План воспитательной работы 9 класс школы-интернат ст-цы Медведовской
материал (9 класс)
План воспитательной работы 9 класс школы-интернат ст-цы Медведовской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_vospitatelya.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Специальная (коррекционная) школа-интернат
Ст-цы Медведовской
План
Воспитательной работы
9 класс
На 2022-2023 учебный год
Воспитатель: Черенкова Анна Андреевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа-интернат – особое образовательное учреждение для детей с особенностями в развитии. Ребенок остается ребенком, а отклонение в работе какой-то системы его организма есть особенность ее развития, которая и определяет состояние ребенка. И нужно создавать адекватные условия для развития ребенка с учетом этой особенности. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу, как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.
Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание. Сегодня в условиях рыночных отношений наиболее оправданным является такой подход в организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
С учетом такого подхода вырисовывается ряд общих положений, которые могут быть основой организации воспитательной работы в условиях коррекционной школы-интерната.
Среди них наиболее актуальными являются понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, освоения им социального опыта, освоение и приобретение им социальных связей. Однако имеется ряд факторов, которые отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта. К ним относятся следующие:
- Практически у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
- Односторонность, бедность мотивационной сферы, агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;
- Неумение общаться;
- Неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами;
- Иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности;
- Инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
- «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Только при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка. В связи с этим возникла потребность новых путей и методов воспитания данной категории детей. Прочитав и изучив множество методической и научной литературы по воспитательной работе на современном этапе, было принято решение разработки программы воспитания, которая должна внести изменения в жизнедеятельность учебного заведения и окружающего социума.
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» - говорит народная мудрость. Значит создание в интернате среды, способной отвлечь от улицы, от любого негативного воздействия извне, способной воспитать привычки и сформировать модели поведения – особенно актуальная задача в наше время. Все, что есть в арсенале школы, любой педагогический акт, личный пример учителя, воспитателя – все должно служить воспитанию общечеловеческих качеств воспитанников, их развитию и коррекции.
Данная программа предназначена для работы с детьми от 7 до 17 лет и рассчитана на 6-летний срок реализации. При разработке программы были учтены особенности социума, контингент учащихся, материально-техническая база. Программа воспитания является организационной основой ее деятельности.
Жизнь еще внесет свои коррективы в нашу программу: будут дополнения, видоизменения, но основная цель должна быть достигнута использованием новых технологий и передового педагогического опыта. На первом месте при работе с программой всегда будет личность каждого отдельного ребенка, коррекция его недостатков, развитие его самосознания.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для формирования социально-адаптированной личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социо-культурных условиях.
Задачи:
- Способствовать развитию личности детей через создание коррекционно-развивающей среды.
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Развитие системы трудовых навыков.
- Воспитание учащихся в духе демократии, свободы, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
- Воспитание творческого потенциала воспитанников.
1.3. На основе поставленных задач выделены приоритетные направления воспитательной работы.
- Личностное развитие. Основы социализации.
- Охрана здоровья. Физическое развитие.
- Трудовое воспитание.
- Основы гражданского и правового воспитания.
- Патриотическое воспитание.
- Творчество.
- Диагностика.
- Научно-методическая работа.
1.4. Направления воспитательной работы
Направления работы | Цели программы | Задачи программы |
Личностное развитие. Основы социализации. | Воспитание личности с особенностями в развитии. |
|
Охрана здоровья. Физическое развитие. | Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья. |
|
Основы гражданско-правового и патриотического воспитания |
|
|
Труд | Развитие личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики. |
|
Творчество | Социализация личности воспитанников |
|
Диагностика | Организация целенаправленного обоснованного процесса развития личности. Контролирование воспитательного процесса. |
|
Научно-методическая работа | Обеспечение действенности системы внутришкольного управления. Совершенствование, стабилизация и развитие всей жизнедеятельности ОУ. | Создание единого информационного пространства, программно-методического и научного обеспечения воспитательного процесса. Обеспечение оперативной информацией о новых материалах, технологиях, диагностик воспитательной работы. |
1.5. Направления деятельности. Содержание работы.
