Программа "Выбор профессии" от 14-до 18 лет
рабочая программа по психологии

Зиньковская Светлана Викторовна

Цель программы – создание условий для формирования готовности подростков к осознанному профессиональному самоопределению.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon gosudarstvennoe_kazennoe_uchrezhdenie_sotsialnogo.pdf296.28 КБ
Файл moya_professiya_1.docx43.58 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Содержание.

1. Пояснительная записка …………………………………………………...2

2. Учебный план ……………………………………………………………..5

Содержание программы……………………………………………………  5

Календарно-тематическое планирование………………………………… .12

Условия реализации программы……………………………………………14

Методическое обеспечение…………………………………………………15

Литература……………………………………………………………………15

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Моя профессия» социально- психологической направленности.

Программа «Моя профессия» разработана с учетом следующих нормативных документов:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
  • Санитарных правил 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;
  • Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;
  • Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018

№ 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог";

  • Устава  ГКУ СО Московской области СЦ «Истринский»

Цель программы – создание условий для формирования готовности подростков к осознанному профессиональному самоопределению.

Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих задач:

Обучающие:

  • Формирование знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
  • Расширение и углубление представления о различных профессиях;
  • Изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников;
  • Ознакомление учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
  • Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

Воспитательные:

  • Воспитание уважения к людям труда;
  • Способствование        осознанию        подростками        собственных        жизненных        целей, ценностей и ценностей труда;
  • Формирование понимания значения труда в жизни человека.

Развивающие:

  • Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
  • Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
  • Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
  • Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

Формирование способности соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами

Программа «Моя профессия» адресована воспитанникам 14-18 лет. Набор в группы проводится по желанию и интересам детей (юноши и девушки). Специальной подготовки не предусматривается, учитываются индивидуальные особенности каждого воспитанника. Группы могут быть сформированы одного возраста или разных возрастных категорий.

Формы проведения занятий: основная форма – индивидуальная, т.к. каждый человек индивидуален, уникален, отличается от других своими способностями, возможностями, интересами; фронтальная, групповая, что соответствует ведущей деятельности данного контингента воспитанников. Групповая работа также предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками.

Методы организации учебной деятельности: основные методы – словесный и практический (исследовательский), соответственно, с помощью которых педагог доносит до учащихся теоретический материал, а воспитанники анализируют свои способности и возможности. Дополнительные методы – творческой деятельности, поисковый, контроля и самоконтроля

Формы текущего контроля успеваемости, промежуточного и итогового контроля

-        входной контроль   Форма – тестирование;

  • итоговая аттестация воспитанников после освоения всего объема дополнительной общеразвивающей программы. Форма итоговой аттестации – тестирование;

Текущий контроль знаний осуществляется педагогом на каждом занятии методом наблюдения.

                 Актуальность программы определяется значимостью формирования у воспитанников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Воспитаннику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. Он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи поможет данная программа.

Объем программы – 36 часа за весь период обучения.

Сроки освоения программы - 8 месяцев.

Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю: 1 академический час (60 минут).

Продолжительность одного часа занятий для воспитанников составляет 40 мин. 

Год обучения

Количество часов в

неделю

Количество часов в

год

I

1

36

Планируемые результаты

Личностные результаты:

 значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

 определение профессии и профессиональной деятельности;

 значение творческого потенциала человека, для его карьеры;

 возможности получения образования по избранному профилю;

 находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

 объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

 пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Метапредметные результаты:

 учитывать выделенные педагогом ориентиры для построения внутреннего плана действия;

 адекватно принимать оценку своей деятельности со стороны;

 уметь задавать вопросы, уметь слушать;

 ставить цели и планировать действия для их достижения;

 использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

Предметные результаты:

 правила выбора профессии;

 2.Учебный план

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. З – Знакомство. Входной

контроль

4

3

1

2

Раздел 2. Н – Надо.

5

3

2

3

Раздел 3. Х – Хочу.

4

3

1

4

Раздел 4. М – Могу.

Промежуточная аттестация

6

4

2

5

Раздел 5. Р – Развиваюсь.

7

5

2

6

Раздел 6. В – Важное.

