Программа "Выбор профессии" от 14-до 18 лет
рабочая программа по психологии
Цель программы – создание условий для формирования готовности подростков к осознанному профессиональному самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_kazennoe_uchrezhdenie_sotsialnogo.pdf | 296.28 КБ |
moya_professiya_1.docx | 43.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Содержание.
1. Пояснительная записка …………………………………………………...2
2. Учебный план ……………………………………………………………..5
Содержание программы…………………………………………………… 5
Календарно-тематическое планирование………………………………… .12
Условия реализации программы……………………………………………14
Методическое обеспечение…………………………………………………15
Литература……………………………………………………………………15
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Моя профессия» социально- психологической направленности.
Программа «Моя профессия» разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Санитарных правил 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;
- Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;
- Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог";
- Устава ГКУ СО Московской области СЦ «Истринский»
Цель программы – создание условий для формирования готовности подростков к осознанному профессиональному самоопределению.
Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих задач:
Обучающие:
- Формирование знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
- Расширение и углубление представления о различных профессиях;
- Изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников;
- Ознакомление учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
- Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
Воспитательные:
- Воспитание уважения к людям труда;
- Способствование осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда;
- Формирование понимания значения труда в жизни человека.
Развивающие:
- Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
- Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
- Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
- Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
Формирование способности соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами
Программа «Моя профессия» адресована воспитанникам 14-18 лет. Набор в группы проводится по желанию и интересам детей (юноши и девушки). Специальной подготовки не предусматривается, учитываются индивидуальные особенности каждого воспитанника. Группы могут быть сформированы одного возраста или разных возрастных категорий.
Формы проведения занятий: основная форма – индивидуальная, т.к. каждый человек индивидуален, уникален, отличается от других своими способностями, возможностями, интересами; фронтальная, групповая, что соответствует ведущей деятельности данного контингента воспитанников. Групповая работа также предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками.
Методы организации учебной деятельности: основные методы – словесный и практический (исследовательский), соответственно, с помощью которых педагог доносит до учащихся теоретический материал, а воспитанники анализируют свои способности и возможности. Дополнительные методы – творческой деятельности, поисковый, контроля и самоконтроля
Формы текущего контроля успеваемости, промежуточного и итогового контроля
- входной контроль Форма – тестирование;
- итоговая аттестация воспитанников после освоения всего объема дополнительной общеразвивающей программы. Форма итоговой аттестации – тестирование;
Текущий контроль знаний осуществляется педагогом на каждом занятии методом наблюдения.
Актуальность программы определяется значимостью формирования у воспитанников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Воспитаннику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. Он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи поможет данная программа.
Объем программы – 36 часа за весь период обучения.
Сроки освоения программы - 8 месяцев.
Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю: 1 академический час (60 минут).
Продолжительность одного часа занятий для воспитанников составляет 40 мин.
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
I | 1 | 36 |
Планируемые результаты
Личностные результаты:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
определение профессии и профессиональной деятельности;
значение творческого потенциала человека, для его карьеры;
возможности получения образования по избранному профилю;
находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные результаты:
учитывать выделенные педагогом ориентиры для построения внутреннего плана действия;
адекватно принимать оценку своей деятельности со стороны;
уметь задавать вопросы, уметь слушать;
ставить цели и планировать действия для их достижения;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
Предметные результаты:
правила выбора профессии;
2.Учебный план
№ | Наименование раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Раздел 1. З – Знакомство. Входной контроль | 4 | 3 | 1 |
2 | Раздел 2. Н – Надо. | 5 | 3 | 2 |
3 | Раздел 3. Х – Хочу. | 4 | 3 | 1 |
4 | Раздел 4. М – Могу. Промежуточная аттестация | 6 | 4 | 2 |
5 | Раздел 5. Р – Развиваюсь. | 7 | 5 | 2 |
6 | Раздел 6. В – Важное. | 6 | 4 | 2 |
7 | Раздел 7. И – Итоги. Итоговая аттестация | 4 | 3 | 1 |
Итого: | 36 | 25 | 11 |
3. Содержание программы
Раздел 1. З – Знакомство.
