Дидактические игры учителю логопеду
методическая разработка
Дидактические игры учителю логопеду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheski_e_igry_uchitelyu_logopedu.docx | 688.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная автономная дошкольная общеобразовательная организация
Детский сад №4 «Челээш» г. Шагонар
Сообщение на тему:
«Дидактические игры в работе учителя-логопеда»
Составила: учитель- логопед
Бадарчы А.А.
Шагонар
«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять»
А. С.Макаренко
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей как дошкольного возраста, так и младшего школьного. Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения; развивает свой словарь, обогащает его; учиться правильно произносить и различать звуки, составлять связный последовательный рассказ; овладевает мыслительными операциями, учится группировать и классифицировать предметы, сравнивать т.д..
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми, с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.
Дидактическая игра имеет две цели:
- обучающую, которую преследует взрослый;
- игровую, ради которой действует ребенок.
Существует следующая классификация дидактических игр:
1.Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.
- «Угадай, что спрятали».
Описание: Логопед раскладывает на столе предметы, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; логопед убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятали.
- «Что лишнее»
Цель: Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве. Активизировать речь ребёнка.
Оборудование: 12 красочных и отлично выполненных карточек, на которых изображено четыре предмета (три предмета одного цвета, один предмет – другого) .
Описание игры: Логопед кладёт перед ребёнком карточку с изображением четырёх предметов и просит его найти «лишний», объяснить - почему он выбрал именно этот предмет, чем он отличается от других, почему остальные подходят друг другу.
2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.
3.Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
- [Ш], «Лес шумит»
Цель игры: автоматизация изолированного звука [Ш]. Описание игры: Сначала я с детьми вспоминала о том, как летом ходили в лес, и видели там высокие деревья, у которых зеленые верхушки, много веточек, листьев. Затем каждому предлагалось выбрать, какое дерево он хотел бы изобразить. Надевая «медальоны», дети превращались кто-то в могучий дуб, кто-то в стройную, белоствольную березку или в пушистую вечно зеленую елочку. Затем вспоминалась правильная артикуляция звука [Ш] и детям предлагалось сымитировать звук, похожий на звук листвы. По команде «шуми ветерок» дети-деревья сначала поднимали руки вверх, а затем равномерно двигали ими из стороны в сторону, произнося Ш-Ш-Ш… Первый раз команду давала я, а затем кто-то из детей.
- [C][С’], «Насос»,«Моем ручки»,«Свисток»,«Лопнувшие шарики»
- [З] [З’], «Пильщики»?«Комарики»
- [Ц],«Синички»,«Телефон»,«На полянке»
- [Ж],«Мухи в паутине»,«Пчелки собирают мед» и др.
Дидактические игры в работе логопеда используются :
- на фронтальных занятиях;
- на индивидуальных занятиях;
- в домашних заданиях.
Эффективность дидактических игр зависит от соблюдения следующих условий:
- систематическое проведение занятий с использованием игр;
- размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;
- подчиненность заданий выбранной теме;
- вариативность упражнений.
Основные принципы дидактических игр:
- дидактическая игра должна опираться на программный материал;
- игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов;
- назначение предметов, картинок, пособий, смысловых вопросов, условия игры должны быть ясны и понятны детям;
- пособия, используемые логопедом при проведении игр, должны быть внешне привлекательными.
В своей работе я использую дидактические игры А.К.Бондаренко, А.И.Максакова и Г.А.Тумаковой, А.И.Сорокиной и других авторов. Чтобы проведение дидактических игр было более интересным, я вносила в них свои изменения. Почти в каждой игре выбирается водящий. Чтобы его выбрать мы учили детские считалочки. Каждый раз, начиная игру, мы старались выбирать водящего новой считалочкой.
1.Игры на формирование словаря.
- «Угадай по описанию»
Описание: Перед ребёнком картинки, например, со снеговиками: «Перед тобой шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия».
Вместе находим различия:
Посмотри на лица снеговиков. Они? | Одинаковые. У каждого два глаза и оранжевый нос. |
На головах? | У одних снеговиков вёдра, у других кастрюли. Головные уборы разного цвета. |
В руках? | Мётлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие – в левой. |
2.Игры для воспитания звуковой культуры
- «Цветочный магазин».Описание: Приготовленные картинки с изображениями цветов проговариваются. Рассматриваются числовые карточки. Предлагаю «посадить цветы на клумбу»: к первой – цветы, названия которых делятся на две части (два слога), ко второй – цветы с названиями из трёх частей, к третьей – с названиями из четырёх.
3.Игры на различение неречевых звуков.
- «Угадай, на чём играю»
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Описание: Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали).
- «Шумовые баночки»
Цель: упражнять в определении на слух крупы.
4.Игры на развитие и формирование фонематического восприятия
- «Цепочка слов».
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков,
отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры. Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается
следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается
предыдущее слово, и т.д. Количество играющих: один человек и более.
- «Собери цветок».
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность
у учащихся.
Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква
(например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки»,
на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук
[с]. Количество играющих: 1-3 человека.
- «Собери букет».
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации
звуков [р] - [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных
цветов.
Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой
вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят:
«Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со
звуком [р]». (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы разного цвета:
зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Ребенок расставляет цветы. Синий цветок должен остаться.
4. Игры на образование грамматических форм слов.
- «Он, она, оно, они»
Цель: соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.
