Тренинг "Я+ТЫ=МЫ"
материал
Индивидуально-личностные и профессиональные качества воспитателей тесно взаимосвязаны с успешным образованием дошкольников. В дошкольных образовательных учреждениях образовательный процесс выстроен таким образом, что с детьми контактирует не один педагог, а несколько членов образовательного коллектива, вплотную взаимодействуя друг с другом. Формирование навыков по сохранению психологического здоровья педагога психологической службой дошкольного образовательного учреждения так же важно, как и его профессиональная подготовка и сравнима с значимостью приобретаемых знаний на курсах повышения квалификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ya_tymy.docx | 113.14 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 88» (МДОАУ № 88), 2 корпус
РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
с элементами тренинга
для педагогов ДОУ
«Я + ТЫ = МЫ»
|
Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, 5/7
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Научная актуальность проблемы межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе ДОУ состоит в том, что данная проблема на сегодняшний момент мало изучена современными авторами.
Практическая актуальность эмоционального принятия коллег и взаимодействия с ними выражается во влиянии межличностных отношениях педагогов на снижение показателей результатов труда.
Индивидуально-личностные и профессиональные качества воспитателей тесно взаимосвязаны с успешным образованием дошкольников. В дошкольных образовательных учреждениях образовательный процесс выстроен таким образом, что с детьми контактирует не один педагог, а несколько членов образовательного коллектива, вплотную взаимодействуя друг с другом. Формирование навыков по сохранению психологического здоровья педагога психологической службой дошкольного образовательного учреждения так же важно, как и его профессиональная подготовка и сравнима с значимостью приобретаемых знаний на курсах повышения квалификации.
Педагогический коллектив 2 корпуса МДОАУ № 88 находится в периоде становления и развития (вновь выстроенное здание и вновь набранный коллектив). И здесь большую роль играет создание модели будущего коллектива, основанной на межличностных взаимоотношениях.
Межличностные отношения включают в себя:
• восприятие и понимание людьми друг друга;
• межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);
• взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Среди компонентов межличностных отношений можно выделить следующие:
1) когнитивный компонент – все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми;
2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми (симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.);
3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.
Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности – неудовлетворенности группы и ее членов. Психологический климат в коллективе напрямую связан с межличностными отношениями, которые в свою очередь оказывают влияние на настроение, самочувствие, удовлетворенность процессом совместной деятельности и общения.
Существенное влияние на межличностные отношения в коллективе оказывают семь основных центраций, выделенных психологом-исследователем А.Б. Орловым, каждая из которых может доминировать как в педагогической деятельности в целом, так и в отдельных, конкретных педагогических ситуациях:
• эгоистическая (центрация на интересах своего "Я");
• бюрократическая (центрация на интересах администрации, руководителей);
• конфликтная (центрация на интересах коллег);
• авторитетная (центрация на интересах, запросах родителей учащихся);
• познавательная (центрация на требованиях средств обучения и воспитания);
• альтруистическая (центрация на интересах (потребностях) учащихся);
• гуманистическая (центрация учителя на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (администратора, коллег, родителей, учащихся).
Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к педагогу вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог.
Обязательность личностных качеств: адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний воспитанников и сопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии.
Требования второго уровня предъявляются к педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает – это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.
Таким образом, основная задача психолога – помочь педагогам и специалистам сохранить свое эмоциональное благополучие, научиться бесконфликтно взаимодействовать с администрацией, коллегами, воспитанниками и их родителями.
Форма проведения: развивающее занятие с элементами тренинга.
Место проведения: музыкальный зал МДОАУ № 88, 2 корпус
Время занятия: 13.15 – 14.15 часов
Целевая аудитория: педагоги, группа не более 30 человек.
Оборудование: стулья – по количеству участников; листы А4 со значками правил группы; длинная веревка, приз – коробка конфет, воздушные шарики – по количеству участников; 2 карандаша; спокойная негромкая музыка, веселая игровая мелодия; доска, рисунок дерева (без листьев), разноцветные стикеры на клейкой основе.