- Знакомство, инструктаж по технике безопасности
Теория. Основная идея программы.
Практика. Знакомство по методикам «Снежный ком» и «Горячий стул».
Формы занятий: Фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: словесный, инструктаж, упражнение.
Дидактический материал и оборудование: инструкция по технике безопасности, песочные часы.
Форма подведения итогов: обсуждение.
Психология и профессия
Теория. Понятия «психология», «профессия». Практика. Методика «Закончи предложение», беседа. Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: словесный, упражнение.
Дидактический материал и оборудование: листочки с методикой «Закончи предложение».
Форма подведения итогов: обсуждение.
- Входной контроль Теория. Знакомство с диагностическим материалом. Практика. Решение диагностического материала.
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: тест.
Дидактический материал и оборудование: приложение 1.
Форма подведения итогов: обсуждение.
Введение в профессиональную ориентацию
Теория. Мотивы и потребности, ошибки в выборе профессии, формула профессии,
«специальность», «должность».
Практика. Игра «В чем причина?», беседа. Формы занятий: фронтальная, групповая. Методы и приемы: словесный, игра.
Дидактический материал и оборудование: листочки с формулой профессии.
Форма подведения итогов: обсуждение.
Раздел 2. Н –Надо.
- Классификации профессий Теория. Критерий «Надо». Подходы к классификации профессий. Практика. Игра «Назови профессию», анализ профессий.
Формы занятий: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы: беседа, игра.
Дидактический материал и оборудование: наглядные материалы с различными классификациями профессий.
Форма подведения итогов: обсуждение.
Профессионально важные качества
Теория. Понятие «профессиональные важные качества».
Практика. Соотнесение черт характера, особенностей мышления и свойств нервной системы.
Формы занятий: фронтальная, групповая.
Методы и приемы: беседа, упражнение.
Дидактический материал и оборудование: таблица ПВК.
Форма подведения итогов: обсуждение.
Современный рынок труда
Теория. Понятие «рынок труда», востребованные профессии современности, профессии будущего.
Практика. Дискуссия «Важная профессия».
Формы занятий: фронтальная, групповая.
Методы и приемы: беседа, дискуссия.
Дидактический материал и оборудование: буклет «Востребованные профессии».
Форма подведения итогов: обсуждение.
Раздел 3. Х – Хочу.
- Представления о будущей профессии
Теория. Критерий «Хочу», перспективы. Практика. Упражнение «Рисуем будущее». Формы занятий: фронтальная, индивидуальная. Методы и приемы: беседа, упражнение.
Дидактический материал и оборудование: листы, фломастеры, карандаши.
Форма подведения итогов: оформление классной доски, обсуждение.
Диагностика профессиональных интересов и предпочтений
Теория. Знакомство с диагностическим материалом. Практика. Заполнение диагностического материала. Формы занятий: Фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: тесты.
Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.
Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.
Диагностика профессиональных интересов и предпочтений
Теория. Знакомство с диагностическим материалом. Практика. Заполнение диагностического материала. Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: тесты.
Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.
Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.
Раздел 4. М – Могу.
- Что я знаю о своих возможностях? Теория. Критерий «Могу», понятия «способности», «возможности». Практика. Заполнение диагностического материала.
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: беседа, тесты.
Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.
Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.
Самооценка и уровень притязаний
Теория. Понятия «самооценка», «уровень притязаний».
Практика. Заполнение диагностического материала.
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: беседа, тест.
Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.
Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.
Темперамент и профессия
Теория. Понятие «темперамент».
Практика. Заполнение диагностического материала.
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: беседа, тест.
Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.
Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.
Чувства и эмоции
Теория. Понятия «чувства», «эмоции».
Практика. Заполнение диагностического материала.
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: беседа, тест.
Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.
Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.
Промежуточный контроль
Теория. Знакомство с диагностическим материалом.
Практика. Решение диагностического материала. Формы занятий: фронтальная, индивидуальная. Методы и приемы: тест.
