Конспект открытого занятия "Мы выбираем будущее!
план-конспект урока (9 класс)

Черезова Елена Александровна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_fevral.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная беседа « Мы выбираем будущее!»  

Цель: 

- Продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений.

Задачи:

1.        Пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.

2.        Расширить границы профессионального самоопределения за счет выявления особенностей некоторых профессий.

3.        Разобраться в возможных вариантах мотивации выбора профессиональной деятельности.

4.        Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда.

Ход занятия:

1.Вступительное слово.

                                                       « Если  вы  удачно выберете труд и вложите  

                                                     в него душу, то счастье само вас отыщет».

                                                                                                   К.Д. Ушинский

- Ребята, по  приветствуем наших гостей! Мне очень приятно видеть вас на нашем занятии. Не за горами тот день, когда вы покинете порог школы. И уже сейчас  перед каждым из вас встает проблема –  выбора профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной вами профессии.

   Важно знать, какие специалисты будут нужны в ближайшем будущем, какое образование лучше всего получить, чтобы быть востребованным на рынке труда и приобрести интересную,  нужную обществу профессию. Как не ошибиться в выборе профессии? Ведь от этого выбора зависит: материальный достаток, круг общения, интересы,  любимая профессия. Ведь выбор профессии – это выбор своего будущего.   Слайд 1.

 Мы должны научить вас выбирать из огромного количества различных профессий единственную, нужную вам работу, чтобы она кормила вас, содержала всю вашу семью.

Существует в мире множество (более 40тыс.) разнообразных профессий и специальностей. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!  Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

2. Что обозначает слово профессия? Вашему вниманию, я предлагаю вам обратиться к толковым словарям Сергея Ивановича Ожегова и Владимира Ивановича Даля.   Слайд 2.

- «Профессия» – это род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.

- «Профессия» - это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития».

Наряду со словом  «Профессия»  часто упоминается слово «Специальность».

- Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.

Специальность-хирург, стоматолог, педиатр, психиатр.

Воспитатель: Ребята, а в профессию   Строитель. Какие специальности входят?

Ответы воспитанников: Специальность - каменщик, штукатур, маляр, плиточник.

 Для того, чтобы освоить какую-либо профессию, надо обязательно окончить школу, затем учиться в училище. Вы все прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.

         

 3. Типы профессий.  Слайд 3.

-Чтобы человеку было легче  ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов  в зависимости от предмета труда:

1.  «Человек - природа».  Когда мы связываем деятельность человека с природой  (животновод, цветовод, лесник, ветеринар). Слайд 4.

2.  «Человек-техника».  Самыми распространёнными являются профессии, где предметом труда выступает техника  (слесарь, водитель, механик).

Слайд 5.

3. «Человек - человек». Труд людей этих профессий направлен на обслуживание людей, (учитель, продавец, няня, санитарка).  Слайд 6.

4.  «Человек - знаковая система». Объектом труда для данного типа профессий выступают различные знаки (программист, экономист, бухгалтер). Слайд 7.

5. «Человек - художественный образ» Труд представителей этого типа профессий связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью (актёр, циркач, маляр, швея). Слайд 8.

  Коррекционная работа!  Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа.

(Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек -  техника» и т. д.)

1.      Ветеринар, агроном,  зоотехник, кинолог, охотовед, эколог.

2.        Водитель, слесарь, инженер, конструктор, строитель,  автослесарь, сантехник.

3.        Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, парикмахер.

4.        Бухгалтер,  экономист, программист.

5.        Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, композитор, балерина.

  Человеческая мысль не стоит на месте, люди придумывают новое,

появляются, изобретаются новые профессии.

Но очень часто получается, что новое - это хорошо забытое старое.

Из старых профессий рождаются, новые профессии.

Воспитатель: Ребята, а скажите какие профессии у нас почти или совершенно исчезли? ( слайд)

Ответы воспитанников: кучер, фонарщик, пряха, прачка, белошвейка, трубочист, почтмейстер, городовой.

Воспитатель: Назовите профессии, которые появились только в XX веке? 

( слайд)

Ответы воспитанников:  программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, лётчик,  крановщик, космонавт, электромонтёр и т.д.

Молодцы!

Воспитатель: Ребята,  назовите по каким профилям  вас обучают в нашей школе?

-        Ответы воспитанников: В нашей школе нас обучают:

-        Швейному делу.

-        Столярному делу.

-        Сельхоз труду.

-        Штукатурному делу.

(слайд)

4. Рассказ воспитателя  о профессии штукатур – маляр.

 В нашей школе вы изучаете штукатурно – малярное дело. Штукатур-маляр - профессия необходимая везде, где ведется стройка. Он приходит на стройку последним, когда строительство здания уже завершено. Его задача - придать новому дому, квартире красивый, нарядный вид. Человек с давних времен стремился жить в красоте. Поэтому профессия штукатура возникла очень давно. Уже около 5 тысяч лет назад при строительстве зданий применяли штукатурку из гипса и глины. Это была очень качественная работа, т. к. штукатурка сохранилась до нашего времени. Слайд 9.