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ, ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Направление деятельности | Цели и задачи. Содержание работы классных руководителей и воспитателей |
Индивидуальная работа с учащимися | Активизация личности, соблюдение ею эстетических норм, стремление к самосовершенствованию. Воспитание ответственности перед обществом, государством, семьей. Налаживание взаимоотношений «ученик – ученик», «ученик – учитель». |
Работа с коллективом класса | Определение целей и задач развития коллектива, подбор форм и методов их реализации. Организация мероприятий по повышению уровня развития коллектива. |
Работа с родителями | Индивидуальная работа по вопросам развития личности ребенка. |
Работа с педагогическим коллективом | Взаимодействие с администрацией, коллегами по решению проблем диагностики и коррекции развития личности учащегося и коллектива класса. |
Внешние связи | Взаимодействие с учреждениями культуры, детскими организациями. |
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Направление деятельности | Цели и задачи. Содержание работы классных руководителей и воспитателей |
Индивидуальная работа с учащимися | Наблюдение за психологическим и физическим развитием учащегося. Забота о сохранении и укреплении здоровья учащегося. Обеспечение помощи заболевшим учащимся в учебе. |
Работа с коллективом класса | Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, в спальных комнатах, в игровых. Пропаганда ЗОЖ. Организация профилактических мероприятий, спортивных мероприятий, походов, экскурсий. |
Работа с родителями | Просвещение родителей о возрастных особенностях развития ребенка. Организация консультаций специалистов по вопросам физического и психологического здоровья детей. |
Работа с педагогическим коллективом | Взаимодействие с учителем физкультуры, с мед.сестрой по вопросам охраны здоровья детей и пропаганде ЗОЖ. Организация отдыха детей во внеурочное, в каникулярное время. |
Внешние связи | Организация участия детей в спортивных массовых и оздоровительных районных мероприятиях. Привлечение специалистов медицинских учреждений к работе с детьми. |
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Направление деятельности | Цели и задачи. Содержание работы классных руководителей и воспитателей |
Индивидуальная работа с учащимися | Изучение индивидуальных особенностей учащихся. Контроль за трудовой дисциплиной. Создание условий для развития трудовых навыков, формирование у будущих рабочих основных профессионально важных качеств. |
Работа с коллективом класса | Организация трудовой деятельности класса. Развитие умений правильно организовать свою трудовую деятельность. Формирование положительной мотивации труда. |
Работа с родителями | Проведение родительских собраний по вопросам воспитания положительной мотивации труда. Консультации по вопросам профессионального определения. |
ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО
И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Направление деятельности | Цели и задачи. Содержание работы классных руководителей и воспитателей |
Индивидуальная работа с учащимися | Воспитание личности гражданина – патриота Родины; способствовать воспитанию законопослушного гражданина; индивидуальная коррекционная работа с детьми группы риска, привлечение их к работе в кружках. |
Работа с коллективом класса (группы) | Организация мероприятий, занятий по направлению гражданско-правового воспитания и привлечение учащихся к общешкольным делам, организация физической помощи. |
Работа с родителями | Родительские собрания, ознакомление родителей с ответственностью, которую их дети несут за совершенные проступки, правонарушения и преступления. |
Работа с педагогическим коллективом | Взаимодействие с соцпедагогом, психологом по вопросам психологического здоровья и правонарушений. |
Внешние связи | Сотрудничество с органами социальной защиты, КДН и ЗП, ОВД, органами прокуратуры. |
ТВОРЧЕСТВО
Направление деятельности | Цели и задачи. Содержание работы классных руководителей и воспитателей |
Индивидуальная работа с учащимися | Развитие творческого потенциала воспитанников; формирование потребности в разумном досуге и организация их реализации. |
Работа с коллективом класса (группы) | Развитие творческого потенциала и мобильности коллектива, организация интересных дел. |
Работа с родителями | Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях; организация совместных дел с детьми. |
Работа с педагогическим коллективом | Привлечение учителей и воспитателей к работе по творческому развитию учащихся. Организация творческих вечеров, праздников, игр во внеурочное время. |
Внешние связи | Взаимодействие с учреждениями станицы, района, края. Организация встреч с интересными людьми. Организация участия воспитанников в массовых мероприятиях. |
ДИАГНОСТИКА
Направление деятельности | Цели и задачи. Содержание работы классных руководителей и воспитателей |
Индивидуальная работа с учащимися | Анализ личностного развития воспитанника на различных этапах, оценка. Изучение эффективности мер, направленных на предупреждение и профилактику асоциального поведения учащегося. Определение стратегии и тактики индивидуальной воспитательной работы. |
