Программа "Быть здоровым-это модно"
рабочая программа
Рабочая программа направлена на воспитание здорового образа жизни обучающихся школы 1-11 классов, профилактику табакакурения, алкоголизма и употребления ПАВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byt_zdorovym_-_eto_modno.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Большелеушинская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьский район, ХМАО – Югра
Программа
"Быть здоровым – это модно!"
Содержание программы «Быть здоровым – модно!»
- Паспорт
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Формы, методы и приемы работы
- Этапы реализации программы
- Календарный план мероприятий на 2 года
- Прогнозируемый результат внедрения программы «Быть здоровым – это модно!»
- Ожидаемые результаты
- Используемая литература
Паспорт программы
Наименование программы: | Быть здоровым – это модно! |
Основные разработчики программы МОУ «Большелеушинская СОШ» Телефон Сроки реализации программы | Кий Вера Николаевна, заместитель директора по ВР Тюменская область ХМАО – Югра Октябрьский район п. Большие Леуши, ул. Центральная 28 (346-78) 2-29-17 2 года |
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу формирование гармонично развитой, социально активной личности выпускника. Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения, ограниченной коммуникации, недостаточного самоуважения. Сохранение здоровья каждого - залог здоровья нации.
Статистические данные за последние годы показывают высокую заболеваемость детского населения. Анализ показывает, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижение уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни. Это сделало необходимым введение в воспитательную работу школы программы «Быть здоровым – это модно», призванной обеспечить сохранение и улучшении физического, психического и социального здоровья.
Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. Развивающиеся процессы, в результате разрушают целостность, естественность функционирования организма, вызывают у молодежи комплексы агрессивности, эгоцентризма, потери уверенности в себе, пассивности, а подчас и антисоциальные установки, толкают ее на ложь, насилие, преступления. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.
Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой, заинтересованность родительской общественности, местных сообществ в сохранении здоровья детей и профилактике вредных привычек.
Кадрово-профессиональный потенциал школы позволяет развернуть антинаркотическую работу, для реализации которой необходима надежная и эффективная программа, реализуемая при тесном межведомственном сотрудничестве с социальными службами поселка и района. Основная работа по реализации программы осуществляется педагогами, педагогом - организатором школы, активом детской школьной организации «Шанс». Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (медицинских работников ФАП поселка и врачей районной больницы, инспектора ПДН и КДН, администрацию поселкового совета, библиотеки.)
Цели и задачи программы: | ||
1. | Цель программы | - реализация политики Правительства Российской Федерации и Ханты-Мансийского национального округа в области формирования социально – активной личности учащегося посредством пропаганды здорового образа жизни. |
2. | Задачи программы | - формирование и реализация программы по улучшению здоровья учащихся; - активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями. - привитие и развитие у школьников жизненных навыков, необходимых для поддержания здорового образа жизни; - воспитание личности, способной путем получения достоверной информации, знаний и навыков сформировать отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ; - при помощи взаимодействия школы, семьи и социальных служб поселка оказать формирование антинаркотического мировоззрения подростков; - помощь школьному коллективу в проведении массовых акций и мероприятий, связанных с профилактикой употребления психотропных веществ; |
- развивать и внедрять новые технологии обучения и воспитания учащихся, искать ресурсы за пределами школы для этих целей | ||
- анализировать и при необходимости внедрять предложения по содействию программе, по её корректировке, изменениям | ||
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним | ||
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении - развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска". |
Программа по первичной профилактике всех видов зависимостей и пропаганде здорового образа жизни среди подростков
Формы, методы и приемы профилактической работы.
1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.
7. Материально- техническое обеспечение образовательного учреждения.
8. Организация рационального питания
9. Формирование валеологических знаний у учителей, учащихся и их родителей (беседы врачей - специалистов); родительский всеобуч
10. Воспитание культуры потребления медицинских услуг
11. Профилактика травматизма и основы личной безопасности
12.Мониторинг и совершенствование гигиены помещения, школьного двора, спортивных сооружений;
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап
• Анализ состояния профилактической работы
• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.
II. Практический
• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий
• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
Календарный план мероприятий.
№ п/п | Виды деятельности участников программы | Сроки выполнения | Ответственные |
2021 – 2022 учебный год | |||
1 | Составление базы данных по учащимся | август - сентябрь | Директор школы Зам. директора по ВР |
2 | Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. | сентябрь | Классные руководители Зам. директора по ВР |
3 | Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. | сентябрь | Зам. директора по ВР Члены Совета профилактики |
4 | Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). | сентябрь | Руководители кружков, спортивных секций |
5 | Организация и проведение Дня здоровья «Золотая осень!» | сентябрь | Классные руководители Учитель физкультуры Учитель ОБЖ Педагог-организатор |
6 | Проведение классных часов по тематике «Быть здоровым – это модно», «Наркотикам - нет! Здоровому образу жизни - да!», «Соблюдай режим дня», «Лесная аптека на службе человека» «Праздник мойдодыра» и т.д. | сентябрь | Классные руководители |
7 | Анкетирование среди учащихся 5, 9 классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения. | октябрь | Классные руководители Зам. директора по ВР |
8 | Классные часы по итогам анкетирования | октябрь | Классные руководители |
9 | Заседание Совета профилактики | октябрь | Зам. директора по ВР |
10 | Вакцинация учащихся школы от гриппа | октябрь | Участковый врач |
11 | Подобрать материалы к родительским собраниям по тематике: “Режим дня школьника”, “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье», Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”. | конец первой четверти | Классные руководители Зам. директора по ВР |
12 | Участие в районной акции «Мы выбираем будущее» | октябрь | Зам. директора по ВР |
13 | Анкетирование среди учащихся 7 - 11 классов с целью выявления знаний о психотропных веществах и их употреблении | ноябрь | Классные руководители Зам. директора по ВР |
14 | Беседы врача- терапевта с учащимися 7 - 11 - ых классов с просмотром видеокассет по темам: “Наркомания”, «СПИД», “Виртуальная агрессия” | ноябрь | Участковый врач - терапевт |
15 | Конкурс рисунков, газет, буклетов, компьютерных презентаций, посвященный Дню борьбы со СПИДом. | ноябрь | Учитель ИЗО Учитель информатики Классные руководители |
16 | Выставки книг в сельской и школьной библиотеках о спорте, здоровом образе жизни | ноябрь | Библиотекарь школьной библиотеки Библиотекарь сельской библиотеки |
17 | Оформить картотеку по теме: “Здоровый образ жизни” | ноябрь | Библиотекарь школьной библиотеки Библиотекарь сельской библиотеки |
18 | Классные часы в 1 – 6 классах о личной гигиене школьников | декабрь | Классные руководители |
19 | «Все на лыжню» | новогодние каникулы, в течение зимы | Классные руководители Учитель физкультуры |
20 | Строительство «Снежного городка» | декабрь | Классные руководители |
21 | Беседа врача-терапевта с учащимися школы о профилактике гриппа | декабрь | Участковый врач - терапевт |
22 | Родительское собрание «Шаг навстречу» Обсуждение вопросов о роли семьи в воспитании детей, о пропаганде здорового образа жизни. | конец второй четверти | Зам. директора по ВР Педагог - организатор |
23 | Консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ. | в течение выполнения программы | Работники здравоохранения Зам. директора по ВР |
24 | Посещение учащимися спортивной секции | в течение выполнения программы | Учитель физкультуры |
25 | Военно-спортивные соревнования между учителями и учениками | февраль | Учитель физкультуры Учитель ОБЖ Педагог-организатор |
26 | Игра для младших школьников «Зарница» | февраль | Педагог - организатор |
27 | Диспут «Как счастье человека зависит от его здоровья» 9 – 11 класс | март | Педагог - организатор |
28 | Медицинский осмотр учащихся | март | Работники здравоохранения |
29 | В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость во время каникул. | в течение учебного года | Зам. директора по ВР |
30 | Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении. | в течение учебного года | Зам. директора по ВР |
