Опыт работы по подготовке к ВПР
презентация к уроку

Черемных Светлана Минаманехровна

Опыт работы по подготовке к ВПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_podgotovke_k_vpr.pptx330.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практика работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку Учитель:Черемных С.М. МКОУ Кондинская СОШ

Слайд 2

Опыт работы учителя по подготовке к ВПР В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР). Цель – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Нужно помнить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся , а представляют собой аналог годовых контрольных работ, тради ционно проводившихся ранее в школах. Всероссийские проверочные работы лишь часть комплексной итоговой оценки обучающихся школы. Такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки школьни ков не только в разрезе ОУ, но и региона в целом. Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР в результате позволит: - Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ. - Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройден- ного года обучения. - Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах. - Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам. - Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка. - Даст возможность улучшить общую систему обучения. Итоги ВПР не будут влиять на годовые оценки. Если говорить о подготовке к ВПР , можно выделить три составляющие готовности к ним: Информационная готовность (сроки, процедура проведения, структура заданий, знание правил поведения и т.д.); Предметная готовность (готовность по определённым предметам, умение вы- полнять задания); Психологическая готовность (эмоциональный «настрой», состояние внутренней готовности к определённому поведению, ориентированность на целесообразные дей ствия ). С чего начать подготовку к ВПР? Прежде всего, необходимо изучить все имеющиеся по данному вопросу материалы (инструктивно-методические материалы по подготовке к ВПР.

Слайд 3

Подготовку к ВПР начинаю с начала учебного года, с учетом результатов проверочных работ в предыдущем учебном году. В соответствии с этим ввожу в план урока задания, подобные которым могут встретиться в ВПР. Как помочь обучающимся подготовиться к ВПР? Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти. Не напоминаю учащимся о ВПР слишком часто. Регулярно провожу короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ. Обсуждаю основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряю на этом внимание. Использ ование различны х педагогически х технологи й, мето д ов и прием ов . Учебный материал применяю разнообразный: плакаты, презентации, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различ- ными особенностями восприятия информации. Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин). Во время изучения материала для меня важно, чтобы учащиеся принимали активное самосто ятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга . Ознакомление с критериями оценки заданий. Показываю простой пример демонстрационного задания и разбираю подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание. Не показываю страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР. ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей , учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции зарази тельны . Показываю на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять . Хвалю часто своих учеников. У ч енику важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. П охвала должна быть искренней и по существу .

Слайд 4

Содержание ВПР: 5-8 классы. Проверяемые знания и умения

Слайд 5

Зад. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 11. Лексическое значение слова Извлечение информации из текста Извлечение информации из текста С и н т а к с и с . С л о в о с о ч е т а н ие. Виды подчинительной связи 12. Лексический анализ: с ин о н имы / а н т о н имы Лексическое значение слова Лексическое значение слова С и н т а к с и с . Г р амма т и ч ес к ая основа 13. Стилистическая окраска слова Стилистическая окраска слова (нахождение слова в тексте) Синтаксис. Односоставные предложения 14. Значение фразеологизма Значение (смысл) пословицы Синтаксис . Вводные слова, их синонимия 15. Синтаксис. Обособленные определения 16. С и н т а к с и с . О б о с о б л е нн ы е обстоятельства 17. С и н т а к с и с . О д н ор о д н ы е члены предложения Содержание подготовки Проверяемые знания и умения 5-8 кл. + Организация подготовки Формы и сп о с о бы о б у ч е н и я + Средства подготовки Пособия изд-ва «Экзамен»: Т и п о вые з а д а н и я Практикумы Тренажёры = Эффективность подготовки Содержание ВПР: 5-8 классы. Проверяемые знания и умения

Слайд 6

Опираясь на свой опыт, хочу отметить важность выработки у учащихся умения внимательно читать предложенное задание. Очень часто ребята, не прочитав задание, пытаются догадаться, что нужно сделать, и упускают детали, которые при проверке влияют на оценку работы. Необходимо обращать внимание детей на выполнение задания в полном объёме. Вернёмся к самым частым ошибкам и заданиям, связанным с их отработкой. Особое внимание обращаю на фонетику и орфоэпию.

