Беседа для учащихся "Жители разных планет: мальчики и девочки"
классный час (9 класс)

Бузыкина Надежда Николаевна

Цель: создать условия для изучения психологических особенностей мужского и женского начала; сопутствовать воспитанию нравственного поведения по отношению к противоположному полу, этики, такта в отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Беседа для учащихся39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа для учащихся

Тема: Жители разных планет: мальчишки и девчонки

Цель: создать условия для изучения психологических особенностей мужского и женского начала; сопутствовать воспитанию нравственного поведения по отношению к противоположному полу, этики, такта в отношениях.

Каждый человек уникален и неповторим. Но при всем многообразии людей, есть различия, которые сразу бросаются в глаза – это различия между мужчиной и женщиной.

На формирование и развитие полов влияют различные факторы: биологические, психологические, социальные. Самое раннее влияние - физиологическое. Пол мужчин определяет гормон тестостерон, пол женщины - эстроген. Тестостерон начинает свое действие уже в первые несколько недель развития плода. Именно он заставляет организм развиваться по мужской программе.

Гормональным влиянием обусловливаются и такие, присущие мужчинам признаки, как склонность к доминированию, агрессии, риску, потребность к борьбе и победе.

Биология направляет женский организм к определенному природой поведению: материнство и деторождение. Эстроген определяет такие черты характера, как сентиментальность, самопожертвование, заботливость, доброта, сострадание, сопереживание, ответственность.

Психологи отмечают, что есть социально обусловленные поведенческие особенности полов, обозначаемые как «мужественность» и «женственность». Понятие женственности в нашей культуре подразумевает, прежде всего, огромный потенциал материнской любви. Эта любовь распространяется на все окружающее. Любовь, доброта, сострадание, душевная тонкость и нежность - вот составляющие женственности. У женщины очень развит инстинкт попечительства, обусловленный материнством и ответственностью за продолжение рода. По образному выражению В. А. Сухомлинского, «если в женщине нет доброты, то она не женщина... ибо женщина — не просто человек, но и мать человека и человечества... и лишенная доброты, она лишается самого существенного признака пола».

Мужественность, как правило, ассоциируется со смелостью, решительностью, твердостью, рациональностью, умением быть защитой и поддержкой для более слабого. Для женщины мужчина олицетворяет «сильное плечо», «главу семьи», «хозяина». Даже само слово «замужем» переводится - быть «за мужем», то есть под его покровительством, защитой, как за каменной стеной. Поскольку в России, как и во всей Европе, всегда существовал патриархат, были определены твердые понятия мужского и женского поведения. Мужчине предписывалась роль главы семьи, хозяина, добытчика материальных благ, что требовало от него решительности, твердости, самостоятельности, уверенности в себе. Женщину воспитывали слабым, зависимым существом. Она должна быть мила, кокетлива, нежна, чуть капризна. Основное предназначение женщины - быть преданной женой мужу и заботливой мамой детям. Традиционно существовало распределение домашних обязанностей. Женщина не работала, вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Мужчина был главой семьи, зарабатывал деньги, выполнял по дому сугубо мужскую работу: ремонт, строительство и т. д.

Это важно знать!

К психологическим факторам относятся личностные и поведенческие различия мужчин и женщин. Они по-разному чувствуют, думают и воспринимают окружающий мир.

Различия полов проявляются с самого рождения. Так, девочки сильнее, чем мальчики, реагируют на шум, дискомфорт от влаги и холода. Девочки и женщины более чувствительны к прикосновениям, к горькому и сладкому, а мальчики и мужчины - к соленому.

Заметны различия и в учебной деятельности. Мальчики, как правило, больше любят такие школьные предметы, как труд, физкультура, история. Им труднее, чем девочкам, дается изучение иностранных языков. Девочки предпочитают гуманитарные предметы, а среди нелюбимых у них оказываются чаще всего физика, математика, биология.

Что касается хобби и увлечений, то мальчики больше девочек увлекаются спортом. В спортивных занятиях их привлекают упражнения, связанные с движением и силой: волейбол, футбол, хоккей. Девочкам нравятся такие виды спорта, где необходима гибкость, пластичность, красота движений: фигурное катание, художественная гимнастика.

Девочки проявляют больший интерес к хозяйственно-бытовой сфере жизни и человеческим взаимоотношениям, мальчики направлены на освоение внешнего мира: их привлекает все новое, неизведанное, интересное.