Работа с коллективом класса | Выработка схемы исследования становления классного коллектива, подбор методов диагностики. Определение ведущих направлений воспитательной работы с данным классом, группой. |
Работа с родителями | Анализ воспитательного действия семьи на ребенка; коррекция семейного воспитания. Координация семьи и школы в учебно-воспитательном процессе. |
Работа с педагогическим коллективом | Повышение квалификации, обмен опытом, участие в методических объединениях. |
Внешние связи | Привлечение работников медицинских, социальных организаций к работе по диагностике и коррекции личностного развития учащихся. |
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Направление деятельности | Цели и задачи. Содержание работы классных руководителей и воспитателей |
Индивидуальная работа с учащимися | Работа с документами: диагностическая карта развития, карта-характеристика личности ребенка; заполнение личных дел, дневников наблюдений, психолого-педагогические характеристики; изучение медицинского заключения врачей. |
Работа с коллективом класса (группы) | Работа с документами: характеристика классного коллектива, анализ системы воспитательной работы в классе (группе), сравнительный анализ посещаемости. |
Работа с родителями | Проведение родительских собраний. Анкетирование родителей. Связь по телефону. |
Работа с педагогическим коллективом | Изучение и введение инновационных форм воспитательной работы во взаимодействии с коллегами, администрацией. Разработка воспитательных программ, тематики М/О воспитателей: конкретизация плана воспитательной работы на полугодие. |
Внешние связи | Взаимодействие с медицинскими учреждениями, социальными организациями к работе по развитию учащихся. |
1.6. Возрастная адаптированность
Программа разработана для учащихся 1 – 9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната.
1.7. Этапы реализации программы.
- Первый этап работы – диагностический.
На данном этапе изучаются потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов школьного коллектива, а также определяется уровень сформированности коллектива, уровень эффективности воспитательного процесса. Тесная связь осуществляется с медицинской, психологической, социально-педагогической службой школы-интерната.
- Второй этап работы – практический.
На данном этапе идет практическая реализация направлений воспитательной работы, индивидуальных и групповых программ, форм и методов коррекционно-развивающего воспитания.
- Третий этап работы – аналитический.
Ежегодный анализ информации по всем направлениям воспитательной деятельности.
1.8. Принципы организации воспитательной работы.
- Принципы адаптированности (каждый должен чувствовать себя как дома, найти свое место в семье – школе).
- Принцип партнерских отношений (сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей. Позиция «мы вместе», а не «над».
- Принцип развития (целостное развитие личности: физическое, интеллектуальное, духовное).
- Креативный принцип (или принцип формирования потребности в творчестве, раскрытию индивидуальных способностей ребенка, формированию устремлений «я – хочу» и «я – могу»).
1.9. Критерии эффективности воспитательной работы.
- Сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного и физического потенциала личности.
- Сформированность у школьников учебных интересов, уважительное отношение к традициям.
- Удовлетворение запроса учащихся по различным направлениям дополнительного образования.
- Удовлетворенность групповыми школьными мероприятиями.
- Проявление индивидуальности каждого воспитанника и классного сообщества в школе.
- Удовлетворенность педагогов работой, учащихся – учебой и досугом, родителей – детьми.
Определение результативности и эффективности воспитательной работы ежегодно осуществляются администрацией, воспитателями и классными руководителями, психолого-социальной службой с помощью специальных методик.
1.10. Ожидаемые результаты от реализации программы.
- Создание Модели выпускника школы-интерната (см. приложение №1).
- Формирование воспитательного пространства школы-интерната.
- Повышение социального статуса воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы класса
План воспитательной работы 6 класса на 1 полугодие...
Методическая разработка "План воспитательной работы класса на 2013-2014 учебный год"
Методическая разработка "План воспитательной работы класса на 2013-2014 учебный год, составила Т.А. Корчагина заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ№4 г. Дзержинска Нижегородской обла...
Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...
Рекомендации к составлению плана воспитательной работы класса
Для классных рукоодителей...
Доклад на тему: «Проектная работа в системе социально-воспитательной работы в школе-интернате»
Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно- воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участни...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
Воспитательная система школы-интерната складывается из совместной деятельности учителей, воспитателей, тренеров, учащихся, родителей, работников интерната и библиотеки. Основной целью воспитательной р...