Экологическое воспитание как средство формирования нравственности и духовности детей
статья

Арышева Татьяна Гафуровна

Экологическое воспитание необходимый аспект воспитания подрастающего поколения, оно способствует развитию  активной гражданской позиции для сохранения природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание как средство формирования нравственности и духовности детей»

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Его задача - не просто достижение знаний экологии, но и  формирование экологического сознания  и экологической культуры. Экологическое воспитание призвано способствовать развитию у детей вдумчивого и ответственного отношения к окружающему миру, к людям к своему здоровью. Актуальность экологического воспитания заключается в том, что ребенок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами, через психологический климат в коллективе. Всё это способствует деятельности в защиту природы. Процесс формирования экологической культуры должен осуществляться на основе компетентностного подхода. Данный подход предполагает формирование у детей не только знаний, умений и навыков в сфере экологии, но и готовности, ответственности в их применении. 

В течение многих лет в нашем Центре ведется работа по экологическому воспитанию. Задача педагогов - на основе эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Для эффективности развития правильного мировоззрения у детей, направленного на защиту природных ресурсов, педагоги используют разные формы и средства экологического воспитания. Воспитанники постоянно вовлечены в посильные для них практические дела. Экологическое образование и воспитание должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Экологическое воспитание способствует оздоровлению детей: занятия в основном проводятся на воздухе, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень, способствует формированию активной жизненной позиции ребят, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.

Ежегодно в нашем центре проходят разнообразные экологические акции, которые  планируют и реализуют дети вместе с педагогами. Так за 2022 год проведены такие акции как:

1.«Зона заботы». В зимнее время у обитателей озер начинаются трудные времена: им не хватает кислорода, которому препятствует ледяной покров. Происходит, как говорят рыбаки, «замор». Поэтому уже второй год подряд, вооружившись лопатами и буром, ребята вместе с педагогом организуют поход на озеро п.Зяба.
Потратив несколько часов на свежем воздухе, за интересным занятием, воспитанники не только получили пользу для организма, но и предотвратили гибель подводных жителей.

 2.«Поможем братьям нашим меньшим» - благотворительная акция в поддержку приюта для животных проходит уже несколько лет. Традиционно подготовка к акции начинается задолго до ее осуществления: ребята принимают участие в благотворительной пасхальной ярмарке «Пасхальный перезвон». Дети самостоятельно изготавливают поделки, а педагоги монетизируют  труд воспитанников, организовывая ярмарку и продавая все поделки. На собранные деньги воспитанники вместе с педагогами приобретают корм для бездомных кошек и собак, находящихся  в приюте. Там же ребята знакомятся с жизнью животных, по разным причинам попавших в приют. В этом году ребята оказывают помощь приюту «Добрые руки».

3.«Береги лес от пожара» - экологическая акция, которая проходит в пожароопасный период. Воспитанники нашего учреждения напоминают людям, что прошлогодняя трава, листья и сучья - это порох. «Берегите лес от пожара! Не разжигайте в лесу костер! Лес — наше богатство!» С такими лозунгами обратились ребята к своим односельчанам. Дети тщательно подготовились к акции: нарисовали красочный плакат «Берегите лес от пожара», раздали жителям села агитационные листовки;

4.«Операция стадион» - трудовая акция, направленная на уборку футбольного поля. Ребята нашего центра в теплое время года регулярно проводят спортивные игры на футбольном поле п.Зяба., поэтому ежегодно проводят генеральную уборку и приводят в порядок плацдарм для игр;

5.«Аллея выпускников» - экологическая акция, направленная на сохранение природы, вовлечение детей в сферу социального творчества, нравственного и гражданского воспитания. Ежегодно выпускники учреждения высаживают деревья, в память о себе. Такая акция в нашем учреждении стала уже традиционной, каждый выпускник знает свое дерево и когда приезжают в гости, обязательно идут смотреть на свое дерево. Кто подрыхлит, кто польет, такая ностальгия возникает у всех выпускников, начинают вспоминать дни, проведенные в родном учреждении, разные истории и, конечно же, благодарят педагогов за их работу;