Дидактический материал и оборудование: приложение 2.
Форма подведения итогов: обсуждение.
Стресс и тревожность
Теория. Понятия «стресс», «тревожность».
Практика. Заполнение диагностического материала.
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: беседа, тест.
Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.
Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.
Тип мышления
Теория. Понятие «мышление», типы мышления. Практика. Заполнение диагностического материала. Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: беседа, тест.
Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.
Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.
- Внимание и память Теория. Понятия «память», «внимание». Виды памяти. Практика. Заполнение диагностического материала.
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: беседа, тест.
Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.
Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.
Уровень внутренней свободы
Теория. Понятие «внутренняя свобода».
Практика. Заполнение диагностического материала.
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: беседа, тест.
Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.
Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.
Здоровье и выбор профессии
Теория. Понятие «здоровье», категории здоровья. Практика. Заполнение диагностического материала. Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: беседа, тест.
Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.
Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.
Определение профессиональных предрасположенностей
Теория. Знакомство с диагностическим материалом.
Практика. Решение диагностического материала. Формы занятий: фронтальная, индивидуальная. Методы и приемы: тест.
Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.
Форма подведения итогов: обсуждение.
Раздел 5. Р – Развиваюсь.
- Развиваю мышление
Теория. Методы развития мышления. Практика. Упражнения на развитие мышления. Формы занятий: индивидуальная, групповая.
Методы и приемы: игра, упражнение.
Дидактический материал и оборудование: наглядные материалы для выполнения упражнений.
Форма подведения итогов: обсуждение.
Развиваю мышление
Теория. Методы развития мышления.
Практика. Упражнения на развитие мышления.
Формы занятий: индивидуальная, групповая.
Методы и приемы: игра, упражнение.
Дидактический материал и оборудование: наглядные материалы для выполнения упражнений.
Форма подведения итогов: обсуждение.
Развиваю внимание
Теория. Методы развития внимания. Практика. Упражнения на развитие внимания. Формы занятий: индивидуальная, групповая. Методы и приемы: игра, упражнение.
Дидактический материал и оборудование: наглядные материалы для выполнения упражнений.
Форма подведения итогов: обсуждение.
Развиваю память
Теория. Методы развития памяти.
Практика. Упражнения на развитие памяти. Формы занятий: индивидуальная, групповая. Методы и приемы: игра, упражнение.
Дидактический материал и оборудование: наглядные материалы для выполнения упражнений.
Форма подведения итогов: обсуждение.
Развиваю фантазию
Теория. Методы развития фантазии. Практика. Упражнения на развитие фантазии. Формы занятий: индивидуальная, групповая. Методы и приемы: игра, упражнение.
Дидактический материал и оборудование: наглядные материалы для выполнения упражнений.
Форма подведения итогов: обсуждение.
Раздел 6. В – Важное.
- Рынок образовательных услуг
Теория. Понятия «образование», ВУЗ, СУЗ, различия уровней образования, положительные и отрицательные стороны.
Практика. Анализ положительных и отрицательных сторон.
Формы занятий: фронтальная, групповая.
Методы и приемы: беседа, упражнение.
Дидактический материал и оборудование: таблица «Плюсы и минусы».
Форма подведения итогов: обсуждение.
Составление резюме
Теория. Понятие «резюме».
Практика. Составление резюме.
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: беседа, упражнение.
Дидактический материал и оборудование: форма для написания резюме.
Форма подведения итогов: публичное выступление, обсуждение.
Собеседование
Теория. Понятие «собеседование», «подводные камни» собеседования.
Практика. Игра «Собеседование».
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: беседа, игра.
Дидактический материал и оборудование: заполненные резюме учащихся.
Форма подведения итогов: обсуждение.
Профессиональный портрет личности
Теория. Понятие «профессиональный портрет».
Практика. Составление профессионального портрета личности.
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: беседа, упражнение.
Дидактический материал и оборудование: проанализированные результаты диагностик.
Форма подведения итогов: публичное выступление, обсуждение.
Личный профессиональный план
Теория. Понятие «профессиональный план». Практика. Составление профессионального плана. Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: беседа, упражнение.