31 | Проводить заседания Совета профилактики правонарушений. | по мере необходимости | Зам. директора по ВР |
32 | Вести журнал взаимодействия специалистов по профилактике девиантного поведения учащихся. | в течение учебного года | Зам. директора по ВР |
33 | Следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе. | в течение учебного года | Медицинский работник школы |
34 | Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся. | в течение учебного года | Работники здравоохранения |
35 | Туристический слет | май | Зам. директора по ВР Педагог - организатор |
36 | Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания, посвящённой здоровому образу жизни подростков | Июнь - июль | Начальник лагеря |
2022-2023 учебный год | |||
37 | Анализ состояния профилактической работы за 2021 – 2022 уч. год. | август-сентябрь | Зам. директора по ВР |
38 | Составление расписания занятий с учетом санитарных норм | сентябрь | Зам. директора по УВР |
39 | Формирование банка данных на учащихся группы риска и больных детей | сентябрь | Зам. директора по ВР Медицинский работник |
40 | Составление меню питания учащихся | сентябрь | Медицинский работник |
41 | Мониторинг на классных часах с целью выявления психологического климата в классе, детей, нуждающихся в индивидуальном подходе, заполнение «Индивидуальной карты учащегося» | сентябрь | Классные руководители |
42 | Состояние здоровья на начало учебного года (1 - 11 кл) | октябрь | Медицинский работник |
43 | Осенний день здоровья Проект «Экспресс - Информ" | октябрь | Учитель физкультуры Учитель ОБЖ Педагог-организатор |
44 | Классные часы и беседы: Уроки Айболита (1,2кл.) Уроки Знайки (3,4 кл.) Твое психическое здоровье 5-8 кл Умей контролировать эмоции 9-11 кл | октябрь- ноябрь | Классные руководители |
45 | Соревнования по волейболу, пионерболу, шашкам, шахматам | осенние каникулы | Учитель физкультуры |
46 | Анкетирование родителей по теме: “Ведете ли вы здоровый образ жизни?” Проведение обучающих семинаров для родителей: «Подростковые неврозы» Лекция «Болен-лечись, а здоров - берегись» | ноябрь - декабрь | Классные руководители Медицинский работник |
47 | Викторина «Юный пешеход» нач. школа Викторина «Спорт» 5-8 классы Викторина « Достижения российских спортсменов» 9-11 классы | декабрь | Учитель физкультуры Учитель ОБЖ |
48 | Неделя физической культуры и спорта | декабрь | Учитель физкультуры Учитель ОБЖ |
49 | Строительство Снежного городка | декабрь | Классные руководители |
50 | «Зимние забавы» | новогодние каникулы, в течение зимы | Учитель физкультуры Учитель ОБЖ Педагог-организатор |
51 | Выставка литературы «Против вредных привычек»» | декабрь-январь | Библиотекарь |
52 | Беседа «Как не заболеть» (профилактика инфекционных заболеваний), начальная школа «Осторожно, грипп!» 5-11 классы | январь | медицинский работник |
53 | Итоги диагностики склонности к девиантному поведению. (МО классных руководителей) | январь | Зам. директора по ВР |
54 | Спортивно-военный конкурс «А ну-ка, парни!» | февраль | Учитель физкультуры Учитель ОБЖ |
55 | Конкурс электронных газет «Спорт против наркотиков» | февраль | Зам. директора по ВР Учитель информатики |
56 | Медицинский осмотр учащихся | март | медицинский работник |
57 | Выпуск газеты «Как готовиться к экзаменам» Советы психолога | апрель | Зам. директора по УВР |
58 | Весенние походы на природу | май | Классные руководители Учитель физкультуры Учитель ОБЖ |
59 | Заседание Совета профилактики правонарушений. | в течение года | Зам. директора по ВР |
60 | Вести журнал взаимодействия специалистов по профилактике девиантного поведения учащихся. | в течение года | Зам. директора по ВР |
61 | Следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе. | в течение года | Зам. директора по ВР Директор школы |
62 | В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость в кружках и секциях | в течение года | Зам. директора по ВР |
63 | Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении. | в течение года | Зам. директора по ВР Инспектор ПДН Зам.главы поселковой администрации |
64 | Туристический слет | май | Зам. директора по ВР Учитель физкультуры Учитель ОБЖ Педагог-организатор |
