Экскурсия как одна из эффективных форм развития социальной компетенции и профориентационной работы с обучающимися.
статья (9, 10, 11 класс)
Профориентационная экскурсия является одним из видов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, сочетающая в себе не только наглядность и доступность информации, но и возможность формирования у ребят интереса к профессии. Экскурсия помогает школьникам соотнести свои профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о профессиях, знакомит их с различными видами трудовой деятельности и потребностями в кадрах. В перспективе способствует осознанному выбору своего профессионального пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_kak_odna_iz_form_proforientatsionnoy_raboty.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия как одна из эффективных форм развития социальной компетенции и профориентационной работы с обучающимися.
Профориентационная экскурсия – одна из самых эффективных форм ознакомления учащихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий. Экскурсия оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Экскурсию можно рассматривать, как специфический организованный урок, и его эффективность значительно возрастает, если подготовить экскурсовода, продумать маршрут и объекты осмотра, подготовить учащихся к активному восприятию информации.
Можно выделить следующие типы профориентационных экскурсий: обзорные организуются с целью общего знакомства с предприятием. Она сопровождается короткой беседой и рассказом об условиях для подготовки кадров.
В профессиографических экскурсиях раскрывается содержание той или иной профессии. На предприятии ребят знакомят с содержанием деятельности специалиста и степенью механизации труда, потребностью в кадрах и как оплачивается труд. Так же узнают о требованиях, которые предъявляются профессией к личностным качествам человека, возможными противопоказаниями. Привлекательность данной формы профориентации определяется несколькими факторами : во первых проведение экскурсий не требует со сторон больших кадровых, правовых и инфрастуктурных затрат, во вторых, экскурсии являются наиболее традиционной формой сотрудничества, в третьих, эта форма профориентационной работы является необходимым элементом профессионального самоопределения.
Профориентационные экскурсии выполняют две базовые функции: содержательную, которая формирует у учащихся образ профессионального окружения и экологического мышления в целом и
инфраструктурную, обеспечивающую формирование межсистемных связей между образованием и рынком труда.
Чтобы экскурсия вызвала интерес у школьников, важно во время экскурсии правильно преподнести материал. При этом необходимо соблюдать общие правила проведения экскурсий. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с группой 20-25 человек, но опыт показывает, что это достаточно большая группа. Эффективность снижается, ребятам очень часто не слышно экскурсовода, нет возможности ближе рассмотреть объект. Мы когда идем на экскурсию на предприятие стараемся договориться заранее с экскурсоводом о делении ребят на подгруппы по 10- 12 человек. Обычно ребят сопровождают на экскурсию 2 человека (классный руководитель и преподаватель или представитель родительского комитета)
Экскурсии строятся по определенному плану, где отражаются следующие ее этапы ее проведения: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный включает в себя: первое это письмо в организацию с просьбой разрешения проведения экскурсии, составления списков обучающихся с паспортными данными (если этого требует организация) и беседы с учениками о предстоящей экскурсии, проведении инструктажа о правилах поведения на дорогах, в транспорте, на предприятии. Далее вместе с организатором экскурсии и непосредственно с человеком, который будет проводить экскурсию, разрабатывается план и содержание экскурсии, расчет времени, маршрутов, участков показа.
В основном этапе в ходе экскурсии освещаются следующие темы: история возникновения и перспективы развития, условия работы. Особое значение отводится наблюдению непосредственно за работой.
На заключительном этапе обсуждаются, систематизируются полученные знания.
Профориентационная экскурсия является одним из видов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, сочетающая в себе не только наглядность и доступность информации, но и возможность формирования у ребят интереса к профессии. Экскурсия помогает школьникам соотнести свои профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о профессиях, знакомит их с различными видами трудовой деятельности и потребностями в кадрах. В перспективе способствует осознанному выбору своего профессионального пути.
Профориентационная работа в лицее начинается с восьмого предпрофильного класса, где ребята определяются с выбором профиля обучения. Это биолого-химический, социально экономический и физико-математический класс.
