Программа элективного курса "Я живу в России"
методическая разработка (6 класс)

Лаптева Ольга Васильевна

Программа элективного курса "Я живу в России" рассчитана на обучающихся 5-6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_zhivu_v_rossii.docx13.24 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Я живу в России»

для обучающихся 5-6 классов

Пояснительная записка.

     Рабочая  программа «Я живу в России» для учащихся  6 классов  разработана с учётом требований ФГОС основного общего образования, Примерной основной образовательной программы   и Концепции развития географического образования в РФ. Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи ФГОС ООО и  в соответствии с методическими рекомендациями «Примерной программы воспитания», утверждённой 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования.  

    Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.  Именно география и краеведение имеют решающее  значение в реализации  этой основной педагогической цели.

    Программа по географии и краеведению  “Я живу в России”  предполагает формирование патриотических чувств и осознание  роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны.

   

Цель программы: расширение образовательного пространства и создание условий для развития культурно насыщенной, толерантной, патриотичной, духовно – нравственной личности ребенка, на основе национальных традиций и его успешной социализации в современном обществе.

Задачи программы:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения  к  своей Родине;
  • развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
  • развивать навыки учебно-исследовательской работы.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- формирование активной гражданской позиции учащихся;

- самостоятельное формулирование общих целей, умение распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог;

- приобретение опыта общения в процессе учебной деятельности, опыта сотрудничества, взаимопомощи;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).

Метапредметные:

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные:

- уметь работать с различными источниками географической и краеведческой  информации;

- овладение основами картографической грамотности и использования карты как одного из языков международного общения;

- составлять описания и давать характеристику объектов Всемирного культурного и природного наследия  в России на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- ориентироваться  в природных и культурных ценностях Иркутска и области;

 - формулировать своё отношение к культурному и природному наследию, понимать причину ценности объекта.

Содержание программы

Курс программы состоит из 3 разделов.

1 раздел - «Я живу в России» 7 ч

Где находится наша страна, ее размеры, столица, с какими странами мы граничим. Герб, флаг России, гимн, Президент. Россия — республика. Административно-территориальное  устройство, республики в составе России. Россия — многонациональное государство.  Россия — богатейшая страна мира. Национальное достояние России — памятники культурного и природного наследия.

2 раздел - «Иркутская область — моя малая Родина» 7 ч

Где находится наша область, ее размеры, административный центр. Герб, флаг Иркутской области, Губернатор. Иркутский район, свое поселение.  Кто живет в Иркутской области, коренные народы. Чем богата Иркутская область? Достопримечательности Иркутской области. Экскурсия в краеведческий музей.

3 раздел – «Итоговый проект 3 часа

Работа над проектом, представление  итогового проекта.

Примерные темы проектов:

  1. Самый большой город России.
  2. Объекты Всемирного культурного наследия России.
  3. Объекты Всемирного природного наследия в России.
  4. Памятники Иркутска.
  5. О чем расскажет название моей улицы?
  6. Географические названия нашей местности.
  7. Туристический маршрут по родному краю.
  8. Культура и быт коренных народов Иркутской области.
  9. Байкал — жемчужина Сибири.
  10. Зачем охранять Байкал.
  11. Чем славен Иркутский район.
  12. Достопримечательности своего населенного пункта.

Тематическое планирование    

 «Я живу в России» 17 часов

№ урока в разделе

Раздел, тема

Дата проведения

Я живу в России

1

1

Россия — самая большая страна мира.

2

2

Государственные символы России.

3

3

Столица России.

4

4

Как устроена наша страна.

5

5

Россия — многонациональное государство.

6

6

Достопримечательности России (Объекты Всемирного культурного наследия).

7

            7

Достопримечательности России (Объекты Всемирного природного наследия).

Иркутская область — моя малая Родина

8

1

Иркутская область на карте России.

9

2

Символика Иркутской области.

10

3

Иркутск — крупнейший город нашей области.

11

4

Экскурсия в краеведческий музей.

12

5

Экскурсия в краеведческий музей.

13

6

Чем славится Иркутский район?

14

7

Наш населенный пункт.

15-17

Итоговый проект  «Моя  Родина»

итого

17 часов

Методическая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования https://fgosreestr.ru/uploads/files/238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf 
  2. Примерная программа воспитания https://fgosreestr.ru/poop/primernaja-programma-vospitanija?ysclid=l6axdzw5ut652365061 
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года LkiAgAELFrlG0oAFgKCjKdAWdi6jbZU5.pdf (government.ru) 
  4. Батаговская Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание школьников посредством ознакомления с Родиной / Н.Н. Батаговская, Г.В. Беляева, Н.Н. Малявина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. трудов XXIV междунар. науч.-практ. конф.( Белгород, 28 октября 2019 г.) - Белгород, 2019
  5. Энциклопедия, Достопримечательности России, научно-популярное издание «В мире знаний», Ростов-на-Дону, 2020
  6. Энциклопедия, Наша Родина — Россия, научно-популярное издание «В мире знаний», Ростов-на-Дону, 2020
  7.  ИРКИПЕДИЯ - портал Иркутской области: знания и новости (irkipedia.ru) 
  8. Учи.ру (uchi.ru) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Заповедные места России"

Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов (1 час в неделю), полностью разработан УМК для 8 класса, можно использовать полностью или использовать как дополнительны...

Программа элективного курса "Изучаем Конституцию России"

Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Изучаем Конституцию России". Предназначена для учителей обществознания и права. Поможет в изучении Конституционного права и подготовке учащихся к ГИА...

Программа элективного курса "Живая математика"

Программа курса «Живая математика» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Математика  является одним их сложных предметов в преподавании. Многие дети не в силах соотнест...

Дополнительная образовательная программа элективного курса «География городов России»

«География городов России» — развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, ...

Программа элективного курса "Живая математика"

Программа курса «Живая математика» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Программа составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования (базовый и про...

Программа элективного курса "Живая математика".

Курс предназначен для учащихся 6 классов с целью развития познавательного интереса и подготовки к практической деятельности....

Рабочая программа элективного курса "Живой организм и химия"

Курс носит межпредметный характер. Он ориентирован на углубление и расширение знаний на развитие любознательности, интереса к химии, биологии и экологии. Содержание курса рассказывает о роли важнейших...