Дидактический материал и оборудование: форма для составления плана.
Форма подведения итогов: публичное выступление, обсуждение.
Раздел 7. И – Итоги.
- Моя профессия – мой выбор
Теория. Понятие «проект».
Практика. Составление проекта «Моя профессия – мой выбор».
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: беседа, упражнение.
Дидактический материал и оборудование: бумага, фломастеры, карандаши.
Форма подведения итогов: обсуждение.
4. Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Примечание |
сентябрь | Знакомство, инструктаж по технике безопасности Основная идея программы. | |
сентябрь | Психология и профессияПонятия «психология», «профессия» | |
сентябрь | Входной контроль. Знакомство с диагностическим материалом | |
сентябрь | Мотивы и потребности, ошибки в выборе профессии, формула профессии, «специальность», «должность». | |
октябрь | Подходы к классификации профессий | |
октябрь | Понятие «профессиональные важные качества». | |
октябрь | Понятие «рынок труда», востребованные профессии современности, профессии будущего. Дискуссия «Важная профессия». | |
октябрь | Представления о будущей профессии | |
ноябрь | Диагностика профессиональных интересов и предпочтений | |
ноябрь | Что я знаю о своих возможностях? | |
Понятия «самооценка», «уровень притязаний. | ||
ноябрь | Темперамент и профессия. Понятие «темперамент». | |
ноябрь | Понятия «чувства», «эмоции». Заполнение диагностического материала. | |
декабрь | Понятия «стресс», «тревожность Заполнение диагностического материала. | |
декабрь | Понятие «мышление», типы мышления. Заполнение диагностического материала | |
декабрь | Понятия «память», «внимание». Виды памяти. Заполнение диагностического материала | |
декабрь | Понятие «внутренняя свобода». Заполнение диагностического материала. | |
январь | Здоровье и выбор профессииПонятие «здоровье», категории здоровья. Заполнение диагностического материала. | |
январь | Определение профессиональных предрасположенностей | |
февраль | Методы развития мышления. Упражнения на развитие мышления | |
февраль | Методы развития внимания. Упражнения на развитие внимания. | |
февраль | Методы развития памяти. Упражнения на развитие памяти | |
февраль | Методы развития фантазии. Упражнения на развитие фантазии | |
март | Понятия «образование», различие ВУЗ, СУР, различия образования, положительные и отрицательные стороны. | |
март | Понятие «резюме». Составление резюме. | |
март | Понятие «профессиональный портрет». Составление профессионального портрета личности. | |
март | Понятие «профессиональный план». Составление профессионального плана. | |
апрель | Понятие «проект». Составление проекта «Моя профессия – мой выбор». | |
апрель | Профессия повара, презентация-беседа | |
апрель | Профессия косметолог, презентация, беседа | |
апрель | Профессия учитель, презентация, беседа | |
май | Профессия юрист, презентация, беседа | |
май | Профессия парикмахер, презентация, беседа | |
май | Профессия воспитатель, презентация, беседа | |
май | Профессия медицинская сестра, презентация, беседа | |
июнь | Рисую мою профессию | |
июнь | Итоговое занятие, тестирование. Что нужно знать, чтобы выбрать профессию | |
Итого | 36 |
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Наличие кабинета. Кабинет должен иметь естественное и искусственное освещение, соответствовать санитарно-гигиеническим нормам для данного вида деятельности. Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться.
Оборудование. Столы, стулья, стол, ноутбук или компьютер, проектор.
Методическое обеспечение:
- Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? // Библиография. – М., 2005, №6
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 8-е изд. – М.: Генезис, 2017. – 208 с.,
Литература для педагога:
- Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? // Библиография. – М., 2005, №6
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 8-е изд. – М.: Генезис, 2017. – 208 с.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир профессий. Выбор профессии.
Открытый урок для 11 класса....
презентация:"Выбор профессии" 8 класс для урока:"Профессии"
презентация для урока:"Профессии"...
Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"
Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....
Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"
Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...
Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»
В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...