Я работаю в профильном естественнонаучном классе. Во вновь набранном 9 классе только часть обучающихся из 8 предпрофильного класса. Это ребята, которые осознанно сделали выбор профиля. Остальные ребята приезжают из сельских школ или из общеобразовательных школ города. Эти дети знают о профиле очень мало, поверхностно. По результатам анкетирования в 9 классе, только 20% ребят определились с выбором профессии, знают, кем они хотят стать и где будут учиться, а в дальнейшем работать. Это в основном те, кто идет по стопам родителей (врачи, фармацевты). Остальные 80% детей еще не определились. Анкетирование показывает, что они заинтересованы в том, чтобы узнать больше и конкретнее о профессиях, о ВУЗах в которых готовят специалистов, о востребованности на рынке труда, чтобы сделать правильный выбор.
Из опыта работы могу сказать, что в первые годы, когда я только начинала работать в профильном биолого-химическом классе, профориентационная работа велась только на классных часах (беседы, деловые игры, встречи с представителями профессий). Но, как показал опыт, этого недостаточно. Из бесед с выпускниками лицея, которые учатся на данный момент в ВУЗах, выяснилось, что не все, кто поступил в определенный ВУЗ заканчивают его, или, окончив его, работают по специальности. Особенно, это происходит, когда они начинают углубляться в профессию. (Одна из выпускниц ушла из медицинского ВУЗа в нефтегазовый институт, другая, учась уже на 5 курсе сожалеет, что пошла в медицину (стоматологию) и не уверенна, что будет работать по специальности. Все это говорит о том, что надо как можно шире и глубже знакомить детей с профессиями. И именно экскурсии являются одной из эффективных форм профориентационной работы.
Для биолого-химического класса мы организовали и провели экскурсии в ООО «Геникс», где ребята увидели процесс производства моющих средств, увидели работу химиков, лаборантов, в чем она заключается. Ребята задавали интересующие их вопросы по химическим составам моющих средств, сравнивали их с известными брендами (амвей).
Очень интересная экскурсия на Марбиофарм, где ребята увидели сам процесс производства лекарственных средств.
Экскурсия на водоканал, где ребята смогли своими глазами увидеть, как работают городские водопроводные станции и канализационные очистные сооружения; как вода превращается в питьевую, а сточные воды избавляются от грязи.
Узнали, для чего и как питьевую воду обеззараживают, почувствовали разницу между тем, как выглядят сточные воды, приходящие на канализационные очистные сооружения – и какой становится вода после очистки.
Также неоднократно ходили на экскурсии в ботанический сад МарГТУ, где познакомились с работой лаборатории тропических и субтрофических растений, генетики и селекции.
К сожалению, мы не можем на данный момент организовать экскурсии непосредственно в медицинские клиники, стационары. Что очень важно для нашего профиля. Но на данный момент поводится работа по налаживанию связей с клиниками и стационарами для организации экскурсий. Очень надеемся, что в дальнейшем мы сможем познакомить ребят с работой медицинских работников глубже.
И, в заключение, хотелось бы сказать, что наша задача, задача педагогов лицея, чтобы ребенок, общаясь в социуме, смог сделать свой выбор, чтобы личность не потерялась в обществе, а нашла свое место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."
Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран...
Исследовательская деятельность-как одна из эффективных форм развития познавательной компетентности
Выступление учителя на РМЦ учителей истории (из опыта работы) «Исследовательская деятельность-как одна из эффективных форм развития познавательной компетентности» Следует признать, что исх...
Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.
В статье говорится о применении интегрированных уроков в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями....
Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования в условиях дистанционного обучения
В статье представлены возможности и особенности применения современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога. В качестве основной формы предл...
Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.
В статье рассматривается возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках и внеурочных занятиях как средство расширения культурного кругозора обучающихся....
28.10.20 РМО учителей географии. Презентация на тему: "Методы работы с учебными таблицами на уроках географии как одна из форм развития коммуникативных компетенций обучающихся".
Презентация содержит развивающие приемы обучения на уроках географии....
Метод проектов как эффективная форма развития функциональной грамотности. Из опыта работы.
В материале рассказывается, как можно провести проектные уроки в 5 классе на занятиях по изучению литературы родного края. Для проекта выбраны рассказы мурманского писателя....