Слайд 7

1.Знание фонетики и орфоэпии. Можно объединить проверку нескольких тем этого раздела. Даем слово и расписываем характеристики его звуков, но с ошибками. От школьника требуется найти эти ошибки, указать, как правильно. Различие звуков. Берем несколько слов и поручаем ребенку выбрать одно по определенному признаку. Например, предлагаем варианты: ошибка, сцена, очки, вход. Ученик должен выбрать слово, в котором второй звук твердый непарный, глухой непарный согласный. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Составляем таблицу и предлагаем ученику вписать в нее слова из одного слога, по два пример на каждое условие: «Звуков больше, чем букв», «Количество звуков равно количеству букв», «Звуков меньше, чем букв». Выявление слов, значение которых требует уточнения. Школьнику нужно подчеркнуть в небольшом тексте слова, значение которых он хотел бы выяснить. Использование в текстах синонимов. Представляем текст, в котором в каждом предложении, раз за разом, повторяется одно и то же слово. Ученику необходимо подобрать синонимы. Сложность в том, что слова не должны повторяться, нужно вспомнить несколько синонимов.

Слайд 8

2. Знание орфографии. Чтобы проверить в одном упражнении, насколько глубоко учащийся усвоил правила орфографии, предлагаем специальное задание. В нем необходимо подобрать по два примера слов на определенные орфограммы, например: «Непроизносимые согласные», «Безударные окончания имен прилагательных», «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Но всё же самая распространённая орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне слова». В основе навыка правописания безударных гласных в корнях слов лежат знания в области фонетики, графики и морфологии, которые не до конца усвоены в начальной школе. В литературе широко отмечается, что на формирование орфографических навыков положительное влияние оказывает расчленение процесса, который выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и строгое соблюдение последовательности их выполнения. Расчленение процесса на отдельные операции позволяет учащимся осознанно представить, что нужно сделать для того, чтобы узнать, как пишется слово, и в какой последовательности нужно это сделать.

Слайд 9

Прежде чем написать слово, ученику необходимо уяснить его смысл. Поэтому первая операция – выяснения смысла слова, его происхождение. Например, ч…совой ( час ) и т.д. Во-вторых , нужно найти в слове безударный гласный звук, требующий проверки. В-третьих , выделить в слове корень. Это необходимо для того, чтобы узнать, в какой части слова находится безударный звук. В-четвертых , подобрать проверочное слово. Для этого изменить форму слова или подобрать однокоренное. В-пятых, написать в корне проверяемого слова ту гласную букву, которая пишется в проверяемом ударном слоге. Если ученик пропускает какую-либо операцию или действует непоследовательно, возможно ошибочное написание слова. Для того чтобы акцентировать внимание детей на предварительной проверке слов с пропущенной безударной гласной наряду с записью проверочного слова перед проверяемым, полезно периодически оформлять упражнение на доске в таком виде : ПОДУМАЙ ДОКАЖИ НАПИШИ тр…скучий треск трескучий поч…нить починка починить

Слайд 10

Основной метод изучения морфологии, позволяющий систематизировать знания учащихся о частях речи, – морфологический разбор. Без ошибок сделали морфологический разбор 42 %. Морфологический разбор слов предполагает высокую терминологическую грамотность учащихся. Чтобы определить вид, спряжение, склонение, синтаксическую роль слова, необходимо знать эти грамматические признаки и уметь их определять у любого слова. Обязательно проверяю на уроках терминологическую грамотность учеников. У всех детей есть тетради «Грамматический справочник», куда записывается весь теоретический материал, в том числе и для выполнения морфологического разбора у детей есть памятки – схемы. Они позволяют сделать вывод об общих принципах разбора всех частей речи.

Слайд 11

Морфологический разбор глагола 1. Глагол. Начальная форма. (У некоторых глаголов форма инфинитива отсутствует, например, не спится, думается). 2. Морфологические признаки: А) Постоянные: переходность (переходные – гл+сущ . в В.п ., непереходные); возвратность (возвратные – на субъект, невозвратные); вид (совершенный, несовершенный); спряжение (1 и 2); если глагол безличный, указать это; Б) Непостоянные: инфинитив или форма одного из наклонений (изъявительного, сослагательного (бы), повелительного); время (в изъявительном наклонении); залог (действительный, страдательный); лицо (1, 2, 3 в настоящем / будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении); личная / безличная форма (не спит / не спится) или безличное употребление формы личного глагола (Из окна дует); род (в единственном числе прошедшего времени изъявительного наклонения и сослагательного наклонения); число. 3. Синтаксическая роль в предложении.

Слайд 12

2 часть. Работа с текстом. Здесь необходимо не только отрабатывать отдельные задания, но и учить видеть текст как единое целое. Продолжаю обучать навыкам изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его основной мысли, адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее; понимать целостный смысл текста, находить в тексте требуемую информацию с целью подтверждения выдвинутых тезисов, на основе которых необходимо построить речевое высказывание в письменной форме . Важным здесь является то, что учащийся на ВПР должен не только верно найти основную мысль текста, но и сформулировать ее полно и правильно . Если ученик верно определил основную мысль, но в формулировке не хватает слов, он допустил речевые или грамматические недочеты, то эксперты не оценят ответ максимумом баллов. Поэтому включаю в содержание уроков задания, которые помогают школьникам: – сформировать умение определять основную мысль высказывания; – провести профилактику речевых ошибок, когда самостоятельно конструируют предложения.

Слайд 13

Составление планов к текстам. Даем текст и по нему план — но не полный. Ученику требуется вписать недостающие пункты. Это задание сложнее, чем самостоятельное составление плана (которое, в большинстве случаев, оценивается положительно). Здесь ученик должен определить, к какой части текста относятся пропущенные пункты, выделить микротему . Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Ученику необходимо составить определение незнакомого слова на основе короткой истории. Например, предлагаем слово березовка и текст о том, как дети пили березовый сок. Овладение нормами речевого этикета. Отрабатываем эту тему на текстах с пропущенными словами и неправильным употреблением некоторых слов. Ученик должен вписать обиходные слова (вроде: здравствуйте, спасибо) и заменить неправильные.

Слайд 14

Подготовку к ВПР я веду на уроке. В своей работе использую различные учебные пособия. Использую и демоверсии работ, которые можно найти на просторах Интернета. Для подготовки к ВПР я использовала интернет-сайты: vpr.statgrad.org - демоверсии ВПР по всем предметам 2021 года; НИКО (Национальные исследования качества образования) http s://www .edu niko.ru размещен «Банк заданий» — образцы заданий по всем пред- метам. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен. Если ориентироваться на задания тестов с сайта НИКО, то можно увидеть, что многие из них проверяют не только знания по школьной программе, но и общий кругозор ребенка. Многие вопросы формулируются исходя из современной картины событий и даже бытовых вещей. неплохо помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» http://testedu.ru . Здесь можно проверить школьника на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее; также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале https://easyen.ru Подготовка к ВПР 2021 (ВПР тесты) https://vprtest.ru Образовательный портал для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР https://sdamgia.ru Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.

Слайд 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В конце ещё раз хочу сказать — мы все хотим, чтобы наши результаты были не хуже, чем у других, но постарайтесь обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Это очень важно, прежде всего, для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Также очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной, средней школе. И помочь ему, не дожидаясь, когда к выпускному экзамену проблемы в учёбе ребенка настолько вырастут, что устранить их будет уже невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт работы со слабоуспевающими учащимися по подготовке к ЕГЭ»

В данном материале я рассказываю какие технологиями применяю в своей работе. Делюсь немного своим опытом работы со слабоуспевающими учащимися. Более подробно остановилась о подготовке к ЕГЭ. И прилага...

Опыт работы руководителя физического воспитания по теме: "Профессионально-прикладная физическая подготовка"

Тема ""Профессионально-прикладная физическая подготовка" раскрывает пути внедрения инновационных методик, технологий по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы...

Опыт работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Данный материал представляет собой краткое изложение опыта работы по подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку...

Опыт работы по подготовке к ЕГЭ

В работе представлен  материал в форме презентации из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Опыт работы по подготовке слепых массажистов

Кривенкова В.В. Опыт работы по подготовке слепых массажистов. СПб ГБОУ СПО "Медицинский техникум №2"В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностя...

Опыт работы по педагогической деятельности «Технология работы с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам»

За время моей педагогической работы были разные ученики. Мало встречалось детей, которые довольствовались только работой с учебником. Им не хватало информации получаемой на уроке. Они интересовались д...

«ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

laquo;Опыт работы по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по физической  культуре»...