"Эколого-этнографическая тропа в ДОУ"
проект
Увжаемы коллеги, предлагаю Вашему вниманию педагогический проект "Эколого-этнографическая тропа в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologo-etnograficheskaya_tropa_v_dou.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Эколого-этнографическая тропа в ДОУ»
Актуальность
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На мой взгляд, решением данной проблемы станет реализация проекта по созданию эколого-этнографической тропы в ДОУ.
Эколого-этнографическая тропа помогает нам реализовать очень важную педагогическую идею - воспитание ребёнка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по эколого-этнографической тропе дети знакомятся с родным краем, его национальными, географическими, природными особенностями, играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, а видеть, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. У них развивается мышление, речь, память, а самое главное - появляется чувство прекрасного, воспитывается желание беречь и охранять природу.
Цель: создание эколого-этнографической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам.
Задачи:
- Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях родного края.
- Способствовать повышению уровня профессиональной подготовки педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам эколого-этнографической тропы.
- Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе.
- Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу экологической культуры.
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- Вовлечь родителей в реализацию совместных мероприятий в рамках проекта.
Сроки реализации проекта:
Ожидаемые результаты:
- Дети систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях родного края.
- Педагоги должны повысить уровень профессиональной подготовки в вопросах проведения экскурсий по объектам эколого-этнографической тропы.
- Дети должны овладеть экологически грамотным поведением в природе.
- Обогатится предметно-развивающая среда ДОУ.
- У детей сформируется стремление передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Родители станут активными участниками проекта.
Формы реализации проекта:
- разработка эколого-этнографической тропы, оформление карты-схемы эколого-этнографической тропы.
- разработка методических рекомендаций для педагогов по проведению экскурсий.
- Проведение экскурсий по эколого-этнографической тропе.
- наблюдение за живой и неживой природой в ходе экскурсий.
- Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций во время экскурсий по эколого-этнографической тропе.
- дидактические, настольные экологические игры.
- продуктивная деятельность ( рисование, поделки из природного материала)
- труд в природе.
Этапы создания и оформления тропы:
1 этап - подготовительный
- Изучение методической литературы по проблеме исследования.
- Детальное обследование территории детского сада и близлежащей территории и выделение интересных объектов.
- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов.
- Проведение диагностики
- составление паспорта всех точек тропинки.
- изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку, а также знаков поведения в природе.
- составление методических рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
2 этап - познавательно-исследовательский Содержание деятельности по реализации проекта.
В ходе детального исследования территории детского сада и близлежащей территории были обозначены следующие точки эколого-этнографической тропы:
- "Музейная"
- "Огородная".
- "Лесная".
- "Береговая".
- "Мостовая".
- "Птичья гостиная".
- "Беличья столовая".
- "Муравейник".
- "Старый пень".
- "Фитогрядка".
Станция, задачи, объекты наблюдения.
1. "Музейная"
- Формировать у дошкольников представления о родном крае;
- развивать познавательные способности дошкольников;
- формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- воспитывать у детей бережное отношение к традициям, культуре и истории родного края.
2. "Огородная"
- Продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами; способами посадки и ухода за ними;
- Развивать интерес к выращиванию овощных культур;
- Воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками.
3. "Лесная"
- Учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
- Закрепить названия деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
- систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
- воспитывать бережное отношение к растениям.
- берёза;
- рябина;
- ива;
- осина
- ель;
- сосна;
- кедр;
- шиповник.
4. "Береговая"
- познакомить детей с водными объектами природы (река);
- рассказать о типичных представителях фауны реки;
- показать сезонные изменения, происходящие с водоёмом осенью.
5. "Мостовая"
- познакомить детей с историей создания моста и его названием.
- рассказать о назначении моста.
6. "Птичья гостиная".
- закрепить у детей представление о зимующих и перелётных птицах;
- учить различать и называть птиц по внешнему виду;
- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, желание их подкармливать;
- воспитывать бережное отношение к ним.
- воробей;
- синица;
- поползень;
- дятел;
- снегири;
- куропатки.
7. "Беличья столовая"
- Расширить и уточнить знания детей о белках.
- Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями.
- развивать у детей интерес к наблюдениям за белками, желание их подкармливать.
8. "Муравейник"
- углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;
- сформировать представление о роли муравьёв в жизни леса;
- воспитывать бережное отношение к муравьям.
9. "Старый пень"
- Познакомить детей с происхождением пеньков.
- Дать понятие, что пень- это жилище мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других;
- воспитывать уважительное и почтительное отношение к старым деревьям и пням.
10. "Фитогрядка"
- расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях ближайшего окружения;
- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- учить собирать и сушить лекарственные растения.
- зверобой;
- мята;
- душица;
- подорожник;
- ромашка аптечная;
- мать-и-мачеха.
Взаимодействие с родителями.
- Разработка консультаций для родителей экологической тематики;
- Изготовление и вывешивание кормушек на экологической тропе;
- Совместные экскурсии и походы выходного дня на экологической тропе;
- Экологические акции (уборка мусора на прибрежной территории, изготовление буклетов «Береги природу родного края»).
Взаимодействие с социальными партнёрами.
Детская библиотека:
- Игра-викторина «Край, в котором я живу»;
- Просмотр и обсуждение презентации «Загадки северного края»;
- Экологическая сказка «Заходи в зеленый дом – чудеса увидишь в нём».
Музейно-выставочный центр:
- Тематическая экскурсия «Природа нашего края»
3 этап - обобщающий
- Защита проекта "Путешествие по эколого-этнографической тропе".
- Создание фотоальбомов «Путешествуем и познаем», «Как мы помогаем природе».
- Создание лэпбука « Природа моей малой Родины-Югры».
Результаты проекта:
- Педагоги повысили уровень профессиональной подготовки в вопросах проведения экскурсий по объектам эколого-этнографической тропы.
- Дети систематизировали и углубили свои знания о растениях, животных, природных явлениях родного края.
- Дети овладели экологически грамотным поведением в природе.
- Обогатилась предметно-развивающая среда ДОУ.
- У детей сформировано стремление передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Родители стали активными участниками проекта.
Используемая литература:
- Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.- сост. С.В. Машкова [и др,], - Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2012, - 174 с.
- Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 2-ое. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2015. – 232 с.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений . – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая тропа. Экскурсия по Железноводску. Путеводитель.
Данная работа группы учащихся 7 класса предназначена для выступления на конкурсе работ "Наша родина-наш дом" Для того чтобы представить эту работу на конкурс, девочки проделали огромную работу: собра...
Проект длительной образовательной эколого- этнографической игры «Это интересно: делать своими руками и узнавать новое!»
Пояснительная записка Это длительная образовательная игра, технологии которой педагоги школы научились во время командировки в московскую школу №24 и в эколог...
Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"
Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с эколого-этнографической направленностью « МОК,-МОК,ЭН»
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители имеют возможность вывезти детей на все лето. В городе Когалыме, огромное внимание обращается на о...
«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»
laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...
Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.
Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза....
Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора»
Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора" Экологическая тропа – это маршрут на местности, который специально оборудован для целей экологического об...