Цель – эмоциональное принятие педагогов МДОАУ и определение своего места в педагогическом коллективе
Задачи занятия:
1. Овладение новыми социально-психологическими знаниями;
2. Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;
3. Профилактика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;
4. Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
План тренинга
№ | Этапы и содержание занятия | Время, минуты |
1 этап. Вводная часть: | 15 | |
1) Ритуал приветствия | 3 | |
| 3 | |
2) Разминка | 12 | |
| 2 | |
| 10 | |
2 этап. Основная часть | 35 | |
1) Упражнения, направленные на образование команд / внутренних групп | 8 | |
| 8 | |
2) Упражнения, направленные на перегруппировку | 20 | |
| 10 | |
| 5 | |
| 5 | |
3) Упражнения, направленные на взаимодействие | 7 | |
| 7 | |
3 этап. Заключительная часть | 10 | |
1) Рефлексия | 7 | |
| 7 | |
2) Подведение итогов, ритуал прощания | 3 | |
| 3 | |
Итого: | 60 |
ХОД ТРЕНИНГА
1 этап. Вводная часть
1) Ритуал приветствия – 3 минуты
- Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что …»
Время выполнения: 3 минут.
Цель: снятие агрессии, умение находить похожие качества в окружающих людях.
Ход упражнения:
Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)
Рефлексия:
- Какие эмоции испытывали во время упражнения?
- Что нового узнали о других?
- Что интересное узнали?
2) Разминка – 12 минут
- Знакомство с «Правилами группы»
Время: 2 минуты.
Ресурсы: листы А4 с значками правил группы.
Ход упражнения: педагоги сидят на стульях в полукруге и участвуют в обсуждении правил:
- Прежде чем мы приступим к выполнению тренинговых упражнений, обсудим некоторые правила, которые должны работать в группе до конца занятия:
- Отключить телефоны.
- Проявлять активность.
- «Взаимное уважение» - слушать друг друга, не перебивая.
- «Один микрофон» - говорить только от своего лица.
- «Здесь и сейчас» - не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
- «СТОП» - в случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
Рефлексия:
- Принимаем эти правила? Голосуем.
- Правила нами приняты единогласно, и мы обязуемся выполнять их в ходе тренингового занятия.
- Социометрическая игра «Капитан»
Цель: формирование команд / внутренних групп, активизация работы в группе.
Время выполнения: 10 минут.
Психологи называют капитанов. Те, в свою очередь, собирают себе команду / внутреннюю группу. После формирования капитанов выводят из зала, а командам / внутренним группам дается задание на все буквы имени капитана найти качества, которые они хотели бы сформировать и у себя, и записать их на отдельных листочках (каждому качеству – свой листочек).
Далее капитаны приглашаются в зал и им зачитываются качества, без выделения букв, на которые они подобраны. Капитан должен отгадать качества, названные своими командами собрать их и вывесить на магнитную доску
Рефлексия:
- Что нового вы узнали друг о друге?
- Сложно ли было выполнять задания?
- Как себя чувствует капитан? Команда / внутренняя группа?
- этап. Основная часть.
Педагог в детском саду очень тесно взаимосвязан со своими коллегами, и никто не станет отрицать важность межличностных взаимоотношений. Если в коллективе все педагоги сотрудничают на одной волне, то коллектив добивается высоких результатов. «Но коль в товарищах согласья нет…» - вспомните известную басню И.А. Крылова и плачевный результат.
Сегодня мы с вами опробуем комплекс упражнений, подобранных нами для занятия, которые вы можете взять в свой опыт.
1) Упражнения, направленные на образование команд / внутренних групп
- Упражнение «Гусеница» - 8 минут
Цель: формирование доверия членам своей команды / внутренней группы..
Ход упражнения:
- Сейчас мы с вами с помощью воздушных шариков превратимся в большую гусеницу и будем вместе передвигаться по залу.
Встаем цепочкой, руки кладите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Капитан держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти, как можно быстрее до противоположной стены. Победит та команда / внутренняя группа, которая первой доберется до цели. Победителя ждет приз.
Рефлексия:
- Что испытывали при выполнении задания?
2) Упражнения, направленные на перегруппировку
- Упражнение «Говорящие руки» - 10 минут
Цель: умение приспосабливаться к меняющимся условиям, эмоционально-психологическое сближение участников.
Ход упражнения:
Участники, стоя лицом друг к другу, встают в два круга: внутренний и внешний. Участники выполняют команды ведущего психолога, МОЛЧА, в образовавшейся паре. По сигналу ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
- Поздороваться с помощью рук.
- Побороться руками.
- Помириться руками.
- Выразить поддержку с помощью рук.
- Пожалеть руками.
- Выразить радость.
- Пожелать удачи.
- Попрощаться руками.
Рефлексия:
- Что было легко, что сложно?
- Кому было сложно молча передавать информацию?
- Кому легко?