Половые различия проявляются и в отношении численности мужского и женского пола. В младенческом возрасте численность мальчиков, как правило, превышает количество девочек. Затем это соотношение меняется в сторону сокращения количества мальчиков (детская смертность вследствие перенесенных болезней, травм, несчастных случаев выше среди мальчиков, чем среди девочек, и обусловлена особенностями «мужского поведения»: рискованные игры, опасное любопытство и т. д.). С годами разница в продолжительности жизни мужчин и женщин увеличивается и составляет 11-13 лет. Причиной этому является не только природная более слабая по сравнению с женщинами жизнеспособность мужского организма, но и социально-психологические факторы: пренебрежительное отношение к своему здоровью, неумение эффективно справляться со своими стрессами, склонность к вредным привычкам (употребление алкоголя, табака, наркотиков, токсичных веществ и т. д.), увлечение опасными для жизни и здоровья видами спорта. Кроме того, социальная роль мужчины возлагает на него функции «защитника» и «спасателя» в экстремальных ситуациях.

В играх и развлечениях мальчики склонны к активным занятиям, а девочки предпочитают спокойные, организованные занятия, связанные с общением. Общение вообще играет для девочек более важную роль, чем для мальчиков. Девочки раньше начинают говорить, активнее общаются, у них быстрее расширяется запас слов. Мальчики, в свою очередь, проявляют большой интерес к вещам. Они хорошо справляются с занятиями, требующими пространственных навыков, лучше работают с картами, схемами, формулами, пространственными объектами. Можно сказать, что женщины - это коммуникаторы, а мужчины - деятели. В связи с этим у девочек раньше возникает и сильнее проявляется потребность во взаимопонимании, психологической близости. Они усиленно осваивают духовный мир. Мальчиков больше привлекает мир материальный. Женские способы самоутверждения: опека над младшими, желание быть привлекательной, произвести приятное впечатление. Мужчины для самоутверждения прибегают к таким средствам, как сила, смелость, ловкость, выносливость.

Это интересно!

Соотношение ролей мужчины и женщины обусловлено больше социальными, нежели природными факторами. Подтверждением этому может служить иной бытовой уклад жителей Новой Гвинеи, где женщины занимаются рыболовством и земледелием, а мужчины ведут дом и нянчатся с детьми. Женщины здесь сами выбирают мужчин и предлагают им руку и сердце, а сосватанный мужчина переходит в дом своей жены с приданым.

С развитием бархатного общества изменяются понятия мужского и женского поведения. Повышается роль женщины в общественной жизни, происходит ее личностное становление и развитие. В отношениях полов всё больший вес приобретают дружба и равноправие. Выполнение социальных функций неизменно требует от женщин развития традиционно признаваемых мужских качеств. Женщина уже не может и не хочет довольствоваться ролью безликого приложения к мужчине, обеспечивающего ему уют, комфорт и продвижение по службе. Она стремится к личной самореализации. На фоне такого кардинального изменения женщины приобретают мужские черты характера, а мужчины - женские. Мужчина и женщина словно меняются ролями. Такие явления ученые называют «маскулинизацией» женщин и «феминизацией» мужчин.

Вопросы общения юношей и девушек.

Человек - существо социальное. Включенность личности в общественные отношения объясняет первостепенную роль социального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач развития личности значительная роль принадлежит формированию умения личности общаться.

Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.

Общение - основа межличностных отношений у подростков.

Одна из главных особенностей подросткового возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителями, учителями, вообще со старшими, на более или менее равных по положению. Роль эмоциональной функции общения проявляется в двух аспектах: в приобретении опыта эмоциональных отношений с людьми и в развитии эмоционального приятия окружающей действительности.

Общение со сверстниками - очень важный специфический канал информации межличностных отношений. Положение принципиального равенства детей-сверстников делает эту сферу отношений особенно привлекательной для подростка: это положение соответствует этическому содержанию возникающего у подростка чувства собственной взрослости. Происходящие в начале подросткового возраста специфические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям с взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений со сверстниками вглубь. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитания мальчиков и девочек

Задача семьи — воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. У родителей как воспитателей ничего не получитс...

«Мальчик и девочка» (по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»). Литература. 5 класс.

Разработка урока литературы.  Цели урока:  ·         - выяснить, почему автор начинает свою сказку с рассказа о злом тролле;·...

Мальчики и девочки - два разных мира

Мы должны попробовать понять ребёнка, помочь, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ. Раскроем ...

Классный час "Мальчики и девочки - две разные планеты?!.

Классный час для учащихся 8 классов в форме этической беседы.Цель:Помочь учащимся в выстраивании межличностных  взаимоотношений с позиции их гендерных различий.Задачи:Раскрыть различия между маль...

Классный час "Мальчики и девочки - две разные планеты?!.

Классный час для учащихся 8 классов в форме этической беседы.Цель:Помочь учащимся в выстраивании межличностных  взаимоотношений с позиции их гендерных различий.Задачи:Раскрыть различия между маль...