1.Штукатур поверхность гладкой

Оставляет за собой.

Он поверх кирпичной кладки

Нанесёт раствора слой.

Мастерком своим умело

Стены выровняет он.

Спорится любое дело,

Если делом увлечён.

2.Наш маляр и штукатур

Много пробовал фактур,

Чтоб стена волной играла,

Чтобы блеском ослепляла.

Подбирал тона и краски,

Чтобы стены, словно в сказке,

Очаровывали глаз,

Колер подбирал не раз.

3.Краски, лаки и шпатлевки

Ты накладываешь ловко,

Все — красиво и свежо,

И уютно и светло!

Ты работаешь умело,

Знаешь четко это дело!

Ты — отличнейший маляр,

Для работы — идеал!

4.Я маляр, шагаю к вам

С кистью и ведром.

Свежей краской буду сам

Красить новый дом.

Крашу стены, крашу дверь,

Пляшет кисть моя…

У меня и нос теперь

Белым стал, друзья.

5. Редкие профессии.

Слайд №10.

  Ещё у нас есть редкие профессии: Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

Слайд №11.

 Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и  бакенбардов.  Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

Слайд №12.

 Очень редкая и вместе с тем одна из самых-самых добрых профессий. Переворачиватель пингвинов.

Ей владеют всего 2 человека на планете и служат на полярных станциях в Антарктиде. После взлета или посадки самолёта они ходят вокруг аэродрома и ставят на ноги пингвинов, которых звуковой волной опрокидывает на спину.

Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

6. Правила выбора профессии.

Чтобы правильно выбрать профессию рекомендуется пользоваться следующими правилами:

Слайд 13

Правило первое:

- познай и изучи себя.

- здоровье;

- интересы и склонности;

- способности, знания и умения.

Правило второе:  

Узнай все о профессии:

- предмет, цель и условия труда;

- пути получения профессии;

- медицинские противопоказания;

- требования профессии к личности (профессионально важные качества);

- актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.

-        Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - ума или скорости реакции, третьи - общительности, аккуратности или сдержанности.

        Итак, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах:

-        -интересна и привлекательна для вас;

-        -соответствует вашим способностям;

-        -пользуется спросом на рынке труда.

7. Формула выбора профессии.

Существует формула выбора профессий:

- Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну - единственную. Профессиональное самоопределение - от слов «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу – могу - надо».

Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, все должно быть по силам, по способностям («могу»).

В-третьих, эта профессия нужна для общества, для страны («надо»).

Слайд 14.

 

•        Если сложить три слова, «хочу», «могу» и «надо», я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

      Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

        Физ. минутка.

 Физкультминутка – «Назови профессию»

- назвать  по очереди, быстро названия  профессий.

8. Ролевой диалог «Устройство на работу».

- Здравствуйте. Меня зовут…….. Я хочу к вам устроиться на работу штукатуром.

- Присаживайтесь, пожалуйста. Расскажите немного о себе.

- Я окончила школу, получил профессию штукатура - маляра. Мне 18 лет, поэтому я ещё нигде не работала. Я человек ответственный и думаю, что справлюсь с этой работой.

- Почему вы выбрали именно эту профессию?

- Потому что мне нравится работа штукатура.

- Каковы ваши сильные стороны?

- Я занимаюсь спортом.

- Каковы ваши слабые стороны?

- Я люблю утром поспать, но если вы меня возьмёте, то не пожалеете, я буду стараться.

- На какую зарплату вы рассчитываете?

- 35 тысяч рублей.

- У вас есть вопросы ко мне?

- Я бы хотела узнать график работы.

- Хорошо. Но вы ещё слишком молоды. И мне надо подумать, взять ли мне вас на работу.

- У меня огромное желание работать у вас.

-  Спасибо, всего доброго, я вас услышала. Вы можете подойти завтра в отдел кадров, написать заявление и получить перечень документов необходимые для устройства на работу.

-Спасибо, до свидания.

9. Коррекционное задание.  

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о труде вы знаете?

Ответы воспитанников: 

-        Меньше говори, а больше делай.

-        Землю солнце красит, а человека труд .

-        Есть терпенье - будет и уменье.

-        Что можно сделать сегодня не откладывай на завтра.

-        Делу время, а потехе час.

-        Кто рано встаёт тому Бог подаёт. Слайд. 15.

 Коррекционная работа!  

 У каждого из вас на столе лежат конверты. Вам нужно выполнить следующее задание: собрать пословицу, прочитать её, объяснить, значение пословицы?

        

-        Терпенье и труд всё перетрут.

Ответы воспитанников: из любой сложной ситуации можно выбраться, если немного потрудиться

-        Труд человека кормит, а лень портит.