6

4

2

7

Раздел 7. И – Итоги. Итоговая

аттестация

4

3

1

Итого:

36

25

11

3. Содержание программы

Раздел 1. З – Знакомство.

  1. Знакомство, инструктаж по технике безопасности

Теория. Основная идея программы.

Практика. Знакомство по методикам «Снежный ком» и «Горячий стул».

Формы занятий: Фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: словесный, инструктаж, упражнение.

Дидактический материал и оборудование: инструкция по технике безопасности, песочные часы.

Форма подведения итогов: обсуждение.

  1. Психология и профессия

Теория. Понятия «психология», «профессия». Практика. Методика «Закончи предложение», беседа. Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: словесный, упражнение.

Дидактический материал и оборудование: листочки с методикой «Закончи предложение».

Форма подведения итогов: обсуждение.

  1. Входной контроль Теория. Знакомство с диагностическим материалом. Практика. Решение диагностического материала.

Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: тест.

Дидактический материал и оборудование: приложение 1.

Форма подведения итогов: обсуждение.

  1. Введение в профессиональную ориентацию

Теория. Мотивы и потребности, ошибки в выборе профессии, формула профессии,

«специальность», «должность».

Практика. Игра «В чем причина?», беседа. Формы занятий: фронтальная, групповая. Методы и приемы: словесный, игра.

Дидактический материал и оборудование: листочки с формулой профессии.

Форма подведения итогов: обсуждение.

Раздел 2. Н –Надо.

  1. Классификации профессий Теория. Критерий «Надо». Подходы к классификации профессий. Практика. Игра «Назови профессию», анализ профессий.

Формы занятий: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приемы: беседа, игра.

Дидактический        материал        и        оборудование: наглядные        материалы        с        различными классификациями профессий.

Форма подведения итогов: обсуждение.

  1. Профессионально важные качества

Теория. Понятие «профессиональные важные качества».

Практика. Соотнесение черт характера, особенностей мышления и свойств нервной системы.

Формы занятий: фронтальная, групповая.

Методы и приемы: беседа, упражнение.

Дидактический материал и оборудование: таблица ПВК.

Форма подведения итогов: обсуждение.

  1. Современный рынок труда

Теория. Понятие «рынок труда», востребованные профессии современности, профессии будущего.

Практика. Дискуссия «Важная профессия».

Формы занятий: фронтальная, групповая.

Методы и приемы: беседа, дискуссия.

Дидактический материал и оборудование: буклет «Востребованные профессии».

Форма подведения итогов: обсуждение.

Раздел 3. Х – Хочу.

  1. Представления о будущей профессии

Теория. Критерий «Хочу», перспективы. Практика. Упражнение «Рисуем будущее». Формы занятий: фронтальная, индивидуальная. Методы и приемы: беседа, упражнение.

Дидактический материал и оборудование: листы, фломастеры, карандаши.

Форма подведения итогов: оформление классной доски, обсуждение.

  1. Диагностика профессиональных интересов и предпочтений

Теория. Знакомство с диагностическим материалом. Практика. Заполнение диагностического материала. Формы занятий: Фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: тесты.

Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.

Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.

  1. Диагностика профессиональных интересов и предпочтений

Теория. Знакомство с диагностическим материалом. Практика. Заполнение диагностического материала. Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: тесты.

Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.

Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.

Раздел 4. М – Могу.

  1. Что я знаю о своих возможностях? Теория. Критерий «Могу», понятия «способности», «возможности». Практика. Заполнение диагностического материала.

Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: беседа, тесты.

Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.

Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.

  1. Самооценка и уровень притязаний

Теория. Понятия «самооценка», «уровень притязаний».

Практика. Заполнение диагностического материала.

Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: беседа, тест.

Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.

Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.

  1. Темперамент и профессия

Теория. Понятие «темперамент».

Практика. Заполнение диагностического материала.

Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: беседа, тест.

Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.

Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.

  1. Чувства и эмоции

Теория. Понятия «чувства», «эмоции».

Практика. Заполнение диагностического материала.

Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: беседа, тест.

Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.

Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.

  1. Промежуточный контроль

Теория. Знакомство с диагностическим материалом.

Практика. Решение диагностического материала. Формы занятий: фронтальная, индивидуальная. Методы и приемы: тест.

Дидактический материал и оборудование: приложение 2.

Форма подведения итогов: обсуждение.

  1. Стресс и тревожность

Теория. Понятия «стресс», «тревожность».

Практика. Заполнение диагностического материала.

Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: беседа, тест.

Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.

Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.

  1. Тип мышления

Теория. Понятие «мышление», типы мышления. Практика. Заполнение диагностического материала. Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: беседа, тест.

Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.

Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.

  1. Внимание и память Теория. Понятия «память», «внимание». Виды памяти. Практика. Заполнение диагностического материала.

Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: беседа, тест.

Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.

Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.

  1. Уровень внутренней свободы

Теория. Понятие «внутренняя свобода».

Практика. Заполнение диагностического материала.

Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: беседа, тест.

Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.

Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.

  1. Здоровье и выбор профессии

Теория. Понятие «здоровье», категории здоровья. Практика. Заполнение диагностического материала. Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: беседа, тест.

Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.

Форма подведения итогов: анализ результатов, обсуждение.

  1. Определение профессиональных предрасположенностей

Теория. Знакомство с диагностическим материалом.

Практика. Решение диагностического материала. Формы занятий: фронтальная, индивидуальная. Методы и приемы: тест.

Дидактический материал и оборудование: диагностические материалы.

Форма подведения итогов: обсуждение.

Раздел 5. Р – Развиваюсь.

  1. Развиваю мышление

Теория. Методы развития мышления. Практика. Упражнения на развитие мышления. Формы занятий: индивидуальная, групповая.

Методы и приемы: игра, упражнение.

Дидактический материал и оборудование: наглядные материалы для выполнения упражнений.

Форма подведения итогов: обсуждение.

  1. Развиваю мышление

Теория. Методы развития мышления.

Практика. Упражнения на развитие мышления.

Формы занятий: индивидуальная, групповая.

Методы и приемы: игра, упражнение.

Дидактический материал и оборудование: наглядные материалы для выполнения упражнений.

Форма подведения итогов: обсуждение.

  1. Развиваю внимание

Теория. Методы развития внимания. Практика. Упражнения на развитие внимания. Формы занятий: индивидуальная, групповая. Методы и приемы: игра, упражнение.

Дидактический материал и оборудование: наглядные материалы для выполнения упражнений.

Форма подведения итогов: обсуждение.

  1. Развиваю память

Теория. Методы развития памяти.

Практика. Упражнения на развитие памяти. Формы занятий: индивидуальная, групповая. Методы и приемы: игра, упражнение.

Дидактический материал и оборудование: наглядные материалы для выполнения упражнений.

Форма подведения итогов: обсуждение.

  1. Развиваю фантазию

Теория. Методы развития фантазии. Практика. Упражнения на развитие фантазии. Формы занятий: индивидуальная, групповая. Методы и приемы: игра, упражнение.

Дидактический материал и оборудование: наглядные материалы для выполнения упражнений.

Форма подведения итогов: обсуждение.

Раздел 6. В – Важное.

  1. Рынок образовательных услуг

Теория. Понятия «образование», ВУЗ,        СУЗ,        различия        уровней        образования, положительные и отрицательные стороны.

Практика. Анализ положительных и отрицательных сторон.

Формы занятий: фронтальная, групповая.

Методы и приемы: беседа, упражнение.

Дидактический материал и оборудование: таблица «Плюсы и минусы».

Форма подведения итогов: обсуждение.

  1. Составление резюме

Теория. Понятие «резюме».

Практика. Составление резюме.

Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: беседа, упражнение.

Дидактический материал и оборудование: форма для написания резюме.

Форма подведения итогов: публичное выступление, обсуждение.

  1. Собеседование

Теория. Понятие «собеседование», «подводные камни» собеседования.

Практика. Игра «Собеседование».

Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: беседа, игра.

Дидактический материал и оборудование: заполненные резюме учащихся.

Форма подведения итогов: обсуждение.

  1. Профессиональный портрет личности

Теория. Понятие «профессиональный портрет».

Практика. Составление профессионального портрета личности.

Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: беседа, упражнение.

