Методическое задание на конкурс "Учитель года"
методическая разработка

Тема "Игровые технологии на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_goda.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Методический семинар»

Игровая технология на уроках истории и обществознания

                                                           Нам каждый год встречать и провожать

                                                           И каждый день глядеть в ребячьи души

                                                           Нам каждый час единство с ними ощущать

                                                           И с каждым мигом становиться чище, лучше…

     С кого же начинается школа? Конечно же, с Учителя. Я рада, что судьба дала мне возможность называться этим очень ёмким и замечательным словом - «Учитель»!

Моя Цель: повысить качество обучения учащихся по истории и  обществознанию, развить познавательную активность на уроках теоретического и практического обучения, повысить интерес к учебной деятельности с помощью игровой деятельности.

     Как сказал Джон Дьюи  в своей работе «Демократия и образование»:  Истина –это то, что находит в этой жизни практическое применение. Он первым выдвинул идею «инструментальной» (игровой) педагогики, в которой основным инструментом образования должно быть осмысленное действие, через которое ребёнок постигает мир.

На  уроках я использую различные формы и методы подачи учебного материала, инновационные технологии, которые способствуют формированию ключевых компетентностей учащихся:

готовности к разрешению проблем;

готовности к самообразованию;

коммуникативной компетентности.

Но Как мотивировать познавательную деятельность учащихся?

   Один из вариантов решения этого вопроса — использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

   На мой взгляд, тема очень актуальна сегодня. Посмотрим на учащихся сегодня: 

-нет активности обучения;
– нет потребности, усваивать знания и умения;

– в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости;
– новые современные технологии, которые не всегда влияют положительно на подростка.

   Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. Игру как метод обучения использовали с древности. Игра – специальный вид деятельности, свойственный человеку на всех этапах его жизненного пути.

     В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной направленностью. В процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, по  особому строится взаимодействие участников образовательного процесса. Обучение истории становится для учащихся эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры между преподавателем и учащимися строятся налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории.

         Учитывая особенности предмета истории можно выделить несколько уровней исторического мышления:

1. Игры, направленные на элементарные исторические знания, лежащие в основе структуры истории как учебного предмета. Например: игры – тесты, составление опорных конспектов, игры по типу «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» «Пазлы» с историческим уклоном.

2. Игры, направленные только на хронологию. Так называемые исторические задачи в рамках урока – игры.

3. Игры, направленные на знания об основных сферах жизни общества, знания исторической личности. Например: игры – реконструкции, игровое моделирование , проблемная игра, игра – дискуссия, игра – пантомима.

4. Игры, направленные на знания о внутреннем, духовном мире исторического человека, конкретных исторических событий. Например: психодрама, ролевая игра, социодрама.

            Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. А.М. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию

        В 5 – 6 классах я сначала использую элементы игровых технологий, чтобы дети освоили процесс, почувствовали себя увереннее. Когда базовый набор игровых ситуаций становится понятен для всех учеников класса, переходим к их усложнению.  Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр –к безвозрастным, «вечным».

      Хотелось бы закончить своё выступление  словами Герберта Спенсера: Подготовить детей  к полноценной жизни – это задача, которую должно выполнить образование,  которую должен выполнить Учитель, которую  должна выполнить Я!

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии», М.Педагогика,1989г.
  2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. «Как сегодня преподавать историю», Москва, 2018 г.
  3. Каплан С.Д. «Я делаю уроки». Минск, 1998 г.
  4. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001 г.
  5. Левитес В. Г. Школа для профессионалов. Семь уроков для тех, кто учит. Воронеж, 2001 г.
  6. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 2013 г.
  7. Обзор статей по теме в журнале «Преподавание истории в школе» с 2000-2009 гг.
  8. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999 г.
  9. Ю.Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»
  10.  Джон Грэй «Дети с небес». Уроки воспитания.
  11.  Гэри Чепмен и Росс Кэмпбелл «Пять путей к сердцу ребёнка»
  12.  Борис и Лена Никитины «Мы и наши дети»
  13.  Януш Корчак «Как любить ребёнка»
  14.  Джон Дьюи «Демократия и образование», «Опыт и образование», 1916г.
  15.  Герберт Спенсер «Воспитание умственное, нравственное и физическое», 1861г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка к Подготовительному году обучения

Рассмотрен процесс занятий в течении подготовительного года обучения...

Тест по фонетике (задание ГИА - 2012 года)

Задание по фонетике введены в экзамен по русскому языку, в старыхсборниках нет фонетики, поэтому материал будет в этом году интересен и учителям,  и выпускникам. В тесте 4 варианта....

Классный час: «Твоё право выбора». Методическая разработка в 2013 году на областном конкурсе «Правовая культура молодежи» заняла призовое место.

В наше время наблюдается тенденция игнорирования своих избирательных прав, как активных, так и пассивных.  В особенности это проявляется среди возрастной категории 18-20 лет. Это приводит к мысли...

Конкурсное задание эссе "Учитель года- 2017"

Конкурсное задание эссе "Учитель года -2017"...

Задание конкурса "Педагог года - 2019" Эссе "Мой Магадан - моя судьба"

Залог успеха учительского труда -  искренняя любовь педагога к детям и  его желание делиться своими знаниями и умениями. Я убеждена, что профессия учителя предназначена исключительно д...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара»

laquo;Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», - пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик...