статья "Развитие речи школьников"
статья

В помощь учителю-словеснику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_shkolnika._statya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи школьника

Развитие устной речи обучающихся – одно из главных направлений в методике преподавания литературы. Обогащение словарного запаса на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности – основные задачи в работе словесников.

       Конструирование речевой деятельности ребенка обеспечивает развитие интеллекта и способности к эффективной коммуникации, что является залогом успешной самореализации человека в современном мире. Достижению наибольшей эффективности работы по развитию речи способствует осуществление ее в условиях коммуникативной деятельности, поэтому в теорию и практику речевого развития вошла систему речевых действий, характеризующихся единством общения и мышления.

Осуществляя речевое развитие школьников на занятиях по литературе, учителю следует опираться на знание особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Деятельность общения требует такого контакта с другими людьми, при котором субъект видит в них себе равных и потом рассчитывает на обратную связь, на обмен информацией.     

Лингвистический подход ориентирует учителя и школьников на формирование умений целенаправленно строить речевые произведения, обладающие определенными стилистическими особенностями и значительной действенностью. Есть группы упражнений, выполнение которых хорошо согласуется со спецификой литературы как учебного предмета и способствуют повышению уровня языковой и литературной креативности школьников:

1.     Упражнения по реализации ролевого принципа развития речи.

2.     Упражнения с элементами развития продуктивного артистизма речи.

3.     Развитие умений художественной критики.

4.     Развитие умений эстетического анализа текста.

5.     Упражнение на приобщение школьников к исследованию при работе с текстом, например, создание режиссерских ремарок, упражнения типа «найти отрезки текста, которые надо читать одинаковым голосом» и др.

      Ведущими принципами организации работы по совершенствованию речевой деятельности учащихся в связи с изучением литературы является неразрывное единство этой работы с анализом художественного произведения, с интеллектуальным, нравственным и художественно-эстетическим развитием, т.е. формированием духовной личности в широком смысле.

     Художественно-эстетическая и речевая деятельность находятся в тесной взаимозависимости, а значит, одной из задач учителя становится максимальное использование возможностей, вытекающих из характера этого взаимодействия. При таком подходе повышается эффективность нравственно-эстетического воспитания и формирования художественного вкуса, происходит обогащение лексического запаса, а также успешное совершенствование умений связной речи в различных жанрах устных высказываний. При этом устные выступления, рассчитанные на массовую аудиторию, носят все более творческий характер, приобретают художественность.

      Под художественностью следует понимать образность и эмоциональность устной речи. Цель художественности состоит в максимальном усилении нравственного, идейного, эстетического воздействия на личность. Обращение к элементам художественности помогает установлению и упрочению контакта между выступающим и аудиторией. Большими возможностями использования взаимосвязей художественно-эстетической и речевой деятельности для всестороннего развития личности подрастающего человека, воспитания у него потребности в словесном творчестве обладают занятия по литературе.

      Критерии речевого развития, которого школьники достигают в процессе обучения в период с пятого по одиннадцатый классы, таковы:

1.     Владение активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и героя литературного произведения, нравственно-психологические особенности человеческой личности.

2.     Владение общественно-философской и научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения и творчества писателя.

3.     Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста и различных высказываниях литературоведческого и литературно-критического характера.

4.     Владение изобразительно-выразительными средствами языка, в том числе пословицами, поговорками, афоризмами, использование их в контекстной речи различного уровня.

5.     Понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практически владеть им (аналитический пересказ, художественный пересказ, ответ, сообщение, доклад, художественно-биографический рассказ, слово о писателе и т.д.)

6.     Содержательность высказывания.

7.     Четкость, логичность, стройность композиции высказывания.

8.     Владение приемами общения со слушателями во время выступления.

9.     Ведение диалога на литературные темы.

10.   Самостоятельность в подготовке выступления.

11. Оптимальное сочетание в высказываниях материала, изученного по литературно-критическим, литературоведческим источникам, на основе анализа текста, с собственными рассуждениями.

12.           Владение особенностями того или иного речевого стиля в соответствии с определенным жанром высказывания и ситуацией общения.