Дидактический материал и оборудование: проанализированные результаты диагностик.

Форма подведения итогов: публичное выступление, обсуждение.

  1. Личный профессиональный план

Теория. Понятие «профессиональный план». Практика. Составление профессионального плана. Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: беседа, упражнение.

Дидактический материал и оборудование: форма для составления плана.

Форма подведения итогов: публичное выступление, обсуждение.

Раздел 7. И – Итоги.

  1. Моя профессия – мой выбор

Теория. Понятие «проект».

Практика. Составление проекта «Моя профессия – мой выбор».

Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: беседа, упражнение.

Дидактический материал и оборудование: бумага, фломастеры, карандаши.

Форма подведения итогов: обсуждение.

4. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Примечание

сентябрь

Знакомство, инструктаж по технике безопасности

 Основная идея программы.

сентябрь

Психология и профессия

 Понятия «психология», «профессия»

сентябрь

Входной контроль. Знакомство с диагностическим материалом

сентябрь

Мотивы и потребности, ошибки в выборе профессии, формула профессии, «специальность», «должность».

октябрь

Подходы к классификации профессий

октябрь

Понятие «профессиональные важные качества».

октябрь

Понятие «рынок труда», востребованные профессии современности, профессии будущего. Дискуссия «Важная профессия».

октябрь

Представления о будущей профессии

ноябрь

Диагностика профессиональных интересов и предпочтений

ноябрь

Что я знаю о своих возможностях?

Понятия «самооценка», «уровень притязаний.

ноябрь

Темперамент и профессия. Понятие «темперамент».

ноябрь

Понятия «чувства», «эмоции».

Заполнение диагностического материала.

декабрь

Понятия «стресс», «тревожность Заполнение диагностического материала.

декабрь

Понятие «мышление», типы мышления. Заполнение диагностического материала

декабрь

Понятия «память», «внимание». Виды памяти. Заполнение диагностического материала

декабрь

Понятие «внутренняя свобода».

 Заполнение диагностического материала.

январь

Здоровье и выбор профессии

 Понятие «здоровье», категории здоровья.  Заполнение диагностического материала.

январь

Определение профессиональных предрасположенностей

февраль

Методы развития мышления. Упражнения на развитие мышления

февраль

Методы развития внимания.  Упражнения на развитие внимания.

февраль

Методы развития памяти.

 Упражнения на развитие памяти

февраль

Методы развития фантазии. Упражнения на развитие фантазии

март

Понятия «образование», различие ВУЗ, СУР, различия образования, положительные и отрицательные стороны.

март

Понятие «резюме». Составление резюме.

март

Понятие «профессиональный портрет».

 Составление профессионального портрета личности.

март

Понятие «профессиональный план».  Составление профессионального плана.

апрель

Понятие «проект». Составление проекта «Моя профессия – мой выбор».

апрель

Профессия повара, презентация-беседа

апрель

Профессия косметолог, презентация, беседа

апрель

Профессия учитель, презентация, беседа

май

Профессия юрист, презентация, беседа

май

Профессия   парикмахер, презентация, беседа

май

Профессия воспитатель, презентация, беседа

май

Профессия медицинская сестра, презентация, беседа

июнь

Рисую мою профессию

июнь

Итоговое занятие, тестирование. Что нужно знать, чтобы выбрать профессию

Итого

36

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение:

Наличие кабинета. Кабинет должен иметь естественное и искусственное освещение, соответствовать санитарно-гигиеническим нормам для данного вида деятельности. Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться.

Оборудование. Столы, стулья, стол, ноутбук или компьютер, проектор.

Методическое обеспечение:

  • Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
  • Климов Е.А. Как выбирать профессию? // Библиография. – М., 2005, №6
  • Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  • Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
  • Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 8-е изд. – М.: Генезис, 2017. – 208 с.,

           Литература для педагога:

  • Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
  • Климов Е.А. Как выбирать профессию? // Библиография. – М., 2005, №6
  • Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  • Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
  • Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 8-е изд. – М.: Генезис, 2017. – 208 с.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир профессий. Выбор профессии.

Открытый урок для 11 класса....

Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"

Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...

Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»

В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...