Описание: В центр цветка по очереди кладутся карточки с изображением девочки — она, мальчика — он, мальчика и девочки — они, солнца — оно. Дети должны выложить на лепестки картинки, про которые можно сказать — она, он, оно или они.
-Игра с мячом «Вспомни и назови»
Цель: согласования притяжательных местоимений с именами существительными.
Описание: Логопед предлагает детям подобрать нужное слово к тому слову, которое он произнесёт. Логопед кидает мяч ребёнку и произносит: “Мой …” Ребёнок ловит мяч, бросает обратно логопеду и произносит: “Мой костюм”.
5.Игры с пуговицами на развитие мелкой моторики рук, закрепления поставленного звука, развитие математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать).
- выкладывать разнообразные узоры;
⎯ определять пуговицы на ощупь по форме, величине;
⎯ делать самомассаж;
⎯ самостоятельно пристегивать и расстегивать пуговицы;
⎯ придумывать свои сюжеты и выкладывать их из пуговиц;
6.Игры на автоматизацию звуков
- «Собери урожай» (предлагаемая игра значительно облегчает процесс автоматизации и дифференциации звуков [Р], [Л]).
Цель: активизация и актуализация словаря по теме «Овощи и фрукты»; формирование правильного звукопроизношения; развитие фонематических процессов
7. Игры на развитие словаря, слоговой структуры слова, звуко- буквенного анализа и синтеза.
- «Цветочки»
Цели:1. обучение детей делению слов на слоги, используя различные способы: прохлопать слово по слогам, выделить гласные звуки;
2. развитие словарного запаса детей;
3. развитие фонематического восприятия.
Оборудование: разноцветные лепестки цветка с наклеенными на них картинками, сердцевины цветочка с нарисованными слоговыми схемами или с буквами, стебель с листочками.
Описание: 1. На столе разложить все детали цветов. Отдельно положить сердцевины:
Логопед: Был очень сильный ветер и сорвал все лепестки цветов. Попробуй вернуть их на место. Чтобы правильно это сделать, нужно прохлопать слово-картинку. Если хлопнул 1 раз – положить лепесток к 1 цветку, если 2 хлопка – ко 2-му и т.д.
- «Едет поезд»
Цель: развитие слоговой структуры слова, звуко- буквенного анализа и синтеза.
Пособие представляет собой панно, состоящее из 4-х частей - паровоза и трёх вагонов разных цветов. Картинки подбираются:
- на один заданный звук;
- на три заданных звука;
- на односложные (лось, бык); двусложные слова(кошка, коза); трехсложные(ворона).
Игра "Грузовики"
Цель: автоматизировать поставленный звук, развитие лексико-грамматических навыков.
Материал: картинки - машины грузовые, набор картинок на определенные звуки.
Описание: Ты сегодня поработаешь грузчиком, будешь загружать машину, но груз будешь выбирать. Нужны только те картинки, в названии которых есть звук Р (ребенку предлагается выбрать среди других картинок, только те, в названии которых есть звук Р) .
Как дидактический материал для развития мелкой моторики рук, внимания, памяти, тактильных ощущений и, конечно, для развития речи я использую счетные палочки, спички, разноцветные скрепки, канцелярские гвоздики и резинки, бусины, камни, ракушки.
8.Игровое пособие «Колесо» на развитие фонематического слуха,
закрепление звукопроизношения. дифференциация звуков.
выделение звука на фоне слова, подбор слов на заданный звук.
определение позиции звука в слове, закрепление понятий «гласный», «согласный», «твердый», «мягкий» звук, классификация предметов.
развитие мелкой моторики.
1 вариант. Если в центре изображен синий круг, ребенок должен подобрать картинки с заданным твердым звуком, назвать их и прицепить к диску прищепками синего цвета.
2 вариант. В центре буква Л – найти картинки с этим звуком, назвать и прикрепить их прищепками.
Примерные задания:
-Прицепить к диску и проговорить приготовленный набор картинок.
-Выбрать и прицепить картинки на заданный звук.
-Найти картинки, которые начинаются с гласного звука.
-Отобрать и прицепить картинки в соответствии со звуковой схемой.
-Выбрать картинки с дифференцируемыми звуками и прицепить их на свой диск ([с-з], [ш-ж], [л-р] и т. д.
-Отобрать картинки в соответствии с классификацией (животные, деревья, мебель и т. д.)
Учитель-логопед может сам подобрать задание в соответствии со стоящими задачами для конкретного ребенка.
9.Игры на формирование звукового анализа и синтеза
- «Помоги медвежонку»
Таким образом, в настоящее время имеется большое количество книг, раскрывающих специфику проведения дидактических игр. В дошкольном возрасте и более старшем ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, понимать литературу, успешно обучаться в школе. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры в работе учителя-логопеда
Игра для детей - учёба, труд, серьёзная форма воспитания, спсоб позхнания окружающего мира это ли не универсальное средство воздействия на детей? Данная консультация - подсказка родителям, как можно в...
14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"
Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...
Технология дидактического синквейна в работе учителя-логопеда логопедического пункта
Описание технологии дидактического синквейна...
Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ. «Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»
Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ.«Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»...
Дидактический материал учителя-логопеда "Пропись"
Разработка мелкой моторики рук, воображения, паияти...
Дидактический материал для учителя-логопеда "Ударение"
Карточки с заданиями...
Дидактические игры учителя-логопеда
Дидактические игры учителя-логопеда...
- Мне нравится (3)