Экскурсия как одна из эффективных форм развития социальной компетенции и профориентационной работы с обучающимися.
статья (9, 10, 11 класс)

Григорьева Люция Нурисламовна

Профориентационная экскурсия является одним из видов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, сочетающая в себе не только наглядность и доступность информации, но и возможность формирования у ребят интереса  к профессии. Экскурсия помогает школьникам соотнести свои профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о профессиях, знакомит их с различными видами трудовой деятельности и потребностями в кадрах. В перспективе способствует осознанному выбору своего профессионального пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_kak_odna_iz_form_proforientatsionnoy_raboty.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия как одна из эффективных форм развития социальной компетенции и профориентационной работы с обучающимися.

Профориентационная экскурсия – одна из самых эффективных форм ознакомления учащихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий.  Экскурсия оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Экскурсию можно рассматривать, как специфический организованный урок, и его эффективность значительно возрастает, если подготовить экскурсовода, продумать маршрут и объекты осмотра, подготовить учащихся к активному восприятию информации.

          Можно выделить следующие типы профориентационных экскурсий: обзорные организуются с целью общего знакомства с предприятием. Она сопровождается короткой беседой и рассказом об условиях для подготовки кадров.

В профессиографических экскурсиях раскрывается содержание той или иной профессии. На предприятии ребят знакомят  с содержанием  деятельности специалиста и степенью механизации труда, потребностью в кадрах и как оплачивается труд. Так же узнают о требованиях, которые предъявляются  профессией к личностным качествам человека, возможными противопоказаниями. Привлекательность  данной формы профориентации определяется несколькими факторами : во первых проведение экскурсий не требует со сторон больших кадровых, правовых и инфрастуктурных затрат, во вторых, экскурсии являются наиболее традиционной формой сотрудничества, в третьих, эта форма профориентационной работы является необходимым элементом профессионального самоопределения.

Профориентационные экскурсии выполняют две базовые функции: содержательную, которая формирует у учащихся образ профессионального окружения и экологического мышления в целом и

инфраструктурную, обеспечивающую формирование межсистемных связей между образованием и рынком труда.

        Чтобы экскурсия вызвала интерес у школьников, важно во время экскурсии правильно преподнести материал. При этом необходимо соблюдать общие правила проведения экскурсий. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с группой 20-25 человек, но опыт показывает, что это достаточно большая группа. Эффективность снижается, ребятам очень часто не слышно экскурсовода, нет возможности  ближе рассмотреть объект. Мы когда идем на экскурсию на предприятие стараемся договориться заранее с экскурсоводом о делении ребят на подгруппы по 10- 12 человек. Обычно ребят сопровождают на экскурсию 2 человека (классный руководитель и преподаватель или представитель родительского комитета)

        Экскурсии строятся по определенному плану, где отражаются следующие ее этапы ее проведения: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный включает в себя: первое это  письмо в организацию с просьбой разрешения проведения экскурсии, составления списков обучающихся с паспортными данными (если этого требует организация) и беседы с учениками о предстоящей экскурсии, проведении инструктажа о правилах поведения на дорогах, в транспорте, на предприятии. Далее вместе с организатором экскурсии и непосредственно с человеком,  который будет проводить экскурсию, разрабатывается план и содержание экскурсии, расчет времени, маршрутов, участков показа.

 В основном этапе в ходе экскурсии освещаются следующие темы: история возникновения и перспективы развития, условия работы.  Особое значение отводится наблюдению непосредственно за работой.

 На заключительном этапе обсуждаются, систематизируются полученные знания.

Профориентационная экскурсия является одним из видов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, сочетающая в себе не только наглядность и доступность информации, но и возможность формирования у ребят интереса  к профессии. Экскурсия помогает школьникам соотнести свои профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о профессиях, знакомит их с различными видами трудовой деятельности и потребностями в кадрах. В перспективе способствует осознанному выбору своего профессионального пути.

Профориентационная работа в лицее начинается с восьмого предпрофильного      класса, где ребята определяются с выбором профиля обучения. Это биолого-химический, социально экономический и физико-математический класс.

