь лишь листок бумаги и ручку. Во-вторых, это интересная игра, в которую может играть неограниченное количество участников. Сразиться в интеллектуальной битве собираются самые смелые и уверенные в своих силах игроки. Сначала они вписывают слова в ячейки, начиная с тех, которые могут придумать быстрее, например, растение и имя, а затем уже заполняют оставшиеся ячейки. Игра идет и на скорость письма и на скорость мышления. И вот звучит заветное «Стоп». Игра прерывается для сверки ответов, чтобы продолжиться дальше. Когда ребята сверяют ответы, забавно наблюдать за их реакцией: называя слово, они ждут ответов других игроков, и каково разочарование, когда звучит такое же название города или профессии, ведь это означает, что засчитывается лишь половина балла. И какова радость участника, у которого слова не совпали не с одним игроком. Он получил максимальный балл, а это значит, что пока, он ведет в счете. Самое интересное происходит тогда, когда наступает момент подведения итога всей игры: каждый игрок очень внимательно подсчитывает свои баллы и ждет результатов всех участников игры. Наконец, наступает момент истины: каждый игрок оглашает свой результат и игрок, набравший максимальное количество баллов становится победителем игры.
Вновь прибывшие дети сначала стесняются играть, переживая за то, что их знаний будет недостаточно для игры с опытными игроками. Но, как показывает практика, эти волнения совсем напрасны, т.к. включаясь в игру, ребенок не только использует свои знания, но и получает знания от других ребят, запоминает все названия и, чтобы быть конкурентоспособным изучает дополнительную литературу, чтобы добыть новые знания. У новых игроков всегда вызывает затруднение город на букву «Г», уже после игры, анализируя игру, кто как справился, какие сложности возникли, как показывает практика, всегда вводит в ступор категория «Город» и именно на букву «Г». Именно поэтому после игры ребята часто ищут информацию в сети интернет и в учебниках географии и биологии. Также, новички совершают ошибку, заполняя ячейки по порядку, при этом теряя скорость. Но набравшись опыта, исключив былые ошибки, ребята наравне со всеми играют и выдают хорошие результаты. Стоит отметить, что эта игра заставляет думать в простой игровой форме и мотивирует детей к получению знаний. Она предназначена для всех, кому нравится проводить время в компании, общаться, повышать свои коммуникативные навыки. Разнообразить эту игру можно дополнением других категорий слов (реки, страны) Нужно учитывать возраст участников и усложнять или облегчать задачу. Для малышей можно ввести категории известных им слов (игрушки, имена девочек, имена мальчиков, названия фруктов, ягод, птиц, насекомых). Каждый может предложить свою категорию.
Польза игры «Города на бумаге»:
1.Расширение словарного запаса;
2.Укрепление и стимуляция памяти;
4.Развитие логического и образного мышления;
5.Сплочение коллектива.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, а победители настольных игр – это люди самого разностороннего плана: умные, хитрые, ловкие, стратегически мыслящие, эрудированные. А главное – мозг учится работать эффективно. Именно поэтому нужно включать настольные игры в процессе развития детей. Все настольные игры позволяют развивать концентрацию внимания, улучшают память, обогащают знаниями. В зависимости от конкретной настольной игры можно получить и другие знания: умение работать с цифрами, обогащение словарного запаса, развитие мышления и т.д.
Таким образом, в процессе организации и проведения настольных игр удается организовать детский досуг интересным и полезным способом. Кроме того, участники игр приобретают опыт налаживания взаимоотношений, установления дружеских связей, что способствует их дальнейшей социализации, а еще настольные развивающие игры доставляют массу удовольствия. Они способствуют социализации детей, сплочению коллектива, а так же снятию эмоционального напряжения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста.
Представлена диагностика уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.Диагностические тетради для 1-2классов (Амтхауэра, Антипенко). Есть ещё диагностические тетради для 3-5 кла...
МЕТОДИКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ Предложена Э. Ф. Замбицявичене
МЕТОДИКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ Предложена Э. Ф. Замбицявичене...
Связь занятий по прикладному творчеству с умственным развитием детей.
Влияние творчества на развитие мышления у ребенка....
Умственное развитие детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида, в процессе ознакомления с природой.
статья на тему "Умственное развитие детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида, в процессе ознакомления с природой"....
Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и ...
Диагностика умственного развития детей раннего возраста Стребелевой Е.А.
Диагностический инструментарий....
Использование настольно-печатных игр на логопедических занятиях с детьми, имеющими аутистические расстройства
Логопедическая работа с ребенком, больным аутизмом, является наиважнейшей в реабилитации детского аутизма. По этой причине подчеркнем основные этапы ее проведения....