      Развитие устной и письменной речи является социальной и методической проблемой. Устная и письменная речь находятся в тесной взаимозависимости, потому и методика развития устной и письменной речи школьников на занятиях по литературе имеет много общего. Очень часто обучение устному ответу, сообщению, докладу требует предварительного составления плана, тезисов, конспекта, записи отдельных положений будущего высказывания. В то же время подготовка письменного изложения, сочинения, киносценария, работы-миниатюры включает в себя устные ответы на вопросы, пересказы художественного текста различных видов, наконец, устные сочинения, диалоги по отдельным фрагментам будущей работы. Таким образом, устная речь способствует овладению умениями письменной речи, а письменная, в свою очередь, помогает развитию более четкой, правильной, логически последовательной речи устной.

Одним из условий эффективного речевого развития школьников является опора на анализ художественных произведений. Попытаемся обосновать и раскрыть на конкретном учебном материале возможные проблемы развития речи учащихся в процессе анализа художественного произведения.

 Обучаясь приемам анализа художественного произведения, школьник проходит следующие этапы:

Первичное восприятие текста: осознание темы произведения, идеи, композиции художественного текста, авторского замысла. На этом этапе идет отработка речи через изучение биографии писателя, литературно-критических статей. Осмысление творчества художника слова поможет понять его позицию, мировоззрение и, следовательно, глубже проанализировать его произведение. Жизнь и творчество каждого большого художника необходимо показывать в тесной связи его со временем, которое сформировало его и нашло облик в его произведениях. Для того, чтобы полнее и многообразнее воссоздать творческий облик писателя, ученики привлекаются к анализу дневников, писем, воспоминаний, публицистики, литературной критики. Это поможет не только воссоздать духовный облик художника, но и показать писателя в живых связях с эпохой. Вместе с тем использование разнообразных материалов готовит учащихся к главному восприятию творчества.

Погружение в мир художественного произведения, исследование писательского мастерства, которое будет осуществляться через глубокий стилистический анализ, рассмотрение языковых средств разных уровней (лексического, грамматического, фонетического, синтаксического) средства языка. Воспринимая стиль классиков русской литературы, ученики совершенствуют свою речь. Именно поэтому работа по анализу художественного произведения должна вестись на основе знания ими выразительных и изобразительных средств языка.

Если формирование логически правильной и точной речи – предмет заботы всех учителей школы, то выразительность, связность, образность и эмоциональность речи приобретается в большей степени благодаря урокам литературы. Текст художественного произведения – то единственное, объективное, что существует для ученика и посредством чего ученик может развернуть свой ассоциативный ряд, проникнуть в сознание художника, воспринять художественный образ. При восприятии художественного текста школьник совершает работу над структурой собственной речи не только с точки зрения языка как знаковой системы, но и в соответствии со структурой литературного произведения, поэтому художественный текст рассматривается и как средство речевого развития учащихся.

Работа по развитию, совершенствованию, обогащению речи учащихся невозможна без погружения в мир художественного произведения, без исследования писательского мастерства. На этом этапе учащимся предстоит проявить максимум наблюдательности, умение принять участие в общей коллективной работе, раскрыв свои индивидуальные возможности анализировать и доказательно и эмоционально высказывать свои мысли, свое отношение к тому или иному вопросу

Одним из аспектов методической системы анализа художественного произведения как условия совершенствования речевой деятельности учащихся является постижение системы образов через сравнение, сопоставление. На данном этапе детально выписываются характеры, внешний облик, это побуждает учеников к пристальному анализу текста, композиции. При этом развивается связная речь, выразительность, лаконичность. Умение сравнивать стимулирует развитие воображения учащихся, их ассоциативного мышления.

Развитие речи ребенка – проблема как методическая, так и социальная.

Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию. А речь является убедительным показателем духовной культуры личности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».

Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...

Программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью

Представлена программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью. В программе представлено теоретическоое обоснование, алгоритм логопедического мониторин...

Статья "Развитие речи школьников на уроках русского языка"

Главной  задачей в развитии речи школьников является  формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления детей.  Это возмо...

Нарушение норм ударения в речи школьников

Презентация к исследовательской работе учащейся 10 класса по теме " Нарушение норм ударения в речи школьников"...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ И ЛАКОНИЧНОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

Главная дидактическая задача сжатого изложения − научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию с использованием приемов компрессии.Работа по обучению приемам сокращения те...