- Игра «Да и нет» - 5 минут
Цель: умение приспосабливаться к меняющимся условиям, снятие агрессии, готовность участников к общению.
Ход упражнения:
- Вы остаетесь в парах из упражнения «Говорящие руки» и так же стоите друг напротив друга. Определитесь, кто в вашей паре хочет говорить «Да», а кто — «Нет». Начинает игру участник под словом «Да». Второй тут же отвечает ему: «Нет!». Первый снова говорит: «Да!», но уже чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: Нет!», и тоже слегка посильнее.
Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или «Да», или «Нет». Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать «спор».
Рефлексия:
- Как ты себя сейчас чувствуешь?
- Как тебе удобнее спорить — произнося слово «Да» или произнося слово «Нет»?
- Ты говорил достаточно громко?
- Музыкальная пауза «Взболтай-ка» - 5 минут
Цель: умение приспосабливаться к меняющимся условиям, снятие агрессии, раскрепощение телесных зажимов.
Ход упражнения: Участники танцуют, передвигаясь по залу в одиночестве! Каждый должен переместиться с места, на котором стоял до этого. Как только музыка остановилась, участники замирают на том месте, где прервалась мелодия.
Рефлексия:
- Что вы чувствовали во время танца?
- Сменили ли вы позицию в пространстве?
3) Упражнения, направленные на взаимодействие
• Упражнение «Пронеси карандаш»- 5 минут
Цель: умение приспосабливаться к меняющимся условиям, развитие коммуникативных навыков.
Ход упражнения: Психологи разбивают группу на 2 команды произвольно.
- Сейчас вы своими командами построитесь в 2 колонны за чертой (длинная веревка), где лежит карандаш. Ваша задача — двум стоящим друг за другом членам команды, взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из вас касался его кончика только указательным пальцем. Вы должны пронести его до разметки и вернуться обратно. И так, все члены команды. Кому не хватило пары, приглашайте желающих.
После выполнения – устное поощрение и рассаживание по стульям в круг.
Рефлексия:
- Что с вами происходило?
- Если не получилось, то почему?
3 этап. Заключительная часть.
1) Рефлексия
- Упражнение «Осеннее дерево»- 5 минут
Цель: развитие самоанализа.
Ход упражнения:
- Предлагаю вашему вниманию силуэт дерева, нарисованный на доске. Около доски лежат желтые стикеры (так как сейчас осень) – это осенние листочки. Ваша задача наклеить их в соответствии с указанием:
- Если выполненные вами сегодня УПРАЖНЕНИЯ ПРИНЕСЛИ ВАМ ПОЛЬЗУ, и вы возьмете их себе в копилку, чтобы применить в определенной подходящей ситуации, то клеите листочки – НА ВЕТКИ (это ваш будущий ресурс).
- Если вы считаете, что ничего вам не пригодится, и вы зря потратили время сегодня, то клеите листочки – на землю, около корней дерева (это бесполезные для вас знания).
Рефлексия:
- Легко было определиться?
2) Ритуал прощания. Подведение итогов
- Упражнение «Спираль»
Цель: разрядка, создание хорошей атмосферы, понимание значимости каждого участника в выполнении общей задачи, завершающий аккорд тренинга.
Ход упражнения:
- Мы с вами хорошо поработали. И в завершении тренингового занятия я предлагаю взять друг друга за руки и образовать круг.
Один психолог разрывает круг, берет первого участника и ведет за собой всю группу, идя в центр круга по внутренней стороне круга, до образования плотной свернутой спирали, в центре которого находится ведущий. Другой психолог замыкает спираль и следит за состоянием участников.
По команде психолога, стоящего в центре спирали, группа делает одновременно несколько совместных глубоких вдохов и выдохов (по принципу упражнения «Доброе животное»). Необходимо почувствовать себя единым целым с группой.
Далее замыкающий психолог благодарит всех за работу и два психолога одновременно прощаются. После этого все участники группы отпускают руки и расходятся.
Источники:
- Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
- Тренинг на стрессоустойчивость для сотрудников. – https://www.hr-director.ru/article/67194-trening-snyatie-emotsionalnogo-napryajeniya-19-m3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов с элементами тренинга.
Семинар можно проводить с целью оказания психологической помощи педагогам при прохождении аттестации....
разработка занятия с элементами тренинга для педагогов
Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации, как отраж...
Психологический тренинг для подростков-1
Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....
Психологический тренинг для подростков-2
Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....
ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"
Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь" Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...
Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"
Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.· формировать общий командный дух путем спло...
Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...