65 | Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания «Летний лагерь - территория здоровья» | май | Начальник лагеря |
66 | Проведение мониторинга по улучшению здоровья учащихся школы | Июль-август | Медицинский работник |
67 | Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый учебный год. | август | Педагогический коллектив, библиотекарь, работники здравоохранения, инспектор ПДН, заместитель главы администрации поселкового совета |
Систематически в течение года осуществляется
- работа спортивных секций
- работа спортивного зала, тренажерного зала
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм
- динамические паузы во время занятий
- физминутки во время уроков
- игры на свежем воздухе и динамический час в ГПД
- цикл классных часов по материалам Центра здоровья
- разработка педагогическим коллективом школы и работниками сельской амбулатории материалов по здоровьесберегающим технологиям и просветительской деятельности
- агитационная работа через информационный стенд, сменные выставки плакатов и бюллетеней, выпуск газеты ЗОЖ
- профилактические мероприятия в начальной школе (согласно отдельному плану)
- мероприятия ежегодной диспансеризации
- валеологическая паспортизация кабинетов
- мониторинг заболеваемости
- отслеживание качества и организации горячего питания
- инструктирование по ТБ учителей и школьников
- регулярная дезинфекция помещений
- работа медицинского кабинета.
- совершенствование материально-технической базы
Прогнозируемый результат внедрения программы «Быть здоровым – это модно!»
Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
- В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
- Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
- Снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления.
- Организация правильного питания школьников.
- Охрана и укрепление психологического здоровья детей (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и.т.д.)
- Формирование здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
- Снижение первичной заболеваемости детей не менее чем на 20%.
- Отсутствие обострений основного хронического заболевания не менее 6 месяцев.
- Семья становится не сторонним наблюдателем за процессом воспитания гармоничной личности, а активным, инициативным участником процесса.
Ожидаемые результаты
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманией и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ в среде детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
Литература:
1. Образование: проблемы, поиск, решения. Сборники научно – методических работ, Ханты-Мансийск, 2004г.
2. Педагогика здоровья. Сборник научно-методических работ, Ханты-Мансийск, 2008г.
3. Козлов Н.И. Как относится к себе и к людям или практическая психология на каждый день, М. 1993 г.
4.Родионов В.Я. тренинги социальных навыков. Для уч-ся 1 – 11 классов, Ярославль, 2001 г.
5.Русанова В.С. Детство , отрочество, юность. Программа воспитания в сфере досуга, Челябинск, 1998 г.
6. Журнал «Классный руководитель», «Педагогический поиск»
7. Шмурыгина С.К. Программа «Психология общения» 5-8 класс, Ханты-Мансийск, 2002г.
8. Интернет
9. СМИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровым быть модно.
Рассуждение о том, что такое здоровье....
Эссе "Здоровым быть - модно"
Пропаганда здорового образа жизни...
Быть здоровым - это модно.
Акция "Спорт против пагубных привычек"...
Сценарий мероприятия «Здоровым быть модно!»
Разработка мероприятия по ЗОЖ «Здоровым быть модно!». Для учащихся 7-9-х классов...
Здоровым быть - модно
Это эссе содержит размышления автора о моде на здоровье, о том, насколько сочетаются эти два понятия...
Сценарий день знаний "Быть здоровым-это модно!"
Основные задачи линейки: создание позитивной мотивации учащихся на начало нового учебного года, воспитание уважения к нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности...
Игра-презентация "Здоровым быть модно"
В презентации представлены различные задания для учеников начальных классов по теме "Здорорвым быть модно", выполняемые в виде игровой деятельности. Презентация может быть использована для командной и...