Ответы воспитанников: ничего хорошего от лени не получишь. А если будешь трудиться, то будет и богатство, и счастье.

-        Делу время, потехе час.

Ответы воспитанников: всему должно быть своё время. Нужно уметь и трудиться, и отдыхать.

-        Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Ответ воспитанников: чтобы прийти к успеху, нужно приложить усилие, терпение.

-        Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Ответ воспитанников: перед тем как что-либо сделать, надо тщательно обдумать, проверить, чтобы не переделывать ещё раз и не жалеть о том, что сделано неверно.

 -  Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.

Ответ воспитанников: следует делать дела сразу, не надо лениться. Откладывая дела на потом, мы их накапливаем и, впоследствии, не сделаем или будем делать с большими усилиями.

10. Где можно получить образование?

Воспитатель: - училища нашей республики предлагают вам следующие профессии:

  • «Марийский политехнический техникум»

г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, 25

- каменщик

- кружевница

- швея

- резчик по дереву

- штукатур

- станочник деревообрабатывающих станков

Срок обучения – 1 год 10 месяцев. Слайд №16.

  • «Строительно-промышленный техникум»

г. Йошкар-Ола, ул. Медицинская, 5

        Строительно-промышленный техникум (бывшее Профессиональное училище № 8), который вот уже полвека готовит рабочие кадры для строительной отрасли Республики Марий Эл, является одним из старейших  учреждений системы профтеха.

В настоящее время техникум является  многопрофильным, интегрированным образовательным заведением. Подготовка   обучающихся с ОВЗ в училище   велась с 1977 года, а с 2000 года  по приказу  Председателя Госкомитета  РМЭ  по профессиональному образованию  ПУ № 8 было объявлено базовым для  обучения лиц с ОВЗ.

Много лет основным работодателем для образовательного учреждения был «Маригражданстрой», сегодня же техникум эффективно взаимодействует с ПМК-7 и ПМК-9.

- маляр (строительный)

- штукатур

- каменщик

- столяр (строительный)

- обувщик по ремонту обуви

- швея

- рабочий зеленого строительства

Срок обучения 1 год 8 месяцев. Слайд №17.

  • «Аграрно-строительный техникум»

РМЭ, Советский район, с. Вятское

- штукатур

Срок обучения 1 год 10 месяцев. Слайд №18.

-Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно.

Слайд №19.

11. Рефлексия.

 - Я думаю, что сегодня вы получили определенный багаж знаний, некоторые сделали выбор или ещё размышляют по поводу определения профессии.

Поэтому каждый из вас определяет на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете полоску соответствующего цвета. Покажите их.  Я вижу, что кто выбрал:

Зеленый цвет – не определился с выбором профессии.

Желтый – сомневаюсь

Красный – определился с выбором.

12.Итог.

Закончить наше занятие хочу на поэтической ноте словами В. Маяковского

Книгу переворошив,

намотай себе на ус –

все работы хороши,

выбирай на вкус.  Слайд № 19

-А я от всей души желаю вам выбрать правильную дорогу жизни!

Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

-Запомните ребята, какую бы вы не выбрали профессию, нужно всегда быть трудолюбивым, ответственным, добросовестным, ведь не зря говорится, что самая главная в жизни профессия «Быть человеком».

Ребята, с уважением и любовью относитесь к людям. Спасибо за занятие.

Литература

1.Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1995

2.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.: ВАКО, 2005.

3.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

4.Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.:ВАКО, 2005.

5.Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.- метод. пособие. – М.: Глобус, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол"Выбирая профессию, я выбираю будущее"

Перед старшеклассниками всегда стоит сложный выбор - выбор профессии, а следовательно, и выбор всей дальнейшей жизненной траектории. Как помочь детям сделать правильный выбор и кто должен им в этом по...

Круглый стол на тема "Молодежь выбирает будущее"

Классный час для старшеклассников по теме "Молодёжь выбирает будущее" позволяет закрепить знания об основных принципах участия граждан в выборах, о значении участия граждан в выборах,воспит...

Классный час "Выбирая профессию – выбираю будущее"

Тема классного часа:  Выбирая профессию – выбираю будущее Ролик  «Ученик лекаря» (притча)  Цель:-формировать информационную основу выбора профессии;- создать условия для форми...

Внеклассное мероприятие "Мы выбираем будущее"

материал по теме избирательного права, включая теоретический материал и "деловую игру"...

Выбирая профиль - выбираем будущее!

Вновь МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» радушно распахнула свои двери девятиклассникам школ муниципального района для продолжения обучения в профильных классах....

план конспект открытого урока " Школа будущего"

конспект урока по английскому языку по теме "Школа будущего"...

Профориентационная работа. Классный час "Выбирая профессию, ты выбираешь будущее"

В настоящее время  вопрос о выборе профессии  весьма актуален, т.к. в будущем подросткам суждено строить новую Россию и жить в ней.Основными задачами методической разработки являются важные ...