Я работаю в профильном естественнонаучном классе. Во вновь набранном 9 классе только часть обучающихся из 8 предпрофильного класса. Это ребята, которые осознанно сделали выбор профиля. Остальные ребята приезжают из сельских школ или из общеобразовательных школ города. Эти дети знают о профиле очень мало, поверхностно. По результатам анкетирования в 9 классе, только 20% ребят определились с выбором профессии, знают, кем они хотят стать и где будут учиться, а в дальнейшем  работать. Это в основном те, кто идет по стопам родителей (врачи, фармацевты). Остальные 80% детей еще не определились. Анкетирование показывает, что они заинтересованы в том, чтобы узнать больше и конкретнее о профессиях, о ВУЗах в которых готовят специалистов, о востребованности на рынке труда, чтобы сделать правильный выбор.

Из опыта работы могу сказать, что в первые годы, когда я только начинала работать в профильном биолого-химическом классе, профориентационная работа велась только на классных часах (беседы, деловые игры, встречи с представителями профессий). Но, как показал опыт, этого недостаточно. Из бесед с выпускниками лицея, которые учатся на данный момент в ВУЗах, выяснилось, что не все, кто поступил в определенный ВУЗ заканчивают его, или, окончив его, работают по специальности. Особенно, это происходит, когда они начинают углубляться в профессию. (Одна из выпускниц ушла из медицинского ВУЗа в нефтегазовый  институт, другая, учась уже на 5 курсе сожалеет, что пошла в медицину (стоматологию) и не уверенна, что будет работать по специальности. Все это говорит о том, что надо как можно шире и глубже знакомить детей с профессиями. И именно экскурсии являются одной из эффективных  форм профориентационной работы.

Для биолого-химического класса мы организовали и провели экскурсии в ООО  «Геникс», где ребята увидели процесс производства моющих средств, увидели работу химиков, лаборантов, в чем она заключается. Ребята задавали интересующие их вопросы по химическим составам моющих средств, сравнивали их с известными брендами (амвей).

 Очень интересная экскурсия на Марбиофарм, где ребята увидели сам процесс производства лекарственных средств.

Экскурсия на водоканал, где ребята  смогли своими глазами увидеть, как работают городские водопроводные станции и канализационные очистные сооружения; как  вода превращается в питьевую, а сточные воды избавляются от грязи.

Узнали, для чего и как питьевую воду обеззараживают, почувствовали разницу между тем, как выглядят сточные воды, приходящие на канализационные очистные сооружения – и какой становится вода после очистки.

Также неоднократно ходили на экскурсии в ботанический сад МарГТУ, где познакомились с работой лаборатории тропических и субтрофических растений, генетики и селекции.

К сожалению, мы не можем на данный момент организовать экскурсии непосредственно в медицинские клиники, стационары.  Что очень важно для нашего профиля. Но на данный момент поводится работа по налаживанию связей с клиниками и стационарами для организации экскурсий. Очень надеемся, что в дальнейшем мы сможем познакомить ребят с работой медицинских работников глубже.  

И, в заключение, хотелось бы сказать, что наша задача, задача педагогов лицея, чтобы ребенок, общаясь в социуме, смог сделать свой выбор, чтобы личность не потерялась  в обществе, а нашла свое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."

Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран...

Исследовательская деятельность-как одна из эффективных форм развития познавательной компетентности

Выступление учителя на РМЦ учителей истории (из опыта работы) «Исследовательская деятельность-как одна из эффективных форм развития познавательной компетентности» Следует признать, что исх...

Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.

В статье говорится о применении интегрированных уроков в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями....

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования в условиях дистанционного обучения

В статье  представлены возможности и особенности применения современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога. В качестве основной формы предл...

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.

В статье рассматривается возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках и внеурочных занятиях как средство расширения  культурного кругозора обучающихся....

Метод проектов как эффективная форма развития функциональной грамотности. Из опыта работы.

В материале рассказывается, как можно провести проектные уроки в 5 классе на занятиях по изучению литературы родного края. Для проекта выбраны рассказы мурманского писателя....