6.«Чистый берег» – экологическая акция, направленная формирование ответственного отношения к окружающей природе. В нашем поселке есть озеро, которое является популярным местом отдыха не только у местных жителей, но и у жителей города. Но, как оказывается, не все готовы, после отдыха убрать за собой мусор. И очень часто берег озера загрязнен, поэтому воспитанники с педагогами общими усилиями следят и поддерживают порядок на территории озера. В процессе акции прошла уборка мусора вдоль береговой линии водоема. В будущем, ребята планируют вовлекать в свою экологическую акцию и жителей поселка, тем самым, напоминая им правила поведения во время отдыха на природе и бережливого отношения к окружающей среде;

7.«Кормушки для друзей» - уже более трех лет малыши дошкольной группы являются активными участниками движения "Юный эколог". За это время в арсенале дошколят, накопилось достаточное количество кормушек, для разных птиц, которые сделаны из бросовых, но добротных материалов. Вот и в этом году, из небольших кусочков фанеры, которые могли просто сжечь, с помощью взрослых, были изготовлены легкие кормушки для маленьких птичек: воробьев, синичек. На протяжении всей зимы, малыши подкармливают пернатых, наблюдают за их поведением, повадками, а взамен получают ценные знания: малыши знают, как выглядит свиристель, синица, снегирь и умеют их различать. Благодаря малышам, зимующие птицы  легче переживают холодную зиму.

8.«Лыжный марафон» - каждый год ребята самостоятельно прокладывают себе лыжную трассу. Никаких специальных инструментов, а уж тем более, техники нет, поэтому ребята с педагогом прокладывают тропу по старинке: встали  на лыжи и вперед, топтать лыжню. Проехали туда-сюда, один за другим, вот лыжня и готова. И в зимние теплые дни досуг готов! На свежем воздухе ребята закаляются физически, у них формируется сила воли и характер, воспитывается коллективизм и патриотизм.

Благодаря экологическим акциям дети видят экологические проблемы в реальной жизни, учатся простейшим умениям по охране природы, учатся бережно относиться к ней, усваивают правила и нормы поведения в природе. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь. Каждая акция направлена на изменение экологической обстановки, общественного мнения населения по поводу экологической проблемы. Целью любой экологической акции является практическое содействие решению экологических проблем, сохранению или улучшению состояния окружающей среды. В будущем ребята планируют увеличить количество экологических акций, проводить их, привлекая не только ребят учреждения, но и местных жителей поселка, ведь только совместными усилиями человек может помочь природе.

Таким образом, экологическое воспитание побуждает детей осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому. Развивается воображение и творческий энтузиазм, развивается способность анализировать и систематизировать знания об окружающем мире, находить взаимосвязи. Формируются такие качества характера, как ответственность, внимательность, стремление заботиться о тех, кто меньше и слабее, укрепляются нравственные и моральные нормы.

Литература:

1. Ковалева Е.В. История педагогики и образования: учебное метод. пособие / Е.В. Ковалева, И.М. Яковенко; Кам ГУ. Витуса Беринга, 2013-377с.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Каджаспирова. - .М.: Айрис-пресс,2006.-256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование специальных технологий, методов и средств обучения и воспитания, направленных на формирование социальной компетенции у детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Статья о методах, средствах обучения и воспитания, направленных на решение  проблем  успешной   социальной адаптации  и обеспечения полноценного участия в жизни общества детей...

Омское искусство как средство формирования нравственной и духовной культуры школьника

В статье рассказывается об опыте работы  учителя изобразительного искусства Лебедевой Е.Б.на уроках и во внеурочное время....

Презентация "Сказки как средство формирования нравственности у детей "

Презентация может быть использована на уроках литературы в 5 классе....

Духовно-нравственное воспитание как средство формирования активной жизненной позиции у воспитанников школы-интерната

Духовно-нравственное воспитание в последние годы стало приобретать всё большую популярность. В чем суть этого направления? Каковы особенности работы по духовно-нравственному воспитанию в школах-интерн...

Экологическое воспитание как средство формирования гармонично развитой личности

Статья затрагивает актуальные вопросы экологического воспитания, раскрывается роль экологической культуры в формировании зрелой личности, в патриотическом воспитании....

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами социально-педагогической реабилитации.

Проанализированы методы и место и роль нравственных ценностей в жизни и поведении ребенка дошкольного возраста. Обозначено влияние взрослых на формирование элементарных этических представлений у детей...